בס''ד
к оглавлению раздела
Рав Элиягу Эссас |
|
|
|
Вопрос: Уважаемый ребе! Почему не принято считать евреем человека, у которого отец, бабушка и дедушка - чистокровные евреи, а мама - нет. Разве дано знать человеку, кому Вс-вышний вкладывает душу еврея? И разве не было принято во времена Давида и Шломо определять еврея по отцу. Я уже не говорю о фамилии - признаке еврейского РОДА, хранимой из поколения в поколение. "Избранный народ" - это ведь ОН нас избрал, и это ЕГО промысел. Не кощунство ли судить о еврействе столь ограниченными мерками, как кровь матери? Не станете же вы утверждать, что такой-то имярек не заключил Завета с НИМ на Синае. Откуда вам знать? Фарисейство все это, ребе. Многие, уверен, будут вам благодарны, если вы укажете то место в Устной Торе, где говорится о определении еврейства по матери. В Письменной-то этого нет... Реувен, Израиль Отвечает рав Элиягу Эссас: Мне трудно сразу перейти к ответу без "педагогического" разбора Вашего вопроса. Пожалуйста, не обижайтесь. Я рад, что Вы его задали. Но вот форма... Посудите сами. Реагируя, видимо, на один из моих прошлых ответов на эту же тему, Вы назвали мои слова - "фарисейство все это...". Уверен, что Вы хорошо знаете русский язык, и Вам известно, что фарисей - это лицемер, ханжа, а фарисейство, соответственно, - лицемерие (см. словарь "Русского языка" под ред. Ожегова). Вы называете "кощунством" порядок вещей, согласно которому национальность у евреев определяется по материнской линии. И сами же - что очень хорошо и правильно - допускаете, что об этом говорится в Устной Торе (просите указать источник). И, наконец, вместо того, чтобы задать интересующий Вас вопрос или высказать несогласие с моей позицией, Вы делаете заявление, которое (если бы было правдой) могло иметь далеко идущие последствия. "В Письменной-то этого нет...", - пишете Вы. Представляется, что корректней прозвучала бы такая фраза: "В Письменной Торе я этого не нашел". Повторю: любой искренне заданный вопрос принимаю с радостью. И Ваш, естественно, тоже. Но очень хотелось бы, чтобы те, кто хочет что-то узнать, в своих обращениях соблюдали бы элементарные нормы вежливости. Теперь - по существу. В Письменной Торе, в пятой книге - Дварим сказано, что нельзя создавать семью с неевреями: "Не вступай в семейные отношения с ними. Дочь свою не выдавай замуж за его (нееврея) сына. А дочь его не бери для сына своего" (гл. 7, ст. 3). Как видим, запрет на смешанный брак в Письменной Торе распространяется в равной степени и на мужчин и на женщин. Но если все же, несмотря на запрет, смешанная пара объединяется, и в результате их отношений появляются на свет дети, "принцип равенства" нарушается. Читаем дальше: "...Ибо он (зять) отвратит сына твоего (по контексту, надо понимать - внука) от Меня (Всевышнего) и будут они служить другим богам..." (там же, ст. 4). Прочтите внимательно текст. В ст. 3 говорится, что "оба направления" создания смешанной семьи запрещены. Также, казалось бы, должно было бы быть и в ст. 4 - Ибо они (зять или невестка) отвратят сына (внука) твоего... Но нет, речь идет только о зяте. Так и написано - "он". Почему? Да потому что, если зять у тебя - нееврей, то внук твой, сын твоей дочери, остается евреем. И есть повод беспокоиться, какой путь он изберет под влиянием отца. Но, если невестка - нееврейка, нет причины предостерегать от опасности потери внука, ибо он - нееврей, и у него - другая, нееврейская дорога в жизни. Что говорит об этом Устная Тора? В Талмуде, в трактате Кидушин (лист 68) сказано: "Нееврейка, родившая ребенка - передает ему свой статус (ее сын - тоже нееврей), ибо говорится в Торе (в цитированной фразе) - "сына твоего..." Сын от дочери-еврейки - твой сын (внук). Сын от невестки-нееврейки - не твой сын, а - ее". Этот закон сформулирован в Шульхан Арухе (раздел Эвен ѓа-эзер, ст. 16). Перейдем к другим Вашим вопросам (точнее - утверждениям). "И разве во времена Давида и Шломо не определяли еврейство по отцу?" - пишете Вы. Нет, не определяли. Те женщины, которых Шломо брал в жены и которые не были еврейками по рождению, проходили гиюр (приняли еврейство). Более того, в Танахе ему, Шломо, делают выговор - за то, что он снисходительно отнесся к факту, что некоторые из них продолжали поддерживать отдельные обычаи отчего дома (если бы они не прошли гиюр, повода именно для такого рода выговора вообще не было бы). Далее Вы пишете о фамилии - "признаке" еврейского рода, который передается из поколения в поколение. Тут Вы совершенно правы. Если человек в течение жизни не разрывал великую цепь, связывающую его в Авраамом, Ицхаком и Яаковом (не нарушал законы Торы о создании семьи), его фамилия действительно - признак РОДА (пользуюсь Вашей орфографией). Однако Вам, наверное, известно, что в случае, если человек, который носит фамилию Коган, например, (что в принципе свидетельствует о его принадлежности к коэнам), женится на разведенной женщине-еврейке, его сын, разумеется, - еврей, но, получая фамилию отца (Коган, которая, казалось бы, должна подтверждать, что он - прямой потомок Аарона, брата Моше Рабейну), при этом - уже не коэн, и, увы, потомком Аарона не считается. Уточню: статус человека определяется не по отцу и не по матери, а по Законам, установленным Творцом мира. Очень прошу Вас вдуматься в эти слова - "установленным Творцом". И поэтому, отвечая на Ваш последний вопрос, который вы формулируете так: "Не станете же вы утверждать, что такой-то имярек не заключил Завета с НИМ на Синае? Откуда вам знать?", скажу: именно это я и собираюсь утверждать. Душа человека, родившегося у матери-нееврейки, не заключала союза с НИМ на Синае. И я знаю это потому, что Он так сказал - и в Письменной Торе и в Устной. Два замечания. Первое. Каждый человек может стать евреем. Двери Еврейского Дома открыты. Но если кто-то попробует влезть в него через окно, это может быть неправильно понято жителями Дома (то есть - еврейским народом). Эти двери - искреннее желание приобщиться к Мудрости Всевышнего, в том ее виде, в котором она передается из поколения в поколение, желание и готовность жить по еврейским Законам, не стремясь "улучшать или исправлять" их. Пользование надуманными, изобретенными человеком теориями земного производства - не та дорога, которая может привести в Еврейский Дом. И второе. В моем ответе нет даже намеков укора в адрес тех, кто когда-то вступил в смешанные браки. Потому что считаю, что нет смысла обсуждать, а тем более - осуждать прошлое других людей, их совершенные без злого умысла поступки. Особенно, если речь идет о весьма распространенном в последние десятилетия явлении. Мне кажется, что каждый из нас может, со всей искренностью и честностью, направить свои усилия на поиски Истины. А потом, в каждом конкретном случае, думать и решать - на основе Мудрости и хеседа (Добра) - что делать и как правильно выстраивать дальнейшую жизнь. 03.06.02 |
|
|