בס''ד
к оглавлению раздела
Давид Генис |
|
|
|
Опубликовно в газете «Горизонт», Денвер, № 3 и 4 (21 и 28 января 2011 г.) Почему вдруг ударился в такую старину? Хватает тем сегодняшних. Да, нет. Англия 11- 13 веков совсем даже тема сегодняшняя. Стоит только почитать газеты или смотреть телевизор и интернет. На сегодня Англия самая антиизраильская и антисемитская страна. И ее отношение к Израилю диктуется не только тем, что она запружена сегодня тысячами мечетей. Она всегда такой была. Она первой в Европе выдумала кровавый навет на евреев. Это Англия первой в Европе изгнала евреев из своей страны, хотя они приносили ей только богатство и свой интеллект. Это она, издав Бальфурскую декларацию в 1917 году и получив мандат Лиги Наций на Палестину, дабы создать там «национальный очаг для еврейского народа», незаконно, только лишь в своих интересах, отрезала большую часть Палестины и создала на ней палестинское государство Иорданию. Это она не принимала евреев-беженцев и не допускала их в Англию и в Палестину, обрекая на гибель сотни тысяч евреев в Холокосте... Она, именно она, создала фундамент того арабо-израильского конфликта, который раздирает сегодня Ближний Восток. И она же сегодня больше всех шумит и льет крокодиловы слёзы по «бедным палестинцам», «страдающих» в этом конфликте... Когда евреи появились в Великобритании По некоторым сведениям, евреи попали на британские острова вместе с римскими отрядами или во времена Римской империи уже в 1-м веке новой эры. Но ссылок на документированные данные в доступной литературе я не нашел. Другие считают, что евреи появились здесь позже, чем во многих других европейских странах. Первые письменные указания о заселении Англии евреями относятся к 1066 г., когда после победы под Стингсом в том же году Вильгельм Завоеватель установил в Англии правление норманов. Он же пригласил (привез с собой, по некоторым данным) евреев, занимавшихся коммерческой деятельностью, которые, по его мнению, могли принести пользу в завоеванной Англии. Есть данные о том, что он пригласил евреев из Руана в Лондон. Позже они начали прибывать в Англию из Северной Франции, Германии, Италии, Испании, а единичные – даже из России и мусульманских стран. И уже в конце 11 в. упоминается о первой еврейской общине, в 1115 г. о еврейском квартале в Лондоне. К 1180 г. в Англии проживали 5 тыс евреев, считавшихся подданными короля. К середине 12 в. в большинстве крупных английских городов уже существовали еврейские общины. Условия жизни евреев в Англии 11-13 веков Евреев короли приглашали не из любви к ним, а из чисто экономических соображений. Они оказывали пришельцам свою защиту, но при этом считали и их, и их имущество своей собственностью. Попросту, евреи, которым разрешалось заниматься, в основном, только финансовыми операциями, были важным источником доходов для короля. Налоги на них накладывали громадные, но населению просто некуда было деваться. На материке их преследовали еще хуже. Почему евреи устремились в Англию? Во Франции и Германии, особенно во времена 1-го и 2-го крестовых походов, резко усилились притеснения, грабежи и погромы. Здесь же короли им предоставили что-то вроде автономии, общины могли жить по своим обычаям и законам. Да, король мог в любое время потребовать от общины деньги, а деньги королям нужны были всегда. Со времен ранней христианской Европы и сложилось мнение, что евреи только и могут, что заниматься деньгами и что всё золото, все деньги – у евреев. Но, во-первых, не только евреи были богатыми, во-вторых, просто их «доили», фактически, что короли, что феодалы, вынуждая «крутиться» и искать доходы, дабы избежать преследований и наказаний. Феодалы, заполучив деньги, умели только их тратить. Население попроще, трудовой люд, что зарабатывали тяжким трудом, большей частью пропивали. Евреи не пьянствовали, трудились, копили деньги, понимая, что в любой момент им надо будет откупаться от претензий королевского двора и феодалов. Отсюда и пошло, что все деньги у евреев. Такой идиотской легендой до сих пор весь антисемитский мир жив... Католическая церковь, как известно, запретила христианам заниматься ростовщичеством, т.е. давать своим же единоверцам деньги в долг под проценты. Но выход власть имущими был найден: они разрешили этим заниматься евреям. Вот в чем была «доброта» королей, поддерживавших и как бы защищавших евреев. Что было делать «ростовщикам», дабы заработать и себе на жизнь, и иметь запас на постоянные требования денег от королей и феодалов, на выплату громадных налогов? Они вынуждены были поднимать проценты. Но, кроме королей, деньги были нужны и населению, которое считало, что евреи их грабят своими высокими «грабительскими» процентами. В итоге, деньги и золото уходили в казну короля, а евреям доставалась только ненависть «обдираемых» ими простых англичан. Чтобы иметь постоянно «под руками» евреев-банкиров, король объявил в конце 12-го века общину Лондона административным центром евреев Англии. Это привело к тому, что Лондон стал центром финансовых дел евреев Англии. Даже было создано еврейское казначейство. Конечно, положение евреев ухудшилось, они оказались как бы под постоянным надзором короля. С другой стороны, дабы усилить их зависимость от короля, были ограничены места проживания евреев в городе. Ненависть к евреям поддерживали и католические священники, но, по-началу, первые короли защищали евреев, ибо им прежде всего нужны были деньги, а не евреи-христиане. Антисемитские преследования Отношение к евреям, всё же более или менее терпимое, заметно ухудшилось во времена участия в крестовых походах короля Англии Ричарда I. Уже во время его коронации в сентябре 1189 года еврейский квартал в Лондоне был разграблен и многие евреи убиты. Что же тогда произошло? Еврейская община направила солидную и авторитетную делегацию с богатыми подарками для участия в коронации короля. Но, по наущению своих «святых советников-католиков», он отказался ее допустить к своей коронации. Это и послужило сигналом для погромщиков. Был разграблен и сожжен еврейский квартал в Лондоне. Чем неугодили евреи? Да всё было достаточно просто: королевский двор и дворяне брали деньги у еврейских банкиров в долг. Брали и брали. Но отдавать не спешили и не хотели. А тут подвернулся повод одним махом «рассчитаться» с долгами, попросту уничтожив в процессе погромов все долговые книги и документы, а, заодно, и своих кредиторов. Узнав об этом, король Ричард велел наказать убийц. Стало немного «тихо». Но вскоре Ричард отправился в крестовый поход. И уже с весны следующего года по стране прокатилась новая волна погромов. В историю вошла жуткая трагедия евреев Йорка. 16-17 марта 1190 года евреи, спасаясь от погромщиков, укрылись в замке Клиффорда. Но когда запасы провизии подошли к концу, несколько осажденных, в том числе глава диаспоры и раввин, покончили жизнь самоубийством. Те, кто предпочел сдаться в плен, были убиты. По разным данным, погибло от 150 до 500 евреев. Дальше, как и следовало ожидать, погромщики нашли записи о суммах, взятых в долг у евреев, и тут же сожгли их. Еврейские общины этой страны долго не могли оправиться от страшного удара. И всё же, хитрый и наглый король не допустил уничтожения всех еврейских домов. За что почти все расходы, связанные с его крестовым походом, легли на плечи еврейских ростовщиков. В Палестине, попав в плен, он же потребовал оплатить почти весь выкуп за свое освобождение опять же английских евреев. Вернувшись из плена, Ричард Львиное Сердце восстановил все сведения о должниках евреев, ибо где же он еще мог и каким образом получать новые и новые потребные ему суммы... (И евреи продолжали жить в Йорке до 1290 года, когда появился указ Эдварда I об изгнании их из Англии). В 1263-1265 гг была т.н. «баронская война» (восстание баронов). И опять еврейские общины грабили, евреев убивали. Вновь сильно пострадала лондонская община, тут, по мнению погромщиков и их предводителей, было что и кого грабить. В 1266 году проявились т.н. безнадельные рыцари. Земли у них не было, а деньги нужны были. Вот и пошли грабить... Недолгий сравнительно «тихий» период после этого прерывался не раз. Но в 1275 г. король Эдуард I, по наущению католическиой церкви, запретил евреям заниматься ссудным делом. Владеть землей евреи не имели права, заниматься торговлей им не разрешали, открывать ремесленные мастерские им тоже не дозволялось. Все эти запреты вводились, чтобы не создавать «еврейской» конкуренции, ибо видели и понимали, что с деловитостью и умением евреев им не совладать. Ну, а евреев, тем временем, король лишил главного, дозволенного им «королевскими милостями» источника существования. И начались преследования. В лондонскую крепость-тюрьму Тауэр заточили 600 евреев из разных городов, всё их имущество конфисковали, 270 из них казнили. «Эдуард I к антиеврейским законам добавил новые, ограничив, например, места, где могли жить евреи. Он приказал нашить на одежду отличительный знак. В дни правления Эдуарда стали попадаться усеченные золотые и серебряные монеты. Король обвинил в этом евреев. По ложному обвинению около 300 человек было казнено. В 1287 году он повторил опыт короля Джона, заключив евреев в тюрьму, а освободил только тогда, когда евреи уплатили огромный выкуп» (Ойербах М.). Историк С.М. Дубнов о том времени Вот как описывает тогдашнюю ситуацию известный историк С.М. Дубнов: «Во время крестовых походов, евреев в Англии преследовала христианская чернь, возбужденная призывом к борьбе за веру. После крестовых походов евреи много терпели от королей, феодальных князей и католического духовенств. Короли и князья считали евреев своими крепостными, а всё нажитое ими путем торговли своей собственностью. Король Иоанн Безземельный (преемник Ричарда Львиное Сердце) постоянно нуждался в деньгах и вымогал их у евреев посредством угроз и насилий. В 1210 г с них взыскивалась по раскладке огромная сумма; у одного богача в Бристоле потребовали 10 тыс серебряных марок, но так как тот не мог или не хотел дать столько денег, то король приказал выдергивать ему один зуб за другим, пока он не отсчитает требуемую сумму. После церковного собора 1215 г. за евреев принялось и английское духовенство, послушное папе Иннокентию III. Оно следило за тем, чтобы строго исполнялись все унизительные соборные постановления о «неверных», и даже прибавило к ним новые. Запрещалось строить новые синагоги. Евреи должны были платить особый налог в пользу церквей. Множество ученых и раввинов, не находя почвы для своей деятельности в Англии, выселялось в другие страны Европы или в Палестину. При следующих королях евреев так угнетали, что они не раз просили дозволения выселиться из Англии. Но их не выпускали, ибо видели в них источник дохода. Один английский писатель заметил, что евреев в Англии подвергали тогда всем притеснениям, какие некогда претерпели предки их в Египте, с той разницей, что вместо кирпичей от них требовали слитки золота. При короле Эдуарде I духовенство употребляло все старания, чтобы обратить евреев в христианство. Король разрешил доминикнским монахам проповедовать евреям христианское учение и обязал последних слушать эти проповеди внимательно, не противоречить и не смеяться (1282 г.). Христианский богослов, Дунс Скотт, советовал королю отнимать у еврейских родителей малолетних детей и воспитывать их в католической вере. В то же время лондонский архиепископ приказал закрыть все синагоги в своей епархии». В историю событий всегда важно заглянуть, дабы лучше понимать сегодняшнее... Кровавые наветы В 1130 г. евреи Лондона, обвиненные в убийстве больного (правда, это событие еще не относят к страшной группе кровавых наветов), были обложены огромным по тому времени штрафом в две тысячи фунтов. Это был как бы «первый звонок» в последовавшей затем многовековой трагедии еврейского народа в Англии и Европе. Но впервые обвинение евреев именно в ритуальных убийствах произошло в Англии. Первый известный случай кровавого навета произошел в 1144 гг. в Норвиче, а за ним последовали подобные кровавые наветы и в других городах. Что означает это? «Кровавый навет на евреев — обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан) для использования их крови в ритуальных целях». Вот так, ни много, нимало. Считается, что впервые суды Линча без суда и следствия, только лишь по навету или вымышленному подозрению толпы, были придуманы в США. Нет. Суды Линча, называемые «кровавыми наветами», фактически начались в Европе, именно в Англии, по отношению к евреям, а затем, как «черная чума», расползлись по миру... В 1144 г. в г. Норвиче, во время праздника Песах, «любвеобильные и честные христиане», короче говоря, толпы озверевших фанатиков, обвинили евреев в ритуальном убийстве ребенка. Мальчик Уильям из Норвича был найден мёртвым в колодце, и в этом обвинили евреев города Норвич. Л. Поляков (История антисемитизма, пер. с франц, 1997) описывает это событие так: «Тело юного подмастерья было обнаружено накануне Святой пятницы в лесу около Норвича. Распространился слух, что мальчик был убит евреями в насмешку над Страстями Спасителя. Обвинители уточняли, что убийство было запланировано заранее; якобы на совещании раввинов в Нарбонне местом ежегодного жертвоприношения был избран Норвич. Власти не проявили доверия к этому обвинению. Однако произошли беспорядки и один из влиятельных евреев города был убит разорившимся рыцарем, должником убитого. В результате возник местный культ, и на протяжении многих веков мощи «святого» Уильяма были объектом паломничества». Да, церковь не растерялась, Уильяма тут же возвели в ранг мученика, а толпы паломников понесли пожертвования к местной церкви. Что и требовалось «доказать»... Еще: В результате кровавого навета (1244) на евреев Англии был наложен штраф. «1255 г. Тело мальчика, залитое грязью, было найдено 29 августа в яме или колодце, принадлежавшем еврею по имени Копин. Получив от судьи Джона из Лексингтона гарантии неприкосновенности, Копин, как было сказано, дал «показания», что мальчик был распят евреями. Пять недель спустя, в начале октября, король Англии Генрих III отказался от обещания, данного судьёй Джоном из Лексингтона и Копин был казнён. Заодно схватили 91 еврея, доставили их в Лондон и 18 из них казнили» (Википедия). Говорят, лиха беда начало. «Хроники сообщают о нескольких случаях в Англии в конце столетия; тогда же эта выдумка достигает континента: в 1171 г. в Блуа тридцать восемь евреев нашли свою смерть на костре» (Л. Поляков). Я не ставил своей целью собрать все описания отношения к евреям в «старой доброй Англии». И упомянутого вполне достаточно, чтобы показать английский «рай» для евреев тогдашней Англии. Да, она старая, хотя, по сравнению со многими другими странами совсем даже и не очень старая. Не откажу себе в удовольствии привести слова Дизраэли Бенджамина (1804-1881), британского премьер-министра, ирландскому политику Дэниэлу О’Коннелу, который, выступая в Дублине, назвал его потомком нераскаявшегося разбойника, распятого вместе с Христом: «Да, я еврей, и когда предки моего достоуважаемого оппонента были жетокими дикарями на никому неизвестном острове, мои предки были священниками в Храме Соломона» (Душенко К., «Цитаты из всемирной истории», М., 2006). Ну, а о её «доброте» и говорить не приходится... Иудаизм в отношении крови и жертвоприношений Все выдумки в описаниях пыток и человеческих жертвоприношений евреями в якобы ритуальных убийствах не просто выдумки, а злостное, заведомо придуманное, вранье обыкновенных подлых или просто безмозглых людишек. Откройте Тору или Библию. Прочтите 10 заповедей. Что там? «Не убий»! Четко, просто, ясно! Христиане в церковь (костел) ходят? О Заповедях когда-нибудь слышали или читали? Так что же им еще надо? О кошерной еде евреев все слышали. Любое использование крови (человеческой или животной) в приготовлении пищи строго запрещено кашрутом. Кровь убитых животных не может употребляться в пищу, она должна быть выведена из тела животного и захоронена. Приведу в сокращении несколько заповедей из Торы (Книга Ваикра, или Левит): 17:10 «И всякий человек из Дома Израиля... который будет есть какую-нибудь кровь, -... и отторгну его из среды народа его». 17:12 «Поэтому сказал я сынам Израиля: никто из вас не должен есть крови». Речь не только о крови человека, но таковы же жесткие требования даже к крови животного или птицы. 17:13 «И всякий человек из сынов Израиля... который, охотясь, поймает зверя или птицу, пригодную в пищу, должен выпустить кровь ее и покрыть ее землей», ибо 17:14 «ибо душа всякого существа – это кровь его, и сказал я сынам Израиля: крови какой бы-то ни было плоти не ешьте, ибо душа всякой плоти – это кровь ее, всякий, кто ест ее, отторгнут будет». В Книге «Дварим, или Второзаконие» (Тора) (12:31) есть Заповедь, запрещающая человеческие жертвоприношения. Как же могут евреи, исповедующие Тору, верующие в Божественное предписание, не исполнять, нарушать ее Заповеди? Конечно, антисемитам всё это втолковать не удается вот уже сколько веков. Поэт Борис Заходер как-то написал: «Дебил евреев не любил, конечно, он же был дебил»... И, как всегда, найдется еврей, который хочет быть «лучше» всех евреев, т.е на головы своих сородичей наляпает грязи, дабы самому стать «известным». Вот такие чертовы геростраты... В Википедии я прочитал следующее: в 2006 году Ариэль Тоафф, профессор израильского Бар-Иланского университета, еврей по национальности и сын главного раввина Рима, выпустил книгу «Кровавая Пасха. Евреи Европы и ритуальные убийства», в которой утверждает, что ритуальные убийства в средневековой Италии могли быть совершены иудейской сектой, какими-то «экстремистскими группами, которые были способны совершать такие действия и оправдывать их». Гипотеза Тоаффа (подчеркиваю, не доказательство, а гипотеза, т.е. бред «больного» профессора) построена на архивных средневековых показаниях, добытых под церковными пытками, что сводит к нулю все его дальнейшие построения. О том, как выбивали «показания» в средние века, хорошо известно не только профессору. В Израиле книга Тоаффа вызвала крайнее возмущение и обсуждалась в Кнессете. Сам Тоафф впоследствии утверждал, что его выводы были неправильно поняты. Каково?... В Союзе мы твердо знали, что профессор, это ученый, защитивший две диссертации, имеющий серьезные признанные научные труды и минимум несколько учеников-ученых. В «свободных» странах мира профессор – это просто должность для преподавателя в университете. Поэтому, когда какого-нибудь Тоаффа называют профессором, я всегда вспоминаю незабвенного Остапа Бендера... Позиция католической церкви Самое интересное, что папы римские и даже короли английские выступали с осуждением кровавых наветов на евреев. Не верю, что это было искренне, ибо, если бы хотели остановить, повесили бы парочку другую насильников и всё бы прекратилось. Но на бумаге всё же писали свои «воззвания». Как бы «умывали» руки свои... Император германский Фридрих II собрал даже специальную комиссию, которая категорически заявила: нет ничего в еврейской Библии и Талмуде, из чего можно было бы заключить, что евреи «жаждут человеческой крови». В итоге император издал в 1236 г. «Золотую буллу», запретив обвинения евреев. Папа Иннокентий IV в 1247 году тоже издал буллу, отвергающую кровавый навет как клевету на евреев и «повод, чтобы грабить их и отнимать их имущество». Не надо долго мыслить, чтобы понять – все кровавые наветы, тут же превращавщиеся в грабежи и насилия, и были «поводами, чтобы грабить евреев и отнимать их имущество». Совсем не случайно, в другой папской булле (1273 г.) осуждаются шантажисты, которые прятали детей и под маркой их якобы похищения евреями, грабили евреев, требовали выкупа или просто убивали свои жертвы, дабы избавиться от долгов. К этой «христианской морали» христиан, в библии которых тоже записана заповедь «Не убий», можно испытывать только омерзение... Изгнание евреев из Англии в 1290 г. 18 июля 1290 г. Эдуард I издал указ об изгнании евреев из Великобритании. Изгнание евреев из Великобритании было первым в истории средневековых изгнаний. Большинство евреев-беженцев направилось во Францию, Фландрию и Германию. «Мотивом послужило, вероятно, сочетание экономической напряженности и религиозной ненависти. Многие дворяне, сильно задолжав еврейским ростовщикам, хотели освободиться от своих кредиторов. Король Эдуард I поддержал идею изгнания: он тоже положил глаз на еврейскую собственность и после изгнания конфисковал ее в пользу королевской семьи. Население поддерживало высылку по религиозным мотивам. Людей веками приучали ненавидеть евреев». (Телушкин И.). «После всех страданий и бедствий, которые евреи претерпели в Англии, изгнание уже не казалось им столь страшным. Около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию» (Ойербах М.). Выставка в Лондоне В интернете нашел такое сообщение: «В лондонском Еврейском культурном центре открыта выставка «Короли, крестоносцы и евреи: 1066—1290». Почти все экспонаты принадлежат американскому коллекционеру Стивену Дэламетру. В аннотации к выставке говорится, что все ее экспонаты «рассказывают историю выживания отдельно взятого еврея или общины во времена невзгод», и в истории этой «слышатся отголоски испытаний и тягот, выпадавших на долю евреев на протяжении столетий, отголоски их страданий, достижений и находчивости». Каждая из пяти витрин посвящена отдельному аспекту жизни еврейской общины и ее окружения: профессиям, гонениям, крестовым походам, обращению в другую веру, народным представлениям» (//booknik.ru/news/report/?id=29710, 14 июня 2009 г.). И далее в том сообщении говорится: «В недлинном списке профессий, к которым допускались евреи, значатся ростовщичество, чеканка монет, ювелирное дело, реже медицина. В те далекие времена практически все они полагались недостойными христианина. На выставке можно увидеть договоры о ссудах и драгоценности, которые ростовщик получал от клиента в качестве залога. В знак уплаты налогов казна выдавала деревянную бирку, зарубки на которой соответствовали уплаченной сумме. В Еврейском музее Лондона хранится такая бирка с надписью имени владельца: "Исаак-мясник". Ремесло чеканщика представлено монетами с древнееврейскими буквами, с еврейскими именами или даже целыми фразами». «Вопреки распространенному мифу, евреям довольно редко разрешалось заниматься медициной. Деятельность эскулапов Средневековья можно себе представить по набору врачебных инструментов: сосуд для кровопускания, поильник для лежачего больного, металлический рефрактор, зонд, лопатка и ложечка для опиума. Разного рода гонения на евреев — особая статья. ...Вот маленькие бронзовые весы, свидетельство того, что от чеканки монет до обвинений в фальшивомонетничестве один шаг. В 1279 г. только в Лондоне по сфабрикованным обвинениям в фальшивомонетничестве около 300 евреев вздернули на виселицу. Во времена гонений евреи прятали свои сокровища в надежде, что смогут вернуться за ними, когда гроза минует. В одной из витрин два монетных клада XIII в., найденных в Колчестере в 1906 и 1969 гг.». «Нет печальнее истории на свете», чем история евреев древних британских островов. Мне могут возразить, что я выбрал только темные стороны жизни евреев в Англии. Да, тема статьи такая. Не любили евреев в Англии, и не любят сейчас, прикрывая это неприятие якобы только неприятием Израиля и сионистов. Не буду удлинять статью, доказывая это. И потому, когда читаю, что, мол, в Англии усилился антисемитизм и что связано это с Израилем, который не хочет пасть на колени перед арабами, не верю. Да не усилился он. Вспомним, как Англия, получив в 1922 г. мандат Лиги Наций для создания «национального очага» для еврейского народа в Палестине, вместо этого отрезала около 70% этой территории и создала по собственному решению там палестинское государство Иорданию. Вспомним, как не хотела принимать евреев беженцев из фашистской Германии. Вспомним, как она свой военно-морской флот в военное время использовала, чтобы не допустить возможность евреев-беженцев из нацистской Европы спастись в Палестине. И еще, и еще... Многое что сейчас знаем, читаем, слышим, видим... Просто раньше антисемитизм, как скрытая инфекция, где-то там «внутри» как-то не вылазил уж так откровенно наружу. А теперь, под крики муэдзинов бесчисленных, «вдруг попер»... И то, что там сегодня и евреи живут, и никто их пока не изгоняет, и они и профессора там, и бизнесмены, и врачи и т.д. и т.п. Но стоит их послушать, как они больше всех кричат против Израиля и как они истерично призывают к бойкоту Израиля, его ученых, торговлю, визиты.... Значит, дрожат уже за свою шкуру. И это нехороший симптом, очень нехороший. Сегодня Англия в Европе опять, кажется, одна из самых антиизраильских и антисемитских стран... Таковы факты... Давид Генис «Горизонт», Денвер, № 3 и 4 (21 и 28 января 2011 г.) Основные источники: Википедия. Кровавый навет на евреев (Интернет). Джонсон Пол «Популярная история евреев», М., Вече, 2001, с. 239-245. Дубнов С.М. Изгнание евреев из Англии («Краткая история евреев. М, 1996. Стр. 340-342). Еврейская община Йорка (//adelanta.info/encyclopaedia/city/England/York). КЕЭ, «Великобритания», т. 1+Доп.2, кол. 628-634+262-267 КЕЭ, «Лондон», т. 4, кол. 953-957 Ойербах М., История еврейского народа (//www.chassidum.ru/library/history/auerbach/3/05.htm) Поляков Л. История антисемитизма (Эпоха Веры). М., Иерусалим, 1997. с.216-221. Пер. с франц. Ринский М. Еженедельник "Секрет" 08.08.2008 (//www.jewish.ru/history/press/2008/08/news994265803.php). Телушкин И. Изгнание из Англии (//jhistory.nfurman.com/teacher/03_101.htm). (//booknik.ru/news/report/?id=29710, 14 июня 2009 г.) //www.sem40.ru/evroplanet/world/gr_br/ |
|
Опубликовано здесь 30.12.2010.
|
|
|