בס''ד

На главную

ПРАВЕДНИКИ

Эла Белькервель

Микеланджело из Меа Шеарим

Статья, любезно предоставлена автором после публикации в газете "Вести" (Израиль) от 10.09.2009 в несколько сокращённом виде. Здесь - полный авторский вариант.
М.П.

Супруги

Иерусалимская династия Бэк* происходит из славного города Бердичев.

Благодаря великому рабби Леви Ицхаку*, город стал легендой, и принадлежность к выходцам из Бердичева по сей день служит пропуском в избранные еврейские круги.

Кто не забыл, во что превратили фашисты этот центр духовности и еврейской культуры, тому душу разбередит термин, принятый в ортодоксальной среде: бердичевер эйнкль, бердичевский внучок.

Стоит прозвучать почетному титулу, как задирается бровь, поднимается указательный палец и произносится многозначительное: - О!

Рассказ о выдающемся "бердичевском внуке", раввине и художнике, плакатисте и графике, рабби Ицхаке Леви Бэке, предварим характерной легендой.

В 1914 году отец будущей знаменитости, рав Симха Пинхас Бэк отправился на праздник Лаг ба-Омер* в известный духовностью и мистикой святой город Цфат.

На горе Мэрон, отплясывая у костра в хороводе таких же, как он, правоверных евреев, рав Симха поведал своему визави, что сын его, восемнадцатилетний Ицхак, созрел для женитьбы. На что рабби Йона из Цфата, выкидывая коленца, ответил, что дочь его, умница и красавица, также вошла в возраст и могла бы составить Ицхаку хорошую партию.

На том и порешили.

Вернувшись домой, рабби Йона поздравил дочь с помолвкой и предложил девушке посетить свадьбу, на которую приглашен ее суженный.

Там новоиспеченная невеста сможет украдкой взглянуть на юношу.

На что девица, известная в Цфате красотой и благоразумием, ответила твердо, что нет в том нужды и вполне достаточно увидеть жениха на его собственной свадьбе.

Такие вот нравы.

Подтверждением того, что родителей-плясунов интуиция не подвела, служит следующий факт. Когдавышел срок и рабби Ицхак Леви Бэк предстал перед Всевышним, родные и близкие проводили его, поведав собравшимся о добрых делах художника.

Рассказали, в частности, что Ицхак Бэк переиначил закон, требующий отделять десятую часть доходов в пользу неимущих, и отделял десятину в пользу семьи, отдавая девять десятых заработанного - бедным.Да будет благословенна память жены художника, искренне улыбающейся с архивной фотографии.

Поселенец

Родоначальником династии Бэк на Святой земле, стал рабби Исраэль, по прозвищу Бердичевский Печатник.

Рабби Исраэль был истинным первопроходцем: в середине 19 века основал вблизи горы Мэрон первое еврейское сельскохозяйственное поселение Джармак, опередив, таким образом, Петах Тикву, "эм а-мошавот", признанную мать городов израильских, на сорокс лишним лет.
Бердичевский Печатник, рабби Исраэль Бэк прибыл в Цфат в 1831 году и организовал первую в Израиле печатную мастерскую. Станки привез из Бердичева и через некоторое время отправился в Австрию докупать оборудование.

Процветающая мастерская разрушалась дважды. Сначала египетскими солдатами-мародерами, пустившими свинцовые матрицы на пули, затем знаменитым цфатским землетрясением 1837 года.
Глядяна изувеченные судьбы наших современников, выселенцев из цветущего некогда Катифа, трудно представить, какая воля и организаторские способности потребовались рабби Исраэлю, чтобы в короткий срок спланировать жизнь семьи в брошенном друзами селении Джармак. Эту землю он получил от правившего тогда в Акко Ибрагим-паши, почитавшего рабби Исраэля великим врачевателем, хахам-баши.

С помощью сына, рабби Нисана Бэка, Бердичевский Печатник наладил в поселении жизнь; посадил ореховые деревья, развел скот, посеял хлеб, и, став на ноги, вернулся к заветной цели: печатной мастерской.

При активной поддержке семейства Монтэфиори Исраэль Бэк возродил печатное производство, на этот раз в Иерусалиме.

Знакомый с сильными мира сего, открытый и талантливый, Исраэль Бэк был человеком мира, что возможно, помогло праправнуку его, Ицхаку Леви Бэку стать тем, кем он стал: знаменитым художникомиз иерусалимского квартала Меа Шеарим.


Художник

Рабби Ицхак Леви Бэк родился в Иерусалиме в 1896 году.

Он стал одним из многих еврейских художников, искусство которого не приветствовалось семьей и носитель его становился живописцем не благодаря, а вопреки чаяниям родителей.

Парадокс Бэка состоит в том, что и отец его, рав Симха Пинхас, был не чужд изображению, однако осознанно закрыл тему, опасаясь, что в конфликте между Торой и искусством победит искусство.

Рассказывают, что во время поста Судного дня* воображение неожиданно увлекло рава Симху, он отвлекся от молитвы и задумался над некой художественной композицией.

Осознав произошедшее, рав Симха усилием воли укротил разгулявшуюся фантазию и, не сходя с места, пообещал себе и Всевышнему никогда не брать в руки кисть.

Потому-то художественный талант молодого Ицхака Леви не только не встретил понимания отца, но стал причиной семейных конфликтов: стоило родителям заметить в руках мальчика карандаш и бумагу, как юному Ицхаку немедленно доставалось на орехи.

Поэтому подросток облюбовал крышу соседского дома и, используя ступенчатую архитектуруплотной застройки, превратилубежище в художественную мастерскую.

Однако, ни одна сказка-легенда не обходится без доброго волшебника.

Им оказался дедушка будущего художника рабби Меир-Хаим.

Занятия бизнесом забросили деда в Лондон, где он прожил много лет.

Вернувшись в Израиль, раббиМеир оценил талант внука и не только поддерживал его, но показал работы мальчика директору Академии искусств Бецалель.

В этом месте легенда раздваивается и предоставляет читателю выбрать наиболее правдоподобный вариант.

Первая версия повествует о встрече рабби Меира с директором Академии в Австрии. Потрясенный работами юноши, директор сообщил гордому деду, что учить мальчика нечему, тот самостоятельно превзошел искусство живописи и ваяния.

С самого раннего возраста, Ицхак Лэви Бэк не только рисовал, но и лепил, ткал, резал по дереву, мастерил, моделировал, в общем, рос гениальным самоучкой.

Как говорил сам, был выпускником Академии Жизни.

Художник рассказывал, что фигурку еврея, молящегося у "амуда"*,вылепил еще в хедере. Оснастилмолящегося Талмудом, талесом и крошечным молитвенником.

Два золотых "наполеона", предложенные мальчику за фигурку, были для него огромным состоянием.

Вторая версия повествует о встрече дедушки рабби Меира-Хаима с Борисом Шацем, основателем Академии искусств Бецалель в Иерусалиме.

Просмотрев работы одаренного подростка, Шац предложил деду привести юношу в Академию, заверив, что сделает из того известного художника.

Но не сложилось. На семейном совете постановили, что мальчик будет учиться в ешиве, изучать Тору, а художественная эта мазня, как водится, от лукавого.


В людях

Отданный в "прйымы"* в Цфат, восемнадцатилетний Бэк выслушивал попреки тестя, уважаемого рабби Йоны:
- Разочаровал, рисуешь все свободное время. А ведь дочку сватали за талмид-хахама*, а не за подозрительного мазилу-художника.

Жизнь молодой четы в Цфате поначалу заладилась. Ицхак работал в Похоронном Товариществе и прилежно изучал Тору, в чем достиг немалых успехов.

Помогал соседям, чинил бытовую утварь, и, несмотря ни на что, умудрялся выкроить время для рисования.

В начале первой мировой войны на город Цфат обрушился страшный голод.

Он сломал устоявшийся уклад. Ицхак остался с тестем в голодном городе, а женщин и детей сумели переправить в Вену.

Подробно рассказывал художник, как в голодовку делили пасхальное лакомство, мацу.

Как бедный тесть тайком и украдкой поедал в собственной лавке выставленные на продажу орехи. Как, стыдясь и опасаясь застать тестя врасплох, Ицхак подавал с улицы голос, будто окликал знакомого.

Через год Бэк с тестем сумели раздобыть денег и соединиться с семьей в Австрии.

Казалось, дела художника пошли в гору.

Его пригласили работать иллюстратором в венской еврейской газете.

Заказали работу: святые места Иерусалима в подарок послу.

Ицхак Леви Бэк был приглашен на торжественную презентацию.

Тем не менее, годы, проведенные на чужбине, Бэк вспоминает, как самые тяжелые.

В 1920 году Бэки вернулись домой и поселились в Иерусалиме.

Супруги продолжали бедствовать, работа не находилась, и Ицхак Леви был готов подметать улицы.


Самоучка

Вот иерусалимская легенда, связывающая художника с Академией "Бецалель".

В небольшую лавку на углу улицы Ахва вошел тогдашний директор Академии, профессор Ардон.

Ицхак Бэк, повзрослевший и опытный к тому времени мастер, встретил посетителя.

На вопрос профессора: - Ты умеешь рисовать?,- ответил негромко: - Говорят…

- Покажи-ка, - попросил профессор. На что Бэк, установив простой натюрморт, предложил Ардону соревнование: изобразить предмет тут же в лавке, не сходя с места.

Пока профессор примеривался, определял перспективу и соотносил предмет с большим пальцем вытянутой руки, рав Ицхак быстро окончил рисунок и предъявил Ардону.

Так в соревновании на лучшее изображение победил самоучка и профессор Ардон удалился пристыженный, пожав художнику руку.

Нашему современнику покажется невероятным, что проблема авторского права, практически, не занимала рабби Ицхака, что и сегодня мы украшаем осенние шалаши флажками и открытками, плакатами и картинками, выполненными по шаблонам и заготовкам иерусалимского художника Бэка.

Его знаменитый "Мизрах"*, повторенный и отпечатанный многократно, почти столетие украшает еврейские осенние жилища и лишь опытные искусствоведы могут определить, чьей кисти принадлежал оригинальный эскиз, размноженный и отпечатанный в современных типографиях.


Художественная бухгалтерия

Рабби Ицхак продавал свои работы, не задумываясь, не напрягаясь.

Руководствуясь принципом талантливой щедрости: - Берите. Я себе еще нарисую.

А если работодатель выставлял требование: работу не подписывать, Бэк отдавал идею, не скупясь. Лишь малую часть работ он подписал, подчиняясь просьбам дочери.

Художник рассказывал, как получил заказ на роспись иерусалимской синагоги, Бейт а-Махасе. Расписывал не один, с напарником.

(Есть мнение, что напарником был известный иерусалимский маляр, господин Миллер. Уточним,также, что по-украински слово "маляр" означает живописец).

Габай* синагоги был строг и требовал из границ бюджета, 27 лир - стерлингов - не выходить:
" Устраивайтесь, как хотите. Останетесь в накладе – ваша проблема. Сумеете наварить – мне дела нет".

Работа спорилась и роспись кончили раньше, чем полагали.

Художник прикинул, что выручка в пересчете на человеко-часы превзошла ожидания. Посоветовавшись с коллегой, решил добавить несколько изображений, чтобы оплата стала соразмерной.

Увидев, что художники начинают новый рисунок, габай рассердился.

Не мог взять в толк, что получает часть росписи в подарок, бесплатно. Что границ бюджета художники не нарушили.

Однажды обратился к мастеру представитель местной преступной группировки.

Этакий иерусалимский Беня Крик. Душе его хотелось прекрасного и "Беня" заказал рабби Ицхаку роспись в доме известного назначения. Отказать бандитам рабби Ицхак боялся.

Но и расписывать притон не мог тоже. Выход оставался один: тянуть время.

И рабби начал выставлять требования. Он выдвигал требования разнообразные и противоречивые до тех пор, пока бандитам не надоели капризы художника и они отстали от рабби Ицхака.


Творчество

Ицхак Бэк стал известнейшим в Иерусалиме мастером. Он расписывал дома, ешивы и синагоги. В ожидании крупных заказов времени не терял: чинил и лудил кухонную утварь, создавал шаблоны и эскизы для картинок и поздравительных открыток, делал ремонты в частных домах, торговал в лавке печатными работами и всегда, всегда умудрялся выделить время для изучения Торы и для занятий рисованием.

В синагоге "Тиферет Исраэль", построенной его прадедом, цфатским равином Нисаном Бэком, Ицхак Леви счел за честь отреставрировать изображение.

В иерусалимской синагоге Батей Орнштейн за металлическими стойками с книгамискрывается панно кисти Бэка: могила праматери Рахели на фоне хевронского нагорья.

Изображение спрятано и, возможно, именно это сохранит его для потомства.

Владельцы знаменитого Армона-Дворца*, жемчужины Бухарского квартала, предложили Бэку реставрировать стенную роспись художника Мельника.

Предупредили: в случае малейшей неточности или несоответствия оригиналу зарплаты художнику не видать.

Рабби Ицхаку предстояла сложная задача -подобрать цвета и оттенки, а главное: сохранить сочетание матовых и блестящих поверхностей изображения.

Излишне говорить, что придирчивый заказчикне только расплатился с мастером сполна, но и пытался навязать художнику "бакшиш".

Рабби Ицхак причитающееся принял, от лишнего отказался. Он действовал так всегда.

Человек исключительной скромности, образованный и верующий, рав Бэк не знал, как решить галахическую проблему изображения людей и животных.

Много лет не касался этих тем, удовлетворяясь пейзажами и орнаментами, пока не получил разрешение раввина рисовать при условии, что рисунок будет выполнен с заведомым изъяном.
Не гнушаясь никакой работой, Ицхак Бэк, тем не менее, был прихотлив.

Рассказывают, что лавка, где художник рисовал, находилась в иерусалимском районе Геула, и соседские магазины украшали рекламные вывески его работы.

Как-то обратился к нему американский еврей, владелец магазина вывесок.

Предложил зарабатывать в Штатах, рисовать рекламу, сулил большие деньги.

Художник изобразил удивление:
- Зарабатывать? В Штатах? Но я и в Иерусалиме зарабатываю неплохо…

И никуда не поехал.


Его Иерусалим

Здесь, в Старом городе, две прекрасные синагоги соперничали когда-то.

Хурва, что означает Руина, и Тиферет Исраэль - Великолепие Израиля.

Рабби Нисан Бэк завершил строительство этой синагоги, построенной в честь рабби Исраэля Фридмана из Ружина.

Служение в хасидском дворе Ружинского рабби отличалось и славилось своим великолепием.

Перехватив у русской православной церкви участок земли в Старом Городе и разгневав тем самого царя, Ружинский рабби был вынужден бежать из России, а собранные средства передал на сооружение синагоги, прекрасной и величественной, под стать своему двору, под стать Иерусалиму.

История строительства, как водится, обросла легендами.

Рассказывают, например: расстроенным русским достался участок земли вне стен Старого Города. Что положило начало Русскому Подворью.
 
Обрусевший немец, Мартин Иванович Эппингер, проектировавший Собор во имя Святой Живоначальной Троицы, по-простому Троицкую церковь, помогал евреям в проектировании синагоги. Рассказывают, что Тиферет Исраэль долго стояла недостроенной, без крыши.

Пока император Франц Иосиф, находящийся в Иерусалиме с визитом, не ответил на тонкие намеки евреев и выдал деньги на крышу, которая почему-то оказалась зеленой*.

Чем сильно не понравилась мусульманам. Зеленая крыша, возвышающаяся над всеми зданиями Старого Города, так и нервировала исмаэльтян, пока один из баронов Ротшильдов не передал габаю синагоги денег на покраску.

Габаем был прадед художника, рабби Нисан Бэк, по прозвищу Ниша, именем которого по сей день называют руины синагоги Тиферет Исраэль.

Его правнуку, художнику Ицхаку Леви Бэку выпала честь отреставрировать, названную в честь знаменитого предка, синагогу.

Судьба синагог-соперниц сложилась парадоксально. Обе были разрушены снарядами иорданского легиона во время Войны за Независимость.

Размеры и высота Тиферет Исраэль сослужили синагоге плохую службу.

Крыша стала стратегической высотой для защитников города и первоочередной целью противника. Тиферет Исраэль была окружена и разрушена иорданцами до основания.

Синагога Хурва (Руина) также пострадала сильно, однако, восстанавливалась дважды. Первый раз после объединения Иерусалима в 1967 году, правительство Израиля решило возродить былое величие, реконструировав в масштабе 1:1 огромную арку Хурвы, конструктивную часть разрушенного здания.

Ив наши дни, в 2002 году, восстановленная по проекту архитектора Нахума Мельцера, синагога Хурва обрела новую жизнь.

Полное название синагоги: Руины Двора раби Йеуды а-Хасида.

Синагоге Тиферет Исраэль, иначе - синагоге рабби Нисана Бэка, на идиш "Нишес шул", повезло меньше: она осталась стоять в руинах.

В укрепленных, подмазанных, законсервированных развалинах.

Будто предвидя это, художник Ицхак Бэк перестал расписывать синагоги после того, как "Нишес Шул" была разрушена иорданцами.


Большая Ешива

Исследователи полагают, что рабби Ицхак расписал в общей сложности 18 синагог.

Наиболее полное представление о творчестве Бэка можно получить, поднявшись на второй этаж центрального здания Большой Ешивы в квартале Меа Шеарим.

Это в 1949 году, после длительных колебаний, принял Бэк предложение руководителей Большой Ешивы и расписал интерьер синагоги Хацер Авраам (сегодня – Эц Хаим).

Здание, построенное в 1885 году, носит следы европейской архитектуры и приписывается немецкому архитектору Конраду Шику, заложившему квартал Меа Шеарим в восьмидесятых годах девятнадцатого века.

Исследователи архитектуры находят параллели в организации пространства люблинской синагоги и Большой Ешивы.

Зал синагоги, площадью 300 кв.м, был добавлен в 1907 году и находится на втором этаже центрального здания.

Художник разделил плоскость потолка на два вытянутых прямоугольника.

Ось деления проходит с Востока на Запад через два конструктивных элемента, колонны, поддерживающие перекрытие.

Основной декоративный элемент имитирует многоступенчатый фриз и служит обрамлениемдвадцати четырех картин, украшенных двадцатью четырьмя медальонами.

В местах примыкания стен к потолку Ицхак Бэк изобразил пейзажи и достопримечательности Страны Израиля, общим числом восемь.

В западной части потолка - могилу праматери Рахели, долину Иошафат с могилами знатных семей Израиля, могилу рабби Мэира Бааль а-нэс (рабби Мэира – Чудотворца), могилу выдающегося каббалиста рабби Шимона Бар Йохая.

В восточной - Башню царя Давида, Стену Плача, иначе - Западную Стену, гору Синай в момент дарования Торы, и, наконец, карту Израиля.

Картины, расположенные в южном прямоугольнике, представляют 12 знаков Зодиака, а в медальонах, находящихся под каждой картиной, написаны названия еврейских месяцев, соответствующие каждому созвездию.

Картины северного прямоугольника демонстрируют символы колен Израиля, и в медальоны, расположенные под каждым символом, вписаны имена родоначальников двенадцати колен.

Свободные от символики пространства заполнены узорами, имитирующими мрамор.

Так же, под мрамор, оформлены две центральные колонны зала.


Росписи

Что касается техники исполнения, мнения исследователей разделились.

Одни считают, что роспись выполнена масляной краской, другие – темперой на неизвестном закрепителе.

Считают также, что художнику не удалось избежать влияния собратьев по кисти из Академии Бецалель и воздействия синагог Западной и Восточной Европы.

Возможно, исследователи правы. Но нам интереснее проследить, как отразилось на росписи присущее только Бэку восприятие мира. Восприятие художника, ведущего жизнь правоверного еврея, представителя Старого Ишува.

Решивизобразить знаки Зодиака, художник аккуратно обращается с символами, которые могли бы задеть чувства верующих.

Вместо классических головок созвездия Близнецов, он использует буквы еврейского алфавита и выводит каллиграфически: ТЭУМИМ - близнецы.

Знак месяца шват, соответствующий созвездию Водолея и ассоциирующийся с хвостатой русалкой, представлен документальным изображением Большой Ешивы с колодцемво дворе и ведром, подвешенным над колодезным воротом. (Неоценимое свидетельство для исследователей архитектуры квартала Меа Шеарим).

В изображениях колен Израиля Бэк выбирает из Торы и мидрашей* толкования образные, отвечающие его собственному пониманию священных тестов.

Для обозначения колена Реувена, Бэк использует библейское сказание о соперничестве двух сестер, Рахели и Леи, и рисует мандрагоры, который первенец Леи, Реувен, нашел в поле.

Дляизображения колена Шимона – одного из виновников побоища в Шхеме, - пейзаж этого города.

Для колена Леви – Хошен, знаменитый нагрудник Главного Жреца с двенадцатью камнями по числу колен Израилевых.

Иссахару досталось изображение осла, а колену Нафтали – европейского лесного оленя. Эти образы выбраны с соответствии с предсмертным благословением праотца Яакова.

Об уровне и качестве изображения свидетельствуют две похожие друг на друга легенды.

По одной из них, любящий пошутить художник попросил принести стакан с водой и поставить на выступ нарисованного карниза. Карниз был изображен так, что стакану не осталось шансов – он упал и разбился.

По второй легенде рабби Ицхак рисовал, часами лежа на специально построенных лесах, чем снискал прозвище Харедимный Микельанжело. Как-то художник заработался так, что поставил банку с краской на им же нарисованный элемент фриза.

Банка опрокинулась, краска разлилась.

Работа над интерьером Большой Ешивы заняла год.

После этого Ицхак Бэк перестал расписывать синагоги.


Один из нас

Художник трудился в Похоронном Товариществе, изучал Тору, рисовал, много занимался благотворительностью. Его современники из Меа Шеарим рассказывают:
- Бак, (именно так - Бак, а не Бэк) - из наших. Высокий, длиннобородый, веселый.

Одевался в коричневое и носил подтяжки (шлайкес). Тулью шляпы заламывал " пирожком".

Сидел в крошечной студии на улице Эзрат Йолдот, рисовал и тут же продавал украшения для сукки, плакаты и вывески.

Улица Эзрат Йолдот (Помощь Роженицам) расположена в квартале Батей Орнштейн и названа по следам небольшого офиса, в котором общинный фонд выдавал молодым мамашам посильную помощь. В течение пятидесяти лет Ицхак Бэк молился в миньяне синагоги Батей Орнштейн и много делал для процветания общины.

Незадолго до смерти согласился участвовать в реставрации арон а-кодеш*, привезенного из Италии в Эйхаль Шломо* в Иерусалиме.

Художник Ицхак Бэк был настоящей легендой Города.

Его лавка-студия, по свидетельствам очевидцев, находилась одновременно в нескольких местах. И в Старом городе, и на улице Ахва, и на улице Эзрат Йолдот, и на улице Иехезкель.

Прозвища, которые достались ему при жизни, равняют его с вдохновенным Бецалелем, сыном Ури*.

Наш современник, изучая творчество Бэка, сравнивает его с Микельанджело и Пиросманишвили.
Красивое имя, высокая честь…

Но в сколь плачевном состоянии находится лучшее и главное произведение Бэка - художественная роспись потолка и стен синагоги Хацер Авраам в Меа Шеарим!


Наследие

Благодаря непрофессиональному и небрежному содержанию, здание Большой Ешивы пострадало от скоропалительных ремонтов и подозрительных достроек.

В результате погони за дополнительными площадями Большая Ешива перестраивалось дважды. Оба раза непрофессионально, без учета архитектурных и конструктивных особенностей здания.

Простота хуже воровства – здесь нет вредительства, нет в том нужды.

Достаточно равнодушия, легкомыслия, недостатка культуры.

Здание разрушается на глазах, камни вываливаются, как зубные протезы, потолки текут, драгоценная роспись потеряла целостность, часть изображений утрачена и восстановлению не подлежит. Потолок покрыт пятнами плесени, она пожирает красочный слой и уничтожает надписи и рисунки.

Около десяти лет назад началось сотрудничество между руководством ешивы и обеспокоенной общественностью.

Было решено спасти само здание и росписи Бэка любой ценой. Цена названа.

Ровно миллион шекелей. Стоимость небольшой трехкомнатной квартиры в Иерусалиме.

Затем миллион превратился в два, потом в два с половиной.

Были составлены письма к потенциальным жертвователям.

Тема освещалась в прессе. Появились десяткигазетных и научных статей, выполнен архитектурно-художественный обмер синагоги.

В течение десяти лет сотрудничество так и осталось виртуальным.

В подтверждение приведем простой факт. Несколько месяцев назад в здании Большой Ешивы рухнула восточная стена.

Всевышний сотворил чудо: ни один из пятисот учащихся ешивы не пострадал.

Пока потрясенные реставраторы определяли размеры повреждений и изыскивали способы восстановления здания, дирекция кликнула прорабов. Тех самых, выполнивших безответственные пристройки. На это денег хватило.

Использовали верный прием: защитными листами профподдонов оградили восточный фасад. Щиты скрыли опасное сооружение от глаз профессионалов и позволили скоропалительно возвести очередную железобетонную стену - заплату, доконав историческое здание и видавших виды реставраторов.

Ремонт закончен: гниет крыша, разрушаются стены, плесень разъедает изображение.

Не в силах преодолеть косность хозяев, специалисты опускают руки.


Надежда

Давайте вообразим: Машиах с нами, чудо воскрешения произошло и Бэк, покинувший этот мир 33 года назад, - жив.

Что ответил бы Художник потомкам, обеспокоенным трагической судьбой его произведения?

Наверное, посовещался бы с напарником по фамилии Миллер, и сказал спокойно:
- Не переживайте. Я вам еще нарисую.

Остается дождаться Машиаха …  Амен.



Словарь:

* Бэк (ивр.) – аббревиатура слов: сыны святости.

• Рабби Леви Ицхак из Бердичева–Признанный праведник, крупнейший учитель поколения и один из лидеров хасидского движения.
Жил в середине 18 – начале 19 века.

• Праздник Лаг ба-Омер. День памяти рабби Шимона бар–Йохая, каббалиста, автора книги Зоар. Празднуется также в честь прекращения мора среди учеников рабби Акивы. Отмечается 18 ияра, в 33 день счета Омера.
( О. - Отсчет пятидесяти дней от праздника Песах до праздника Шавуот).

• Судный день. День искупления, на иврите Йом Кипур. Один из важнейших еврейских праздников. День поста, покаяния и молитвы.
В Йом Кипур Всевышний отпускает грехи народу Израиля.

• Амуд (ивр.) – небольшое сооружение вашкеназийской синагоге, напоминающее невысокую колонну, у которой молится верующий.

• В прыймы - прийми (укр.) - проживание жениха в доме родителей невесты.

• Талмид-хахам (ивр.) - еврейский ученый, мудрец, знаток Письменной и Устной Торы.

• Мизрах(ивр.) – Восток. Одно из традиционных украшений сукки. Изображается в виде восходящего солнца, помещается в той части сукки, куда обращена молитва верующих.

• Габай (ивр.) – Администратор синагоги или другого духовного заведения.

• Армон (ивр.) – Дворец. Одно из красивейших зданийБухарского квартала. Построено в 1890-1891 годах семействамиХафец и Йудаев. Выполнено в барочном стиле из иерусалимского камня.

• Зеленый цвет – цвет священного знамени ислама.

• Мидраш (ивр.) – толкование. Один из разделов Устной Торы.

• Арон-а-кодеш (ивр.)- шкаф в помещении синагоги, в котором хранятся свитки Торы. Размещается на стене, обращенной к Храмовой горе.

• Эйхаль Шломо ( ивр.) - дворец Шломо-Соломона. Государственное религиозное учреждение. Находится в центре Иерусалима, на улице Кинг Джордж. Построен в 1958 году и назван в честь отца министра Айзика Вольфсона, пожертвовавшего деньги на строительство здания. Большая Синагога, построенная на двадцать пять лет позже, является частью комплекса Эйхаль Шломо.

• Бецалель, сын Урии – танахический персонаж."Мудрый сердцем" мастер, избранный Всевышним для сооружения Скинии Завета.
 

Опубликовано  13.09.2009.

Обсудить на форуме

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня