בס''ד
к оглавлению раздела
Раввин Зеев Мешков |
|
|
|
Соединение
неба и земли Собираясь в праздники на горе Мория, люди ощущали близость Б-га, что возвышало их духовно и вселяло в их сердца радость. Служение в Храме и ежедневное принесение жертв за весь народ благотворно воздействовало на души сыновей Израиля, делая помыслы каждого из них более чистыми и возвышенными, позволяя многим обрести мудрость и помогая тем, кто стремился возвыситься духовно, чтобы подняться на уровень пророчества. Благословение ложилось на дела рук жителей страны: урожай превосходил все ожидания, умножалась численность стад, строительство велось успешно и быстро, дети отличались красотой, силой и мудростью. Такое постоянное чудо, рожденное слиянием способностей человека и силы духовных миров, потенциала природы и Б-жественного благословения называют соединением неба и земли. Помни, что сгорело в твоей душе В Йом Кипур мы вспоминаем о Храме, который был разрушен в 68 году римскими легионами. Огонь, охвативший его, сжег не только стены Дома Б-га – он оставил наши души без Божественного света: «После того как был разрушен Храм, у сыновей Израиля была забрана жизнь…» (Шир га-ширим раба, изд. Вильна 4). Иными словами: не стало ни сил, ни радости, которые были раньше. Не было человека, который не утратил бы часть знаний и способность накапливать их: «Мудрецы стали как писцы, писцы – как учителя детей, учителя детей – как необразованные люди, а необразованные люди стали безграмотными» (Сота, 49а). «С того времени, как был разрушен Храм… пропали люди, обладающие истинной верой. Свидетельствовал раби Йеошуа: «С того времени, как был разрушен Храм, не прошло ни одного дня без несчастий, и не выпадала роса, несущая благословение, и плоды стали безвкусными… и их сочность так же исчезла» (Сота, 48а). Поэтому в Йом Кипур мы вспоминаем о Храме, плачем о том, что не можем войти в его дворы и присутствовать при принесении жертв первосвященником в День искупления, не можем встретить его, когда он выходит из святая святых после принесения там воскурений… Свиток горит, а буквы улетают Но не только о Храме вспоминаем мы со слезами на глазах. Мы плачем и о свете Торы, который был забран у нас. После разрушения Храма его свет несли в своих душах мудрецы Торы. Но и свет их мудрости и праведности, защищавший нас, был забран у нас. Сказал раби Йоханан: «Сердца тех мудрецов, которые жили давно, похожи на дверной проем входного зала Храма, сердца тех мудрецов, которые жили недавно, – похожи на вход в сам Храм, а наши сердца – на угольное ушко самой маленькой иголки...» (Эрувин, 53а). Последним, кто хранил в себе отблеск света Храма был сам раби Йоханан (живший в середине третьего века в Тверии). Он говорил о себе: «Я – остаток красоты Йерушалаима» (Бава меция, 84а). И так же, как мы молимся о том, чтобы Всевышний дал нам восстановить Храм, так же мы молимся и о том, чтобы вернулся к нам свет Торы, объединяющий народ. Как мы можем удостоиться его возвращения? Только, плача о том, что мы потеряли. И вот в Йом Кипур со слезами на глазах мы вспоминаем о десяти праведниках и мудрецах Торы, погибших в период владычества римлян. Один из них – раби Ханина бен Терадион. О нем рассказывается: «Когда заболел раби Йосей бен Кисма, раби Ханина бен Терадион пошел проведать его». (А происходило это уже после поражения восстания Бар Кохбы, после того, как римляне сняли железными скребками кожу с тела раби Акивы за то, что поддерживал востание до самого конца, за то, что обучал Торе людей, когда власти запретили это делать.) Сказал раби Йосей бен Кисма: «Ханина, брат мой, разве ты не знаешь, что народу этому с Небес дана власть? Народ этот разрушил Дом Б-га, и сжег дворец Его, и убил праведников Его, и истребил лучших (сыновей) Его. И до сих пор народ этот существует! А я слышал о тебе, что ты сидишь и занимаешься Торой и собираешь открыто много людей. И свиток Торы ты прижимаешь к себе». Ответил ему раби Ханина бен Терадион: «С Небес помилуют». Сказал ему раби Йосей бен Кисма: «Я привожу тебе реальные аргументы, а ты говоришь мне: «С Небес помилуют». Удивлюсь я, если не сожгут тебя и свиток Торы (вместе с тобой) огнем». Спросил его раби Ханина бен Терадион: «Учитель мой, удостоюсь ли я будущего мира?». Спросил его раби Йосей бен Кисма: «Сделал ли ты что-нибудь?» Ответил раби Ханина бен Тардион: «Деньги (отложенные для трапезы) в Пурим смешались у меня с деньгами пожертвования, и все раздал я бедным». Сказал ему раби Йосей бен Кисма: «Если так – да будет моя доля в будущем мире, как твоя, да будет моя судьба такой же, как твоя». Не прошло много дней и умер раби Йосей бен Кисма. И пошли все знатные люди Рима похоронить его. Оплакивали его очень сильно. А когда возвращались они (с похорон), натолкнулись они на раби Ханину бен Терадион, который сидел и учил Тору, собрав вокруг себя людей. И обнимал он книгу Торы. Схватили его и обернули в свиток Торы, и обложили его вязанками сухих ветвей, и подожгли их. И принесли нерасчесанную шерсть, и вымочили ее в воде, и положили ему на сердце, чтобы не оставила его душа быстро. Сказала ему дочь его: «Отец, не могу я видеть твои муки» Ответил он ей: «Если бы сжигали меня одного, мне было бы тяжело. А когда сжигают меня вместе с Торой – я знаю, что Тот, Кто спросит за позор Торы, спросит и за мой позор. Спросили его ученики: «Учитель, что ты видишь?» Ответил он им: «Свиток горит, а буквы улетают». «Так и ты, – сказали ученики, – открой рот, и жар войдет в тебя». Ответил он им: «Пусть лучше заберет душу Тот, Кто дал ее, а человеку не следует соращать свою жизнь». Сказал ему палач: «Раби, если я усилю пламя и сниму мокрую шерсть с твоего сердца, ты приведешь меня к жизни в будущем мире?» Ответил ему: «Да». Сказал ему палач: «Поклянись мне!». Поклялся ему раби Ханина бен Терадион. Тут же полачь усилил пламя и убрал шерсть с его груди. Раби Ханина скончался за считанные секунды. А палач прыгнул в огонь. Прозвучало Б-жественное эхо: «Раби Ханина бен Терадион и палач готовы для жизни в будущем мире» (Авода зара, 18а). Но, переживая из-за трагедий, которые постигли нас, из-за света Торы, который оставил нас, нам следует попытаться извлечь урок. Поменяться ролями Нет сомнений, что в наши дни диалог раби Ханины и раби Йосея бен Кисма звучал бы по-другому. Если бы раби Йосей сказал, что нужно быть реальным человеком и считаться с Америкой, а потому не надо настаивать на том, чтобы вся Земля Израиля осталась в руках евреев, то раби Ханина бен Терадион на предложение послушать Обаму и отступить к границам 67-го года, сказал бы: «Разве ты, Йосей бен Кисма, не видишь, что Всевышний дал силу народу Израиля, разве ты не видишь, что Он делает для нас чудеса, разве ты не видишь, что Он не дает и не даст поделить эту землю ни с кем? Когда я говорю тебе, что настало новое время, когда начинается избавление народа Израиля, когда мы обязаны бороться, я привожу реальные аргументы, а твои доводы – неверие в реальность Б-жественного Проведения, которое ведет сыновей Израиля к полному освобождению». Рав Зеев Мешков |
|
|