“Сейте
для себя по справедливости, жните — по
милости, распашите землю целинную, ибо
время искать Го-спода, пока не придёт
Он и не обучит вас правде” (Ошеа
10:12) “И
река выходит из Эдэна для орошения сада
и оттуда разделяется и образует четыре
главные реки. Имя одной Пишон: она
обтекает землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах
и камень оникс. А имя второй реки Гихон:
она обтекает землю Куш. Имя третьей реки
Хиддэкэль: она течёт на восток от Ашшура.
Четвёртая река - это Пырат» (Тора, Бр.,
2:10-14).
Оставив
в нашем рассмотрении в стороне другие
уровни (смыслы) понимания текста,
сосредоточимся, в основном (пока), на
пшате — «простом» событийном уровне
нашей общей «физической» реальности —
или нашем мире. Четыре потока — четыре
реки, вытекающие из одной. Это означает,
что у них у всех — общая вода и общий
водный ресурс - общий источник, протекающий
по райском саду и вобравший в себя,
наверное, его свойства. Более того,
начало этого потока, его Исток находится,
как пишет и соообщает нам Тора, даже не
в Ган Эдэне — Райском саду, а в Эдэне.
Таким образом ясно, что в определённом
смысле главное и уникальное качество
и свойство этой «воды» должно быть в
том, что она несёт в себе свойства и
качества Эдэна и Ган Эдэна — в какой-то
мере, как минимум. И если человек
окунается в эти воды, в этот поток, то
он окунается в «то», что находится в
Эдэне и Ган Эдэне — ведь воды несут их
свойства! Более того, они не только несут
эти свойства здесь и сейчас — в тот
самый момент и в том самом месте, где
человек находится и непосредственно
соприкасается с водой — с её частицами;
но, входя в воду, человек также соприкасается
и соединяется и со всем течением реки,
с её потоком, с её ПРОТЯЖЁННОСТЬЮ как с
целым, вплоть ДО САМОГО ИСТОКА, если
смотреть вверх по течению, — вследствие
её протяжёности и непрерывности. Ведь
река как целое составляет один целостный
объект; река, реки - как поток является
одним и единым целым, и в каждый момент
она — река - соединена со всем своим
протяжением от начала до конца ВКЛЮЧАЯ
ПРОТЕКАНИЕ ПО РАЙСКОМУ САДУ И ИСТОК
В ЭДЭНЕ.
Получается,
что окунающийся соединяется с Ган Эдэном
и Истоком посредством реки, воды - в силу
её непрерыности! Иначе говоря, это как
канал связи с Ган Эдэном …
Одной из
характерных и важнейших особенностей
Ган Эдэна является то, что Все-вышний
сокрыт там гораздо меньше, чем в нашем
нынешнем мире. Получается, что при
погружении мы можем почувствовать
присутствие Все-вышнего в гораздо
большей степени, чем это обычно ощущается
(по крайней мере, это должно быть верно
если не для всех, то для многих - в нашем
теперешнем состоянии). Мы как бы
погружаемся в воду, но там, в Райском
саду, и даже - более того? - оказываемся
«в нём» посредством непрерывности
воды и её потока!? Погружаемся здесь, а
«оказываемся» там.
Оказываемся
связанными с Тем.
Теперь поставим
задачу — а как найти эти воды, эти потоки,
эти (четыре) реки?
Попробуем
рассуждать:
По пшату это
разные реки, в том числе, возможно, и
удаленные географически (есть весьма
авторитетные еврейские источники,
которые отождествляют, например, Пишон
- с Нилом, Гихон — с Индом, Хиддекель —
с Тигром, ну, а Пырат, это, естественно,
Евфрат).
Источником
рек на земной поверхности могут быть
бьющие из под земли ключи (подземные
воды), или водоёмы (например, озёра,
болота) — при этом они также должны
пополняться за счёт чего-то, например
тех же подземных источников; а также
ледники (например, в горах). Дожди не
могут быть единственными источниками
реки, так как тогда это будет не река,
а поток, который прекратится вскоре
после прохождения дождя.
Обратим
внимание, что это РАЗНЫЕ реки. Хотя они,
в принципе, могут и вытекать из одного
источника на поверхности Земли.(Могут,
но не обязательно, чтобы это было именно
так).
То, что Тора
говорит, что эти четыре реки вытекают
из одной, - что это может означать? - Одну
из следующих возможностей, по-видимому:
- они вытекают
из одного источника на поверхности
Земли — например, из одного ключа или
озера, подпитываемого ключём, или из
одного ледника …
- они вытекают
из одного подземного потока (подземной
реки), пробивающейся на поверхность в
четырёх разных местах. Эти места могут
быть довольно далеки друг от друга —
мы мало пока знаем об устройстве
подземного мира. Кстати, если эта версия
верна, то не исключено, что Райский сад
нашего мира находится где-то под землёй,
или в пещере (в пещерах). Тут уместно
вспомнить и про пещеру Махпела в Хевроне,
в которой похоронены праотцы и праматери
еврейского народа Авраам и Сара, Ицхак
и Ривка, Яков и Лея. Там же покоятся
прародители человечества Адам и Хава.
Есть традиция, говорящая, что эта пещера
связана с входом (выходом) в Райский
Сад.
Если считать,
что Нил, Инд, Тигр и Евфрат это те
упомянутые библейские реки, то они
находятся на столь большой территории,
и их источники столь удалены друг от
друга, и они столь очевидно различны,
что по пшату здесь мы можем говорить
только о возможном подземном источнике;...
- или выйти за уровень пшата как описания
физичекой реальности: предположить,
например, что говоря об общем потоке -
истоке четырёх рек, который выходит из
Эдена и протекает по Райскому саду,
Тора употребляет язык символически -
смысловой. И тогда — поток, из которого
происходят четыре реки — это то общее,
что есть у этих очевидно различных рек.
Что же это за общее? - А это две вещи
(могут быть, возможно, и ещё какие-то
другие, но мы рассмотрим только две).
Первое - это то, что все реки — это ВОДА.
И второе — то, что так, или иначе, но на
поверхности ИСТОКОМ этих рек служат
или подземные воды (ключи, бьющие из-под
земли), или лёд и снег (ледники в горах),
или озеро. Про это было написано выше.
Как, впрочем, и про дожди. Но что же
общего у ледника, то есть снега и льда,
с одной стороны, и ключа, бьющего из под
земли, и у дождя, добавляющегося к ним
в качестве дополнительного источника
- но так, чтобы его нельзя было назвать
основным (то есть его воды должно быть
меньше половины)? А общее здесь то, что
если речь идёт о реке, то это то, что в
еврейской религии называют маим хаим
— водой живой. И употребляют, в частности,
в ритуальных бассейнах для окунания —
в миквах (с поправкой на то, что обычно
вода в них стоячая, а не проточная; но
это к делу в смысле нашего принципиального
разговора не относится, а носит, так
сказать, в основном, технический
характер). Эта вода — окунание в неё —
употребляется для устранения определённых
видов духовной нечистоты (например,
после определённого периода у взрослой
женщины), а также для приобщения к
чему-то возвышенному (так, бывший
нееврей, проходящий процедуру приобщения
к еврейскому народу — гиюр — что
означает и определённым образом
приближение к Б-гу, - также — погружается
в микву; или окунание еврея перед Йом
Киппуром). На деле, по-видимому, скорее
дело обстоит наоборот: вода, полученная
из источника, или от таяния льда, и др.
- каким-то образом является водой потока,
протекающего по Райскому саду и текущей
из Эдена. Поэтому она несёт в себе их
свойства и является «живой» - не забудем,
что в Райском саду, Ган Эдене растёт
дерево жизни, плоды которого — жизнь
как таковая. Так что с этой точки зрения
название «вода живая» вполне соответствует
истине. (Следует заметить, что природные
водоёмы связанные с источником, тоже
являются миквой, только естественной,
а не рукотворной).
Что же значит
это в практическом смысле? А то, что
погружаясь в воды миквы, мы погружаемся
в нечто, что даёт близость и как бы
присутствие Ган Эдена — и даже Эдена.
И, главное, с моей точки зрения, — даёт
возможность легче (ближе) почувствовать
присутствие Б-га. Другими словами,
погружение в воды миквэ является
способом и методом ( одним из методов!
) ощутить Б-жественное присутствие. Как
это сделать? А просто погрузившись, и
если ощущение близости Б-га и духовности
не приходит само, то нужно иметь в каване
(в намерении), что Вы сейчас как бы в Ган
Эдене, где Б-г гораздо менее сокрыт и
Его Присутствие более (гораздо) ощутимо.
При этом, если есть потребность или
желание, а также соответствующее знание,
и т.д., - можно применять специальные
сосредоточения — каванот, связанные
с погружением в микву. Их можно найти
в соответствующей литературе или у
учителя.
Ощутив себя
в присутствии Б-га важно правильно себя
вести и ощущать. Можно наслаждаться
ощущением близости Его присутствия.
Можно внутренне прославлять Его,
молиться Ему, благодарить Его ...
*
Рассуждения,
на которых мы основывались только что,
базируются на символическом прочтении
и понимании текста. Но они остаются в
силе, даже если в действительности
имеет место «обычный» простой смысл -
пшат как физическая реальность, и поток
(а, значит, и выход из Ган Эден) связан
с физическим миром; например, действительно
имеет место быть подземная река, из
которой выходят наружу четыре потока.
Хочу
остановиться вот ещё на чём. Есть ещё
общая вещь для всех рек. Это — вода
как таковая, вода как вещество, как
субстанция. В самом деле, во всех этих
реках, как мы знаем, течёт ВОДА.
Поэтому основываясь хотя бы на подобном
приведённому выше символическом
рассуждении можно сказать, что вода
как вещество и является тем общим, что
есть у всех рек, и тем «общим» потоком,
из которого они «проистекают». То есть
потоком, истекающем из Эдена в Ган Эден,
протекающему там, и омывающим, в том
числе, и дерево жизни.
Известно,
что ВОДА как субстанция имеет уникальные
свойства. Во-первых, жизнь без неё
невозможна. Во-вторых, у неё исключительная
роль во всех химических и физико —
химических процессах, протекающих на
Земле. Она — уникальный и, во многом,
универсальный растворитель. Другого
такого нет. Считается, что тело человека
примерно на семьдесят процентов состоит
из воды. У неё уникальные физические
свойства: в отличие от подавляющего
большинства других веществ, вода в
твёрдом виде (лёд) легче, чем вода жидкая.
Это значит, что при замерзании при
холодной температуре лёд в водоёмах
остаётся наверху (то есть
водоём до дна не промерзает, если,
конечно, он достаточно глубок), а внизу
— в жидкой воде ЖИЗНЬ водных обитателей
не гибнет, а продолжается. По льду же в
это время могут ходить и ездить люди,
а также и животные - все могут использовать
водоемы как дороги для своих нужд.
Водные просторы издавна использовались
человеком как транспортные артерии и
как средство связи между людьми. Наконец,
именно в воде плавал ковчег Ноаха (Ноя),
спасая человечество и всё живое на
земле. Правда, вода может и погубить,
как это было во времена потопа, - ну что
ж, ведь в Райском Саду поток омывает не
только Дерево Жизни, но и Дерево познания
добра и зла — в определённом прочтении
— дерево смерти. Водой покрыта большая
часть поверхности Земли.
Недавно
сравнительно открыто (хотя об удивительных
свойствах воды знали и в древности —
чего стоит, к примеру, описание процедуры
проверки соты — жены, подозреваемой в
неверности мужу, приведённой в Торе в
главе Насо, и многое другое!) - так вот,
недавно сравнительно открыто, что
помимо того, что вода обладает определённой
«памятью», она реагирует на внешнюю
обстановку! Так, к примеру, формы
кристалликов льда, образовывающиеся
при замерзании воды, зависят от типа
музыки, которую при этом играли рядом,
или от того, какую из книг на сосуд с
замерзающей водой положили: Тору, Коран,
или «Новый завет», и даже... от смысла,
языка, интонаций, и слов, к ней — к воде
- обращённых!!! (см., напр. работы Masaru
Emoto и пр.). И многое
другое! Все это может служить иллюстрацией
и косвенным, в том числе и научным,
«намёком» на то, что именно «водный»
поток протекает по Райскому саду вблизи
дерева жизни, плоды которого — жизнь
(и, соответственно, «оживляется» вода),
и т.д. ... И что эти свойства вода, так или
иначе, может передавать и переносить
нам. Свойства Райского сада.
А ещё
— еврейская традиция сравнивает с
водой Тору — учение, полученное от
Б-га... Про которую сказано, что она эмэт
— истина, и «дерево жизни для тех, кто
следует ей». И — может стать деревом
смерти для тех, кто ей не следует...?
* Очень важно вести и «держать»
себя правильно и подобающим образом,
если Вы ощутите Б-жественную близость
(Присутствие). Нужно научиться умалять
себя при этом будучи искренним и открытым.
Вообще, правильно всегда и везде, где
это уместно, стараться исправлять
себя и свои качества, проявления, образ
мыслей и т.д.
Находясь под водой не
забывайте, что это «зона повышенной
опасности» и будьте осторожны,
заботьтесь о своём здоровье и
безопасности!
|