Рав Ашер Кушнир
Каббала! Каббала?
Содержание статьи:
- Что такое Каббала?
- Почему же Каббалу так скрывали?
- Можно ли постичь подлинные знания Каббалы без предварительного изучения Торы?
- Принесёт ли какую-либо пользу изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?
- Каббала — наука?
- Так можно изучать Каббалу или нет?
Вопрос
Я уже в течение нескольких лет посещаю уроки Торы. Совсем недавно встретила свою
знакомую, которая изучает Каббалу. Из продолжительной беседы с ней мне стало
известно, что тысячи людей во всём мире занимаются изучением Каббалы и это уже
разрешено всем, и нет надобности в исполнении заповедей и изучении Торы. Моя
знакомая также утверждала, что Каббала — это наука, которая не имеет никакого
отношения ни к какой религии, и к иудаизму в частности. Я не знала, как
отреагировать на это. Права ли она в своих утверждениях? В чём секрет успеха
массового распространения Каббалы и вообще можно ли её изучать?
Рита Л., Иерусалим
Отвечает рав Ашер Кушнир
(Этот ответ был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби
Яаковом Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными
раввинами)
Каббала — это мудрость, раскрывающая секреты реальности Творца, сотворения мира,
внутреннего уровня понимания Торы и т. д. В переводе слово Каббала означает —
«получение». То есть, Каббалой называют ту полученную мудрость Творца, которая
передавалась из уст в уста более чем 3300 лет от Моше Рабейну и до мудрецов
нашего времени. Часть Каббалы в разные времена была записана в скрытой форме.
Величайшие еврейские мудрецы всех времён — Рашби, Раавад, Рамбан, Аризаль,
Рамхаль, Агро, Бааль Тания и многие другие передали нам колоссальные сокровища
мудрости, скрытой в Каббале .
Во всех поколениях еврейские мудрецы были необыкновенно осторожны в
распространении Каббалы. Передавать её можно было только тому, в ком видели
признаки того, что он достоин этого (Рамбан, Глава Берейшит); только тому, кто
мудр и разбирается во всех разделах Торы, учит, понимает и исполняет ее,
по-настоящему Б-гобоязнен и т.д. (Зоар Хадаш, Глава Берейшит, стр. 10). И ещё вы
найдёте необыкновенно жёсткие условия для тех, кто желает начать изучение
Каббалы в предисловии к книге «Эц Хаим» р. Хаима Виталя.
Каббала. Тринадцать качеств милосердия.
Почему же Каббалу так скрывали?
Одна из причин — опасение мудрецов, что секреты Каббалы попадут в руки людей
умных, но нечистых в своих намерениях и пристрастиях. Они опасались тех
непредвиденных, разрушительных последствий, к которым это может привести.
В этом смысле Каббала подобна атомной энергии. Когда этот колоссальный
энергетический потенциал находится под контролем, он приносит большую пользу в
виде атомных электростанций. Но если атомная энергия выходит из-под контроля,
она превращается в огромную разрушительную силу с непредвиденными последствиями.
Так и Каббала. Если она находится под контролем еврейских мудрецов, то приносит
им и всему еврейскому народу колоссальную пользу, раскрывая невероятную глубину
в мудрости Торы и исправляя мир. Но если Каббала выйдет из рук мудрецов и
попадёт в руки людей нечестных и злоумышленных, то приведёт к трагическим
результатам.
И так немало перепало еврейскому народу бед и преследований из-за нескольких
капель Каббалы, просочившихся наружу и приведших к созданию христианства.
Хватило знатока Каббалы лжепророка Шабтая Цви и движения франкистов, оставивших
после себя разруху еврейской жизни в тех местах, где они находились, да и от
всех других «каббалистов» достаточно натерпелись.
Это одна из причин, почему было столь сильным сопротивление массовому изучению
Каббалы во всех поколениях. Теперь можно понять, насколько оправданны опасения
мудрецов и в наше время.
Если всмотреться во все этапы эволюции взглядов, которое проходит современное
изучение Каббалы, то увидим, как перед нами складывается новая секта «каббалистов».
Уловив необыкновенный интерес к Каббале, они решили заявить на весь мир, что уже
можно её изучать всем: евреям и неевреям, детям, взрослым — и всем, кому это в
голову взбредёт.
И если вы спросите, а что с теми жёсткими условиями, которые наложили мудрецы на
изучение Каббалы? И как они вообще надеялись распространить Каббалу в западном
мире, ищущем, как правило, сиюминутные материальные удовольствия? Всему этому
было найдено решение, не новое, но, как всегда, «революционное»: нет связи между
Каббалой и евреями с их религией! Но если это не часть иудаизма, то что же это?
И на это был найден творческий ответ: Каббала — это наука! И не просто наука. А
прикладная наука, с её помощью можно постичь шестое чувство, а заодно… все
остальные вымыслы новаторов. Только для этого, как всегда в таких ситуациях
происходит, им пришлось заново переписать как еврейскую историю в общем, так и
историю Каббалы в частности.
Не стоит упоминания, что это даже не грубая фальсификация, а просто смехотворная
профанация. Их аргументы порой на грани оскорбления человеческого интеллекта и
рассчитаны всецело на неподготовленного слушателя. И если бы не те чистые, и
немного наивные души, которые действительно ищут духовной жизни и при отсутствии
ясных и твёрдых знаний из самих источников иудаизма, неспособны различить
тонкости фактов, идей и определений, не было бы никакой надобности в этих
строках. Поэтому придётся ответить на выдумки «новых каббалистов». В рамках
краткого ответа трудно пройтись по всем аспектам и всем аргументам, поэтому
разберём в самой сжатой форме всего лишь несколько основных претензий.
1. Можно ли постичь подлинные знания Каббалы без предварительного изучения Торы?
Каббала — это неотъемлемая часть устной Торы. Как известно, в Торе есть четыре
уровня понимания, называемые: «ПаРДеС» (в переводе — Сад), но на самом деле это
аббревиатура: «Пшат» — понимание простое, непосредственное, «Ремез» — намёк, «Драш»
— толкование, «Сод» — тайна. То есть Каббала — это только четвертый уровень
понимания Торы — «Сод». И как во всех мудростях мира существует определенный
порядок их понимания, так же и в Торе. Невозможно понять «намёки», прежде чем
познакомишься с непосредственным содержанием. Так же точно нельзя понять глубину
Торы — Каббалу — без предварительного изучения трёх её более верхних пластов.
Хотя бы потому, что Каббала постоянно оперирует понятиями из Торы, Пророков,
Писаний, Талмуда и всех остальных частей устной Торы. Поэтому она не постижима
сама по себе, и те, кто пытаются «с налету» в ней разобраться, подобны тем, кто
пытался наскоком разобраться в квантовой механике без того, чтобы получить
элементарные знания по математике.
Тот же вывод однозначно находится и в самой Каббале. Приведём одно из мест:
«Говорит Рашби в книге Зоар (часть 2, стр. 94): четыре составляющих человеческой
души. В начале дают ему “Нефеш”. Удостоился — дают ему “Руах”, удостоился — дают
ему “Нешама”, удостоился — дают ему “Хая”… И как же удостоится человек всех
частей души? Дал ему Творец Тору — ПаРДеС. “Пшат” — простое понимание
соответствующее “Нефеш”, “Ремез” — намёк, чтобы удостоиться “Руах”, “Драш” — для
“Нешама” и “Сод” для “Хая”. И должен человек вначале работать над простым
пониманием Торы, усвоить и соблюсти её повеления, и тем самым он очистит свою “Нефеш”,
поднимет её и удостоится более высокой части — “Руах”. И тогда можно перейти к
изучению “Ремез”…, чтобы удостоиться “Нешама”, а отсюда на “Драш”… и удостоиться
“Хая”. И только тогда, поднявшись, ступень за ступенью, будет он способен
постичь глубину глубин — “Сод”. И только тот, кто последовательно очистил свою
душу, может приступить к изучению “Сод” — тайн Торы, иначе — это большая
опасность для него и делать этого нельзя…» («Маор ВеШемеш», глава «Итро»).
Отсюда явное свидетельство того, что человек не может изучить Каббалу без того,
чтобы предварительно «не насытился знанием Торы, Талмуда и всех законов
еврейской жизни».
Добавим к этому ещё одну простую мысль. Все, кто по-настоящему изучал Тору,
знают всю сложность глубины её понимания. Только «Пшат» — простое понимание само
по себе необыкновенно сложно, ведь, как известно, есть 70 сторон в понимании
всего сказанного. И только после этого добавятся на каждую из сторон
многочисленные намёки; а отсюда — толкования каждой мысли на все области нашей
жизни. Так, порой Тора предстаёт как колоссальная, непостижимая загадка, скрытая
от ясного понимания. И тогда… углубимся в «Сод», Каббалу, и вдруг всё запутанное
и непонятное проясняется и выстраивается в стройную систему, связывающую разные
части Торы в единое целое. И не только это, но и часть «мицвот» — заповедей
Торы, у которых на первый взгляд не был понятен ни смысл, ни причина — вдруг
получают понимание как необходимый и обязательный закон духовной реальности. В
этом смысле Каббала подобна чудо-ключу от закрытого и недоступного сада,
наполненного всеми сокровищами мира. Для тех, кто последовательно изучает Тору,
Каббала, как ключ, раскрывает все её внутренние закономерности и полноту. А те,
кто решает начать сразу с Каббалы, подобен человеку, который кричит на весь мир
— «Я нашёл секретный ключ!» Спросили его: «От чего ключ?» Ответил: «Какая
разница. Мне достаточно, что могу поиграться с ним!»…
Итак, первый вывод: Каббала дана нам из того же источника, что Тора и заповеди,
и невозможно отделить Каббалу от остальной Торы ни в наше время, ни в далёком
прошлом, ни в грядущем будущем.
Кроме принципиальной сложности познания Каббалы есть и технические трудности. Об
основной из них — материализации абстрактных каббалистических понятий, сами
«новые каббалисты» предупреждают. Но можно ли действительно этого избежать,
обладая внутренним ассоциативным миром массовой культуры, а не чистотой духа
Торы? Более чем сомнительно.
И не только это, есть ещё ряд технических проблем.
Во-первых, нет смысла изучать Каббалу посредством лёгкой беседы за бутылкой
шампанского или за чашкой чая. Также не может быть полезной нерегулярная учёба,
даже если она происходит по ночам . Преуспеть можно только в случае величайших
усилий и систематической учёбы, подобно тому, как мы видим на примере величайших
мудрецов Каббалы. Чтобы понять Каббалу, от человека требуются натренированная
работоспособность и определённый образ мышления, который, как правило, можно
приобрести только в результате долголетнего изучения Талмуда.
Каббала. Имена из книги «Шмот»
Во-вторых, мудрость Каббалы включает в себя колоссальное количество материала,
которое значительно превышает то, что предлагают «новые каббалисты» своим
ученикам. Без попытки охватить его во всём объёме и во всех деталях не получится
у них рассмотреть общую картину и построить на этой основе полное, стройное и
ясное здание знаний.
В-третьих, для того, чтобы понять профессиональную терминологию Каббалы,
желательно знать язык Торы, так как эти понятия принципиально непереводимы.
И ещё многое найдёте в книге «Шомер Эмуним Кадмон» (Акдама шния, ацаа шния и
шлишит).
Всё это пробуждает больше, чем сомнение: доступно ли глубокое и истинное
понимание Каббалы на уровне, предлагаемом «новыми каббалистами».
2. Принесёт ли какую-либо пользу изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?
Для того, чтобы разобраться в этом, спросим: «А для чего вообще они учат
Каббалу? Какова их цель?» Много ответов на это придумано, в основном, чтобы
завлечь широкие массы слушателей. Но за всеми можно найти ответ другой: «Цель
изучения Каббалы — достичь совершенства человека, приближающего его к Творцу». И
действительно, это написано во всех книгах по Каббале в разных формулировках.
Один из величайших авторитетов Каббалы всех времён — Рабби Моше Хаим Луццато с
гениальной простотой даёт определение предназначению человека:
«Человек создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (зив шхинато),
— ибо вот что есть подлинное наслаждение и величайшее удовольствие, какое только
может быть. Но место этого наслаждения — мир грядущий (олам а-ба), который для
этого создан и должным образом приготовлен. А путь, который мы должны пройти,
чтобы достичь желаемого грядущего мира, пролегает через этот мир… Средства же,
при помощи которых можно достичь этой цели — это заповеди(мицвот) Всевышнего. И
исполнить эти заповеди можно только в этом мире. Поэтому Человек и был
изначально помещён в этот мир, чтобы с помощью выполнения заповедей он смог
приобрести право достичь места, предназначенного ему в будущем мире и там
наслаждаться благом, которое он приобрёл себе при помощи этих средств» («Месилат
Яшарим», начало первой главы).
Итак, духовная близость с Творцом возможна только благодаря специально
предназначенным для этого средствам — «мицвот», практическим заповедям Творца.
Поэтому во всех книгах по Каббале, за разбором глубинных тайн Творения, есть
одна практическая цель — соблюдение мицвот. Другими словами, конечная цель
изучения Каббалы — понять, как добиться наиболее полного и совершенного
исполнения мицвот и посредством этого удостоиться духовной близости Творца! И
так пишет «Шомер эмуним кадмон» спор первый, 31: «Не способен человек достичь
совершенства в исполнении мицвот, без познания Каббалы…».
И если это так, то как же совмещаются у «новых каббалистов» абсурдная идея
искать духовную близость с Творцом с желанием отменить необходимое средство
достижения этой близости — соблюдение заповедей Творца?
Для желаний человека не нужно искать особых причин. Когда не хочется нести груз
исполнения заповедей, то просто решают, что Каббала и заповеди — никак не
связаны между собой.
Но, разумеется, «новые каббалисты» искали более аргументированные прикрытия
своим желаниям и действительно нашли их в работах Баал Сулам — рабби Ашлага,
искажая при этом оригинальный смысл и придавая ему желаемое толкование. Так,
например, в предисловии к труду «Талмуд эсер асферот» сказано, что «когда
человек занимается мудростью каббалы и упоминает имена “Келим” и “Орот”, то есть
имена сосудов и светов, у которых есть с точки зрения его души принадлежность к
ним, — они тотчас светят ему в определенной мере… и свечение, которое он
получает раз за разом во время занятия, притягивают на него очарование с небес и
преисполняют его изобилием святости и чистоты, которые намного приближают
человека к тому, чтобы достиг он своего совершенства.» Гл.155
Отсюда привели свидетельство, что для достижения духовной чистоты и близости
Всевышнего достаточно изучение Каббалы без выполнения заповедей…
Ну как же из этой цитаты «когда человек занимается мудростью каббалы» следует,
что уже не нужно соблюдение заповедей? К тому же явное противоречие этому в том
же предисловии Баал Сулам,где он, наоборот, обязывает всех овладением
практических знаний в Галахе: «“…и один грешник истребит много блага”. Поэтому
(чтобы не называться грешником) обязан непременно повторять законы, насколько
это ему необходимо, чтобы не ошибиться в их исполнении… …говорит рав Хаим Виталь,
что душа связывается с телом, только если оно совершенно и исправлено Заповедями
Торы, 613 заповедями.» Гл. 24. То есть без исполнения заповедей смысл
чародейства произношения имён «согрешившим», приблизительно такой же, как у
человека, по шею сидящего в грязи и льющего чистую воду… на грязь.
Вот только один из примеров манипулятивного толкования работ Баал Сулам.
Из всего вышесказанного есть еще одно заключение:
В изучении Каббалы, без соблюдения заповедей нет ни смысла, ни пользы.
3. Является ли Каббала наукой?
В рекламных призывах к изучению Каббалы чувствуется огромное усилие представить
Каббалу как науку. Большое количество статей написаны, чтобы убедить читателя в
истинности этого открытия. А откуда вдруг появилась «наука каббала»? Возможно,
что ответ на этот вопрос требует гораздо более подробного разбора этих двух
понятий «Каббала» и «наука». Но это, к сожалению, выходит за рамки краткого
ответа. Нам же достаточно ограничиться ответом по сути. «Наука каббала»
появилась благодаря тому же желанию максимального внедрения Каббалы в широкие
массы. И если психология масс готова быстрее принять Каббалу под вывеской
«наука», почему же не представить её в таком виде? Проблема только, что
изобретатели не всё просчитали до конца.
Если бы они объявили, что сами открыли новую область науки — Каббалу, полностью
приписав её себе, кто бы мог предъявить к ним какие-либо претензии? Хотите —
верьте, хотите — нет. Мир никогда не страдал отсутствием простаков.
Абсурд заключается в том, что они силятся представить себя как продолжателей
пути Аризаля и рабби Ашлага. А если это так, то проверим во всех их книгах и
убедимся, что там нет даже намека на то, что Каббала — это наука в её
классическом понимании. А если источником этой идеи не являются книги Каббалы, а
всего лишь фантазия «новых каббалистов», она не стоит серьезного к себе
отношения! Ибо Каббалой, по определению, называется то, что мы получили, а не
то, что придумали. И про это написано в предисловии к книге «Эц Хаим»: «Не
переданы эти вещи человеческому сердцу, в соответствии с человеческим разумом. В
их объяснении с точки зрения логики кроется огромная опасность…». Источником
этих слов служит книга Зоар в главе «Итро» лист 86: «Не слышал — не говори». То
есть то, что не слышал от своего учителя, нельзя самому придумывать.
Кстати, если Каббала — это наука, почему же тот, кто занимается ею, называет
себя раввином? А если сейчас это стало наукой, то почему об этом не знали ранее?
(И правда, жаль, что рабби Ашлаг не знал, что и он был великим ученым!) И если
уж Каббала это наука, а не религия, то почему ее изучение должно приблизить
человека к Творцу и ускорить приход Машиаха? Зачем отделение десятины? И т. д.
Видно, что подобного рода противоречия не смущают их. И уж вовсе не страшно,
если перевод каббалистических строк будет корректироваться в соответствие с их
желаниями, ведь вряд ли кто-либо поймет и разберётся в этих тонких манипуляциях
. Так например, во всех переводах книг рабби Ашлага на русский язык, слова «хохмат
а-Каббала», т. е. — мудрость Каббалы, переводятся как «наука Каббала». .. А ведь
русскоязычный ученик знакомится с этими работами через перевод. Так что у него
складывается полная иллюзия что Каббала — это, несомненно, наука…
Если проверить как следует, можно убедиться, что в своих статьях они не приводят
точных ссылок на первоисточники, ограничиваясь общими фразами. И даже если
приводиться цитата, то она трактуется в соответствии с заранее желаемыми
выводами. Все это указывает на то, что не из самой Каббалы их «открытия». А если
это так, то откуда их полномочия и авторитет? И вообще, каким образом они стали
каббалистами? И если уж о претензии на науку идёт речь, то пусть всё будет, как
в науке . Там научный авторитет в первую очередь основан на профессиональном
признании. Разве придет кому-то в голову объявить себя ученым с мировым именем,
сделавшим революционное открытие без того, чтобы коллеги в этой области признали
и согласились бы с его открытием? А кто, собственно, признал и уполномочил этих?
Ведь кроме их собственных учеников, явно понимающих в обсуждаемом вопросе не
больше самого «гуру», никто не считает их мудрецами Каббалы. А те академические
круги, которые выдали печать наукообразности, следует предположить, сделали это
из уважения к количеству избранных сочинений. Ведь до этого в списке научных
дисциплин Каббала не числилась. Так откуда вдруг у них появились специалисты,
способные оценить открытие в области, которой они сами не занимались?
А где же действительно находятся специалисты? В тех местах, где испокон веков
изучали Каббалу — в ешивах. Благодаря им, мы и знаем о её существовании. Так
вот, поищите там, в этих ешивах, и вы не найдёте там ни одной книги «новых
каббалистов». Они не только не признаны, но и рассматриваются как
интеллектуальный бред и осквернение Каббалы.
Или попробуйте проверить, есть ли рекомендации к их книгам? Не найдёте! А теперь
проверьте все наши еврейские книги, и вы не найдёте ни одной без
рекомендательных писем раввинов, которые являются удостоверением
профессионального уровня автора и подтверждением истинности самого труда.
И если уж о выдумках речь идёт, упомянем ещё одну.
Среди многочисленных обещаний поклонникам «науки Каббала» есть одно, которое
по-особенному обладает притягательной силой: «Шестое чувство». Если вы будете
учить Каббалу 3-5 лет, то дойдёте до «шестого чувства». А если не дойдёте, то
это займёт ещё 4-5 лет. И тогда… А откуда вдруг появилось в «науке Каббала»
«шестое чувство»? Из тех же вымыслов «новых каббалистов». Ведь это прекрасное
коммерческое название, знакомое и загадочное, а главное, это что-то практически
ощутимое, которое можно конкретно предложить. Ну кто же откажется от обладания
«шестым чувством»? Проблема только в том, что ни в одной книге по Каббале нет
упоминания об этом чувстве…
И тут мы подошли к важному моменту. У всех сторонников нового подхода к Каббале
есть козырный аргумент.
4. Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже
изучать всем!
А что изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых
каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется
распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с
религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о
человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.».
Каббала. Схема
…Теперь стало ясно. До 1995 года вы, Рита, были религиозной, верили в русалок и
кентавров… А вот с 1995 вам разрешено и рекомендуется …
А откуда появилась эта дата — 1995? Тяжело её просто придумать. И действительно,
принято среди учеников рава Ашлага, что однажды он выказал надежду, что спустя
50 лет (по одному из мнений — начиная с 1995 г .), его учение распространится в
мире. Он, конечно же, и представить себе не мог, что придет день, и его чистые
устремления кто-то будет цинично использовать в чуждых ему целях, и к тому же
называть себя учениками рава Ехуды Лейба Алеви Ашлага, Баал Сулам —
благословенна память о нем — и его сына рава Боруха Шолема Ашлага —
благословенна память о нем. Именно этими именами прикрываются все «новые
каббалисты», называя себя их учениками и последователями. Но как же они
осмеливаются называть себя учениками? Ведь ученик расширяет и углубляет учение
своего учителя — а если же он противоречит ему, то не учеником его достоин
называться, а лишь осквернителем его имени. И известно по этому поводу мнение
того, кто принят всеми как признанный авторитет и неоспоримый последователь и
ученик р. Ашлага — рава Авраам Готтлиба, который в своей книге, посвященной
жизни и учению раввинов семьи Ашлаг пишет:
«Тут следует предупредить и предостеречь от всякого рода институтов и
организаций, претендующих на обучение Каббале, и часть из них даже использует
имя рабби Ашлага, автора книги “Сулам” — благословенна память о нем. Я публично
заявляю, что нет никакой связи между ними и рабби Ашлагом. Они поверхностно
берут его учение и искажают его, используя в своих постыдных целях… Они берут
всё внешнее и поверхностное из мудрости Каббалы и пользуются этим в отрыве от
исконного еврейского пути и в полном отрыве от пути самого р. Ашлага…»
«…Путь нашего святого учителя состоял в том, что вся внутренняя часть Торы и
мудрость Каббалы, которая является святая святых, предназначена исправить
человека — дать ему силы избавиться от самовлюблённости, дать ему силы принять
на себя веру Творца. А это возможно только посредствам соблюдения Торы,
заповедей и изначальных еврейских обычаев, без разного рода реформ. Ибо заповеди
и обычаи предназначены для цели приближения человека к Творцу. И ни у кого нет
права отменять или облегчать часть из них, ибо они и есть наша жизнь.
И вот любой, кто читает эту книгу, являющуюся живым свидетельством из уст
учеников Баал Сулам и учеников его сына, ясно видит, что нет и не было ничего
общего между ними и теми искаженными душами людей, представляющих вышеупомянутые
институты.»(«Асулам» стр. 135)
Другими словами, речь идёт не об учениках рава Ашлага, а о самозванцах,
прикрывающихся его именем.
Перейдём к ответу на ваш следующий вопрос: «В чем секрет успеха массового
распространения Каббалы?»
Каббала необыкновенно многогранна, и иногда достаточно ознакомиться с
несколькими идеями о строении мира и человека, чтобы вызвать восхищение и
пробудить духовную жажду. Без всякого сомнения, Каббала захватит любого
интеллектуала, ищущего ответы на загадки жизни. Поэтому даже самого
поверхностного знакомства с работами рабби Ашлага достаточно, чтобы вызвать
огромный интерес к Каббале.
Но не стоит удивляться их нынешнему успеху. Ведь процесс находится в начальной
стадии, и еще непонятно, в каком направлении он будет развиваться и к чему
приведёт. Подобное, но в других масштабах, уже случалось в истории. Не только
«новые каббалисты» пытались «украсть» части Торы и представить их отдельно от
еврейства как часть общечеловеческого знания, объясняя при этом, что евреи
являлись лишь хранителями этого клада, пока не пришло время открыть его и
распространить по всему миру. Все это не ново, так же развивалось и
христианство, когда Шауль из Таршиша понял, что евреи не разделяют и не
принимают его идеи. Он, посредствам нескольких каббалистических манипулятивных
идей, построил основы христианской теологии, которая позволила ему обратиться ко
всему человечеству. Он не выделил Каббалу из Торы, а выделился в секту, «украв»
всю Тору и объявив, что она принадлежит всему человечеству. Вот и сейчас, по
прошествии времени, берут книги Рашби, Аризаля, р. Ашлага, содержание которых —
полная противоположность того, что из них пытаются выучить, выделяют их из
остальной Торы и представляют как «науку каббалу». Берут идеи иудаизма и
представляют их как «Каббала считает»… Христиане проделывали это значительно
ранее.
Перейдем к Вашему последнему вопросу: «Можно ли изучать Каббалу?»
Если Каббала изучается с изначальным намерением не соблюдать то, чему она учит и
обязывает, то это полностью запрещено.
Во-первых, из-за вышеупомянутого ограничения изучать Каббалу до тех пор, пока
человек к этому себя не подготовит. И никто из мудрецов Каббалы ничего не
«разрешал» и не «рекомендовал»…
Во-вторых, из-за зла, порождённого подобной учёбой. Аризаль в своём комментарии
к словам Теилим: «И негоднику сказал Творец: что тебе к книге закона Моего»,
утверждает так: «Знай, что изучение Торы и хорошие поступки, которые делает
человек, пока он остается негодником, не только не прибавляет ему духовной
чистоты, но, наоборот, усиливает силы зла…». Другими словами, пока человек
погружен в свои преступления и нарушает заповеди, изучение Каббалы и
произнесение святых Имен не только не поможет ему приблизиться к Творцу, но,
напротив, приведет к усилению злых сил в нем самом и во всем мире!
Третье и самое страшное: еврей, изучающий Каббалу, но отделившийся от Торы —
отрицает Тору и называется «апикорес» . Его не присоединяют к миньяну и не
вызывают к Торе. Он в принципе исключил себя из народа Израиля, его наказание
«карет», и нет у него удела в грядущем мире.
В заключение: От Аризаля и до Баал Сулам и мудрецов Каббалы, которые были после
него, все обязывали религиозных евреев к углубленному изучению Каббалы, как
интегральной части еврейской жизни . И действительно, мы видим расцвет изучения
каббалы: от ешив мудрецов Каббалы до уроков Каббалы во всех больших центрах
еврейского религиозного поселения. И не только они, но и тот, кто только
начинает соприкасаться с духовностью и поиском смысла жизни, может утолить свою
жажду в глубочайших работах Рамхаля, Маараля и других еврейских мудрецов.
Основанные на Каббале, с одной стороны, и не вводящие во все её сложности, с
другой, они дали нам ясные ответы на все вопросы бытия. Это и есть лучший путь
ознакомиться с секретами Каббалы, продолжая при этом параллельное изучение Торы
и соблюдая её повеления, как это принято в еврейском народе испокон веков.
Этот ответ был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби
Яаковом Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными
раввинами.
Рав Ашер Кушнир |