בס''ד

На главную

к оглавлению раздела
ПОЛИТИКА и КОНТРПРОПАГАНДА

 Аарон Оксман

 Малограмотный бэстселлер
(о книге Ш. Занда “ Кто и как изобрёл еврейский народ “)

Свои отзывы и материалы шлите через эту почтовую форму (все поля обязательны, не более 2-х сообщений подряд с одного компьютера). Или пишите на адрес temple.today@gmail.com  

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Ваше сообщение:

 

  Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Михаил Польский

Начну с Предисловия автора к русскому изданию. В 1-м абзаце Предисловия Ш. Занд утверждает: - что еврейская история в последние 1500 лет неразрывно сплетена с историей Руси и России, - что евреи в Киеве жили гораздо раньше, чем в Германии и др. западно - европейских странах, - что в конце 19-го века евреи России составляли более 80% мирового еврейства.

Отметим: а).Древнейшие государственные образования Руси появились в 862г. В летописях Руси
есть упоминания о проживании иудеев в Киеве с последней четверти 10-го века до нашествия татаро-монголов в 13-ом веке. В России малочисленное еврейское население (несколько сотен чел.) появилось лишь в 17-ом веке (в Левобережной Украине и в районе Смоленска),после дого- вора с Речью Посполитой от 1667г. Оно было изгнано в Польшу (последние семьи, всего142 чел.- в 1743г ). Значительное число евреев (несколько десятков тысяч чел.) оказались под властью Российской империи в 1772г. (после первого раздела Польши ) и 900 тысяч чел. – после третьего раздела Польши в 1795г.
б). Хазары (которых Ш. Занд пытается изобразить. как предков евреев Польши ), только в первой половине 7-го века образовали малый каганат в прикаспийских степях.
В Галлии (Франции) и Испании еврейские общины появились в 3-ем веке, а в Кёльне (Герма – ния)-в 321 году. Киев в то время ещё не существовал.
в). Еврейское население Российской империи,согласно переписи 1897г.,составляло
5,189 млн.чел. Всего в мире тогда было примерно 10,6 млн.евреев ( 3,5 млн.- в других странах Европы, свыше 1,0 млн.- в странах Америки, 0,4 млн.- в странах Африки, 0,35 млн.- в странах
Азии и 17 тыс.- в Австралии ). Еврейское население России составляло тогда около 50% от числа евреев во всём мире.
Указанные выше замечания к первому абзацу Предисловия Ш. Занда показывают,что в одном этом абзаце есть три существенные ошибки. Это наводит на мысль, что книга написана узкоспе – циализированным историком и, мягко выражаясь, дилетантом в вопросах истории и демографии евреев.
На стр. 33, касаясь трагических событий осени 1939г. Ш.Занд пишет: “ В то время Советский Союз был единственным государством, готовым принимать еврейских беженцев…” из Польши.
Но осенью 1939г. (пока не были установленные пограничные посты между войсками Германии и СССР ) не только СССР, но и Литва пропускала беженцев из Польщи ( В Литву бежали примерно 100 тыс. евреев, где им помогал “Джойнт “ ). Сталин отказался дать убежище евреям Германии, Австрии, Чехии. ( Фёдор Раскольников в письме Сталину от 17 августа 1939г. писал: “ Еврейских рабочих, интеллигентов, ремесленников, бегущих от фашистского варварства, вы равнодушно представили гибели, захлопнув перед ними двери нашей страны…” Ф. Раскольников: “ О времени
и себе “, Ленинград, 1989.). С 16 ноября 1939г. было введено соглашение между СССР и Германией об эвакуации граждан украинской, белорусской и румынской национальностей . Евреев СССР отказался принимать, хотя немцы их выпускали. Многие евреи гибли на “ничейной земле “(от голода и жажды). Их не пропускали ни в СССР , ни обратно в оккупированную немцами Польшу. Непонятно, с какой целью Занд написал указанную в начале этого абзаца фразу: чтобы обелить правительство Сталина, или по причине незнания этого трагического периода нашей истории.

Естественно, что я поинтересовался тем, какую историческую “лапшу “ Ш. Занд старается повесить на уши читателю.
Для пропаганды своих политических взглядов Ш. Занд,в частности, утверждает, что евреи Зап. Европы не являются потомками жителей древней Иудеи, что они потомки прозелитов.
Приведённые ниже известные исторические факты опровергают утверждение Ш.Занда.
- В 1825г. императором Александром I (нормально относившемуся к евреям) было повелено выселять всех евреев из тех уездов, в которых обнаружиться секта субботников ( Евр. Энц., т.1, 805 )
- В 1738г., при импер. Анне судили еврея Лейбова и отставного капитан – лейтенанта Возницына, «совращенного» Лейбовым в иудейскую веру. Оба погибли на костре ( на Адмиралтейском острове в С. Петербурге. Евр. Энц.,т.2,593).
- В 1716г. в г. Дубно ( в Польско – Литовском государстве) казнили двух женщин, перешедших из христианства в иудаизм ( одна из них вышла замуж за еврея ). Тех, кто был на свадьбе, наказали палками, а на евр. общину наложили большой штраф ( Евр. Энц., т7, 357).
- В 1012г., когда в г. Майнце ( Германия) католик Вецелин принял иудаизм, импер.
Генрих II приказал евреям г. Майнца либо креститься, либо выселиться ( С. Дубнов: «Всеобщая история евреев, кн. 2 ).
- В 625г. король Государства Франков (будущей Франции) Дагоберт предложил евреям выбор между крещением и изгнанием (евреи остались только на землях независимых от короля графов).
- С 616г. начались гонения для евреев в Государстве Вестготов в Испании (они продолжались почти столетие, до разрушения Государства Вестготов).
- В 381г. церковный собор запретил в Риме все религии. кроме католичества. Около 385г. в Риме был анти еврейский погром и была разрушена синагога.
- В 329г. (после собора католических епископов в Нике в 325г.) иудаизм был назван «нечестивой сектой», евреям запретили иметь рабов - христиан и привлекать в свою веру язычников
- Императоры Диоклетиан в 303г. и Валериан в 257г. совершали гонения на христиан и не допускали привлекать язычников к другим религиям.
- Импер. Септимий Север ( 193-197) усилил культ римских богов и запретил обращать римлян в другие религии.
- Веротерпимый импер. Антонин Пий ( 138- 161) запретил евреям привлекать к иудаизму своих рабов – язычников.
- Импер. Адриан (117 – 138), подавив восстание Бар-Кохбы, запретил в Иудее еврейские обряды, обучение законам Моисея, казнил часть священников. В самом Риме положение евреев было неспокойным, хотя упомянутых запретов не было.
- Императоры Веспасиан (69-79), Тит (79-81), Доминициан (81-96) разрешали евреям исповедывать иудаизм, но взымали с них особый налог в пользу храма Юпитера Капитолийского.
Этот налог «с особой суровостью взыскивался при Доминициане» - об этом пишет Гай Светоний Транквил в книге « Жизнь двенадцати цезарей». Ш.Занд почему-то не заметил этого налога.
- В 49г. импер. Клавдий изгнал иудеев из Рима на некоторое время.
-Импер. Тиберий (14-37) запретил все не римские культы ( синагоги были закрыты в 19 голу).
Естественно, что все правители никогда не разрешали отвлекать своих подданных от религии самого правителя. Еврейская община в Риме увеличилась в 1-ом веке в результате выкупа многих пленников , которых тысячами угоняли из Иудеи после подавления анти римского восстания в
в Иудее в 66 – 70 годах. На стр.299 Занд приводит слова Флавия: “многие приняли наши вероучения, но лишь некоторые остались ему верны “ , - из этой фразы также понятно, что прозелиты в общине Рима могли составлять лишь мизерную долю.
Сказки о массе прозелитов в еврейской общине Рима – это только миф, сочинённый Ш.Зандом,

Второй миф, который Занд переписывает из малограмотной книги А. Кестлера – это миф о якобы хазарском происхождении евреев Восточной Европы.
На стр. 428 Занд пишет: « Четыре миллиона немцев эмигрировали в Польшу из Восточной Германии ..и привезли с собою католическое духовенство».
В связи с этой фразой отметим:
- Католичество было принято Польшей ещё в 966 году, а колонистов польские князья
приглашали в 13-ом веке, после нашествия татаро – монголов.
- В конце правления польского короля Казимира Ш Великого (1370г.) всё население Польши было менее одного миллиона и двухсот тысяч чел., а в конце 14-го века (после Кревской Унии в 1385г.) всё население Польши и Литвы ( и земель Белоруссии и Украины, входивших в их состав )не достигало четырёх миллионов чел.
- Всё население Германской империи ( которая, кроме немецких княжеств, включала ещё десяток государств )в конце 14-го века не превышало двенадцать млн.чел. (из них немцев вряд ли было более шести, или семи млн.чел.). Численность евреев в германских княжествах в то
время составляла 20 тысяч чел, а в остальных частях империи – значительно больше ( Rut Gay:
“ Jews of Germany”, 1992, издано Иельским университетом в США ).
Таким образом Ш. Занд демонстрирует своё полное неведение в части демографии народов Европы в средние века.

Известно, что немногие еврейские семьи были в Польше с начала 12-го века (о переселении отдельных состоятельных семей из Германской империи в Польшу в то время сообщает летопись Козьмы Пражского). В 1173г. князь Мечислав III Старый разрешил евреям заниматься определёнными видами экономической деятельности в северо – западной части Польши и запретил насилия над ними, но сведений об организованных еврейских общинах в 12-м веке нет.
С середины 13 века польские князья, с целью повышения своих доходов, поощряли приход немцев – колонистов из Германии. В это время и евреи из Германии (испытавшие погромы и изгнания из ряда мест и вытесняемые из торговли и ремёсел купеческими гильдиями и ремесленными цехами ) прибывали в Польшу. Их правовое положение было определено в 1264 г. «привилегией» князя Болеслава Калишского. В 1334 г. король Казимир III Великий (1333 – 1370)
подтвердил «привилегию» от 1264 года для евреев всей Польши, Известны также его «Грамота» от 1364г. и «Статут» от 1367г., которые не только обеспечивали финансовые интересы короля, но также давали возможности не только богатым купцам и немногим банкирам, но и многим евреям- ремесленникам и мелким торговцам заниматься своим делом.
Преследования и погромы, устраиваемые бандами религиозных фанатиков в ряде мест Германии в первой половине 14-го века усилили приход евреев из Германии в Польшу. В 1348 и 1360 годах в Польшу прибывали евреи изгнанные из Венгрии, в конце 14-го века – из Франции, в 1420-х годах – из Австрии. В 15-ом веке продолжался приход евреев из Германии, в середине 15-го века – из Чехии. Естественно, что евреи . изгнанные из Англии в 1290 году (или их потомки) оказались в Польше ( от них появилось имя «Айзек» у евреев в Польше ).
В 15 – 18 веках королей Польши выбирал сейм польской шляхты. Важную часть средств казны составляли налоги от евреев. В «Грамоте» данной евреям королём Казимиром IY (с1440г. – Великий князь Литвы. в 1447 – 1492 годах – король Польши ) было написано: «Мы желаем. Чтобы евреи, которых мы особливо охраняем ради интересов наших и государственной казны, почувствовали себя утешёнными в наше благополучное царствование.».
В известной польской брошюре от 1539г. указано, что в Польше очень мало ремесленников – поляков, а купцов – поляков всего 500, евреев же купцов 3200 и трижды больше ремесленников.
За шесть с половиной веков проживания евреев в Польше не было изгнаний, несмотря на анти еврейскую политику католической церкви. В 16-ом веке Речь Посполитая ( Польско – Литовское государство, в которое входили также земли Украины и Белоруссии ) было одной из двух стран (второй была Турецкая империя ) в которых находилось большинство евреев всего мира.
На стр.430 Ш.Занд пишет: «…В Восточной Европе произошёл необъяснимый демографический взрыв, приведший к тому , что на пороге 20-го века евреи, говорившие на идиш, составляли свыше 80% от еврейского населения всего мира».
Отметим, что «демографический взрыв» - не более, чем фантазия Ш.Занда, поскольку он даже не пытался ( или был неспособен ) разобраться в вопросах демографии евреев в Речи Посполитой.
Численность евреев в Речи Посполотой, согласно переписям 1765 – 1766 годов составляла
621 тысячу чел. (из них в самой Польше – 190 тысяч, в Украине – 270 тысяч, в Белоруссии – 110 тысяч и в Литве – 50 тысяч ). Для получения такой численности евреев 1765году, при среднегодовом приросте в 1% достаточно было бы пяти тысяч евреев в 1265г. для дальнейшего роста польского еврейства. С учётом прихода евреев в Польшу в 14 – 15 веках, в 13 веке евреев в Польше могло быть и значительно меньше пяти тысяч чел.
В Германии евреи жили в условиях гетто. Во многих местах в 14 – 15 веках число семей в гетто ограничивали магистраты городов, разрешалось женить только старшего сына, иногда число разрешений на женитьбу зависело от числа умерших за определённое время евреев.
Немало общин в конце 13-го века (1298г.) и в первой половине 14 –го века (1336г.) были уничтожены бандами религиозных фанатиков ( пока эти банды не были разогнаны силами феодалов). В Польше условия для развития еврейских общин были значительно спокойнее и лучше.
Ш. Занд не учитывает, что развитие (рост или угасание )еврейских общин зависело от систем власти в странах, где эти общины находились. Поэтому он не понимает, почему потомки большой вавилонской диаспоры к 20-му веку составляли лишь 3,5% мирового еврейства, а потомки малой римской общины (ашкеназы и испанские сефарды ) к 20-му веку составили более 90% мирового еврейства

В заключение отметим краткие данные об истории и наследии хазар. Образовавшийся в первой половине 7-го века (в прикаспийской части Дагестана ) Хазарский Каганат усилился и в 8-м веке распространил свою власть на Сев. Кавказ, Нижнюю Волгу, Западную часть Казахстана, Нижний Дон, лесостепи до Днепра, Северное Причерноморье и часть Крыма. Под властью хазарского кагана находились многие языческие племена ( кавказские, угорские, аланские, славянские и др.).
Около 715 года в Хазарию приходили горские евреи, уходившие от насильственной исламизации, когда арабы заняли Закавказье. В Хазарию могли приходить и евреи из Ирана и Византии, спасаясь от гонений. Язычники – хазары были веротерпимы ко всем религиям.
Около 737 г. армия арабского халифа, стремясь войти в Восточную Европу, дошла до реки Дон, но затем хазары заставили её вернуться в халифат.
Около 740 года хазарский каган и часть элиты решили принять иудаизм (по видимому от находившихся в Каганате евреев ).
В конце 9-го века Хазария потеряла контроль над Причерноморьем вследствие вторжения печенегов, огузов. а затем половцев. Усилившиеся русы заняли земли к востоку от Днепра.
В конце 9-го века Хазария ослабела, но ещё оставалась влиятельным государством. В 930 году хазары разбили отряды руссов, напавших на Самкерц ( на Таманском полуострове ), но в 968 или в 969 годах, после нападения огузов на Хазарию, или в союзе с огузами Киевский князь Святослав разгромил столицу хазар Итиль. Хазарский Каганат прекратил своё существование.
Путь на запад для хазар был закрыт. Уцелевшей части хазарской элиты оставалась возможность уходить на восток, где она, возможно, рассеялась в странах ислама. Потомками хазар в Дагестане называют себя кумыки.
Немного хазар оставалось в восточной части Крыма. В 1016 году они были покорены нападением войск Византии и Киевского князя Мстислава. Эти хазары затем приняли караимство, вошли в маленькую караимскую общину Крыма и практически изменили её этнический состав. Оказавшись под властью России, караимы не были так ограничены в правах, как евреи ( не платили двойной налог, могли жить вне «черты оседлости»,с 1863г. могли занимать государственные посты ).
Ш.Занд почему то не заметил, что общины горских евреев уцелели после разрушения Хазарского Каганата, сохранили свой евр.– татский язык и с ним прибывали в Израиль в наше время. Однако, нет в истории ни одного упоминания в 11 – 13 веках о какой либо иудейской общине с хазарским разговорным языком. Поэтому сегодня никто не знает, каким был хазарский язык.
Возможно, что отдельные семьи иудеев - хазар из киевской общины иудеев уцелели после нашествия татар в 1239г. и нашли убежище на землях, присоединенных к Великому княжеству Литовскому и позже могли войти в общины ашкеназов – выходцев из Польши.

В книге Ш.Занда есть и миф о происхождении палестинских арабов. Надеюсь, что и об этом кто то напишет.
Естественно, что каждый профессор вправе иметь свои политические взгляды, но малограмотный профессор не украшает свой университет.
 

Опубликовано здесь 04.08.2010.

Источник

Ответить

вверх