בס''ד

На главную

к оглавлению раздела
ИСТОРИЯ

Раввин Зеев Мешков

Дарование Торы
О том почему дарование Торы произошло у горы Синай, а не у горы Мория

Свои отзывы и материалы шлите через эту почтовую форму (все поля обязательны, не более 2-х сообщений подряд с одного компьютера). Или пишите на адрес temple.today@gmail.com
 

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:

 

 

Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Михаил Польский


Тора должна была быть дарована в земле Кнаан, на горе Мория, которая является центром и началом всего творения И об этом сказано: «Ибо из Циона выйдет Тора и слово Бога из Йерушалаима» (Йешаяу 2). Если бы все развивалось по идеальному плану, то колена собрались бы у горы Мория и услышали бы голос Бога: «Я Бог Всесильный Твой, который вывел тебя из земли Египетской… и привел вас в землю, о которую, подняв руку Мою, поклялся Я (отдать) Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдал ее вам во владение, Я - Бог» (Шмот 20:2, Шмот 6:8) Сыновья Израиля стали бы свидетелями чудес, преобразующих мир: из скалы вышли бы воды – живительный поток, который сделал бы и пустыню и Соленое Море цветущим краем, как сказано: «И будет в день тот: выйдут воды живые из Йерушалаима, половина их – к морю восточному, и половина их – к морю западному; летом и зимой будет так. Обернется вся земля степью от Гева до Римон…» (Зхарья 14:8,10). Исправление мира невозможно без исправления его духовной составляющей. И перед водами, превращающими пустыню в плодородный сад, гора Мория распространила бы духовный свет, проявляющий повсюду Божественное Присутствие и искореняющий из мира зло: «И будет день один – он известен (только) Богу - не день и не ночь… И будет к вечернему времени – появится свет. И будет Бог царем на всей земле, в день тот будет Бог один (для всех), и имя Его – одно» (Зхарья 14:7,9).  

Окружным путем

Почему же этого не произошло, почему преобразование мира и раскрытие в нем постоянного Божественного Присутствия было отодвинуто на далекое будущее? Лишь потому, что сыновья Израиля не были готовы к войне за Землю. Из-за этого Всевышний не повел их прямо к горе Мория, а проложил им путь через пустыню к горе Синай, как сказано: «И было, когда отпустил фараон народ, и не повел Всесильный дорогой плиштим, ибо короткая она, ибо сказал Всесильный, может быть передумает народ, увидев войну, и вернется в Египет. И завернул Всесильный народ дорогой, ведущей в пустыню, к Тростниковому морю…» (Шмот 13:17) Сыновья Израиля не были готовы вступить в сражение с плиштим, так как не умели держать оружие и морально не были готовы к войне. Но ведь говорится:  «И вооруженными поднялись сыновья Израиля из земли египетской» (Шмот 13:18). Да, действительно так сказано. Однако вооруженным и готовым к войне вышло только колено Эфраима, сыновья которого считались в Египте свободными людьми. Они были потомками первенца Йосефа, носили оружие и занимались военными упражнениями. Их решительности бороться за Землю было недостаточно, так как все должны были обладать такой же смелостью и умением сражаться. Все мужчины, от двадцати до пятидесяти, должны были быть готовы выйти в бой. Ради того, чтобы все были способны воевать, Всевышний завернул народ к Тростниковому морю. Там сыновья Израиля стали свидетелями гибели войска Египтян. Но этого было все еще не достаточно, чтобы вселить в них уверенность в своей способности завоевать землю Кнаан. Если на море «Бог воевал за них, а они молчали» (Шмот 14:14), то в борьбе за Землю им предстояло не только быть свидетелями чудес, но и активными участниками событий. Поэтому почти сразу после перехода через море, сыновья Израиля спросили «Есть ли Бог внутри нас, или нет?» (Шмот 17:7).

Ответ

Их вопрос был вызван сомнением, даст ли Бог им сверхъестественные силы, необычную твердость рук, быстроту ног? Проявит ли Он Божественное Присутствие через них? Ответом для них стала война с Амалеком. Моше послал Йегошуа сражаться с врагом, а сам поднялся на гору и весь день старался держать руки, поднятыми вверх: «И было, когда поднимал Моше руку свою, и одолевал Израиль, а когда опускал руку – одолевал Амалек» (Шмот 17:11). Трудно придумать более ясный: в этой войне сыновьям Израиля было дано увидеть и почувствовать, что Бог воюет их руками, умножая их силы, вселяя страх в сердца врагов, укрепляя их сердца смелостью и волей к победе.

В то время, когда сыновья Израиля вышли из Египта, овладеть святой Землей было не проще, чем сегодня: высокие стены городов, выложенные из гигантских камней делали их неприступными. А штурмовых лестниц и таранов у совершивших исход из Египта не было. Трудно было поверить, что крик сыновей Израиля и их трубление в шофар обрушит стены города, или полчища врагов обратятся в бегство, или выйдут за стены городов, понадеявшись на свою силу и будут поражены, или найдется подземный ход, который выведет в центр крепости.

 Силу дел Cвоих поведал народу Cвоему  

Тора была дарована ради того, чтобы вдохнуть в сыновей Израиля дух, который наполнит их верой, что они – воинство Бога, и способны сломить любого врага. И об этом сказано «Зачем нужны все рассказы Торы, которые приведены раньше упоминания первой заповеди?». Ответ: «Силу дел Своих поведал народу Своему, чтобы дать им удел народов (землю Кнаан)» (Раши). Иными словами, Тора на горе Синай была дарована, чтобы вселить веру в сердца сыновей Израиля, что они смогут завоевать Землю. завоевать Землю. «Я Бог Всесильный Твой, который вывел тебя из земли египетской из дома рабства» - прозвучало с горы Синай. Но разве сыновья Израиля не пережили Исход, и не знали того Бога, который вывел их из страны фараона? У горы Синай Бог открылся им как Бог воинств: их глазам предстало воинство Небесное (по его подобию был впоследствии выстроен лагерь, каждый отряд занял определенное место со своим знаменем).

И сразу же после дарования Торы народ направился в сторону святой Земли, чтобы начать ее завоевание. 

Вера 

Через три дня они подошли к Кадеш Барнеа и послали оттуда разведчиков в землю Кнаан, которые, вернувшись, рассказали о неприступности городов и высоком росте местных жителей, лишив тем самым сыновей Израиля веры в то, что Бог даст им силы преодолеть любые трудности и сломить любого врага. А без веры завоевать Землю невозможно, так как нет Бога в нас – не вселяет Он смелость в наши сердца, не дает сверхъестественные крепость рук и быстроту ног, через которые проявляется Божественное Присутствие в мире. Из-за отказа выйти на завоевание земли Кнаан, чтобы уничтожить в ней идолопоклонство и идолопоклонников, и тем самым исправить мир, сыновья Израиля были наказаны сорока годами блуждания по пустыне. За эти годы поколение, стоявшее у горы Синай умерло. В землю вошли их дети, которые на протяжении сорока лет в пустыне готовились к войне. Нет веры – нет готовности воевать, нет готовности воевать – нет веры, нет веры – нет Земли, нет Земли – нет у народа смысла существования.

В борьбе за Землю Израиля мы, как народ, проявляем свою веру, раскрываем Божественное Присутствие в мире, раскрываем смысл Торы, дарованной нам у горы Синай, обретаем смысл своего существования, приближаем день, когда «будет Бог один и Имя Его одно».

Опубликовано здесь 16.05.2010.

Источник

Ответить

вверх