БАР-МИЦВА НАТАНИЭЛЯ
 

См. также:
Бар-мицва в Ткоа
БАР-МИЦВА У СТЕНЫ ПЛАЧА

Часть вторая.
ШАХАРИТ НА МОГИЛЕ ПРАМАТЕРИ НАШЕЙ РАХЕЛИ

Часть первая. ПЕРВОЕ ВОЗЛОЖЕНИЕ ТФИЛЛИН
Часть третья. В РЕСТОРАНЕ

 

ЕВРЕЙСКОЕ МУЖЕСТВО СЕГОДНЯ: ФОРПОСТЫ, ПОСЕЛЕНИЯ, ПОСЕЛЕНЦЫ, ЖИЗНЬ ЗА "ЗЕЛЁНОЙ ЧЕРТОЙ"Этот фоторепортаж - продолжение темы бар-мицвы  еврейского мальчика. Натаниэля из посёлка Ткоа в Иудее. На этот раз мы будем свидетелями утренней молитвы в синагоге на могиле праматери нашей Рахели рядом с Бейт-Элем неподалёку от Иерусалима.

Утро 4 марта 2010 г. (18 адара 5770). Натаниэль ведёт молитву в качестве хазана - посланника миньяна.
Посмотрите, как это было и почитайте то, что читали-учили в синагоге в этот день.

Подробней о том, что такое молитва, учитесь
здесь.

Буду рад любым впечатлениям, замечаниям, подписям под фотографиями, которые можно прислать прямо через эту почтовую форму (все поля обязательны, не более двух сообщений подряд с одного компьютера):

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:
 


Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Михаил Польский.


1. Шалом! Натаниэль - это я.

ЧЕТВЕРГ,
18 Адар 5770 года - 04.03.2010
 

«Люди думают, что Б-г сначала сотворил мир, а потом дал указания, которым нужно следовать, чтобы ничего не перепутать. Истина же в том, что мир был спланирован как средство выполнения уже существующих указаний. Поэтому предположение, будто что-нибудь в мире может помешать исполнить волю Творца, абсурдно. Не может быть помех исполнению цели Творения – возможны только многозначительные вопросы».

Рабби Менахем Мендл Шнеерсон («Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»)


2. Перед бар-мицвой есть обычай молиться на могилах праведников. Совсем недалеко - всего пятнадцать минут на машине от нашего посёлка до могилы нашей пра-пра-пра-... бабушки Рахели. На этой фотографии мы у входа в синагогу на её могиле. Вверху написано: "КЕВЕР РАХЕЛЬ" - могила Рахели.


3. Это место огорожено высоким бетонным забором, потому что вокруг живут арабы, которые не хотят, чтобы мы сюда ходили. До шестидневной войны 1967-го года они нас сюда совсем не пускали. Ури Цви Гринберг даже стихи об этом написал:

По дороге в Эфрат всё сияет, сияет Рахель
Вне могильного склепа сияет, сияет Рахель...
Там не ходят евреи, кому же сияет Рахель?
Словно не проходил здесь Иаков, бредя из Бейт-Эль...

Солнце царствует в сини без дна.
А в ночи расцветает луна.
И рыдает праматерь Рахель у могилы одна.
Пусть мертва - как от боли страдает она.
Позабытая всеми, стенает-рыдает она ...
 

КНИГА «ЃАЙОМ-ЙОМ»
(хасидские изречения для каждого дня)
 

После вина и одного [или нескольких] из семи видов плодов, которыми славится земля Израиля, читая «Благословение на три вида»1, в конце произносят: «...и за плод лозы, и за плоды». [Находясь] в Земле Израиля: «...за плод лозы и плоды» (без предлога «за»). ***

Ребе МаЃаРаШ2 пишет в одном из своих маймеров :
Необходимо ежедневно учить письменную Тору с комментарием РаШИ, который представляет из себя выдержки из мидрашей благословенной памяти мудрецов... За год каждый должен изучить по меньшей мере один трактат Талмуда.

1 Сидур «Теѓилат Ашем», стр. 94.
2 Четвертый Любавический Ребе.
3 Глубокие философско-кабалистические исследования священных текстов, производимые руководителями хасидов ХаБаДа.


4. Перед молитвой нужно возложить тфиллин

«ХУМАШ». Недельный раздел «КИ ТИСА»

Глава 34
1. И сказал Господь Моше: Вытеши себе две скрижали каменные, как первые; и Я напишу на скрижалях речи, какие были на первых скрижалях, которые ты разбил.
2. И будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там, на вершине горы.
3. И никто пусть не взойдет с тобою, и никто пусть не покажется на всей горе, также и скот мелкий и крупный пусть не пасется против этой горы.

19. вытеши себе. Показал ему глыбу сапфира в его шатре и сказал ему: "Осколки (отходы) будут тебе". От этого Моше обогатился [Танхума; Шемoт раба 46]. (Другое объяснение) "вытеши себе" (вытеши сам): ты разбил первые (скрижали), ты вытеши себе другие. Это можно сравнить с царем, который отправился в заморскую страну и оставил свою невесту со служанками. По вине служанок пошла о ней дурная слава. Тогда ее дружка разорвал ее брачный договор, сказав: "Если царь велит казнить ее, я скажу ему: Она еще не твоя жена" (т. к. брачный договор уничтожен). Возвратился царь и выяснил, что провинились только служанки, и он вновь благоволил (невесте). Сказал ему ее дружка: "Напиши ей другой брачный договор, потому что первый разорван". Сказал ему царь: "Ты разорвал его, ты же купи для него другой лист, и я напишу ей моею рукой". (Так и здесь:) Царь - это Святой, благословен Он; служанки - это великое смешение (иноплеменное, вышедшее из Мицраима вместе с сынами Исраэля); дружка - это Моше; а невеста - народ Исраэля. Поэтому сказано: "вытеши себе" [Танхума; Шемот раба 46].
2. נכון. (Означает:) готов.
3. и никто пусть не взойдет с тобою. Потому что первые (скрижали) были (приняты) среди возгласов и кликов и при скоплении людей, над ними властен был дурной глаз (они оказались недолговечными). - Нет ничего лучше скромности [Танхума].


5. Вот так выглядела могила Рахели, когда не было нужды в высоких стенах вокруг...

4. И вытесал он две скрижали каменные, как первые, и рано поднялся Моше утром, и взошел на гору Синай, как повелел Господь ему, и взял он в руку свою две скрижали каменные.
5. И нисшел Господь в облаке; и стал при Нем там, и возгласил Имя Господне.
6. И прошел Господь пред его лицом, и возгласил: Господь есть Господь, Сильный, Милосердный и Милостивый, Долготерпеливый и великий милостью и истиной;

5. и возгласил Имя Господне. (В Таргуме) переведено: и он (Моше) возгласил Имя Господа.
6. Господь, Господь (Господь есть Господь). Это проявление милосердия. Одно (т. е. первое из этих двух Имен указывает на то, что Превечный милосерден к человеку) до того, как он согрешит (хотя Превечному известно, что он согрешит в будущем); другое (т. е. второе из двух Имен указывает на то, что Превечный милосерден к человеку) после того, как тот согрешит и раскается [Рош ā-Шана 17 б].
Сильный. Это (Имя также выражает) милость (в отличие от Имени אלקים, которое выражает строгое правосудие), и подобно этому сказано: «א - לי  א - לי» почему Ты меня покинул?" [Псалмы 22, 2] - ведь не говорят воплощению строгого правосудия "почему Ты покинул меня". Такое (объяснение) я нашел в Мхильте.
долготерпеливый. Он сдерживает Свой гнев и не торопится взыскивать, - быть может, (согрешивший) раскается.
и великий милостью (многомилостивый). К тем, кто нуждается в милости, ибо у них нет достаточно заслуг (чтобы благодаря им обрести спасение).
и истиной. Чтобы даровать доброе воздаяние исполняющим Его волю.


6.

7. Он хранит милость для тысяч, снимает вину и преступление и прегрешение, но без кары не оставляет; Он поминает вину отцов сыновьям и сынам сыновей до третьего и четвертого поколения.
8. И поспешил Моше, и поклонился до земли, и пал ниц.
9. И сказал он: Если я обрел милость в Твоих глазах, мой Господин, пусть же пойдет мой Господин в нашей среде; даже если народ жестоковыйный он, прости нашу вину и наш грех и возьми нас Себе в удел.

7. хранит милость (благодеяние). Которую человек творит пред Ним.
для тысяч. Для двух тысяч поколений (наименьшее число тысяч - две; см. Раши к 20,6). עונות - это (грехи, совершенные) предумышленно, פשעים -это (грехи) бунтарские, которые человек совершает наперекор.
но без кары не оставляет. В прямом смысле означает, что Он не прощает грех до конца (не отменяет наказание полностью), но взыскивает с него (с согрешившего) в известной мере. А наши мудрецы истолковывали: ונקה, оставит без кары раскаявшихся; ינקה לא , не оставит без кары тех, кто не раскаялся [Йома 86а].
поминает вину отцов сыновьям (взыскивает за вину отцов с сыновей). Если они следуют (дурному) примеру своих отцов, ибо уже разъяснялось в другом стихе "ненавидящих Меня" [20, 5] [Берахот 7а; Сан'ēдрин 27 б].
... (Означает) четвертое поколение. Таким образом, мера добра превосходит меру наказания (в соотношении) один к пятистам, ибо о мере добра сказано "хранит милость для тысяч" (см. Раши к 20, 5).
8. и поспешил Моше. Когда Моше увидел прохождение Шехины и услышал возглашение (Имени), тотчас "и пал ниц".
9. пусть же пойдет мой Господин в нашей среде. Как Ты обещал [33, 14], потому что Ты прощаешь грех. И даже если это народ жестоковыйный и они восставали против Тебя, и об этом Ты сказал: "чтобы Я не истребил тебя в пути" [33, 3], Ты (все же) прости наши грехи... כי иногда употребляется вместо (в смысле) אם, если.
и возьми нас Себе в удел. И сделай нас особым владением, уделом Твоим. Это есть та же просьба, что и "и отличены будем мы, я и Твой народ" [33, 16] - чтобы Ты не дал пребывать Шехине Твоей над народами (мира).


7. Мы молиvся...

«ТАНИЯ»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КНИГА СРЕДНИХ.

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ.

Осенение Шхиной есть раскрытие в чем-либо Б-жества Его, благословенного, и света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он. То есть это нечто включается в свет Всевышнего и совершенно не имеет в Нем своего существования, и только тогда в этом нечто пребывает и раскрывается единый Б-г; но во всем, что не отдано Ему так, что оно совершенно перестает существовать, свет Всевышнего не пребывает и не раскрывается. И даже если речь идет о совершенном праведнике, приверженном Ему в великой любви9, мысль его совсем не постигает Всевышнего. Подлинный смысл слов "Всевышний есть Б-г истинный"10 - это Его единственность и единство. Только Он есть, а кроме Него, нет абсолютно ничего11. И потому мысль этого любящего Его человека, который есть нечто существующее, а не ничто, совершенно Его не постигает, и свет Всевышнего не пребывает и не раскрывается в нем, [но это может быть только] через исполнение заповедей, которые есть желание и мудрость Его, благословенного, на самом деле, безо всякого утаения внутреннего*.

* Примечание. И как я слышал от моего учителя, мир ему, объяснение и смысл сказанного в книге "Эц хаим", что свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, даже с миром Ацилут един только тогда, когда Он до того облекается в сфиру Хохма, а именно - потому, что только Эйн Соф, благословен Он, истинно един, ибо только Он есть и нет ничего, кроме Него, а понимание этого и есть ступень Мудрости [Хохма] и т. д.

9. См. гл. 9.
10. Ирмеяѓу, 10:10.
11. Согласно Йешаяѓу, 45:6.


9. Сегодня четверг, положено читать Тору. Вот  я выношу её из арон акодэш (ковчега Завета).

«ТЕЃИЛИМ»

Сегодня читаем: № 20, 108, 88-89.


10. К Торе в будний день вызываются трое. Первого вызвали реб Менахема. Мы отмечаем пояском от Торы, какое место нужно прочитать. Хоть он сам отличный чтец Торы, но сегодня читать буду я! А он только скажет браху...

«КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ»

Урок 288
243-я заповедь «делай» — повеление, содержащее законы о «принявшем на хранение за плату» (шомер сахар) и о «взявшем в пользование за плату» (сохер), поскольку законы, касающиеся имущественной ответственности этих двух категорий «хранителей», аналогичны, как разъяснили мудрецы (Швуот 49а), сказав: «Три закона на четыре категории хранителей». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если отдаст кто своему ближнему осла, быка или овцу — любое животное — на хранение...» (Шмот 22:9).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой и 9-ой главах трактата Бава кама (1036-1086), в 3-ей и 6-ой главах трактата Бава меция и в 8-ой главе трактата Швуот.


11.

«Хасидские рассказы»

КАНТОР

Гостил кантор у рабби Мордехая из Надворна. Когда подошло время начала слихот, пришел прощаться:
- Пора мне домой, ребе!
- Куда торопишься?!
- Пора просмотреть махзор (праздничный молитвенник), подготовиться к праздникам.
- Даю тебе честное слово, в молитвеннике ни одно слово не сдвинулось с места с прошлого года. Лучше к себе в душу загляни, там точно за год многое изменилось.

«Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»


12. Потом вызвали к Торе папу.

13. И опять я за него читал...

14

15. Потом вызвали рэб Давида и я опять читал за него.

16.


17.


18. Кажется, неплохо справился. Все довольны.:)

20. Когда прочитан недельный отрывок, положено развернуть свиток и поднять его повыше, так, чтобы все видели. Это называется "агбаа". Право совершить агбаа разыгрывается на аукционе.

21. Одевание свитка - детская работа. Тысячу раз мне это поручали. Но сегодня Тору одевают папа и дедушка.

22.

23. Вот и всё. Молитва закончена. Рядом со мной стоят папа (рэб Алон), дедушка (рэб Цви), рэб Давид и рэб Михаэль. Завидую взрослым - у них такие красивые талиты... Мой талит будет ждать меня до свадьбы. Ведь талит дарит невеста жениху перед свадьбой. Придётся ещё лет тринадцать подождать...

24. И вот мы снова во дворе.

27. До утренней молитвы кушать нельзя. Зато теперь, когда мы вернулись домой, мама угощает нас вкусным завтраком.

28. Фотогграфия на память: те же, что были в синагоге на могиле Рахели, плюс моя мама и сестрёнка Рина. У неё тоже вскоре бат-мицва.
А пока - до встречи на моей бар-мицве в Иерусалиме!

Комментировать

Опубликовано 05.03.2010

Часть первая. ПЕРВОЕ ВОЗЛОЖЕНИЕ ТФИЛЛИН
Часть третья. В РЕСТОРАНЕ

См. также:
Бар-мицва в Ткоа
БАР-МИЦВА У СТЕНЫ ПЛАЧА

К оглавлению раздела

 

На главную сайта

      

ВВЕРХ