בס''ד
к оглавлению раздела
Материалы к недельной главе
от “Махон
Меир” 5 нисана 5771, 9 апреля 11 |
|
|
|
нисана 5771, 16 апреля 11 АКТУАЛИЯ Сомнения в том, началось ли освобождение Горе отцу, который изгнал своих сыновей, горе детям, которые были прогнаны от стола отца их» (Брахот 3а). Изгнание – это не нормальное состояние для народа Израиля, а так же и для Божественной Шхины, которая отправилась в изгнание вместе с ним. И, кроме того, это состояние является противоестественным для всего мира. Избавление Израиля в установленное время не зависит от заслуг народа, а является данностью и Божественным законом, так как разрыв между Израилем и Богом должен прекратиться. Состояние, ненормальное для всего творения, не может долго продолжаться. Есть люди, которые пытаются понять планы Всевышнего, исходя из собственных представлений, и спрашивают: «Почему Всевышний должен был сделать все эти чудеса для этого поколения?» Не видя заслуг поколения, они начинают сомневаться: «Разве это на самом деле начало освобождения нашего? Разве все материальные и духовные проблемы, которые одолевают и захлестывают нас, не свидетельствуют о противном? Все эти сомнения проистекают из слабости веры. Маарил Дискин говорил, что за этот грех мы просим прощения в Йом Кипур, говоря «за грех сомнения в сердце нашем». Это самый большой грех – сомневаться в том, что Всевышний совершает осмысленные действия, преследующие определенную цель. Билам сказал: «И не встанет больше из среды Израиля такого пророка, как Моше». Эти слова были записаны самим Моше. Из них мы можем выучить принципиальные идеи. Перед тем как войти в синагогу еврей произносит: «Как хороши шатры твои Израиль». И эти слова так же из речей Билама. Раби Акива сказал о Бар Кохбе, когда проявилась сила народа Израиля через власть повстанцев, установленную в Земле Израиля: «Взошла звезда от Яакова». И это тоже слова из речей Билама. И Йерусалимский Талмуд (Йрушалми 6:9) обращает внимание на слова Билама: «Тогда скажет Яакову и Израилю, что совершил Бог», и поясняет их: «в будущем отголосок пророчества будет прорываться в шатрах праведников и будет говорить: «Всякий, кто совершал деяния вместе с Богом, пусть придет и получит награду его». Это означает, что Божественный дух в будущем позволит праведникам увидеть, как действия Бога проявляются в наших действиях, которые мы совершаем вместе с Ним. И люди, у которых есть сильная вера, поднимутся над всеми сомнениями и будут выше их. Благодаря своей особой способности видеть и воспринимать мир, они увидят действия Бога, совершаемые Им через еврейский народ. Хофец Хаим, узнав о первых поселениях в Земле Израиля, сказал: «Вот, дело уже пошло». Люди, преисполненные великой веры, к которым относился и Рав Авраам Ицхак Кук, видели, что делает Бог, и делали вместе с Ним. Рав Цви Йегуда Кук об освобождении еврейского народа. (Из бесед Рав Цви Йегуда Кук, Моадим 2) ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ Величие последней субботы перед Песахом Последняя суббота перед праздником Пэсах имеет особый статус и ее называют великой (Шабат а-гадоль), так как перед исходом из Египта именно в этот день произошло очень важное событие (Сэфер а-тодаа). Десятого числа месяца Нисан, в субботний день (Сэдер олам раба), за пять дней до того, как сыновья Израиля поднялись и оставили пределы Египта, Моше обратился к старейшинам Израиля и передал им первое повеление Всевышнего, о котором они должны были оповестить весь народ: «Скажите всему совету Израиля так: «Говорите всей общине Исраэля, сказав: десятого месяца этого, и возьмут себе Муж ягнёнка на дом отцов, ягнёнка на дом» (Шмот, 12:3). Хотя эта заповедь первоначально была дана только поколению исхода, она имеет большое значение для всех евреев, в какое бы время они не жили – иначе Тора не потратила бы на нее несколько строк. В чем был смысл повеления заранее запастись животным для принесения пасхальной жертвы? Дело том, что в стране фараонов молодняк считался символом Изиды – богини рождения. И, несмотря на то, что египтяне обожествляли все живое, включая змей, лягушек и даже жуков, к молодняку было особое отношение. Он считался священным, и ему поклонялись как самому главному воплощению сверхъестественной силы, которая приводит в мир новые жизни. Почему потребовалось привести в дом ягненка, объясняет мидраш Псикта от рава Каана: «Каждый из сыновей Израиля привязал животное к ножке своей кровати, и четыре дня блеяние молодняка доносилось из каждого дома. Когда египтяне заходили в дома, чтобы выяснить, что происходит, они видели свое божество униженным, пугались и преисполнялись ненависти к сыновьям Израиля. Некоторые из египтян хотели отомстить за издевательство над своим идолом и за намерение зарезать его. Но как только они пытались поднять руку на ненавистных им людей, их вдруг сковывала острая боль (Сэфер а-тодаа). От сыновей Израиля потребовалось много мужества, чтобы исполнить эту заповедь – ведь на Египет еще не обрушилась казнь первенцев, и было не ясно, как повернутся события. Но, взяв животное и привязав его к ножке кровати, они не только опровергли вымыслы египтян о божественной силе, воплотившейся в барашке, но и поняли, что никто не сможет поднять на них руку, если они будут отстаивать истинную веру. И об этом сказал пророк Йешаяу: «Ни одно изделие горшечника не сможет победить тебя (тот, кто восстанет против тебя, будет разбит, как глиняный горшок), и всякий язык, который будет говорить против тебя в суде, ты обвинишь. Помощь всегда приходит к тем, кто служит Б-гу, и Я объявляю, что они правы» (Йешаяу, 54:17). Награда за проявленное мужество пришла через сорок лет после исхода, когда десятого числа месяца Нисан остановились воды реки Ярден, и народ смог беспрепятсвенно ступить на землю Кнаан и начать ее завоевание (мидраш Псикта). Вспоминая об этих событиях в Великую субботу, мы должны каждый раз заново осознавать, что, когда дело доходит до принципиальных вещей, нужно говорить все как есть, не робея и не уступая силе. В наше время никто не поклоняется Изиде, никто не обожествляет молодняк. Этап истории, на котором нужно было доказывать, что человек, а не дерево и не баран, создан по Образу и Подобию и несет в себе Божественную искру, пройден. Борьба за правду происходит на другом фронте: ни простые люди, ни правители не хотят признать, что Всевышний управляет всеми событиями в мире. Нет ни одной страны, которая осознала бы, что Всевышний вернул нас на нашу землю. И никто не хочет согласиться с тем, что право быть народом дано нам не англичанами, не Организацией объединенных наций, а Всевышним. Но мы не имеем права отступить от истины и быть дипломатами в вопросе, кому принадлежит Земля Израиля. Отказ от земли, дарованной Всевышним, разрушает союз с Ним так же, как его разрушает идолопоклонство. И поэтому в каждом собрании и на любом форуме мы должны заявлять: «Мы – народ Израиля. Мы не рабы и никому ничего не должны, кроме Всевышнего спасшего и возвратившего нас на свою землю». И если наши предки, находившиеся во власти египтян, не побоялись зарезать их идола, то неужели у нас не хватит духу сказать это? Ведь у нас есть своя страна и своя армия, третья в мире по своей мощи. Нет никакой необходимости склонять голову и извиняться за то, что мы существуем. И, если кому-то трудно смириться с тем, что наше возвращение на землю доказало, что есть Б-г и Он – Б-г Израиля, пусть это будет не нашей проблемой. Давид Бен Гурион как-то сказал: «Не важно, что говорят народы, важно, что думают евреи». И, действительно необходимо правильно мыслить. Но говорить правильные слова еще важнее. И никто не имеет права, не желая гневить «мировое сообщество», заявить, что отдаст часть страны врагам. Пусть он вспомнит, что наши предки были поставлены перед гораздо более трудным испытанием, когда объявили своим поработителям, что собираются зарезать их идола. И если они, сказав правду, удостоились защиты свыше, то и мы удостоимся Божественной помощи, если не будем кривить душой в самом главном. И тогда даже те, кто ненавидят нас, признают наше право на Землю Израиля, так как она была дана нам Всевышним. И это принесет благо не только нам, но и всему миру. А, если будем отказываться от самого главного на словах, то и на деле страну будет трудно удержать в своих руках. Отказ от земли – отказ от самих себя. Ведь Аврааму было сказано: «Иди к себе в землю, которую Я покажу тебе». И чем упорнее сыновья Израиля отказываются от себя – тем сильнее их ненавидят. Поэтому разговор о любых территориальных уступках всегда будет приводить к всплеску антисемитизма, а не к миролюбию. И пусть великая суббота в этом году даст нам силы говорить правду о нашем народе, о нашей судьбе, о нашей земле. Рав Зеев Мешков Жена и дети После описания смерти Надава и Авиу, Тора в нынешнем разделе подробно описывает службу Главного Коэна (Первосвященника) в Йом Кипур. Структура службы такова. Главный Коэн (сегодня это Аарон, а в следующих поколениях – один из его потомков) искупает все ошибки и промахи народа Израиля, в том числе и совершённые неосознанно, отдельно искупает ошибки и промахи совершённые им самим и его семьёй. Только после этого он может войти в Кодэш Кодашим (Святая Святых) Мишкана к Ковчегу и там воскурить благовония и произнести имя Всевышнего. После этого он очищает кровью жертвенных животных сам Мишкан и жертвенник, искупая тем самым все ошибки, которые могли быть совершены в службе в течение года. Тора приводит много важных подробностей, регламентирующих эти действия Главного Коэна и его помощников, указания об их специальной одежде, подготовке, соблюдении чистоты во время всех операций, но начинается с того, что: «с этим войдёт Аарон в Кодэш: с быком, сыном быка для хатат и бараном для ола. … И от общины сынов Исраэля возьмёт два козла коз для хатат и барана одного для ола. И приблизит Аарон быка хатат, который его, и искупит за себя и за дом свой» (Вайикра 16, 3-6). «Бык, сын быка» - молодой бык, предназначенный для искупления («хатат») ошибок совершенных Главным Коэном в течение года. Это искупление дополняется жертвой всесожжения – «ола». Разумеется, оно сопровождается тшувой – внутренним исправлением. Наши мудрецы поясняют, что под словом «дом свой» имеется в виду жена Главного Коэна, а обязательность этой операции подразумевает, что Главный Коэн должен быть женат. Интересно, что это условие применимо только к Йом Кипуру: в остальную часть года Главный Коэн может выполнять свою службу неженатым. Также не требуется быть женатым рядовым коэнам, работавшим в Мишкане. Йом Кипур – высочайшая духовная служба, когда наиболее выделенный из евреев – Главный Коэн, служит в наиболее выделенном месте – Кодэш Кодашим, в наиболее выделенный день года. Почему же так важно, чтобы он проводил эту службу будучи женатым, тогда как всю предшествовавшую этому дню неделю он не имел права приближаться к своей жене? Тора называет жену Главного Коэна его «домом». Какие особые качества превращают «жену» в «дом»? Что здесь имеется в виду? Великий мудрец эпохи Талмуда рабби Йоси однажды сказал: «Свою супругу я всегда называю не «женой», а «домом». Говоря так, рабби Йоси хотел указать, что он прекрасно осведомлен о высшей цели брака – исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и завоёвывайте её» (Берешит 1, 28). То есть женится необходимо, чтобы построить еврейский дом и наполнить его детьми. Поэтому и супругу свою он воспринимал не только как «жену», но и как «дом». Мнение это не являлось общепринятым, другие мудрецы называли своих супруг «женами» и не называли «мой дом», потому что понимали – жена желанна сама по себе, даже без детей, которые делают её «домом». Согласно Торе во время первого года женитьбы, когда детей еще нет, муж освобождается от воинской службы и иных государственных обязанностей, он «чистым будет для дома своего год один, и будет радовать Жену свою, которую взял» (Дварим 24, 5) . Очевидно, что Тора признаёт ценность отношений между мужем и женой как таковых, независимо от наличия детей. Но степень святости рабби Йоси была столь велика, что его взгляд на супружескую жизнь прежде всего подразумевал: брак – это дети. Так, думая о жене, он видел идеальный результат своего брака – еврейский дом, наполненный детьми. В Йом Кипур на Главном Коэне лежала огромная ответственность – ему надо было добиться искупления моральной нечистоты сынов Израиля. А для этого он должен был в первую очередь очистить себя, подняться на вершину вершин духовных высот, в частности, воспринимая свою жену так, как это делал рабби Йоси, то есть считая её исключительно своим «домом». Но когда Главный Коэн находится на таких ступенях выделенности, Тора принимает меры для ограничения его гордости. Вместо золототканых одежд их восьми предметов, он одевает четыре предмета одежды, как рядовой коэн: «Ктонэт льна выделенный (длинная, ниже колен, рубаха) оденет и михнасаим льна (короткие брюки до колен) будут на плоти его, и авнэтом льна (длинный пояс-кушак) опояшется, и мицнэфетом льна (шапка) покроет голову – одежды выделенности это – и омоет в воде плоть свою, и оденет их» (Вайикра 16, 4). Выделенность Главного Коэна здесь не в сверкающих парадных одеждах, а в его моральной чистоте, символ которой – белоснежный лён. Д-р Ури Линец |
|
Опубликовано здесь 06.04.2011.
|
|
|