1. Михаил Нудлер, кандидат на должность главы администрации Ткоа
Корр.: Михаил, вы баллотируетесь на должность йошев рош ваад аменаэль (глава
местной администрации) посёлка Ткоа. Как вы представляете себе должностные
функции?
М.Н.: Ваад-аменаэль в таком посёлке как Ткоа, обладает очень широкими
полномочиями. Он руководит большим коллективом сотрудников. В их числе мазкир
(секретарь), ответственный за функционирование всех служб посёлка, все секретари
и секретарши, и человек, занимающийся техобслуживанием, инсталляцией,
сантехникой и пр. И, разумеется, все садовники, которые работают в посёлке,
люди, занимающиеся обслуживанием бассейна, спортплощадок...
Корр.: То есть, у администрации есть определённое количество рабочих мест, есть
ставки, есть сотрудники... Есть бюджет.
М.Н.: Да, есть бюджет и довольно большой.
Корр.: А откуда этот бюджет берётся?
2. При въезде в посёлок
М.Н.: Бюджет формируется, насколько мне известно, из нескольких источников.
Главный источник – это налоги. Они делятся на две части. Одна часть – это налог,
который все мы платим непосредственно администрации посёлка «мас тошав». А
вторая часть – это возвращающаяся к нам часть арноны (муниципального налога),
который мы платим в моацу (региональный совет Гуш-Эциона). Есть определённые
правила, по которым центральный орган возвращает отдельным посёлкам часть того
муниципального налога, который они платят. Есть подозрение, что Ткоа, поскольку
он несколько удалён от центрального руководства в Алон-Швуте, получает меньший
процент, чем скажем сам Алон-Швут, или Нэве-Даниэль или Эльазар. Разумеется, что
это не более чем слухи, но если меня выберут, проверю всё это. Слава Б-гу, моё
математическое образование мне это позволяет. Более того, уже 20 лет работаю в
больнице Адасса-эн-Керем в экономическом отделе в качестве руководителя проекта
статистики – выдаю статистические отчёты о том, что происходит в Адассе. В общем,
разберёмся, не бином Ньютона! Хотя и биномом Ньютона меня, как для математика не
испугать. Есть слухи о том, что имеются всякого рода злоупотребления,
сомнительные конкурсы и т.д. Всё это мы проверим.
Мне бы очень хотелось снизить уровень налогов, которые люди здесь платят – он
очень высок. Уж не говорю о том, что последнее нововведение, связанное с налогом
«на засуху», вообще сводит людей с ума.
Корр.: Засуха-то кончилась…
3. Пейзажи Ткоа. Клумба перед входом в магазин.
М.Н.: У нас в стране очень часто такое происходит. Когда баррель нефти стоил 150
долл., литр бензина стоил 7 шекелей с небольшим. А когда баррель нефти стоит 77
долл., литр бензина стоит 6,70. Меня в университете другим пропорциям учили…
Это одна сторона деятельности, которая меня привлекает: разобраться, навести
порядок. Другая сторона: мне очень хочется разнообразить культурную жизнь Ткоа.
Мне совершенно непонятно, почему мы, имея такой роскошный зал, не видим в нём
каждую неделю тех, на кого всегда будет аншлаг? Непонятно почему мы не имеем
здесь концертов классической музыки, почему не видим здесь первоклассных
театральных коллективов…
Корр.: Михаил – это вопрос большой и сложный, мы к нему ещё вернёмся. А пока
расскажите немного о себе: когда приехали, чем занимались….
4. Пейзажи Ткоа. Малая кольцевая дорога. Справа за деревьями
возвышается гора-дворец царя Ирода.
М.Н.: Начну с того, чем я занимался ещё до репатриации. Еврейскими делами начал
заниматься лет с 18-ти. Начиная с 1973 года в течении 7 лет до самого отъезда я
был учителем иврита и подготовил более ста человек. Я не был самым первым в этом
деле, отношусь к третьему поколению московских учителей. Помимо преподавания
иврита занимался всякими культурными делами. В 77-ом году мне удалось поставить
первый Пуримшпиль в Москве, который, как утверждает исследователь пуримных
представлений в России Рита Гензелева, был первым в Советском
Союзе после 70-летнего перерыва.
Кроме того в 78-ом году организовал первый в Москве конкурс еврейской песни. Мне
удалось провести его ещё и в 79-ом году, а в 80-ом году меня отпустили. Приехал в Израиль, года через полтора после этого женился. И вот у меня от этого
брака шестеро детей. Моя жена из Франции. Дети уже выросли.
5. Арабы... пока ещё здесь.
Первые десять лет своего пребывания в Стране занимался очень активно
общественной деятельностью. С 84-го по 88-ой год был советником министра Йосефа
Шапиро от партии «Мораша». В 87-88 гг. был председателем иерусалимского
отделения объединения олим-выходцев из СССР. Входил во всякие организации. Но
потом постепенно стал отходить от всего - и семья росла и некоторое
разочарование наступало... Потом в 86-ом году произошёл новый взлёт моей
общественной деятельности. В этот период приехали многие активисты из Союза, в
частности, Яша Городецкий из Ленинграда, Лёня Прайсман из Москвы... И вот,
вместе с ними и по их предложению мы создали организацию, которая называлась
«Израильское действие». Они привезли с собой новость, что Союз ведёт переговоры
с Израилем о том, чтобы заключить с ним дипломатические отношения, но за это он
требует от Израиля, чтобы тот прекратил бороться за выезд советских евреев, и не
только сам прекратил, но и заткнул бы рты всяким еврейским американским
организациям, которые сильно Союз доставали...
И тогда мы устроили демонстрацию в Иерусалиме против этого сговора, перекрыв
улицу Кинг-Джордж. Фотографии и репортажи об этом облетели весь мир.
6. Арабы хорошо видны в объектив, но мы не видим их в
упор...
В Ткоа переехал ещё в декабре 1985-го. Тогда у меня были две маленькие девочки.
Сегодня у меня уже шестеро взрослых детей. Старшая стала актрисой, что мне очень
приятно – продолжает моё увлечение театром. Одна из моих дочерей долгое время
занималась спортом и стала вице-чемпионкой Израиля по прыжкам в высоту среди
девушек. Что тоже приятно, потому что в своё время немало времени и усилий отдал
спорту. Занимался также и журналистской работой: в течении 4 лет вёл спортивный
раздел журнала «Израиль сегодня», потом вёл спортивные разделы в журнале «Нэс»,
в «Израильском вестнике» - всё на русском. Кончилось тем, что меня пригласили в
Краткую Еврейскую Энциклопедию, где я был ответственным за все статьи по спорту.
Самой большой моей работой была статья «Спорт» занимающая 10 страниц в
энциклопедии. Помимо этого, поскольку я родился в семье крупного московского
филателиста - и этому отдавал некоторое время. Мы с отцом были здесь участниками
и лауреатами нескольких международных филателистических выставок. И в КЕЭ
написал также статью «Филателия».
7. Михаил Нудлер на нашей улице. За виноградником
виден Иродион - дворец царя Ирода
Собственно спортивными делами тоже занимался. Создал в Ткоа команду
«Бейтар-Ткоа», которая 10 лет назад приняла участие в чемпионатах по
минифутболу, организованных газетой "Вести": в течении трёх лет мы там выступали,
даже однажды вышли в финал кубка. В 2003 году стал чемпионом Израиля по прыжкам
в длину среди ветеранов в группе от 55 до 59 лет с результатом 4,5 метра. И
занял второе место, пробежав стометровку за 14,01 сек.
Сейчас дети выросли и я решил попробовать внести свою лепту в улучшение качества
жизни в Ткоа.
Корр.: То есть, в принципе, у вас есть видение того, какие нужны перемены, для
того, чтобы стало лучше жить...
М.Н.: Конечно. Во-первых, я живу здесь 24 года. Видел здесь всё и всех. Были
времена лучшие, худшие, совсем плохие... Был свидетелем ужасной оплошности,
которая случилась у нас с кварталом Широнит, когда люди потеряли деньги, получив
недостроенные или плохо построенные дома... Пример грубейшей коррупции, сговоров
и безнаказанности. Вижу, как можно поправить многие службы. Мне приходилось
организовывать некоторые спортивные соревнования для детей, для юношества...
Как-то мне пришлось потратить 8 месяцев на то, чтобы исправить освещение на
спортплощадке. Освещение исправили, только когда я дошёл до угроз. Когда так
работает наше управление – это совершенно ненормальная ситуация. Ведь далеко не
у всех есть такие зубы и когти, как у меня. Многие люди не могут добиться того,
что им положено, будучи не в состоянии пробить стену бюрократии,
индифферентности и коррупции.
8. Наши новые дома на фоне Иродиона
Корр.: Михаил, думаю, что не так много в Стране таких посёлков, как Ткоа. Может
быть, даже он уникален по смешанному характеру своего населения.
М.Н.: Я не раз слышал, что по своему духу Ткоа всё-таки уникальный посёлок.
Корр.: Сколько здесь населения, примерно?
М.Н.: Около двух тысяч.
Корр.: И пять синагог, которые я знаю. Может быть есть больше...
М.Н.: Может, и больше... Ашкеназская, сефардская, хабадская, в ешиве,
бреславская... Кроме того в Ткоа–бэт.
Корр.: Это всё на только лишь религиозную часть населения, которая, может быть,
составляет половину.
М.Н.: Сейчас уже больше половины, хотя раньше было наоборот.
Корр.: Получается, что по идее люди разобщены. Не говоря уже о том, что выходцы
из Америки, из Франции, СНГ... Есть ли здесь барьеры и как они преодолеваются? И
насколько всё это существенно?
9. Пейзажи Ткоа. Зима. Здесь красиво и зимой и летом.
М.Н.: Судя по всему, преодолеваются. У меня впечатление, что барьеров здесь
гораздо меньше, чем могло бы быть. Мы совершенно спокойно общаемся и с выходцами
из Америки, и из Франции...
Корр.: В синагоге да, это я вижу.
М.Н.: Но и не только в синагоге. Я уж не говорю о наших детях. Моего младшего
дети в Ткоа дразнят русским, хотя он 10-ти слов по-русски не знает. Он тоже в
долгу не остаётся. Но это не мешает хорошим отношениям между ними. У меня в доме
каждый раз, когда транслируется футбольный матч «Бейтара» целый салон молодёжи
сидит, которая кричит, лузгает семечки, топает ногами и бросается друг другу в
объятия после каждого удара. Нет особенных проблем. И у людей старшего возраста
также, не говоря уж о ветеранах... После того, как мы прожили здесь по 20 с
лишним лет, у меня нет никаких проблем ни с американцами, ни с канадцами, ни с
французами... ни с кем. Я был учителем почти всех их детей, как частный
преподаватель математики
10. В ожидании автобуса или тремпа
Корр.: Можно ли сказать, что Ткоа – это Израиль в миниатюре, то есть здесь
протекают процессы, свойственные для страны в целом. Или Ткоа – это нечто
особенное, которое, наоборот, может послужить моделью для будущих преобразований
в стране.
М.Н.: Не знаю, насколько возможно распространение такого эксперимента. Я бы
сказал, что Ткоа всё-же не похож на Израиль в целом, потому что здесь в
значительно меньшей степени люди заражены ксенофобией и неприязнью друг к другу.
Всё-таки такой дух, как здесь... Не хочу сказать, что этого нет вообще в
Израиле, безусловно есть. Но в меньшей степени. И такие разграничения, которые
существуют в Израиле, в Ткоа имеют гораздо меньшее значение. Безусловно,
какие-то группы населения солидаризируются между собой более, чем с другими, но
это не носит характера конфронтации и неприязни. Хотя иногда проталкиваются
какие-то идеи, которые какой-нибудь другой группе населения не очень интересны.
Но постоянно кто-то по одним вопросам консолидируется с одними, по другим с
другими... Такое броуновское движение происходит.
Корр.: Способствует ли такое перемешивание межобщинным бракам в посёлке?
11. На новой улице Ткоа.
С видом на арабские поселения...
М.Н.: Браков внутритековских на самом деле не много. Я, как любитель статистики,
знаю только 5. Браки среди молодёжи вообще не показатель. Молодёжь достаточно
однородна. Даже дети приехавшие в возрасте 10-12 лет в начале 90-х годов сегодня
абсолютно неотличимы от родившихся здесь. Вы их никак не отличите. Ни по одежде,
ни по акценту, ни по привычкам, ни по чему. Поэтому браки между ними не
показатель. Более показательно то, что в Ткоа довольно много межобщинных браков
среди старшего поколения. У нас только между ашкеназим и выходцами из Йемена
четыре брака – то, что я сразу вижу. То есть, и здесь барьеров нет.
Корр.: Да, я вижу, как мы дружим синагогами: хабадники заходят к сефардам,
сефарды к хабадникам...
12. Указатели (сверху справа налево): библиотека,
грибная ферма, промзона, Ткоа "бэт" и "гител" (новые районы), школа
"Ахи", авторемонтная мастерская , маслобойня , ДК,
столярная мастерская , лошадиная ферма, витражная студия
М.Н.: Ну, Хабад это такая промежуточная ипостась, ближе даже к сефардам... Но
наличие Хабада тоже сыграло свою роль в том, что в Ткоа конфронтация, которая
могла бы быть, не состоялась. Потому что Хабад он как бы и к тем и другим
относится.
Корр.: Михаил, а вот с точки зрения процессов, которые происходят. Можно ли
сказать, что большое количество нерелигиозного населения, которое здесь
проживает, влияет на молодёжь из религиозных семей, способствуя её отходу от
Традиции. Или есть противоположная тенденция: влияние религиозных, привлекающее
людей на путь Тшувы.
13. Теннисный корт
М.Н.: Тут процесс двоякий. То, что касается старшего поколения, вне всякого
сомнения, происходит процесс приближения к Традиции.
А с другой стороны, дети из религиозных семей, которые отходят от Традиции,
уходят не из-за влияния других детей. Это такой дух в стране. Это повсеместно
происходит... повсеместно...У меня, например в семье... Мы с женой очень старались: ни одного праздника не
пропустили, никогда они не видели, чтобы папа их не надел тфилин... Не было
такого дня, чтобы я не сделал нетилат ядайм (омовение рук перед едой) или биркат
амазон (благословение после еды)... Ничего такого не было. И все праздники как
надо и Песах как надо... Они родились в такой семье. Ну и что? Они все учились в
религиозных школах. Все до единого. По-настоящему только две взрослые девочки
после того как вышли замуж, при чём вышли замуж не за религиозных людей,
потихонечку начинают соблюдать. Ну что? На них кто-то повлиял? Это очень сложно.
Корр.: Но вернёмся к вопросам культуры. Это нечто животрепещущее здесь, и не
только здесь, но и вообще. То есть с этим делом очень сложно, потому что как раз
к этим вопросам у всех отношение очень различное.
14. Пейзажи Ткоа
М.Н.: И всё-таки мы можем здесь собрать зал на 200-250 человек на любую вещь
высокого уровня.
Корр.: Да, но если в этих представлениях задействован женский вокал или женская
или смешанная хореография, многие религиозные люди не пойдут. Кого мы сможем
собрать? Если только привозить из Иерусалима, из Эфрата, из Тель-Авива, ещё
откуда-нибудь... Тогда да. В принципе, если что-то интересное разрекламировать
как следует и организовать подвозку, то народ приедет. С другой стороны здесь
есть некоторый психологический барьер, потому что это «территории». Люди просто
боятся. Но тем более надо этот барьер снимать. То есть со всех точек зрения
развивать здесь культуру необходимо. Невзирая на языки. Невзирая на жанры. Это
по моему мнению.
М.Н.: Согласен. Во-первых, есть Гуш-Эцион и Эфрат. Это очень большие резервуары.
Если действительно будет что-то интересное, достаточно опубликовать это там. Я
не говорю, что это надо бездумно делать. Можно, например, время от времени
организовывать выставки-продажи картин художников.
15. В центральном сквере
Корр.: Про продажи пока не могу сказать, но выставки уже происходят в Шдема – в
пяти километрах отсюда. Мотором там являются «Женщины в зелёном», то есть,
американцы. И Игорь Бяльский и Инна Винярская – «русская» составляющая.
Американцы на автобусах доставляют публику, а Игорь организует выставки
«русских» художников самого высокого класса. Каждую пятницу там что-нибудь
происходит. Парашат шавуа (недельная глава Торы с комментариями) читает молодой
раввин из Нокдим, собрания, митинги по разным поводам, книжные и сувенирные
лотки, выступления певцов и музыкантов... Иногда я там бываю,
фотографирую,
делаю репортажи. Шдема, мне кажется, подаёт нам хороший пример в отношении
культуры.
М.Н.: Да, стоит только взяться... На что было трудно в России организовать...
Кроме стульев не было ничего... А здесь всё получится. Я хотел бы здесь
организовать крупный шахматный турнир с приглашением серьёзных шахматистов.
Много чего можно.
16. Пейзажи Ткоа. Скверик с детскими
аттракционами.
Корр.: Я уже
запустил в Интернет, что Ткоа – это израильское Переделкино. Здесь
немало живёт литераторов, музыкантов, художников из творческой братии. Но
почему-то ничего не происходит. Масса интересных людей, каждый сидит в своём
углу...
М.Н.: Конечно.
Корр.: Ещё я слышу, что очень остро стоит вопрос работы с детьми. Наш раввин
Давид Даган время от времени горячо говорит об этом синагоге и сам занимается с
детьми...
М.Н.: Есть специальные учреждения и подменять их работу не следует. Это не
простой вопрос. Воспитание детей в среде людей с разной культурной
ориентацией... с разными понятиями о том, что такое дисциплина... Очень не
просто.
Корр.: В общем, у нас получился обзор того, что необходимо улучшить, но пока не
очень ясно, что должно из всего этого в конце концов получиться...
17. Пейзажи Ткоа. Скамья у дороги.
М.Н.: Это выяснится в процессе. Какая будет поддержка или, наоборот, кто будет
этому противостоять... Но для меня совершенно очевидно, что есть многие
элементы, которые можно поправить без особого напряжения. Выровнять дорожки,
сделать так, чтобы посёлок не выглядел таким грязным...
Корр.: Некоторые вещи просто бросаются в глаза. Кто придумал, например, повесить
названия улиц, которые с трёх метров невозможно прочитать и которые высыпаются,
поскольку сделаны из мозаики? Или кто додумался выпустить календари на полсотни
страниц в твердой обложке? Хотели рекламу – получили наоборот.
М.Н.: Да. А почему у нас в Ткоа невозможно в нерабочее время получить заказную
почту или посылку? Вам для этого надо с работы отпрашиваться. Что за бред? За
тридцать лет нельзя было придумать, как эту проблему решить?
Корр.: Есть ли у вас команда с которой вы собираетесь решать все проблемы в
случае, если вас выберут?
М.Н.: Безусловно. Команда специалистов уже почти сформирована.
18. Пейзажи Ткоа. Район красивых домов.
Корр.: Михаил, давайте поговорим о
всём, что связано с недвижимостью в Ткоа: участки, строительство, готовое жильё,
цены, условия, перспективы, безопасность...
М.Н.: Ткоа находится в очень выгодном положении по сравнению со многими
посёлками. Может быть, даже в самом выгодном положении. Так получилось, что
площадь, которая принадлежит Ткоа и на которой Ткоа может строиться – она
громадна. Если бы вся она была застроена, Ткоа мог бы стать вровень с такими
посёлками, как Бейтар-Илит или Маале-Адумим. И намного больше, чем Эфрат.
Несмотря на то, что в Эфрате сегодня живёт около девяти тысяч человек, а в Ткоа
порядка двух. Но Эфрат страдает, о того, что ему некуда расширяться, а Ткоа
может расширяться бесконечно. Это с одной стороны. С другой стороны, Ткоа все
эти годы был посёлком, где приём производится комиссией по приёму (ваадат клита).
Это потому, что таков статус этого посёлка. Он не городского типа, а он «ишув
кеилати» - посёлок общественного типа.
Корр.: То есть, предполагается, что он основан группой людей, исповедующих
определённые взгляды, ведущих определённый образ жизни и заинтересованных в
пополнении только себе подобными. Отсюда и ограничения. Верно?
М.Н.: Да. И эти комиссии, несмотря на то, что Ткоа существует уже 32 года,
нанесли огромный ущерб заселению нашей земли вообще и Ткоа в частности.
Корр.: Что это за комиссии?
19. Пейзажи Ткоа. На переднем плане
домики-времянки, в которых расположена ешива. Далее - район Ширанит. На
горизонте интернат-колония "Макаренко".
М.Н.: С самого начала идеология этих
комиссий была порочной. Несмотря на то, что люди там были разные, но как только
они попадали в это место, они сразу заражались некоей бациллой Зои
Космодемьянской или «первых комсомольцев»... То есть они начинали бороться за
«чистоту рядов» - чтобы каждый желающий здесь поселиться доказал свой
незапятнанный патриотизм и сионизм. В результате огромное количество семей
совершенно необоснованно получили отказы и не были приняты в Ткоа. Были годы,
когда за целый год принимались в поселение пять семей. Мы бы могли сегодня быть
очень большим посёлком. Я уже не говорю о том, что были и есть люди, которые
утверждают, что нельзя превращать Ткоа в большой посёлок, потому что это
повредит их мировосприятию. Они хотят жить в маленькой деревеньке...
Корр.: Но почему бы им не переехать во что-то маленькое новенькое и продолжать
наслаждаться?
М.Н.: Это тоже неверный подход. Куда там переезжать, если вы прожили в этом
месте 30 лет... Когда вы приехали сюда, вам было 30, а сейчас вам за 60... Я
против также и таких комсомольских подходов. Но я против ограничения развития
посёлка. Если я получу возможность на что-то влиять, то, конечно, я буду
стремиться к тому, чтобы Ткоа увеличился как можно больше и как можно быстрее.
На сегодняшний день это просто необходимо, потому, что совершенно ясно, что в
ситуации политической, в которой мы находимся, в консенсус входят только большие
посёлки. Американцы могут что угодно говорить, но Гило сегодня уже никто не
демонтирует. Даже самый отъявленный левый с поехавшей крышей. И Маале-Адумим уже
не демонтируют. И Бейтар-Илит. А взять Эфрат: как мы помним, совсем недавно в
период правления Барака он чуть не подвергся ликвидации: Барак предложил
демонтаж большей его части в тех переговорах, которые он вёл с нашими
ненавистниками. Таким образом, можно выдвинуть теорию, что консенсус – это
примерно 20 тысяч человек. Тогда вы входите в национальный консенсус и тогда
ваше существование более-менее обеспечено. Покуда вы 20 тысяч не набрали, всё
под вопросом и зависит от политических игр.
20. Хабадская синагога
Я хорошо помню, что при переписи 83-го
года во всех поселениях Иудеи, Самарии, сектора Газа и Голан жили 24 тысячи
евреев. И тогда Геула Коэн заявила, что если бы мы достигли 100 тысяч, то вопрос
был бы решён. На сегодня в поселениях Иудеи, Самарии и Голан живёт больше 300
тысяч, но вопрос так и не решён. И нет никакого сомнения в том, что то, что мы
сейчас видим (стройплощадка) – это и есть решение вопроса. И чем быстрее мы
завершим этот строительный проект и перейдём к следующему, тем больше шансов у
нас выжить.
Корр.: Михаил, посмотрите на арабов. Они застраиваются бешеными темпами, их
дома-коробки растут как грибы и стоят пустые. Законно-незаконно – понастроили
как можно больше и бросили. По сути дела, это ведь не строительство жилья – это
создание декораций, чтобы только захватить землю. Не правда ли?
М.Н.: Во-первых, не надо преувеличивать, не так уж много они строят. Более того,
нас постоянно пугают демографией, просто обманывая людей. Что касается
демографии, ситуация в последние 20 лет постоянно меняется в пользу евреев. Я уж
не говорю про посёлки. Если вы посмотрите на статистику прироста населения в
посёлках Иудеи и Самарии, то вы увидите, что речь идёт о стабильном приросте 5-6
% в год, который не снился никому. У арабов даже близко нет такого прироста. Что
касается Иерусалима, то в процентном отношении прирост евреев в прошлом 2008
году сравнялся с приростом арабов. Пусть они строят. Есть такой арабский квартал
в Иерусалиме Бейт Цафафа. Много лет назад меня как частного преподавателя
математики одна женщина пригласила заниматься с сыном. И оказалось, что она
живёт в этом квартале. И там есть десятка два еврейских семей. Два года я туда
ходил на работу и видел это всё. То есть, придёт время, и во всех этих домах
будут жить евреи.
21. В хабадской синагоге. Михаил Нудлер на
утреней молитве.
Корр.: А арабы-то надеются как раз
наоборот: что они захватят еврейские дома.
М.Н.: Они как всегда живут в мире иллюзий.
Корр.: Когда едешь по нашей дороге, видишь справа огромную арабскую застройку:
понаставлено множество пустых коробок... Это они громоздят впрок в надежде на
возвращение миллионов «беженцев»?
М.Н.: А посмотрите, что делается от дороги слева. Посмотрите что такое Ар-Хома,
что там строят и с какой скоростью...
Корр.: И уж там-то ни одна квартира пустая не стоит. Потому что там люди строят
для себя, а арабы строят для того, чтобы запугать евреев и порадовать своих
спонсоров-антисемитов.
М.Н.: Ар-Хома район, которого 10-12 лет назад вообще не было. И это только
начало. Этот иерусалимский район находится от нас очень близко. Мы когда-нибудь
сомкнёмся.
Корр.: О! Я, как житель интернета, когда мне приходится сообщать о том, где я
проживаю, пишу Ткоа - пригород Иерусалима.
М.Н.: Конечно. Когда-то мы назывались пригородом Бейт-Лехема, а сегодня мы уже
пригород Иерусалима. Причём один из самых близких пригородов. Потому что от
Ар-Хома, который без всякого сомнения является иерусалимским районом, до нас
минут 10, даже если вы не летите как угорелый.
22. Сефардская синагога22
Корр.: Собственно до Мевасерет-Цион,
несомненного пригорода Иерусалима с севера, расстояние такое же самое.
М.Н.: Мэрия Иерусалима уже лет 20 ведёт борьбу за присоединение Мевасерета к
городу, но там живёт немало известных и влиятельных людей, которые не позволяют
изменить статус этого пригорода на статус городского района. Им выгодней быть
самостоятельной единицей, чтобы не делить с городом все присущие большому
мегаполису проблемы. Их можно понять.
А мы от Иерусалима на таком же расстоянии к югу. Но если нам мэрия предложит в
мою каденцию стать районом Иерусалима, думаю, что мы на это согласимся.
Корр.: Безусловно. Мы, таким образом, статус Иудеи моментально превратим в
совершенно иной. Если сейчас это как бы считается за "зелёной чертой", но что
это такое «зелёная черта», я не понимаю... А тогда это просто будет еврейский
посёлок на еврейской земле.
М.Н.: Хорошо бы людям, которые думают, что они знают, что такое "зелёная черта",
немножко заняться географией. Тогда бы они увидели, например, что когда они
въезжают в Иерусалим с юга, то есть от нас, - слева Гило, справа Тальпиот.
Поворачиваем направо и движемся в сторону перекрёстка Пат, углубляясь в Тальпиот.
Переезжаем старые железнодорожные пути. Это и есть «зелёная черта». То есть,
несколько больших улиц в самом Тальпиоте... Я уж не говорю про Тальпиот-Мизрах,
Армон-Анацив, Рамат-Рахель...
Корр.: Гило...
23. В центральном парке
М.Н.: Гило - это вообще глубокие
территории...
Все эти районы за зелёной чертой. И мы уже забыли об этом.
Ветераны Иерусалима рассказывают, что до войны 1967 года, когда вы шли по ул.
Кинг Джордж, видели вывески, что по этой стороне ходить нельзя, снайперы
стреляют. Так что, любителям говорить о «зелёной черте», хорошо бы географию
подучить.
Ткоа очень живописное место. Вот, например, дом Леви Нойманда. Он сам по себе
красив, но внизу у него есть к тому же винодельня. Хозяин, к сожалению, заболел и
это дело приостановилось... Виноградники были и до него, но производство вина и,
например, конная ферма — это лично его заслуга.
Корр.: А производство грибов?
М.Н.: Грибная ферма существует уже больше 20 лет. Это семья Кеслер привезла из
Голландии технологию. Сегодня они один из главных поставщиков на израильском
рынке. Тековские грибы можно найти в любом супере Израиля.
Корр.: А за границей?
М.Н.: Продают и туда, но, думаю, что в основном продукция идёт на внутренний
рынок.
Корр.: А вот этот виноградник относится к нашей винодельне или нет?
24. Уличная вывеска
М.Н.: Нет. Тут всё переходило из рук в
руки. Когда я приехал 24 года назад, у нас несколько семей занимались
виноградниками. Это семья Миро Коэна, Гидона Екутиэля, потом к ним присоединился
Дов-Леви Нойманд... А виноградник на въезде в Ткоа — это виноградник Амита
Бирана. Он был сравнительно новым человеком в Ткоа и свой виноградник насадил
там. В то время это было так далеко от Ткоа, а сегодня дома подошли туда
вплотную и этот виноградник под угрозой.
Корр.: А этот виноградник в самом центре посёлка разве не в опасности? Может
быть стоит вынести виноградники отсюда, а здесь строить дома?
М.Н.: Судя по всему, так, наверно, и будет. Потому что и люди, которые
занимались виноградниками состарились …
Корр.: За пару лет я не вижу какой-либо деятельности на этом винограднике.
М.Н.: Когда-то здесь всё подрезалось и собиралось, и было очень красиво. Вот
сейчас по еврейским понятиям зима, а по советским позднее лето, и когда
виноградники были действующие — вангоговский пейзаж. Красивейшее место.
Есть одна проблема, которую, не знаю, удастся ли мне решить. Проблема
всеизраильская. Но, поскольку нам важно увеличивать своё население, что нам
смотреть на это, надо их решать. Проблема эта в дороговизне жилья. Строительство
в Ткоа не дешевле, чем в любом другом месте Израиля. То, что здесь всегда было
дешевле, это земля.
Корр.: Смотрите, вот поставили на днях почтовый киоск с дополнительными
ячейками...
25. Бейт Хабад
М.Н.: Когда я приехал сюда 24 года
назад, мы были 59-ой семьёй. А сегодня, я думаю, что-то около 500. Посёлок Ткоа
за это время вырос в 6 раз. Примерно с 300 человек до почти 2000. И если бы не
глобальные идеологические ошибки... То есть во всякой большой системе есть
элементы, которые пытаются из всякого свинства выжать себе чего-нибудь... Вот,
например, Ткоа пережил большую беду с кварталом Широнит.
Были заключены договоры на строительство с одним проходимцем, которому было
выдано под совершенно фантастические обещания построить здесь супер, бассейн и
ещё много чего... 15 лет назад ему было выдано разрешение на строительство 700
домов при условии, что у него исключительное монопольное право на строительство.
Вскоре выяснилось, что он берёт деньги у людей, делает фундамент, ставит одну
стену, а потом не продолжает строительство, и не возвращает денег... То есть,
что он просто проходимец. Попытки разорвать с ним отношения и начать работать с
другими подрядчиками натолкнулись на то, что он обладал законным правом на
монопольное строительство.
Корр.: И ничего не строил. Почему это право нельзя было отменить?
М.Н.: На это ушло несколько лет судебных разбирательств. Это страшно повредило
Ткоа. Во-первых, многие люди потеряли деньги. Во-вторых, это стало известно
всему миру.
Корр.: Когда это было?
М.Н.: Это середина 90-х годов. Некоторые остатки этой беды ещё и теперь видны.
Ведь он не только должен был построить дома. Он должен был проложить
коммуникации, построить дороги... И ничего этого не сделал. Пока от этого
отделались и зализали раны, прошло немало лет. Посёлок сильно пострадал.
26. Пейзажи Ткоа. Район "каравилл"
Корр.: То есть, в Израиле не существует
эффективных механизмов защиты потребителя от недобросовестного подрядчика?
М.Н.: Это не так. Механизмы есть и они эффективны. Но жители посёлков подобны
киббуцникам. Они полагаются на то, что руководство посёлков их не обманывает.
Это одно из краеугольных положений. Но они ещё думают, что руководство
ответственно подходит к выбору подрядчика для строительства: что он известен с
хорошей стороны, прошёл надлежащую проверку, и если администрация говорит, что с
ним можно строить, она знает, что говорит. Тогда как человек в городе — у него
нет никакой защиты, никаких иллюзий. Заказчик там знает, что может нарваться на
подрядчика-проходимца, ворюгу, и это будет только его выбор и его проблема.
Поэтому отношение человека к выбору подрядчика там совсем иное. А здесь — как
киббуцники: если руководство посёлка подписало с кем-то договор, значит человек
проверенный, порядочный и т.п. А когда произошла эта катастрофа и люди побежали
в администрацию, администрация умыла руки: мы ничего не знаем. Кто привёл этого
человека? Кто проверял, кто он такой? Кто дал ему возможность пописывать
договоры с людьми?
Корр.: А сейчас какая ситуация. Ведь сейчас мы наблюдаем строительный бум...
М.Н.: А сейчас всё переведено на так называемое «бней бейтха» - частное
строительство. Каждый сам по себе. Более того, вы платите посёлку, а на самом
деле, не посёлку, а министерству строительства (мисрад ашикун) некоторые деньги,
а посёлок является некоторым буфером, промежуточным звеном, посредником — за то,
что вам проводят все коммуникации, после чего это оформляется как «покупка
участка». Вы на самом деле не участок покупаете — земля не продаётся не только в
Израиле. Кроме того, все поступающие в поселение подписывают страшную бумагу,
что они не претендуют на землю, которая здесь принадлежит еврейскому агентству.
То есть дом ваш, а земля его. И вас в любой момент могут выселить. И вы
подписываетесь под тем, что не имеете никаких прав на эту землю. За ваш дом вы
имеете право по закону на компенсацию. Но претендовать на землю вы не можете.
Корр.: А когда арабы строят на земле, принадлежащей Сохнуту? На что они могут
претендовать?
27. Молодёжный клуб
М.Н.: Смотрите. Здесь всё зависит от
того, кто стоит во главе государства. Уже несколько поколений израильских
правителей взяли курс на то, что с евреями разбираются по закону, а арабам всё
прощают. Б-г им судья. Поэтому нам на них кивать абсолютно без толку. Жаль время
тратить. Нам надо добиваться, чтобы у нас были тут законные права, и чтобы эта
земля, в конце концов, перешла к нам, и чтобы нас освободили от совершенно
кабальных договоров, по которым нас в любой момент могут выселить и мы не имеем
никакого права куда-то обратится... Это работа тяжёлая и, разумеется, я не
ставлю себе задачи достичь таких целей. Это нереально. Это может быть только в
рамках каких-нибудь политических решений.
Корр.: Михаил, вот вопрос по поводу стоимости жилья. Я в Ткоа живу два с
половиной года. Когда я приехал, дом стандартный «амановский» можно было купить
за 650 тыс. а сейчас, говорят, цены подскочили чуть ли ни до миллиона. Как быть?
Даже в то время мы с женой ходили в банки, интересовались машкантой.. оказалось,
что нам по нашему возрасту и по нашим доходам даже на том уровне не светит
ничего. То есть нам дали бы 300 тысяч, а остальное где бы мы взяли? А сейчас всё
это стало совершенно запредельным. Если нам в нашем возрасте под 60 ничего на
светит и раньше не светило, то сейчас и более молодым не светит ничего. Как это
всё понимать?
28. Пейзажи Ткоа. Новая улица.
М.Н.: Мне ситуация хорошо известна. Моя
старшая дочь живёт на съёмной квартире в Ткоа. Она и её муж молодые люди, у них
маленькая девочка... Они не могут и думать, чтобы приобрести жильё в Ткоа. На
это несколько причин. Во-первых, совершенно безумные цены — это при том, что
всё-таки в Ткоа цены по сравнению с соседями Эфратом и иерусалимском Ар-Хома
существенно ниже. Но всё-равно они очень высоки. И политика выдачи машкант,
совершенно очевидно направляемая государственными органами такая, что если у вас
нет где-то около полумиллиона своих денег, вам просто не о чем здесь
разговаривать. У кого же могут быть такие деньги? Кто может их достать? То есть
это делает возможным приобретение жилья в Ткоа только для состоятельных людей
или их потомков. Меня, разумеется, всё это не устраивает. Смогу ли я что-нибудь
с этим сделать: повернуть колесо истории вспять и сделать квартиры вновь
доступными для нормальных людей, я не знаю. Но то, что я попытаюсь это сделать,
в этом нет ни малейшего сомнения. В соё время приём в Ткоа был связан с
одноразовой платой в размере 600 долларов. Столько заплатил я. Сегодня этот
взнос измеряется тысячами, даже не знаю какими.
29. Пейзажи Ткоа. Над вечным покоем.
Корр.: 6 тысяч, я слышал, когда приехал сюда.
М.Н.: Сейчас, думаю, уже больше. Я был на общем собрании, на котором принималось
это решение. Это было продиктовано желанием быть похожими на других. Нас никто
не заставлял это делать...
Корр.: Вступительный взнос...
М.Н.: Да. Нас никто не заставлял в 10 раз его увеличивать. Это не является
никаким ни законом, ни обязательством, не предусмотрено никаким коллективным
договором. Однако, поскольку другие посёлки так поступают, более того, поступали
так с самого начала, тут нашлось немало всяких умников, которые сказали: а мы
чем хуже? И мы должны брать деньги. Зачем нам, чтобы здесь селились всякие
бездомные и нищие. Вот установим такой имущественный ценз, и всякие там шлеперы
не будут сюда попадать. Это с одной стороны, а с другой мы резко увеличим
внутренний бюджет. И это произошло.
30. Ашкеназская синагога
Корр.: Это классический пример ложной
логики, по-моему.
М.Н.: Я тоже считаю, что это ложная логика. Более того, я не знаю, куда эти
деньги пошли. Огромные деньги. Я что-то не очень вижу, чтобы Ткоа процветало.
Вот вы проезжаете Ар-Хома, а там строятся какие-то баллюстрады... А там аллея в
несколько сот метров засажена мощнейшими оливковыми деревьями... Можете себе
представить, сколько это стоит. Откуда эти деньги? Понятно откуда. Люди платят
там арнону, собираются миллионы. И они вот таким образом расходуются. А наши
миллионы где? Мы не видим. С этим я тоже хочу разобраться. Во-первых, увидеть,
где наши миллионы, а во вторых посмотреть, не можем ли мы обойтись без этих
миллионов.
31. На спортплощадке: велосипед хорошо, а лошадка
лучше!
Корр.: Михаил, хочу обсудить идею, которая, по-моему, носится в тековском
воздухе и которую уже мы обсуждали года два тому с с нашим односельчанином редактором
Иерусалимского Журнала Игорем Бяльским. Создать здесь дом творчества -
израильское Переделкино. Здесь есть также ещё одна подходящая точка в пяти
километрах отсюда с одной стороны и в пяти километрах от Ар-Хома с другой:
оставленная база ЦАХАЛа Шдема, о чём говорилось выше. Посмотрите, сколько здесь
проживает творческой интеллигенции, и не только русскоязычной. Это
притягательное место для деятелей различных искусств. Тем более, что уже
кое-какая инфраструктура имеется: современный концертный зал на 300 мест,
бассейн, библиотека, лошадки, спортплощадки, несколько синагог на выбор...
Короче, речь идёт о гостиничном комплексе. Как вы смотрите на развитие в этом
направлении?
М.Н.: Я давным давно мечтал о том, чтобы в Ткоа была построена гостиница. Для
начала небольшая, скажем номеров на 20 — с фойе, с конференц-залом, в котором
можно проводить конференции, беседы, концерты, лекции, встречи... Одна из идей,
с которой ношусь уже 20 лет — мне хочется провести в Ткоа международный
шахматный турнир на высоком уровне. Без гостиницы это сделать невозможно.
Корр.: Короче, нам надо начать бороться за то, чтобы следующие олимпийские игры
прошли в Ткоа. :)
М.Н.: … нью Москва-Васюки... :)
Корр.: … или фестиваль какой-нибудь международный. :)
32. Воткаким был Храм:
урок в ашкеназской синагоге "Сукат Давид" ведёт раввин Давид Даган
М.Н.: Поскольку совершенно очевидно, что это может быть выгодно и для людей,
которые видят себя предпринимателями, и, может быть, даже внутри Ткоа такие люди
найдутся... Построить гостиницу — это очень выгодно. Более того, в Ткоа
постоянно происходят какие-то события: кто-то женится, кто-то празднует
бар-мицву, а хороших помещений ни для мероприятий, ни для гостей нет.
Корр.: Так ведь хотели под ашкеназской синагогой сделать актовый зал...
М.Н.: Мне не понятно, почему ашкеназская синагога до сих пор не достроена.
Абсолютно не понятно. Мне кажется, что те деньги, которые нужны для того, чтобы
её достроить, давным давно можно было бы изыскать. Не хочу выражаться более
конкретно. Но при том, какие налоги сегодня в Ткоа, какие поборы за вступление
при громадном увеличении количества людей, что живёт здесь, не достроить
синагогу в течении 15-ти лет... Мне это не понятно. Не хочу более определённо
пока говорить, но то, что это будет одним из первых проектов, которым я займусь
в случае, если мня изберут — в этом никаких сомнений быть не может.
Корр.: А торговля? Почему на весь посёлок у нас только одна продуктовая лавка?
Почему здесь нельзя купить ничего, кроме продуктов? Электротовары, электроника,
одежда...
М.Н.: Это связано с наличием помещений. Нужен торговый центр, где можно
разложить товары, хранить всё это...
Необходима ревизия всех общественных помещений: в каком они состоянии, чем там
занимаются, чего и для чего не хватает...
33. Бар-мицва в Береле Перельмана (сверху), габая
хабадской синагоги
Корр.: А вот по религиозным центрам, по синагогам... Насколько знаю, все
имеющиеся общины хотят расширяться, хотят строить новые синагоги. Как с этим?
М.Н.: Насколько мне известно, определённые средства на религиозное
функционирование поступают от моацы датит (совета по религиозным делам). Деньги
эти небольшие, на них не развернёшься. Но, опять же, нужно разобраться, что
происходит с бюджетом. Может быть можно изыскать в нём возможность вложений в
развитие религиозных общин. Может быть, только ашкеназская община, которая
сильно не увеличивается, не испытывает сейчас острой нехватки мест в синагоге по
шабатам и праздникам. Что касается сефардов или хабадников...
Корр.: … люди даже не могут войти во внутрь …
М.Н.: … это с одной стороны. А с другой стороны, помещения в которых они
находятся — это помещения временные, которые были построены 30 лет назад. В чём
дело? Почему нельзя было за 30 лет решить вопрос с их размещением? Постоянные
ссылки на недостаток средств или полное их отсутствие меня не убеждают. У меня
есть убеждение, что система приоритетов в распределении бюджета неправильная. И
обеспечение нормальной религиозной жизни должно было бы стоять впереди многих
других вещей. Проверим.
34. Брит-мила в хабадской синагоге
Корр.: Михаил, в нашем посёлке есть ешива. Знаете ли вы какого она направления и
в рамках какого проекта? И что там происходит?
М.Н.: Насколько мне известно, это ешива проекта «Эсдер».
Корр.: Там ребята уже после армии?
М.Н.: Нет, это ешива, где сочетается обучение со службой в армии. Это такое
направление в израильской армии, которое позволяет людям, которые хотят
продолжать религиозное обучение, иметь такую возможность.
Корр.: То есть, во время службы?
М.Н.: Там есть такая программа, которая рассчитана ,если не ошибаюсь, на семь
лет, из которых служба в армии занимает около двух. Они принадлежат к целой сети
подобных заведений, которые есть в Израиле и их внутреннее функционирование нас
не касается. Что же нас касается, так это содержание помещений, поведение
ешиботников... Но здесь проблем не наблюдалось. Хотя и здесь надо проверить, в
каких мы с ними взаимоотношениях.
Корр.: А как здесь у нас молодёжью вообще? То есть, что происходит по
направлениям образование, развлечения, религия, спорт...
35. На площади возле продуктовой лавки
М.Н.: С молодёжью в Ткоа вообще полный провал. Хотя бы дать какие-то начатки
идеологии. Ведь им абсолютно на всё наплевать, в том числе на Ткоа. Люди,
которые здесь родились, здесь выросли — у них должны быть какие-то начатки
патриотизма? Ничего... Одни только развлечения в голове. Это же наш провал.
Корр.: Это зависит от системы образования. И не только школьного, но и
внешкольного. Не только вузовского, но и вневузовского, и не только армейского и
т.д. То есть, нужно развивать эти формы.
М.Н.: Да, конечно. А «Бней Акива»? У меня слёзы на глазах, когда я слышу это
название. Чем они занимаются? Не могу понять.
Корр.: А возьмём стариков. Что у нас происходит с пенсионерами? Ведь они
постоянно испытывают дефицит общения, особенно в ашкеназских семьях, где детей и
внуков раз-два и обчёлся... Ведь в Ткоа никаких коллективных форм для их
времяпровождения нет. В Иерусалиме это неплохо организовано: в каждом районе
есть пенсионерские клубы. Или, может быть, у нас нет стариков?
36. Пурим в зале торжеств. Наш односельчанин
редактор Иерусалимского журнала Игорь Бяльский и его отец Арон
М.Н.: У нас существовал пенсионерский клуб и библиотека, и есть добровольцы,
готовые этим заниматься, они этим занимались прежде. По совершенно непонятной
мне причине этот клуб был закрыт. Даже если бы тут был один или два пенсионера,
должна быть забота о них, для обеспечения им нормального существования. Такова
моя позиция. Если я буду избран, пенсионерский клуб будет открыт в течении
недели после выборов.
Корр.: Помню, что иногда приезжал автобус из Эфрата, собирал наших пенсионеров и
вёз их туда на какое-нибудь мероприятие тамошнего клуба. Неужели нельзя было у
нас на месте ничего для них организовать?
М.Н.: Без всякого сомнения. Мы свяжемся и с Эфратом и с Иерусалимом, с подобными
организациями, которые существуют, и мы обеспечим нашим пенсионерам, пожилым
людям нормальный достойный образ жизни. Тут никаких сомнений нет. И средства
найдём и всё найдём.
Корр.: Ещё вопрос, связанный с нашими отношениями с арабами и безопасностью.
Арабы постоянно у нас присутствуют, мы их привлекаем для различных работ. Нам
приходится постоянно существовать среди них, мы постоянно проезжаем через или
рядом с их поселениями и иногда в нас летят камни... Как быть с этим?
37. На детской площадке
М.Н.: Эта проблема гораздо сложнее. Во-первых, давайте разделим. Есть две
независимые части в этой проблеме. Первая — это использование арабов в качестве
строительных рабочих. Это проблема сложная, и она ещё более усложняется в таких
посёлках как наш, когда руководители местной обороны находятся подчас в таких
связях и контактах с арабами, которые вредят обороне посёлка. Это приводит к
тому, что руководители нашей обороны подчас предпочитают интересы своих арабских
клиентов интересам безопасности посёлка. С этим мы разберёмся, и насколько это
возможно, установим такой порядок, чтобы как можно меньше подвергать опасности
жителей нашего посёлка. Я не большой специалист в вопросах обороны, но готов
войти в эту проблему. Более того, очень надеюсь на помощь Алекса Стратиевского,
много лет занимавшегося обороной посёлка и охраной его, имеющего большой опыт в
этом деле. Очень надеюсь, что он будет в нашей команде и поможет мне выработать
правильную политику в этом вопросе.
38. Детское шествие на Лаг-ба-омер
Вторая половина проблемы — это расположение нашего посёлка и необходимость
постоянно проезжать арабские поселения. Этот вопрос связан с нашими отношениями
с армией. Это намного сложнее, потому что, как в стране, так и в армии
настроения часто совсем не такие, как нам хотелось бы. И поэтому арабский террор
не находит должного отпора. Насколько могу себе представить, сегодня никто не
даст нам создать собственную милицию, для того, чтобы резко изменить
существующую ситуацию с безопасностью. Над этим вопросом придётся подумать очень
крепко. Всё, что касается охраны внутри посёлка, решаемо. А с той стороны ворот,
вне посёлка — это проблема большая, всеизраильская.
39. В нашем концертном зале во время детского
праздника
Корр.: Можете ли вы кратко, «лозунгово» сформулировать для избирателей, почему
они должны голосовать именно за вас?
М.Н.: Мне всегда хотелось и не раз удавалось добиваться того, чтобы людям
становилось приятно. Мне кажется, что я знаю, как это делать. Мне кажется, что я
вижу, болевые точки и знаю, как их исправить. Знаю также, что не раз люди шли на
эту должность, чтобы решить какие-то свои личные проблемы. Могу заверить
избирателей, что у меня никаких таких личных проблем нет. Мне хочется сделать
так, чтобы жить в Ткоа стало интересней и приятней.
Корр.: Алевай! (Дай-то Б-г!). Спасибо, Михаил. Вы ответили на все вопросы, и
лично у меня нет сомнений, за кого следует голосовать.
40. Михаил Нудлер: "Я
знаю, город будет..."
С Михаилом Нудлером беседовал Михаил Польский 26-28.11.2009 г.
Опубликовано 11.12.2009.
Свои
отзывы и материалы шлите через эту почтовую форму
(все поля обязательны, не более 2-х
сообщений подряд с одного компьютера).
Или пишите на адрес
temple.today@gmail.com