בס''ד

На главную

к оглавлению раздела
ПОЛИТИКА и КОНТРПРОПАГАНДА

Леонид Ходос - Александр Непомнящий


[info]sashanep

Интервью с Александром Непомнящим -
молодым лидером

14.10.10

Свои отзывы и материалы шлите через эту почтовую форму (все поля обязательны, не более 2-х сообщений подряд с одного компьютера). Или пишите на адрес temple.today@gmail.com  

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Ваше сообщение:

 

  Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Михаил Польский

Часть 1

Л- Александр, расскажите о себе: Откуда, образование, с какого года Вы в Израиле, работа, смогли ли реализовать себя в Израиле, общественная деятельность?

А- Я приехал в Израиль в 1990г 17-ти лет из г.Перми. К тому времени закончил 1-ый курс Пермского Госуниверситета. Здесь я закончил Технион, получив 1-ю степень по специальности физика и по компьютерам. Отслужил Армию в пехотных частях и работаю, последние 10-ть лет, в сфере высоких технологий. Я женат и у меня четыре ребёнка. Сначала 90-х годов я активно выступал против так называемого « процесса Осло « и участвовал в непарламентской деятельности, в первую очередь, взяв на себя работу с русскоязычным населением. Эта работа была агитационно-пропагандистской, разъяснительной.

Л- В чём конкретно заключалась эта деятельность?

А- Мы устраивали экскурсии в Иудею и Самарию, на Голанские высоты, то есть в те области, которые оказались в центре общественной дискуссии о возможности уступить их врагу и в то же время эти территории являются важнейшими с точки зрения национальной истории и самосознания нашего народа. Мы проводили встречи с людьми и лекции, знакомили русскоязычную публику с сионистскими ценностями, с теми понятиями, которые мы считаем важными и верными. С целью популяризации нашей позиции мы создали сайт МАОФ на русском языке с пропагандой сионистских ценностей как для жителей Израиля, так и для зарубежья.

Ещё будучи студентами , мы в середине 90-х годов, создали общественную организацию, которую назвали « МАОФ «.

Л- Как развивались события дальше?

А- Внепарламентской деятельностью я занимался до 2005г., когда мы участвовали в сопротивлении планам Шарона по депортации евреев с Северного Негева и Газы. После нашего поражения, я пришёл к выводу, что внепарламентская деятельность не достаточна и активизировал работу в партии Ликуд, в которой я состою с 1993г., но до тех пор активной политической деятельностью не занимался.

Стало ясно - чтобы иметь инструменты влияния на политическую ситуацию в стране, необходимо находиться внутри политических структур и поэтому нашей задачей стало построить деятельную группу внутри Ликуда.

Для этого мы организовывали серию семинаров на русском языке. Параллельно мы контактируем и с другими не русскоговорящими группами, имеющими отношение к Ликуду и, вообще, к национальному лагерю.

Л- Ну, хорошо, а на муниципальном уровне что- либо предпринимали?

А- Параллельно наша группа рассматривала возможность продвижения и в муниципальной политике. Мы поддержали на последних муниципальных выборах в Хайфе Якова Боровского, бывшего начальника Северного округа полиции, который баллотировался в мэры. В итоге Боровский проиграл. Теперь он возглавляет оппозицию в муниципалитете Хайфы. Соответственно и мы тоже проиграли.

На городском уровне мы создали структуру, которую назвали «Мишмар Хейфа» или по русски « Хайфская стража «. Это движение, которое поставило перед собой цель: улучшение жизни в городе. Это движение не политическое и потому сотрудничает на городском уровне с самыми разными местными организациями.

Л- Какие общественно- политические направления могли быть Вам интересны?

А- Есть три общественно- политических направления, которые мне интересны: Первое направление- идеологическое. Я- убеждённый сионист и выступаю за сильный Израиль. Я против территориальных уступок и не считаю, что эти уступки возможны / у меня есть предложения, как можно было бы найти разрешения конфликта с арабами Израиля и остальными. Я могу потом отдельно изложить это своё видение решения вопроса /. В первую очередь я считаю, что основные проблемы находятся не между евреями и арабами, а между самими евреями. Второе направление- это чисто политическое и оно связано с деятельностью внутри Ликуда. И, наконец, третье направление- муниципальное, в рамках которого мы создали активную группу в Хайфе и постараемся создать подобные группы в других городах так, чтобы «Мишмар Хейфа « превратилась в «Мишмар Исраель». Среди приоритетных направлений нашей муниципальной деятельности попытка помочь русскоязычному населению. Мы помогали людям там , где могли применить свои добровольческие возможности. Кроме того занимались восстановлением и чисткой заброшенного еврейского кладбища. Провели ещё несколько акций. Цель - набираться опыта и сил в расчёте на будущие выборы уже не в составе какой- то сложившейся группы, а выступать самостоятельной силой. Для этого нам безусловно нужны ресурсы и организация, которая сегодня безусловно требует улучшения.

Л- Каким образом Вы информируете людей о своей деятельности?

А- В первую очередь через интернет, но и через другие СМИ - телевидение, радио, газеты. У меня есть собственный блог на Живом Журнале , часть статей перепечатывается либо на сайте ZMAN.COM, либо на сайте Мнения, а также на нашем собственном сайте «Маоф». Сейчас наш сайт проходит некоторую реорганизацию. Я думаю, что он изменится через несколько месяцев, но не по идеологическим принципам, а по концепции. Мы хотим сделать больший акцент на знакомстве читателей с аналитическими статьями, т.е. меньше пропагандистских материалов, а больше статей, нацеленных на читателя, который готов прочитать и постараться сделать выводы. Мы убеждены, что правда на нашей стороне, соответственно предоставим каждому возможность видеть всю картину целиком.

Л- Спасибо. Какую оценку Вы даёте деятельности Правительства и Кнессета во внешне- политическом, экономическом и социальном направлениях?

А- Только что закончились в Кнессете летние каникулы.,когда, как правило, наступает общественно- политическое затишье, В это время всегда что- то варится, но широкой публике это неизвестно. Поэтому сейчас можно говорить только о том, что было до сих пор и, как мне кажется, куда всё идёт. Я считаю, что только Ликуд, как партия власти, способна решать проблемы государства и, что на сегодняшний момент не существует у Ликуда альтернативы.

Л- Как Вы можете охарактеризовать Нетаниягу в качестве лидера и как человека?

А- Что могу сказать о Нетаниягу, о моих претензиях к нему и о его плюсах. Нетаниягу, прекрасно разбирается в экономике. Он успешно ведёт нашу экономическую политику на фоне мирового кризиса и выруливает нашу экономику совместно со Стенли Фишером и министром финансов Штайницом, который является его креатурой. но что касается политики, то мы знаем Нетаниягу. Это- человек, который, в отличии от Шарона, достаточно податлив на давления и это безусловно очень проблематично. Нетаниягу- сторонник половинчатых мер. Он не говорит ни да, ни нет, что далеко не всегда соответствует интересам государства. Так, например, в вопросе продолжения строительства в Иудее и Самарии.

Л- Об этом, пожалуйста по подробнее.

А- Я считаю, что это очень важный вопрос и мы не можем позволить себе прекратить строительство в Иудее и Самарии, прежде всего, из гуманитарных соображений. Там живет более семисот тысяч человек, много новых молодых семей. Практически мы превратили их в политических заложников и превращаем их жизнь там в невыносимую. Нет новых классов, новых детских садиков, перенаселённость в классах и в группах детских садов, невозможность новым семьям построить для себя дома, даже арендовать жильё невозможно. У меня по этому поводу есть свои соображения, о которых мы поговорим позже. В конце концов эти люди не нарушают закон. В большинстве случаев, эти поселения создавались по прямому указанию государства. Замораживание, на мой взгляд, не отвечает нашим интересам. Государство заигрывает с врагами. Я называю их только так и не считаю, что мы должны называть их партнёрами или оппонентами. Они- наши враги и я могу это доказать на примере их откровенных многочисленных высказываний о том, что они хотят нас видеть в море.

Л- Ваше отношение к созданию палестинского государства?

А- Я в большей степени заинтересован в укреплении нашего государства, чем в создании ими, ненавидящего Израиль, государства. Поэтому идти им на уступки, при этом ничего, не получая для Израиля- просто глупость, политическая не дальновидность. Я считаю, что наше пребывание в Иудее и Самарии, является одной из важнейших составляющих существования государства Израиль. Нам нет необходимости подстраиваться под чьи- то интересы или диктат, т.е. я не считаю, что на каком- то этапе в рамках какого- то соглашения можно поступиться Иудеей и Самарией. Во первых, я сомневаюсь, что такое соглашение может быть подписано, а, если и будет подписано, то его вес будет не больше, чем бумага, на которой оно подписано. Во вторых, я считаю, что даже если бы гипотетически такая возможность могла бы возникнуть то, в этом случае, следует провести аналогию, с тем, что человек ( т.е. мы- современные евреи, дети своей страны ) не должен предавать своих родителей ( Страну ) во имя каких- то больших денег или сверх выгодных предложений. Иудея и Самария- Родина еврейского народа и Центр страны и, это на мой взгляд, важнее, чем стратегическая глубина безопасности и близость прибрежной зоны. Арабы не способны предложить нам какие- то серьёзные предложения.

Л- Выстоит ли Нетаниягу под давлением Америки, лично её президента?

А- Я знаю, что Нетаниягу происходит из хорошей семьи, его отец был близким другом и секретарём Жаботинского и нет сомнений в том, что Нетаниягу- человек грамотный и высокообразованный. Но это не говорит о нём, как о политическом лидере. Его постоянная нерешительность, его скорее даже медленное сползание на позиции, начавшиеся после Шамира- недопустимо.

Я вижу слабость его характера, которое выражается, скорее всего, в неверии в силы государства, в силы своего народа и преобладание сиюминутных интересов. Уровень проблем в Израиле очень высок. Уровень лидеров страны имеет тенденцию к постоянному падению. Люди устали, они перестают верить, что мы можем победить и общая тенденция, что государство будет всё меньше сопротивляться давлению извне, постепенно сдавая позиции. Безусловно такая ситуация меня не устраивает.

Л- Внимательно слушая Вас, у меня вдруг возник вопрос: « А какое место в Вашей жизни занимает Израиль? «

А- Для меня Израиль не транзитный пункт. Я люблю Израиль. Я был ещё очень маленьким, когда уже хотел ехать в Израиль. Так меня воспитали и я этим горжусь. Я репатриировался в страну своей мечты 18-ть лет назад и никуда отсюда не уеду. Я и мои друзья будем сражаться за каждый клочок этой исконно еврейской земли.

Л.- Вы считаете, что ситуация так серьёзна?

А.- К нашему величайшему сожалению, мы видим, что давление Америки влияет на Нетаниягу и он поддастся этому давлению. Сегодня в Америке президент, даже если он не является настоящим мусульманином, но, вполне вероятно, что его приход к власти был спонсирован мусульманскими или промусульманскими структурами. Этот человек- не друг Израилю, а скорее- враг. Безусловно, и это слава Богу, он ограничен в своих возможностях ослабить позиции Израиля не только изнутри, но и в мире, вообще.

Надо иметь в виду, что Америка неуклонно теряет свои позиции мирового лидера. Она производит меньше, чем потребляет и её слабость, на мой взгляд, заключается в том, что она всё больше будет уступать мусульманскому миру и эти уступки, в первую очередь, будут касаться сдачи мусульманскому миру Израиля. Таким образом мы видим, что сегодняшняя ситуация- это не сиюминутная прихоть Америки, а общая тенденция. Америка, как и Европа, уже давно готова расплачиваться нами перед мусульманами.

Наши лидеры сегодня не способны создать эффективную оборону и всё это ведёт к самым неприятным последствиям для Израиля. На тактическом уровне, скорее всего, нам будут предложены варианты ухода Израиля из Иудеи и Самарии в той или иной степени или в каких-нибудь пропорциях. Мне трудно оценить их сейчас, не владея достоверной информацией.

Сумеет ли Правительство провести такие решения через правительственную коалицию и Кнессет- едва ли. Скорее всего они это сделают в обход и проведут решения через референдум, когда народом легче манипулировать.

2 часть.

Л.- Какие причины, на Ваш взгляд, могут сорвать переговоры?

А.- Срыв возможен из-за арабов. У них то же есть много внутренних противоречий. Но есть общая тенденция, что не сегодня- завтра вся эта тягомотина может завершиться подписанием каких- либо соглашений, однако цена этих соглашений будет меньше, чем стоимость бумаги, на которой они написаны.

Пришла пора перейти от отступления к наступлению, то есть не завоеванию кого-то или чего-то, а просто прийти в конце то концов к пониманию к чему мы должны стремиться. Но, к величайшему моему сожалению, я не вижу среди нашего Правительства дальновидных людей. На мой взгляд, сейчас самое лучшее, что может быть для нас- это бесконечное затягивание переговоров с арабами. Без принятия на себя судьбоносных обязательств, в то время, как вражеская сторона не готова даже признать наше право на собственное государство. Каждый лишний мирный год работает на нас. Мы строились и строимся в поселениях. По мне так лучше, чтобы правительство продержалось как можно дольше у власти, хотя бы несколько лет. Оно бы вело никому не нужные переговоры и параллельно, я надеюсь, занималось бы решением внутренних проблем. Нам очень важно решать сегодня проблемы не связанные напрямую с переговорами - образование детей, экономическое благосостояние среднего класса, помощь бедным слоям населения, дефицит жилья...

Л.- Какие сегодня насущные проблемы?

А.- Я вижу очень большую проблему в образовании. Сегодня образованием в Израиле не занимается – никто! Мы видим, что в части образования, Израиль становится всё более отсталым. Какой- то всплеск в образовании мы наблюдали тогда, когда был приезд большого количества учителей и учеников из бывшего Советского Союза. Родители привезли детей, получивших хорошее базовое образование- дети стремились хорошо учиться. Продолжалось это ещё какое-то время по инерции. Классический еврейский подход к образованию- давал свой положительный результат. Эта тенденция, в некотором смысле была передана и второму поколению. За счёт этого задела Израиль сможем ещё какое-то время прожить, но понятно, что это не меняет суть и местное образование- отвратительное по определению и это ещё мягко сказано. Положение в сегодняшнем образовании Израиля естественно ведёт к отставанию по всем экономическим и научным показателям. За счёт алии мы не сможем долго прожить, не модернизируя всю систему образования и воспитания.

Л.- Какие основные проблемы Вы видите в общественно- политической жизни страны?

А.- Есть как бы общая политическая проблема Израиля. Правительство может тянуть в лучшем случае переговоры, а в худшем- принести нам новое, так называемое, мирное соглашение, которое ухудшит нашу ситуацию. Экономическая ситуация плохая для всех стран. В Израиле мы видим, что более или менее мы держим удар финансового мирового кризиса. Все люди это понимают и лидеры наши держат ситуацию под контролем. При этом я вижу, что для среднего класса ситуация очень плохая, есть фактическое обнищание среднего класса и это видно не вооружённым глазом. Во всём цивилизованном мире экономическое положение среднего класса является залогом стабильности экономики. Третья проблема- это образование. Проблема, которая никак не решается, поэтому мы становимся всё более отсталой страной. Следующая проблема- это уровень жизни разных социальных групп. Мне ближе всё то, что связано с алиёй, не то чтобы меня меньше беспокоили проблемы выходцев из Северной Африки, но я знаю их проблемы гораздо хуже. Мне понятно всё, что происходит с разными социальными группами репатриантов. Не использование их потенциала, не востребованность на рынке труда и пр. и пр.

Л.- На внешне политическом треке от кого нам необходимо в первую очередь защишаться?

А.- Я думаю, что это Правительство просуществует ещё пару лет. Будем надеяться, что на арабской улице в стане врагов произойдут какие-то изменения, которые улучшат нашу не простую ситуацию. Меньше всего я переживаю из-за иранской угрозы, поскольку в условиях ядерного противостояния США и СССР никто ядерную кнопку не нажал. Степень вменяемости Ахмани Ниджада- под большим вопросом, но, на мой взгляд, он всё же достаточно вменяем, чтобы, имея свою бомбу, размахивать ей, пугая весь арабский мир, а так же наращивая свой военный и ядерный потенциал внутри мусульманского мира стремится стать лидером этого мира. Иран не вступит в мировую термоядерную войну. Наша проблема- это Хамас, Хизбала и Башир Асад, и Абу Мазан, т.е. наши близкие соседи, а Саудовская Аравия и Иран- это проблемы общемировые. Здесь у меня то же есть свои соображения- это за рамками этого интервью.

Л.- Давайте возьмём самое простое, как они влияют сегодня на жизнь в стране? Кто из них способен что-то изменить?

А.- Я считаю ошибкой думать, что политики Израиля обладают широкими полномочиями. Влияние сегодняшних министров возможно даже меньше, чем влияние какого-нибудь ведущего рейтингового телеканала. Проблема Израиля, заключается в том, что страной управляют группы населения демократически никем не избираемые. А Кнессет, парламент, правительство, как его производное, обладают весьма ограниченными возможностями.

Страной управляют круги из средств массовой информации, ведущие рейтинговые режиссеры и репортёры. Эти люди создают, так называемую, повестку дня. Они и только они решают о чем мы будем говорить и о чем мы никогда не услышим. Эти люди связаны с имиджевыми компаниями. Им помогают, так называемые, спинологи, которые вдруг поднимают одну общественную проблему и замалчивают другую. Тут же, кланы, представляющие судебные круги и прокуратуру т.е. те люди, которых так же никто не избирал. Фактически все они могут отменять законы Кнессета ,обладая большими полномочиями и властью, чем сам Кнессет. Это, конечно, связано со слабостью политиков, которые позволили этим кругам взять неограниченные полномочия. Эти люди лишают Израиль права называться демократической страной и превращают Израиль в банановую республику. Это представители крупных капиталистических семей, т.е. те самые знаменитые 20-ть кланов, которые контролируют всю экономику страны. Все эти группы и представители СМИ и пиара и имеджа, представители судебно-прокурорской системы и крупные капиталисты- олигархи- все люди, которые не избираются, а властью обладают реальной. Политики лавируют между желаниями и возможностями этих кланов. Эти люди, эти 3-и группы, скажем так, не несут в себе сионистские ценности. Для них интересы Израиля менее значимы, чем их собственные интересы. И это безусловно огромная проблема для всех нас- населения страны.

Л.- Что <роднит> такие партии, как Ликуд, Кадима и НДИ? Можно ли выделить хотя бы одного из лидеров этих партий?

А.- Возвращаюсь к нашим политикам. Кто из наших политиков обладает достаточной решительностью для того, чтобы хоть что- то сделать реальное для решения насущных проблем общества?

Мне импонируют партии справа от Ликуда , т.е .маленькие партии типа Эхуд Леуми. Это те люди, которые умеют создавать поселения, направлять энергию молодых религиозных сионистов в созидательное русло , но они не умеют эффективно брать власть и не умеют этой властью пользоваться.

В крупных партиях, претендующих на власть есть проблемы с идеологией, когда люди отягощены больше своими интересами, нежели интересами государства.

В то же время, я вижу в Ликуде целую группу перспективных энергичных умных политиков , умеющих эффективно использовать те возможности, которые им предоставлены. Я бы очень хотел, чтобы они и дальше эффективно продвигали решения важных для страны вопросов.

Л.- Спасибо, Александр. А Ваше мнение о нашем Президенте?

А.- Я отдаю должное жизненной энергии Шимона Переса- нашего Президента, с которым у меня практически во всем не совпадают взгляды, но я бы хотел обладать его энергией и желанием что- то делать, когда я буду в таком возрасте, как он. Мне бы хотелось жить так же активно, как он – наш Президент. О других политиках левого лагеря говорить не хочу. Я считаю, что там- сочетание корыстных личных интересов и понимание, что <предавать евреев>- материально выгодно, т.к. хорошо оплачивается.

Л.- Следующий вопрос, возможны ли выборы в ближайшее время?

А.- Сегодняшняя коалиция, на мой взгляд, может развалиться только в том случае, если будет принято какое-нибудь очень резкое политическое решение, ну, скажем решение об отступлении из Иудеи, Самарии и с Голанских высот. Если это предложение внесёт Нетаниягу, то это приведёт к расколу внутри Ликуда и выходу из коалиции таких партий как ШАС и НДИ. Есть серьёзные сомнения в том, что Нетаниягу сможет привлечь в коалицию Кадиму. В таком случае действительно могут быть новые выборы. По другим причинам я не вижу , чтобы это Правительство не удержалось у власти весь срок. Статистика говорит, что ещё ни одно Правительство в Израиле не доживало свой срок в 4-е года. Удастся ли этому? Статистика говорит нет. Подтверждение или нет выводов статистики мы увидим в ближайшее время,

Л.- Кого из молодых лидеров Вы бы выделили сегодня?

А.- В каком смысле имеете в виду молодых лидеров?

Л.- Тех лидеров, которые способны либо баллотироваться в парламент или в местные органы власти? В своих интервью Вы много говорите о религиозных сионистах и о постсоветских людях. Пожалуйста, дайте дополнительные разъяснения.

А.- Есть интересный проект у Моше Фейглина Этот человек представляет религиозный сионизм внутри партии Ликуд и который уже несколько лет пытается возглавить эту партию, но пока ему это не удаётся и он возглавляет фракцию внутри Ликуда. У этого проекта есть интересные задумки, то есть вернуть Ликуду-его сионистскую основу и тем самым увеличить количество порядочных людей во власти и усилить борьбу с разного рода популистами и оппортунистами .Слева я не вижу каких-то интересных персонажей. Справа же, в поселенческом лагере, сегодня растёт молодое поколение так называемых религиозных сионистов, среди которых возможно могут появиться и обязательно появятся молодые лидеры. Сегодня этим людям не хватает одного фактора- широкого политико- философского взгляда на общественно- политическую жизнь страны. Спасение Израиля, заключено в двух социальных группах: это Религиозные сионисты и Постсоветское еврейство. Я могу объяснить почему. Религиозные сионисты- они романтики, которые подняли знамя сионизма и которые связали его с религией. Они видят, что светский сионизм, не сможет передать следующим поколениям- понятия Родина и другие национальные традиции. Мы знаем, что отцы- основатели государства Израиль относились к понятию Родина с большим трепетом. Мы видим и сегодня, что в религиозно- сионистских кругах существует готовность защищать Родину до конца и, если потребуется, то и умереть за неё. Они готовы потратить всю свою жизнь на общенациональные проекты. Они являются мотивированной частью общества и поэтому они могут стать той элитой , которая готова рисковать во имя высокой цели сохранения государства Израиль. Постсоветское общество- оно наделено другими качествами, они скорее всего законченные циники. Они не верят ни во что и в этом смысле, они не поддаются той индокринации, которая существует для промывки мозгов.В то же время, это люди, которые в отличие от родившихся в Израиле сабр, понимают важность существования еврейского независимого государства, поскольку прибыли в страну из галута - из рассеяния. Кроме того, репатрианты наделены замечательными качествами - широтой кругозора, интеллектуализмом, являются приверженцами системного подхода. Синтез этих качеств с качествами религиозных сионистов может оказаться той самой силой, что и выведет страну из политического кризиса.

Л.- Кто, на Ваш взгляд, заинтересован в уничтожении государства Израиль?

А.- На то, чтобы уничтожить государство Израиль в мире тратятся огромные деньги. В прошлом это был Советский Союз, теперь пальма первенства перешла к мусульманскому миру, да и Европа со своим традиционным антисемитизмом не отстаёт от них, да и есть какие- то не приятные для Израиля тенденции и в Америке. Есть много людей в мире, заинтересованных в уничтожении еврейского государства. Можно только удивляться, что за 60-т лет- это им не удалось. Столько денег было потрачено, столько сил, что даже удивительно что ещё не всё сломано. И все же не имея никаких стратегических ресурсов, наперекор всем и всему, Израиль только за счёт собственных голов и желания преуспеть сегодня входит в число передовых стран мира.

Л.- Дайте, пожалуйста, более развёрнутую картину двух групп.

А.- Русскоязычные израильтяне, на глазах которых разрушилась идеологическая база советского государства, обладают прививкой против индоктринации - то есть они куда устойчивее к "промывке мозгов", нежели коренные израильтяне. Я думаю, что, кроме того, у постсоветских жителей есть ещё одна ценность- тяга к интеллектуализму. Это то чего не хватает сегодня многим религиозным сионистам. Молодые лидеры религиозных сионистов- замечательные люди. Они готовы умирать за Родину, за эту землю , которую любят, но при этом они понимают, что чтобы стать лидерами нации, надо видеть всю картину целиком, иметь широкий кругозор и что нужно быть знакомым не только с трудами еврейских великих философов- Раши , Рамбама и других комментаторов, но и знать Шекспира, Чехова, Достоевского и др. Для большинства из них это совершенно не очевидно и они не считают, что незачем выходить за рамки еврейской философии. Именно это очевидно постсоветским людям, у которых развита способность к системному мышлению и широкому пониманию того, что широкие знания необходимы.

Синтез этих двух начинаний, т.е. любви к Родине, готовность пойти за неё на смерть религиозных сионистов и тяга к знаниям и к интеллектуализму вторых, могли бы дать Израилю круг спасения, который ему так необходим. Сегодня- это очень не просто, потому что эти две группы, мягко говоря, с подозрением относятся друг к другу. Огромное количество взаимных обвинений , как правило не объективных, К примеру: <Вы- не достаточные евреи>, а <Вы- религиозные мракобесы>, или <Вы едите не понятно что>, а в ответ <Вы смешите весь мир своими законами о кашруте> и так далее и до бесконечности.

Л.- Как Вы считаете можно ли каким- либо путём преодолеть это взаимное не понимание?

А.- Мостиком между этими двумя группами являются бывшие советские евреи, которые в той или иной мере пришли к религии и таким образом они понимают и один лагерь и другой. Удастся ли на этом фоне создать движущую силу, которая сумеет совместить энергию обоих групп? Не знаю, но мне кажется, что это было бы полезно для Израиля.

Л.- Каким образом политикам каждый раз удаётся <дурить> народ перед выборами?

А.- Я не вижу сегодня, кроме Фейглина человека, который бы заявлял- Я чётко вижу цель, к которой хочу вести народ(какая цель). Фейглин об этом заявляет открыто. Можно соглашаться или не соглашаться с его целями и путями, которыми он хочет к этой цели идти, но во всяком случае он чётко представляет будущее Израиля. Он всем предлагает, кто хочет, присоединяться к нему. Я не вижу сегодня политиков такого уровня. Остальные говорят то на, что сегодня есть общественный спрос- сейчас я вам всё устрою,,. потом оказывается, что он ничего устроить не может и не умеет, так как он сам заложник обстоятельств и завязан в определённые цепочки.

Затем появляется другой, так называемый будущий национальный политик, который врёт ещё лучше и красивее прежнего и так продолжается до бесконечности- один популист во имя своих корыстных интересов сменяет другого.

Нам нужны люди, которые смогли бы чётко сформулировать видение, каким будет Израиль в ближайшем будущем и на перспективу. Главное, чтобы их видение было максимально приближено к реальности., чтобы мы понимали, как мы этого достигнем. Горе в том, что потенциальных избирателей никто, ни одна партия, всерьёз не знакомит со своей программой. Отсутствует открытая через масмедиа состязательность партий и их лидеров. После избрания нет правила контроля общественности за выполнение партиями своих предвыборных обязательств и нет процедуры отзыва парламентариев- бездарей и бездельников.

Л.- Что нас, на Ваш взгляд, ждёт в ближайшем будущем?

А.- Я убеждён, что выбраться из ситуации , в которой мы сегодня находимся без серьёзной военной кампании невозможно. Без проверки на прочность самых базовых национальных институтов- не удастся. Нас в перспективе ожидает очень тяжёлая война, но война не ливанская, не война в Газе, а война разве, что сравнимая с войной за независимость. И это будет достаточно скоро. Я считаю, 5-6-7 лет и это тот крайний срок, в течении которого нам предстоит проверить нашу нацию на прочность. Дальше либо мы потеряем этот проект- Израиль, либо мы, как сапёры, получим ещё какое-то время на продолжение. Религиозная традиция говорит, что третьего галута не будет, поэтому у нас есть некоторое обещание, что мы не провалимся.. Но,… если выйти за рамки религиозных традиций или относиться к ним как к рекомендациям, а не как к железным правилам, то тогда уже сейчас надо очень хорошо подумать, как подготовиться к этому испытанию на прочность.

Л.- Спасибо. По ходу того, о чём Вы говорили возник один вопрос. Вы сказали, что есть постсоветские евреи и есть религиозные сионисты, между которыми сегодня нет мостика. Способны ли Вы сами стать таким мостиком и объединить эти два направления для того, чтобы серьёзно подготовиться к тем испытаниям, о которых Вы только что говорили?

А.- Было бы не правильно давать рецепты, когда сам не способен и не готов эти рецепты использовать. Фактически то чем я и мои товарищи занимались и занимаемся последние 5-ть лет в идеологическом плане и не столько в рамках Ликуда, а на муниципальном уровне- это действительно поиск нахождения таких мостиков, поиск концептуальных подходов к постсоветскому еврейству и религиозным сионистам. .Я не могу сказать, что мы добились большого успеха. Провели серию семинаров, в основном это были семинары на русском языке, где пытались разработать общую платформу среди самих себя, На сегодняшний момент можно сказать, что завязан много интересных контактов с лидерами религиозных сионистов. Есть лучшее понимание того, что происходит скажем в религиозно-сионистском обществе и там то же есть лучшее понимание того, что происходит у нас. Говорить о том, что такой мостик уже построен слишком рано. Это скорее всего ещё только проект будущего моста. Для его строительства нужны программа, нужны энергичные люди, финансовые и организационные ресурсы, которые бы позволили усадить вместе и начать разработку общей платформы, с преодолением очень сильных предубеждений.

Л.- Что в реальности происходит с гиюром?

А.- Еврейский народ всегда находил выходы из самых сложнейших ситуаций, в которые он на протяжении всей истории попадал, всегда находилось традиционное обеспечение, способствовавшее разрешению практически не разрешимой проблемы. Сегодня очень серьёзная проблема- определение еврейства. Существует по крайней мере несколько сот тысяч жителей страны, которые с одной стороны не являются евреями по галахе с точки зрения еврейской традиции, но при этом хотят ощущать себя евреями. Есть разные варианты решения этой проблемы. Первый вариант- это классический гиюр и тогда никаких претензий. Есть другой вариант- я христианин и мне так хорошо и уютно. Пожалуйста, ты хочешь ходить в церковь- ходи. И есть третий вариант, наиболее массовый, когда люди говорят, что всю свою сознательную жизнь они себя чувствовали евреями, а сейчас вы начинаете копаться и высчитывать, хватает или не хватает у меня какой- то бабушки, естественно это меня не устраивает и обижает. Предлагать людям быть более религиозными, чем они есть- просто глупость. Практическим решением во многом стали гиюры, которые организовывает рав Друкман, Это- максимально дружелюбный гиюр, позволяющий человеку почувствовать себя частью еврейского общества. В том, что нам эту проблему надо решать, я ни секунды не сомневаюсь. поскольку не решение этой проблемы приведёт к расколу нашего и так не совсем стабильного общества.

Л.- Во первых Вы не ответили на часть вопросов своего личного участия и, по-моему, кроме топлива нужен лидер, так как может быть и топливо и средства, но если нет лидера, то всё это бесполезно и деньги и топливо и многое другое становится совершенно бесполезным. Это топливо будет вытекать и разультат будет нулевой.

А.- О, кей. Я повторю мы занимаемся этим и язнаю, что да- я могу и это одно из направлений, к которому я взываю, то есть к диалогу между двумя группами. В рамках этого же действия мы проводим регулярные экскурсии в Иудею и Самарию, для того, чтобы русскоязычная публика, простые жители городов побережья, ближе познакомились с повседневной жизнью и борьбой за выживание поселенцев.

Л.- Что необходимо сделать, чтобы улучшить воспитание и образование детей в Израиле?

А.- Здесь не место для полноценной программы реформы системы образования. Однако, я убежден, что без повышения статуса учителей, требующего естественно повышение их заработной платы, лучшего отбора и т.д., без системы спец. школ, без пресечения секторальных систем образования, идущих в разрез с сионистской сущностью государства, нам не обойтись.

Л.- Оценка деятельности общественных организаций, в том числе ВОРЗа?

А.- Я не судья и стараюсь больше делать полезные вещи сам, нежели судить о других. Я считаю, что деятельность общественных организаций имеет огромное значение в демократичесчком обществе. На базе подобных организаций вырастает гражданское общество, являющееся залогом демократической стабильности государства. ВОРЗ несет в себе важную функцию контакта и связей, в первую очередь культурных, между Израилем и Россией. Для маленького Израиля чрезвычайно важно умение строить свои отношения со всеми сильными государствами мира. США являются нашим стратегическим союзником, но это не значит, что Израиль может пренебрегать культурными связями с Россией...

Л.- Стоило бы создать новую партию только из русскоговорящих или нет? Либо создать мощную фракцию внутри одной из ведущих партий?

А.- Мне кажется, что создание новой партии в Израиле является слишком трудоемким и не оправданным действием. В любом случае, я считаю, что сегодня неправильно было бы создавать секторальную партию. Если цель преобразовать всю страну, а не выбить льготы для одного из секторов общества, стоит сразу создавать общеизраильское движение или партию. Не случайно ведь, ИБА - стала частью Ликуда, а НДИ перестала быть "русской" партией.

Л.- Сохраняется ли связь со страной исхода? В чём это выражается?

А.- Основным языком моей общественной деятельности остается русский. В рамках моей деятельности во Всемирном Ликуде (я являюсь заместителем председателя этой международной организации) я очень хочу выстроить тесные отношения как с еврейскими кругами в России, так и с нееврейскими, но дружески настроенными к нашей стране ...

Л.- Оказывает ли существенную поддержку Израилю еврейская

диаспора за рубежом? Можно ли привести пример?

А.- Есть очень много примеров такой помощи, в первую очередь в США, выражающейся как в пожертвованиях на сионистские проекты, так и влиянии на правительства своих стран в вопросах важных для нашей страны. Мне бы хотелось видеть российских евреев и россиян, дружественно настроенных к нашей стране, влияющими на сближение наших народов и интересов наших стран. Израилю нужны сильные союзники!

Л.- Может ли создание Общего экономического рынка с ближайшими соседями изменить политическую ситуацию во взаимных отношениях?

А.- Скорее наоборот. Лишь тогда, когда наши ближайшие соседи станут по-настоящему демократическими государствами, мы сможем говорить о возможностях полноценного экономического сотрудничества. Строить экономические отношения с уголовниками, каковыми являются лидеры соседних режимов недальновидно и бессмысленно.

Л.- Исконно русский интеллигентский вопрос: Как быть? Что делать? Кто виноват?

А.- Бен Гурион говорил: "Не важно, что скажут народы, важно, что сделаем мы!" Ситуация очень сложная. Израиль борется за свое существование с жестоким и сильным противником - в первую очередь сегодня это исламские страны. Но нужно быть мужественными, нужно понять, что мы действительно хотим и идти к своим целям. Будем сильны и уверенны и Бог нам поможет!

Л.- Ваше отношение к представителям других конфессий- гражданам Израиля?

А.- Я считаю, что государство в праве требовать от каждого своего гражданина лояльности законам и видению общего будущего. Что же касается его религиозных убеждений, то пока они не являются аморальными (а мы говорим , ведь, не о язычниках канибалах, а о христианах и мусульманах) никто не в праве ущемлять их. Я верю, что в Израиле могут жить в мире с нами и христиане и мусульмане. При условии, что они признают Израиль еврейским национальным государством. (Гимн - Атиква, герб - Менора, флаг - Талит с Магендовидом и т.д.) При этом, я убежден, что для лояльных граждан не еврейского происхождения или не еврейской веры не должно существовать никаких препятствий в достижении любых государственных должностей, вплоть до самых высших.

Л.- Большое Вам спасибо, Александр, что нашли время ответить на многочисленные вопросы интернет- газеты REZUME_RU на сайте http://sites.google.com/site/rezumeru/

Опубликовано здесь 03.01.2011.

Источник: прислано в частной рассылке.

Ответить

вверх