Марк Азов
в иерусалимской русской библиотеке
с презентацией книги “И обрушатся горы...”


МАРК АЗОВ. И ОБРУШАТСЯ ГОРЫ. См. также:
-
И ОБРУШАТСЯ ГОРЫ. Презентация новой книги Марка Азова в Иерусалиме 09.07.10
- МАРК АЗОВ, ДАНИ МИРОШЕНСКИЙ. Творческий вечер 23.02.04
-
Марк Азов «ФРОНТОВАЯ БРИГАДА» В НАЦРАТ-ИЛЛИТЕ
-
Презентация книги Марка Азова «И смех и проза и любовь.

-
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 9-ГО НОМЕРА ЖУРНАЛА "ГАЛИЛЕЯ" И ГАЛИЛЕЙСКОГО АЛЬМАНАХА В ИЕРУСАЛИМЕ

08.04.2010 состоялась творческая встреча с писателем Марком Азовым, чьё имя ассоциируется у многих с текстами смешных миниатюр, исполняемых Аркадием Райкиным. Марк вынес на суд публики новую книгу "И обрушатся горы" (издательство "Э.РА", 2009).

С Марком Азовым меня познакомила искусствовед Злата Зарецкая, одержимая успешной абсорбцией новоприбывающих талантов. Посланные Марку по её рекомендации стихи, тотчас же увидели свет в очередном номере журнала "Галилея", которым он руководит. Да и после этого, когда цикл моих стихов вызвал бурную дискуссию в Рунете, Марк не побоялся "запачкаться" (де мол, подумаешь, дискуссии на форумах... ведь там любой чего угодно может наворотить...) и встал со мной плечом к плечу. И кому же как не ему было написать предисловие к моей первой книжке?

Кроме того, Марк был членом жюри  организованного нами в Рунете при поддержке фонда Михаила Черного и с благословения его директора Дмитрия Радышевского литературного конкурса имени Януша Корчака, посвящённого проблемам воспитания и защиты детства в условиях террористической войны. Его разборы конкурсных произведений были не только прекрасной школой литературного мастерства, но и школой жизни.

Да и потом, во время Второй  Ливанской, когда мы с Эвелиной Ракитской, благодаря тому же фонду, поехали с литконцертами на Север навстречу "катюшам"... Разве можно забыть творческую встречу в Нацрат-Илите, организованную Марком?  Во время чтения стихов раздался звук сирены, а комната-убежище в общественном здании, где мы собрались, оказалась завалена всякой рухлядью и было в неё не войти... Но Марк Азов - бывший "Ванька-взводный" - не растерялся - вывел нас на свежий воздух, на сторону "не столь опасную" при обстрелах, и стихи продолжали звучать...
И первые бумажные публикации моих переводов из Ури Цви Гринберга тоже его рук дело.

Не перестаю удивляться
неизменной напротяжении многих десятилетий сопричастности большого писателя самым глубинным, затаённым, не всегда изъяснимым надеждам и тревогам нашим. Ведь в каждом из нас живы частицы душ всех наших предков до самого Авраама-авину. Это их кровь бродит в нас и не даёт покоя. И мы никогда не удовлетворимся простыми радостями этого мира. Поскольку главная радость - исполнение заповедей Вс-вышнего. Но трудно  вернуться в эту реку после того, как несколько поколений наших предков вынужденно вышли из неё. А в скольких поколениях маялись, так же как и мы сегодня, несовершенством мира без Храма в центре?!
Всё, что происходит в прозе и пьесах Марка Азова, происходит именно на фоне этих извечно-безысходных проблем. Он нигде не даёт готовых решений, но заставляет глубже осмыслить и острее прочувствовать свой предназначение в мире, и весь этот мир непрерывно поддерживаемый и оживляемый всемилостивой творческой Волей Вс-вышнего.
Читая Азова, вы поневоле отождествляете себя с его персонажами, одновременно и современными и танахическими. ВременнЫе рамки исчезают, собеседниками становятся все - и даже Сам...


И как тут не вспомнить крылатую фразу другого поэта:

"Блажен, кто землю посетил
в её минуты роковые:
его призвали всеблагие
как собеседника на пир".

Ведь главное для пира - не  что и как едят и пьют, а какие слова Торы произносят и как их понимают...

Ниже помещаю фотографии с места события, а также некоторые тексты, прозвучавшие во время этой встречи.

Перед началом встречи библиотеке были переданы постеры из её истории, сделанные по фоторепортажам о митинге в защиту библиотеки и о церемонии её открытия на новом месте. Как сами репортажи, так и постеры, появились благодаря поддержке фонда Михаила Черного и его директора Дмитрия Радышевского.

Буду рад любым впечатлениям, замечаниям, подписям под фотографиями, которые можно прислать прямо через эту почтовую форму (все поля обязательны, не более двух сообщений подряд с одного компьютера):

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:
 


Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Михаил Польский
 

Директор иерусалимской русской библиотеки Клара Эльберт и Марк Азов
1. Директор иерусалимской русской библиотеки Клара Эльберт и Марк Азов

Марк Азов

ЧТО НАША ЖИЗНЬ…

«Что наша жизнь?!» - иной раз промелькнет в потоке слов этот вопрос- не вопрос, ответ – не ответ. Хочешь прослыть мыслителем, стань в позу, скорчи рожу, разведи руками и воскликни:

- Что наша жизнь?!

И каждый подумает, что ты уже о жизни знаешь все. И ничего хорошего.

И я бы так думал, если бы не та чертова церковь, вернее, кирха немецкая

в городке, засыпанном обломками красной черепицы, где стены еще гудели, отзвуками артналета…Кирха, с виду, игрушечная прямоугольная башенка с двускатной крышей, внутри оказалась огромной, уходящей высоко в пустоту. И, что особенно поразило мое воображение ,– орган из оглушительных белых труб во всю стену.

А у подножья труб - скромное, вроде как пианино с двухэтажной клавиатурой. Садись и играй, если умеешь…А я не умел. Но почему не попробовать? Ну хотя бы «Чижик-пыжик» одним пальцем. Это я мог.

Вы бы послушали «Чижик-пыжик» на органе! Гимн. Хорал. Божественная месса…

Чи-ижик-пы-ыжик, где-е ты-ы был?
На Фо-онтанке водку пил.
Вы-пил рюмку, вы-пил две,
Закружилось в го-ло-ве… >>>

Марк Азов и редактор "Иерусалимского журнала" Игорь Бяльский
2. Марк Азов и редактор "Иерусалимского журнала" Игорь Бяльский

Каждый звук возносился в поднебесье, как хор ангелов.

Ста-али чи-ижика-а ловить,
Чтобы в клетку по-са-дить

Назовите, как хотите, но бедняжка-чижик, который пил водку на Фонтанке и угодил за решетку, отроду и не ночевал в такой роскоши звуков.

Чууу, чууу не хочууу!- ревели органные трубы посреди поверженной Германии.-

Я из клетки улечууу!

И уже не чижик, трепеща крылышками, - а дивные райские птицы с каждой нотой вылетали из труб органа…

Пока не ахнуло внизу, так что зашаталась колокольня, и на меня посыпались сверкающие осколки витражей. >>>

Марк Азов, Клара Эльберт и Михаил Польский
3. Марк Азов, Клара Эльберт и Михаил Польский

…А Он сидел посреди голой степи, покрытой прозрачной пленкой наледи…До самого горизонта коричневое обледенелое, без каких либо следов растительности, изрытое воронками поле сражения, и по нему разбросаны окровавленные бинты.

Перед Ним, вроде как двухэтажное пианино, – клавиатура органа.

И Он сидел посреди голой пустоты, как полагалось, во фраке, и, когда проносились на «бреющем» штурмовики, хвосты его фрака взлетали и падали.

А Он сидел и выдергивал пальцами из клавиш наши жизни. Каждая – звук…

У кого трепетно прекрасный , у кого пугающе жесткий, клацающий, как затвор, бархатный как вечер в Сочи или шелковый, как небо Ташкента, падающий капелью и взлетающий свирелью, круглый, как ртутный шарик, плоский , глубокий, высокий, низкий, – не важно, моно или стерео, но каждый звук – чья-то улетающая жизни. Одни короче, другие дольше дрожали в воздухе, но все начинали шуршать на излете и обрывались навсегда…>>>

4. Марк Азов и Михаил Польский
4. Марк Азов и Михаил Польский

А я бежал к нему, стараясь не топать, чтобы не заглушить, и не дай Бог, не выронить по дороге последний звук моей жизни, звеневший на кончике струны.

А Его пальцы стекали по клавишам, как воды ручья.

И, добежав, я вдохнул в себя свежесть надежды.

- Постой!- закричал я Ему.- Ты хоть понимаешь, что творишь? Ведь это все люди. Не костяшки белые и черные, по которым ты молотишь, прости меня!-

Он поглядел меня ласково, подмигнул, как сообщнику, и обрушил аккорд.

Вы слышали, как поют все шестнадцать катюш в полете? – такой это был аккорд.

Но во мне кричал мой звук.

- Ты можешь оторваться от этой своей музыки и послушать меня?! Другого раза не будет! Мне с детства толдычили, что кто-то где-то обязательно есть, от кого зависит жить мне или не жить. Ну вроде бы древнегреческие Парки, которые ткут себе чего-то и время от времени отрезают нить чей-то жизни…Тогда я не верил, что моя жизнь не в моих руках. А теперь вижу, что я дурак. Слушай все-таки. Неужели нельзя ткать свои ткани и долбать свою музыку так, чтобы не лишать человека жизни?..Ты меня слышишь?!..>>>

Михаил Польский рассказывает о встречах с Марком Азовым в "виртуале и реале"
5. Михаил Польский рассказывает о встречах с Марком Азовым в "виртуале и реале"

Но Он не слышал меня. Улыбался и кивал невпопад, на всякий случай.

Неужели Он глухой, как Бетховен, слышит только свою музыку.

Конечно, Он не слышал меня : Его музыка так гремела, что вся артиллерия, врытая в землю на краю поля, вздрагивала беззвучно, пушки лишь выдыхали огонь…

Но Он что-то говорил. Даже его руки на мгновение зависли над клавиатурой, глаза смотрели на меня, рот открывался и закрывался. Он говорил, но я не слышал его, потому что мой звук, мой единственный звук, становился все тише, он звучал уже под сурдинку, и я прислушивался к себе, боясь потерять свой звук насовсем, вместе с жизнью. Шуточки. Хорошо Ему говорить.У Него вон их сколько звуков, а у меня один.

Это был разговор глухих. >>>


6

И вдруг на мгновение я скорей увидел, чем услышал, как из-под клавиш под Его руками выскочила чья-то жизнь, уже не моя, и помчалась догонять другие не мои.

- Прости меня, - сказал я.- Я понимаю, если бы ты не сидел здесь и не играл, все могло бы не то, чтобы кончиться, вообще бы не началось. Ты дал, ты взял…Но все-таки…

А Его пальцы по-прежнему бежали по клавишам, как воды ручья. И вырастали над водами ивы, смеющиеся серебряной листвой, над ними росли горы, пробивая облака сверкающими вершинами – Он творил мир из звуков, и, когда мой звук оборвется, Он будет все так же вдохновенно молотить по клавишам.

Нет, мы не слышали друг друга, да и не могли слышать, потому что каждый играл свою музыку. Кто я в Его музыке? Может, случайный, а, может, даже фальшивый звук? «Чижик-пыжик» в органном исполнении.

… Я выбрался из-под рухнувших, изуродованных труб органа, еще что-то бесшумно падало с потолка, и понял, что оглох, но могу двигаться…Выполз из церкви и пошел. Шел, не слыша собственных шагов, пока не вышел из города.

Посреди ледяной степи никого не было, только ветер нес спутанные клубки окровавленных бинтов. Но Он играл, я слышал, клянусь, слышал, хотя мои уши не ловили даже рева артподготовки , как Он играет на органе.


7

Михаил Польский

МАРКУ АЗОВУ

Все забыто, шито-крыто,
Вся страна пьяным пьяна...
И поэзия убита,
И окончилась война.

Марк Азов. 1945 год.
 

1.

Аман на Амана войною пошёл,
Жидов истребляя по-свойски.
И Марк на Амана с Аманом пошёл,
Его защищая геройски.

Аман провалился. Аман победил
И взялся за тех, что Аман не добил...

Что делать при этом еврею?
Попал он как Лот в Лотерею*...

О, мир! Наконец-то закончился бой -
Привет колбасе и поллитре!
Маркуша смеётся, Маркуша живой,
И краски его на палитре
Не кровь источают, а клюквенный сок,
Чтоб ржачка до колик стояла -
Чтоб знали, повсюду влачащие срок,
О том, что война миновала.

Но это неправда, войны не унять,
Она продолжает людей истреблять –
горящий торфяник болото –
И нет от неё антидота,
Прививки, заклятья, защиты...
Поэзии...

Все перебиты.
2.

Марк, спрошу тебя не по секрету
Думал ли об этом ты когда-то:
Памятник безвестному солдату
Есть. Но где же памятник поэту
Безымянному? Солдат для боя –
Пал героем – вот она победа.
Только мира нет, и люди строем
продолжают...
Значит, нет поэта.

Значит мир неведом и не нужен –
И неизлечима эта рана.
Это значит – весь народ контужен
И опять не может без Амана.

И опять поэзию меняет
На марак "народная элита".
Разве что жирнее заправляет...

Но мы видим - из Нацрат-Элита*
Марк выходит и выводит Слово,
Слово необъятное как небо,
При котором новое – не ново,
Старше мира, а не то что – хлеба.

В этом назначение поэта –
Врачевать от рабства рецидива
Свой народ.
Да зреет вечно нива,
Что возделал Марк из Назарета.
Справа журналист Михаил Фельдман
8. Справа журналист Михаил Фельдман
Лея Алон (Гринберг), Вильям Баткин, Юлия Сегаль и  Дина Ратнер
10. Лея Алон (Гринберг), Вильям Баткин, Юлия Сегаль и  Дина Ратнер

11
Дина Ратнер рассказывает о творчестве Марка Азова
12. Дина Ратнер рассказывает о творчестве Марка Азова

13

14
Марк Азов раздаёт автографы.
15. Марк Азов раздаёт автографы.

Марк Азов
ПИСЬМО

1
Под землей

« Милый боженька, если ты есть! Пишет тебе Шапиро Лева, ученик пятого класса «Б» средней школы № 13. Боженька, прости меня , пожалуйста, если письмо написано неразборчиво, и буквы расплылись, потому что я пишу тебе химическим карандашом, который надо слюнить. А другого у меня нет. И бумага из-под селедки.
Мы с Фиркой, это моя сестра, живем в погребе у бабы Веры. И кроме нас тут никто не живет. Хотя вру, вчера из стенки вырылась медведка. Она такая уродка, разлапая и черная, все такая мохнаухая, что Фирка кричала, как резанная, и топала ножками: «Раздави сейчас же эту дрянь!» Пришлось ей рот затыкать, чтоб наверху не услышали…
Боженька, если ты есть, скажи , пожалуйста: чем еврей хуже медведки? Наша мама Фрида - такая красавица, что ни в какое сравнение не идет. И от нее много пользы было, не то, что от медведки. Она лечила туберкулезных больных, делала им «вдувание». Жену Петра Романовича, она вернула с того света, он сам говорил. А когда гнали евреев на ликвидацию, Петр Романович и не подумал заступиться. Жена его дергала за рукав, а он ткнул ее локтем в грудь: «Хочешь, чтоб меня самого расстреляли?» Дедушка Изя сказал, что это ты нас наказываешь за грехи. Какие у меня грехи? Варенья из райских яблочек с хвостиками я никогда не брал без разрешения, кроме одного раза, когда уронил всю банку. Ты меня достаточно, по-моему, тогда наказал, милый боженька. . И дедушка Изя сам говорил, бог нас наказывает не за какие-нибудь райские яблочки с хвостиками, а за то, что мы неверующие. Но почему я неверующий? Просто я верил не в бога, а в то, что бога нет. Старшие так говорили , старшим полагается верить. Зато меня приняли в пионеры, и четвертый класс я окончил на хорошо и отлично, награжден книгой про строительство в Москве метрополитена.
А что тебе сделал наш дедушка, милый боженька? Он только тем и занимался, что читал твою книгу, раскачивался и молился. Он даже не ел с нами вместе, у него была своя кастрюлька, и на ликвидацию он шел в платке с полосками, с коробкой на лбу, и твою книгу нес. И папу он всю жизнь не любил за то, что он не сделал мне обрезание. Папа член партии, он сказал, что только через его труп мне сделают обрезание. А.где теперь папа или его труп никто не знает. Его забрали в военкомат, а к нам пришли немцы
Они никого не убивали, пока не приехала зондер-команда , которая даже не умеет говорить по-немецки: только один настоящий немец и один переводчик . Нам сказали, что поведут на станцию грузить в вагоны, а Родик из пятого «А» слышал, как он говорили между собой, что будут в овраге класть жидов вторым слоем.

И тогда мама зашила мне в штаны свои брошки, бусы, колечки, велела взять Фирку за руку и бежать к бабушке Вере в деревню, а по дороге всем говорить, что меня зовут Федя, а Фирку - Маруся. Но нас никто и не спрашивал, а бабушка Вера заплакала и сказала, что я такой же Федя, как Фирка Маруся, и ее немцы за нас повесят, но брошки взяла, потому что нас ей придется кормить, а сколько времени – один бог знает.
Боженька! Вера очень добрая бабушка, хотя ругается с утра до вечера. Она была у мамы в тубдиспансере санитаркой, и маму любит, как родную дочь, хотя детей у нее никогда не было. Нам она носит в погреб, что бог пошлет, суп с бураками, а за нами выносит ведро.
А еще в погребе есть картошка, которая выпустила из себя столбики совсем никакого цвета, как теперь у Фирки лицо. Одни глаза остались.
Боженька, милый! Фирка канючит и канючит, просто сил моих нет, покажи ей солнышко. А какое, к черту, солнышко, если в погребе неба нет. Баба Вера только по ночам открывает погреб и дает нам подышать. А какое ночью солнце может быть? Но Фирка не верит, говорит – они закопали солнце в овраге вместе со вторым слоем жидов. Что с нее возьмешь, она маленькая.
Боженька, если ты есть, помоги хотя бы бабушке Вере! Она верующая, ходит в церковь, которую, она говорит, открыли после большевиков, и отец Василий откуда-то взялся. Она, бабушка, всегда боится, что кто-нибудь из соседей ее застукает с ведром. А в нем, сам понимаешь, не огурцы из погреба и не капуста. И тогда ее могут повесить месте с нами. Она хорошая бабушка, а что ругается, ты ей прости.
Больше писать не могу, дальше бумага от селедки жирная, буквы отскакивают. Лева.»

2
Над землей


- Папаша, что с вами происходит? Отгородились от всего мира на своей половине.
- Вы называете половиной угол, куда меня загнали?
- Никто вас не загонял, вы сами уединились. Сидите и раскачиваетесь, как старый еврей на молитве.

Кому вы молитесь?

- Кому мне молиться? Себе самому?
- А над чем вы раскачиваетесь? Над Книгой, которую сами написали?
- Над горем своим я раскачиваюсь! И еще над этим письмом.

- Это письмо старуха принесла в церковь православному священнику? Знал бы, не передавал. Но священник сказал, что его написал иудейский мальчик.
- Если бы один мальчик…. А сколько их уже не пишет и не напишет никогда! Этот, под землей, еще живой, остальные там же – но уже мертвые. А кто их убивает? Не те ли, сын мой, кого ты учил любить ближнего, как самого себя? И куда смотрит твой папа Римский?!
- А что может мой папа Римский, когда мой Отец небесный только сидит и плачет?
- Я уже даже не плачу, сынок. Выплакал глаза. Остались пустые бездны и пересохшие русла. Но я не ослеп, хотя только о том мечтаю , чтобы ослепнуть, оглохнуть. А куда мне бежать от смрадного запаха дыма их печей?
- И это говорит тот, кто дал людям заповедь «не убивай»?!

- Те, кому я дал эту заповедь, никого не убивают.. Убивают их! Их женщин, и их детей безжалостно истребляют. Чтоб ни корней, ни плодов, ни семени не оставалось.
- И ты, всесильный, который создал все сущее, только раскачиваешься на своей половине
- А что мне делать? Может снова послать на землю сына? И как они с тобой поступят на этот раз, Иегошуа?
Боюсь, сейчас мне уже будет труднее тебя воскресить. Они умертвляют в газовой камере по сто человек одновременно и всех сжигают в крематории. Попробуй потом отделить прах Иисуса Христа от пепла других евреев.
- Выходит, тот, кто создал человека, бессилен остановить даже руку его, занесенную, чтобы размозжить голову младенца?
- Ты прав, сынок. Может, вообще, не надо было создавать человека? Так было бы милосерднее. Но, что сделано, того не воротишь. Я дал им свободу выбора. Сытый лев лежит и позевывает, когда мимо проходят антилопы. А человек найдет сто причин для убийства себе подобных. Я пробовал их образумить. Смешивал языки – ничего хорошего… Но я не бессилен, конечно. Я им уже устраивал один потоп. Могу устроить и второй …Но если откроются хляби небесные, то мальчика с девочкой в погребе, пожалуй, зальет. Как ты думаешь?...
- Думаю, чтобы спасти своих детей, ты поможешь толпам безбожников, тем, кто рушил церкви и синагоги, расстреливал попов и раввинов, дойти от Волги до Европы.
- Дай бог, чтоб они успели.

3
На земле

К верхней планке арки, на которой обычно висели и выцветали советские лозунги, а иногда, когда приезжала кинопередвижка к ней подвешивали экран, сейчас двое полицаев навязывали веревки с петлями .
- И чого мени закортило бигты за самогонкою, колы нич на двори, сам не знаю- рассказывал один из них.-. Аж, бач, бабка Верка несе ведро з погребу. Во, думаю, закусь буде…А ну, кажу, бабуся, дай капустки покуштувать. Руку у ведро и цап…Тьху… Там гимно жидовське! Ледве отмывся… Тащи скамейку.
Длинную скамью , на которой сиживали, бывало, рядком поселяне в мирное время, лузгали семечки , смотрели кино, орали «сапожники», когда пленка рвалась и свистели,- теперь они поставили под арку, с которой свисали петли.
- Ну и шо это будет ? У тебя все веревки одной длины. А бабка ж выше хлопца, и жидята мал-мала меньше. Это тебе не капусту пробовать из ведра. Лезь теперь, перевязывай…
Приехал на бричке начальник полиции. Слез. Перекрестился:
- Слава богу, готово. Зараз герр комендант пожалуют .
Старуху и детей вытолкали из сарая, где их держали, пока соберется народ.
Фира жмурилась, боялась открыть глаза, еще не привыкла к свету.
- Не бойся, - сказал ей Лева.- Ты говорила , солнце зарыли, а оно, где было, там и висит на небе. Фиг им его зарыть!
 

Комментировать

Опубликовано 19.03.2010

См. также раздел:
ЭТО НАША ЗЕМЛЯ

К оглавлению раздела

Иерусалимский ХРАМ СЕГОДНЯ

ЕВРЕЙСКОЕ МУЖЕСТВО СЕГОДНЯ: ФОРПОСТЫ, ПОСЕЛЕНИЯ, ПОСЕЛЕНЦЫ, ЖИЗНЬ ЗА "ЗЕЛЁНОЙ ЧЕРТОЙ"
      

ВВЕРХ