Ури Цви Гринберг родился 15 числа осеннего месяца тишрей 5657 года (22.9.1896) в
местечке Белый Камень в Восточной Галиции, входившей тогда в состав
Австро-Венгерской империи. Он был старшим сыном Бат-Шевы (урожденной Ландман) и
главы хасидского двора (адмора) раввина Хаима Гринберга, обладавшего большим
авторитетом в еврейском мире.
Когда будущему поэту было полтора года, его семья переехала из местечка в город
Львов, который в то время был одним из центров еврейской культуры. Ури Цви
получил глубокое религиозное образование.
В 1912 году он опубликовал первые стихи на иврите и на идише. Гринберга печатали
самые престижные еврейские литературные издания того времени, в том числе журнал
"А-Шилоах", выходивший на иврите в Одессе. Первые книги его стихов были написаны
на идише. Важнейшей из них стала изданная отельной книгой поэма "Мефистофель".
Книги стихов на иврите стали выходить в свет после репатриации Гринберга в
Эрец-Исраэль.
Будучи австрийским подданным, поэт был призван в австрийскую армию и принял
участие в кровопролитных боях Первой мировой войны на Сербском фронте.
В 1918 году, вскоре после того как Ури Цви вернулся с фронта, во Львове
произошел еврейский погром. Поэту, его родителям и шести сестрам чудом удалось
спастись.
В 1920-1922 гг. поэт жил в Варшаве, столице Польши, которая незадолго до этого
обрела независимость. Там он примкнул к группе литераторов-модернистов,
творивших на идише, и стал признанным лидером еврейских экспрессионистов.
В литературном журнале "Альбатрос", редактором которого был Гринберг, он
выступил с гневным осуждением преступлений христиан против еврейского народа, и
польские власти выдали ордер на арест поэта, обвинив его в оскорблении
христианской религии. Гринбергу пришлось бежать из Польши в Германию. В Берлине
он издал последний номер "Альбатроса", в котором опубликовал свою поэму "В
царстве креста". Поэма эта пронизана пророческим предвидением приближающего
уничтожения евреев в христианской Европе. Гринберг назвал это время "Тринадцатым
часом еврейского народа".
В декабре 1923 года поэт репатриировался в Эрец-Исраэль. Он объездил всю страну,
но прежде всего "поднялся" в Иерусалим. Вид Храмовой горы, на которой не
сохранились даже остатки разрушенного Храма, потряс его до глубины души.
Вскоре после алии Гринберг начал публиковать на иврите стихи и статьи, в которых
в полную силу проявилось его творчество новатора в области как формы, так и
содержания произведений.
В Эрец-Исраэль Гринберг, связанный тогда с сионистским рабочим движением и
считавший себя поэтом еврейского пролетариата, стал писать почти исключительно
на иврите, а с основанием газеты "Давар" (1925) сделался ее постоянным
сотрудником, воспевая халуцим (первопроходцев), воздавая должное их
самоотверженности во имя достижения общенациональных целей. Свои произведения он
публиковал в периодических изданиях и сборниках, издававшихся рабочим движением.
Однако довольно скоро Гринберг выступил с резкой критикой политического
руководства нового ишува (сионистской еврейской общины Эрец-Исраэль), обвиняя
это руководство в слабости и безволии, в отсутствии адекватной реакции на
массовые убийства евреев арабами. Он требовал четкого определения задачи
сионизма как восстановления суверенитета еврейского народа в Эрец-Исраэль.
Возник острый конфликт, который привел к конфронтации между поэтом и
политическим руководством ишува. Ури Цви Гринберг примкнул к движению
сионистов-ревизионистов, был избран в его руководящие органы и представлял
движение на сионистских конгрессах.
Автор острых полемических статей, вызывавших восторженные отклики многих
читателей, Ури Цви Гринберг наряду с Владимиром (Зеэвом) Жаботинским стал ярким
выразителем идей национального движения.
Двадцатые и тридцатые годы были для Гринберга очень плодотворными. Вышли его
замечательные поэтические сборники "Эйма гдола вэ-Яреах" ("Великий ужас и
луна"), "А-гаврут а-ола" ("Растущее мужество"), "Хазон ахад а-легьонот" (Видение
одного из легионов), "Анакреон аль котев а-ицавон" ("Анакреон на полюсе
скорби"), "Клапей тишим ве-тиша" ("Девяносто и девять"), "Келев баит" ("Дворовый
пес"), "Эзор маген ве-неум бен а-дам", ("Укрепрайон и речь сына крови"), а также
пять номеров альманаха "Садан", который он редактировал.
В его стихах и статьях пророческие видения и политические идеи слиты воедино с
пронзительной лирикой. Идеологические воззрения Гринберга привлекли к нему
массового читателя, но в то же время сделали поэта объектом преследований со
стороны литературного истеблишмента. Несмотря ни на что, Ури Цви Гринберг
остался верен своим взглядам и принципам до самого конца жизни.
По мнению самого поэта, его важнейшей книгой стала "Сефер китруг ве-эмуна"
("Книга обличения и веры"), изданная в 1937 году. Книга воплощает глубокую веру
Гринберга в приход Машиаха и Геулу (Избавление Эрец-Исраэль) и в то же время
представляет собой глубокий анализ политической ситуации в стране. Сборник
завершается пророческим видением изгнания британских колонизаторов из
Эрец-Исраэль и воссоздания независимого еврейского государства.
Эта книга оказала огромное влияние на появление подпольных еврейских боевых
организаций – ЭЦЕЛ ("Национальная военная организация") и ЛЕХИ ("Борцы за
свободу Израиля"), начавших вооруженную борьбу против британской колониальной
администрации.
30–е годы поэт провел в основном в Польше, где издавал еженедельник "Ди Велт" и
публиковал в идишской прессе статьи-предостережения о нависшей над евреями
Европы угрозе истребления. В 1939 году, после начала Второй Мировой войны, ему
удалось покинуть Польшу и добраться до Эрец-Исраэль. Родители и сестры поэта
вместе с их семьями, оказавшиеся на территории, занятой в 1939 году Красной
Армией, были уничтожены, когда в 1941 году эту территорию оккупировали войска
нацистской Германии.
Во время Второй мировой войны Гринберг практически стихов не печатал, хотя писал
очень много.
Когда окончилась война и стали очевидны масштабы Катастрофы европейского
еврейства, он начал публиковать в периодике произведения, исполненные гнева и
горечи. В годы борьбы с британскими властями Гринберг подвергся аресту за
поддержку еврейских подпольщиков.. После провозглашения Государства Израиль
Гринберг стал депутатом Кнессета 1-го созыва (1949-51) от партии Херут.
В 1951 году поэт издал свою последнюю прижизненную книгу "Реховот а-Наар. Сефер
а-эялут ве-а-коах" ("Книга мужества и силы"). Книгу эту можно назвать памятником
жертвам Катастрофы. Затем до конца жизни он публиковал свои стихи – на иврите и
на идише - в периодической печати – лирику, поэзию национального
экзистенциализма, поэзию пророческого видения, а в последние годы жизни – и
поэзию метафизическую.
В глубоко оригинальной и разнообразной по форме поэзии Гринберга отчетливо
прослеживается его глубокая вера в право еврейского народа на землю предков и в
его особое предназначение, являющееся проявлением Божественной воли.
Несмотря на непрекращавшийся идеологический конфликт с израильским
истеблишментом, Гринберг был удостоен ряда литературных премий, в том числе
премии Бялика (1947, 1957) и Государственной премии Израиля (1957). Гринберг
удостоился звания почетного доктора философии Тель-Авивского университета
(1978), он был членом Академии языка иврит (1959).
Ури Цви Гринберг по праву считается поэтом Иерусалима. В его стихах, проникнутых
идеей Избавления Израиля и восстановления Царства Израилева, Иерусалим занимает
центральное место.
Духовное наследие и поэзия Гринберга оказали огромное влияние на еврейскую
поэзию ХХ века и израильскую культуру в целом. Его творчество стало объектом
многочисленных литературоведческих исследований.
В первые годы его творчества книги поэта выходили небольшими тиражами и к концу
ХХ века стали почти недоступными для читателей.
Двухтомное собрание сочинений поэта на идише вышло в 1979 г. В 1991 г.
издательство "Мосад Бялик" начало издавать под редакцией профессора Дана Мирона
полное собрание сочинений Ури Цви Гринберга. Значение его
общественно-литературной деятельности выходит за рамки собственно поэзии и
обретает характер пророческого видения.
Ури Цви Гринберг умер в День Независимости Израиля, 5 числа месяца ияр 5741 года
(08.05.1981), и похоронен на Масличной горе в Иерусалиме.
Из проспекта иерусалимского Дома
наследия У. Ц. Гринберга
|