Марку Азову 35!
(до 120-ти... :))
юбилейный вечер
любимого писателя-классика и друга

 

15 июля 2010 г.  в Нацрат-Илите состоялся юбилейный вечер Марка Азова. Впечатления самые добрые. Это был настоящий праздник для "русской" алии.

Помещаю ниже мои фотографии с места события, а также:
-  благодарственное послание юбиляра: "«Я ВАС ЛЮБЛЮ, К ЧЕМУ ЛУКАВИТЬ…»
( постюбилейное)
";
- Предисловие Евгения Минина к публикации новых рассказов юбиляра
в Иерусалимском Журнале Игоря Бяльского;
- Моё стихотворение, посвящённое юбиляру;
- Новый рассказ юбиляра "Слово".
- М. Беленький. Интервью с Марком Азовым

См. также:
Марк Азов в иерусалимской русской библиотеке с презентацией книги “И обрушатся горы..
Марк Азов «ФРОНТОВАЯ БРИГАДА» В НАЦРАТ-ИЛЛИТЕ
МАРК АЗОВ, ДАНИ МИРОШЕНСКИЙ. Творческий вечер 23.02.04

---
Надеюсь, что появятся заметки, подписи под фотографиями, дополнительные снимки (шлите их на
этот адрес), реплики и вопросы к этой странице. Шлите их через эту почтовую форму (все поля обязательны, не более двух сообщений подряд с одного компьютера):

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:
 


Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Михаил Польский

Часть первая. КОНЦЕРТ
«ДОМ ПРЕСТАРЕЛЫХ АНГЕЛОВ». Пролог  из пьесы М.Азова «Мистерия-блеф».
1. «ДОМ ПРЕСТАРЕЛЫХ АНГЕЛОВ». Пролог из пьесы М.Азова «Мистерия-блеф».

Марк Азов

«Я ВАС ЛЮБЛЮ, К ЧЕМУ ЛУКАВИТЬ…»
( постюбилейное)

«Кого ты больше любишь, папу или маму?- спросили мою дочь, когда она была еще малышкой. И она ответила, что любит и папу, и маму, и бабушку с дедушкой, и тетю и дядю, и соседей, и, вообще, всех на свете!
На что я сказал, что она лукавит – всех любить невозможно и не за что.
И тогда она честно призналась, что любит одного лишь несчастного игрушечного лисенка, с хвостом на одной ниточке, которым ее подружка Наташка вытирает стол на кухне.
Я тоже не сказал бы в те времена, что люблю всех. Хотя, должен признаться, врагов у меня не было. Считать своими личными врагами партийных чиновников от искусства, «критиков в штатском» и надсмотрщиков из КГБ, я бы не стал. Им по службе предписывалось ставить палки в колеса таким, как я. А в душе они обожали Райкина, смеялись хохмам и в частных беседах выражали свое искреннее восхищение моим коллегам и мне. История им судья. >>>

Ангелы: Александр Козак - Габриэль, Александра. Ларкина – Михаэль, Алла Руденко – медсестра, Александра Капоровская- Рафаэль.
2. Ангелы: Александр Козак - Габриэль, Александра. Ларкина – Михаэль, Алла Руденко – медсестра, Александра Капоровская- Рафаэль.

Завистников из своей среды либо не было, либо я их не замечал. Да и кому завидовать? Золотых звезд и Сталинских премий таким, как я, не давали, не издавали миллионными тиражами. Одно время даже секцию сатиры и юмора вывели из Союза писателей.
А здесь, в нашем маленьком городе, да еще при Израильской демократии, где урвать себе «бутыльброд» в виде кусочка хлеба насущного, намазанного общегородской известностью, каждый может ,только разевай рот пошире и кричи погромче,- у меня завелись какие-то, не скажу враги, но недоброжелатели. И я их не то, чтобы не люблю, я их не понимаю: свои «бутыльброды» они получили, ну и кушали бы на здоровье. Никто бы их не трогал, если бы они никого не трогали.>>>

М. Азов- Бог, Зина Давидович – ангел Сатан.
3. М. Азов- Бог, Зина Давидович – ангел Сатан.

Но вот наступил такой день, когда все черные полосы жизни, похожей, как известно, на зебру, или лошадь в тельняшке, вдруг посветлели, и я понял, что свершилось , наконец, невероятное, но факт:
я люблю всех!
Для этого понадобилось 85 лет как минимум – условие необходимое, но еще недостаточное. А, вот, и необходимое, и достаточное - в матнасе «Беркович» собрался полный зал людей, пришедших поздравить меня с юбилеем. Да и не только зал, но и сцена, и пространство за кулисами. С двух сторон, и из зала, и из-за кулис, на меня повеяло теплым воздухом добра , так что сердцу стало жарко , хотя «мазган», как не странно, работал.
Борис Рабкин, мотор всех проектов «Галилеи», который не дал упасть театру в самые жестокие для театра времена : болезнь Зигмунда Белевича , отсутствие материальной поддержки и потеря многих ведущих артистов ,- сделал все, как режиссер и ведущий, чтобы этот юбилейный концерт оказался на голову выше не только наших городских концертов.>>>

Бог разгневан. Лидия Коган, Марк Азов, Зина Давидович, Александра Ларкина.
4. Бог разгневан. Лидия Коган, Марк Азов, Зина Давидович, Александра Ларкина.

Наши гости из Иерусалима и Хайфы и режиссер из Англии, который присутствовал на юбилейном вечере, в один голос утверждали, что концерты , которые они видели в Европе ( если, конечно это не гастроли «звезд» ) проходят на неизмеримо более низком уровне.
Ну, как я могу не любить тех настоящих ангелов во плоти, которые вынесли на крыльях своей души сцену в « Доме для престарелых ангелов», где и я вместе с ними сыграл забытого всеми Бога?! Если бы не режиссура Бори Рабкина и бескорыстно щедрый талант художника Саши Вайсмана, который сделал все из ничего, и заодно, как по мановению ока, украсил фойе матнаса бесчисленным количеством своих глазастых евреев, пришедших ко мне на юбилей, мы бы не сыграли, и вы бы не увидели этот Пролог из будущей премьеры моей новой пьесы «Мистерия-блеф». Примите мое признание в любви, артисты «Галилеи»: Зина Давидович, Алла Руденко, четыре Саши: Саша Капоровская, Саша Ларкина, Саша Козак и снова Саша Вайсман, который на этот раз еще и артист на сцене, а также милые, самоотверженные «ангелицы- секретарши» Лида Коган и Оля Низенко!
Когда те же «ангелы» с Борисом Рабкиным вышли и прочитали мои стихи о войне и об островах, которым не суждено встретится в океане, мое сердце щемило любовью к артистам «Галилеи» - театра особого полета ..
И милых Лиду с Олей, вынесших в сундучке «все, что нажито непосильным трудом» - боевые награды, как можно не любить?>>>

Поздравление от Муниципалитета Нацрат Илита: Семен Шендеров- зав отделом культуры Управления абсорбции, Шимон Гафсу – мэр города, М. Азов-юбиляр, Таня Макарова - начальник Управления Абсорбции.
6. Поздравление от Муниципалитета Нацрат Илита: Семен Шендеров- зав отделом культуры Управления абсорбции, Шимон Гафсу – мэр города, М. Азов-юбиляр, Таня Макарова - начальник Управления Абсорбции.

А ансамбль Светланы Бернацкой «Золотые голоса» , чье золото не тускнеет с годами, как и положено золоту. У вас и сердца золотые, мои милые девочки! Мой возраст позволяет вас так называть.
А камерный оркестр «Струны Галилеи» под руководством Леонида Фитерштейна, воистину малый симфонический – вот во что перевоплотился с веками «кинор» Давида. Мои гости подтвердили то, что я слышал много раз, – ничего подобного они не ожидали услышать – высочайший класс. Я, с моей музыкальной неразвитостью, пожалуй, даже не достоин такого подарка
А композитор Анита Лосева за роялем! Это ли не класс? А пианистка Татьяна Митасова, В музыке я разбираюсь только сердцем . В женщинах – тоже..Где мои, пусть не шестнадцать, но хотя бы шестьдесят ?!
А скрипка Шмуэля Хагина? Да и сам Шмуэль, с которым нас уже связывают годы и совместное пребывание в городе Шагала Витебске вместе с театром «Галилея» на Славянском базаре. Шмуэль и скрипач-виртуоз, и артист нашего театра. Я признаюсь здесь в любви к Шмулику Хагину. Только не подумайте плохого, я уже не в том возрасте, чтоб менять ориентацию. Скрипка Хагина сразу будит в памяти музыку кляйзмеров, и ноги сами пускаются в пляс.>>>

 Рукопожатие: мэр Шимон Гафсу и Марк Азов.
7.  Рукопожатие: мэр Шимон Гафсу и Марк Азов.

Александра Ларкина спела песню на мои стихи и на музыку Шулика Фингерова, который сам аккомпанировал ей, «Маме лошн- материнский мой язык».Это было не просто пение, а актерское исполнение маленькой музыкальной трагедии. Аккордеон Шулика Фингерова – один звучит целым кляйзмерским оркестром. Шулик Фингеров, потомок великих актеров еврейского театра, всем своим сценическим образом несет ту полузабытую культуру, и он был бы находкой для театра «Галилея» при соответствующей драматургии.
Маме лошн – идиш звучал в этом концерте и в устах других исполнителей.
Семен Обридко потряс многих и он вырос, буквально, у нас на глазах не только как певец, владеющий идеально языком идиш, но и как актер подлинно еврейского театра.
Доктор искусствоведенья Злата Зарецкая сказала, что его песни – это не просто песни, а спектакли. И она права.
Хануся Вагман со своими задорными еврейскими песнями и Александр Холфин с поющим баяном – тоже душевный подарок, который я никогда не забуду.>>>

Семен Шендеров дарит Марку Азову флаг юного пионера.
8. Семен Шендеров дарит Марку Азову флаг юного пионера.

А школа бального танца, дети творящие чудеса пластики и ритма, и просто фантастическая пара: Виталь Анасу и Якир Коган, – гордость и украшение Нацрат Илита, тоже пришли меня поздравить. Ну, как тут не прослезиться?
А дуэт «Вояж» : Лилия Зайцева и Феликс Щупак , - верные музыкальные друзья мои отныне и навеки!
А Эмилия Юсим, чей голос сопровождает меня все время пребывания на земле Галилеи.
Талантливейшую, остроумную, живую и самобытную Сашу Капоровскую я знаю с первого года жизни в Нацрат Илите, с первой попытки создания КВН-а. Не было спектакля «Галилеи», который бы не опирался на мягкие, но несгибаемые, плечи Александры Капоровской. Она кариатида театра. И в этот день была кариатидой концерта, перевоплотившейся сперва в ангела Рафаэля, а потом в мадам Рабинович с сыном Беней –шлимазлом, которого ( удивительное совпадение) сыграл человек из КВН и ангел Габриэль, он же Саша Козак. >>>

Азов поздравленный
9. Азов поздравленный

Я пол жизни прожил на эстраде, я артист разговорного жанра и автор произведений для самых популярных эстрадных сатириков. Я смею утверждать, что разговорный жанр в России на эстраде умер. А компания Петросяна и «Аншлаг» - это просто стыд и позор, иначе не скажешь. Так вот, Александра Капоровская с Александром Козаком, который вошел в номер за три репетиции – это профессиональная, яркая работа, каких на эстраде нынче нет, и смешная до колик. Даже внешне Саша, никем не финансируемая, на мой взгляд, переиграла Верку Сердючку, у которой ( которого) «не счесть алмазов в каменной пещере» .
Я люблю, да и как не любить, любимца публики, нежный голос, ласкающий и моими песнями из спектаклей «Галилеи» - нашу звезду Пашу Дворкина! Он спел и мое «Еврейское счастье». И я вам скажу по этому поводу, что такое счастье . Счастье – это когда поет Павел Дворкин.
А популярнейший, выдающийся, неподражаемый Александр Котов. Вот уж подарок подарков! Я знал, что он большой артист. Но в этот день он показал себя большим человеком. Он него исходил дух человеческой дружбы. А это дорогого стоит. >>>

Павел Дворкин поет «Еврейское счастье».Музыка А. Портнова , стихи Марка Азова.
10. Павел Дворкин поет «Еврейское счастье».Музыка А. Портнова , стихи Марка Азова.

Но особая моя любовь к тем, без которых ничего бы вообще не было. Это Виктор Ханик-Блюм мастер света и звука. Хотя Бога играл я, «да будет свет» - сказал и сделал Витя.
Все играло и звучало благодаря его мастерству и неутомимости.
И главная богиня нашей сцены, неизменно творящая чудеса, - художник Софья Глейзер, блестяще оформившая весь концерт.Я получил свой юбилейный подарок в ее упаковке.
И спасибо мэру Шимону Гафсу за то, что пришел поздравить и сказал то, что мы ждали от него: « политика отдельно, культура отдельно». «Гений и злодейство – две вещи несовместны», - еще Пушкин писал. Правда я не гений, но и политикой я не занимаюсь, не состою ни в одной партии. Мои фельетоны в газете – это сатира и юмор, злободневные литературные произведения, а не политика.>>>


11. .. «Все, что нажито непосильным трудом»! М.Азов, З. Давидович.

Спасибо Тане Макаровой за неподдельную любовь к Театру в моем лице, и за помощь. И Семену Шендерову спасибо за искренность, подарки, юмор, которым светится его лицо.
Спасибо газете «Индекс»- спонсору проведения юбилея, ее шефу Итаю Бен Хомо, и редактору Валерии Барташник, на которой держалась вся организация этого большого праздника, «работа адова», как сказал бы Маяковский, и всем, кто помогал распространять билеты, и руководству матнаса. И тех, кто трудился за кадром, моих дорогих помощников из литературного объединения «Галилея»: Лили Валтонен, Татьяны Буяновской, Доротти Спивак, Анатолия Коршикова.>>>

М.Азов. «Юбилей – есть самое большое испытание моральных и физических сил юбиляра»
12. М.Азов. «Юбилей – есть самое большое испытание моральных и физических сил юбиляра»

Но не было бы и сотой доли вдохновения в работе артистов, если бы не зрители, люди Нацрат Илита и приехавшие автобусом из Афулы – все знакомые и незнакомые друзья.
Со сцены не виден зрительный зал – прожекторы бьют в глаза, но дыхание доброжелательного внимание просто заполняет пространство. Спасибо, друзья мои, за то что пришли, слушали, смеялись, аплодировали, завалили цветами мой скучный «амидар»!
>>>


13. Зал полон, как никогда.

В известной песне поется «В жизни раз бывает 18 лет» . Типичное вранье.. Минимум, три раза: Через 18 - вам 36, когда мужчина в самом соку, куда там тому восемнадцатилетнему. А еще через восемнадцать всего-навсего 54.. В этом возрасте самый захудалый мужик впервые влюбляется, как мальчишка и сбегает от жены и детей. Я, конкретно, и в четвертый раз почувствовал себя восемнадцатилетним, когда в 60 играл в большой теннис на первенство Москвы. А 85 – тут уж, извини подвинься, только раз бывает. Никто еще не прожил вторые 85...
Но я не жалуюсь на судьбу, потому что в 85 я влюбился как восемнадцатилетний.
Разрешите мне, старику, сделать признание всем, кто пришел, и даже не пришел меня поздравить:

Я вас люблю всех! Даже тех, кто, может быть, меня недолюбливает.

Марк Азов
 
Ответить.


14. Ансамбль «Золотые голоса»
Новый №34 Иерусалимского Журнала, главный редактор которого Игорь Бяльский послал на вечер пачку свежих номеров прямо из типографии,  начинается статьёй Евгения Минина о юбиляре, представленной ниже.

ЮБИЛЕЙНЫЙ КВАРТАЛ


Евгений Минин

ИЗ ВЕРХНЕГО НАЗАРЕТА

Не поднимается рука писать пародии на стихи Марка Азова, тяжел и устойчив в них груз истины. И в сегодняшних, и мая 1945-го:

Я с факелом стою у ваших книг.
Да, я солдат, из тех, которых нет,
За мной во тьме их пропадают лица...
А мне сегодня двадцать лет.
Но этого могло бы не случиться...

Светлая квартира. Солнце в окне помещается полностью. Книжные полки. Ваза с фруктами на столе. Идей, планов, сюжетов - на сто двадцать лет вперед, не менее.

Я старого закала филолог, книжный червь и расстрига из поэтов, до меня еще эхо Серебряного века долетало в нежном возрасте, снопы златые северянинских поэз шуршали над моей колыбелью, и к серапионовым братьям, формалистам, далеким от народа, походя причисляла меня родная партия.

Занятия в студии у Надежды Мандельштам. Филфаковское литобъединение - с Борисом Чичибабиным, Юлием Даниэлем... Правда, еще была война, из которой вышел живым, с орденами и медалями, сохранив и чувство юмора тоже. Работа с легендарным Аркадием Райкиным — помните: «какчество — коликчество», «раствор йок»?.. Сценарии к фильмам, которые снимал замечательный его тезка - режиссёр Марк Донской... Стихи и проза, пьесы и миниатюры...

Волк пригласил к обеду Барбоса с Жучкой. - А он нас не съест? - шепчет Жучка. - Ты что?! Он гурман! Ест фрикадельку. Разве похож: на собаку этот шарик? — И вовсе это не Шарик, отозвался волк, — это Бобик.

И здесь, в Израиле, — рассказы и повести, театр и альманах «Галилея»... Фронтовая закалка?

Азов видит дальше и глубже многих из нас. Но кто нынче слушает пророков, а тем более писателя-юмориста?..

Марк живёт будущим, бредит ненаписанным и любит человечество. Он - мудрый! И молодой. А ведь он уже вовсю писал свои стихи и сценарии, когда многие пожилые писатели из нынешних классиков только начинали выводить каракули в первом классе.

Как можно ехать в Хайфу и не заехать в Верхний Назарет, где живёт Марк Азов?

Редакция «ИЖ» сердечно поздравляет любимого писателя со славным юбилеем и представляет его новые рассказы. Многая лета, дорогой Марк Яковлевич!

«Золотые голоса» и их руководитель Светлана Бернацкая.
15. «Золотые голоса» и их руководитель Светлана Бернацкая.

16. «Золотые голоса»
Песни на идиш. Александр Холфин, Хануся Вагман.
17. Песни на идиш. Александр Холфин, Хануся Вагман.
Поздравляет Михаил Польский.
18. Поздравляет Михаил Польский.
Марку Азову

Все забыто, шито-крыто,
Вся страна пьяным пьяна...
И поэзия убита,
И окончилась война.

Марк Азов. 1945 год.

1.

Аман* на Амана войною пошёл,
Жидов истребляя по-свойски.
И Марк на Амана с Аманом пошёл,
Страну защищая геройски.

Аман провалился. Аман победил
И взялся за тех, что Аман не добил...

Что делать при этом еврею?
Попал он как Лот в Лотерею*...

О, мир! Наконец-то закончился бой -
Привет колбасе и поллитре!
Маркуша смеётся, Маркуша живой,
И краски его на палитре
Не кровь источают, а клюквенный сок,
Чтоб ржачка до колик стояла -
Чтоб знали, повсюду влачащие срок,
О том, что война миновала.

Но это неправда, войны не унять,
Она продолжает людей истреблять –
горящий торфяник болото –
И нет от неё антидота,
Прививки, заклятья, защиты...
Поэзии...

Все перебиты.
 
2.

Марк, спрошу тебя не по секрету
Думал ли об этом ты когда-то:
Памятник безвестному солдату
Есть. Но где же памятник поэту
Безымянному? Солдат для боя –
Пал героем – вот она победа.
Только мира нет, и люди строем
продолжают...
Значит, нет поэта.

Значит мир неведом и не нужен –
И неизлечима эта рана.
Это значит – весь народ контужен
И опять не может без Амана.

И опять поэзию меняет
На марак* "народная элита".
Разве что жирнее заправляет...

Но мы видим - из Нацрат-Элита*
Марк  выходит и выводит Слово,
Слово необъятное как небо,
При котором новое – не ново,
Старше мира, а не то что – хлеба.

В этом назначение поэта –
Врачевать от рабства рецидива
Свой народ.
Да зреет вечно нива,
Что возделал Марк из Назарета.

---
*Аман - библейский архетип злодея, стремящегося уничтожить евреев. Обречён на позорную гибель.
*См. историю Лота в Торе 
*марАк - похлёбка, на которую Эсав променял первородство.
*НацрАт-ЭлИт - Верхний Назарет - город в Галилее, где проживает Марк Азов.

Михаил Польский
Председатель Совета ветеранов Нацрат Илита Юлий Зонис.
19. Председатель Совета ветеранов Нацрат Илита Юлий Зонис.
Марьян Беленький – сатирик, коллега юбиляра из Иерусалима.
20. Марьян Беленький – сатирик, коллега юбиляра из Иерусалима.

Марк Азов
СЛОВО


«В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог». Не так это заумно, как может показаться при ближайшем рассмотрении. Все мы  вначале были словами.  Еще не родился тот безымянный сперматозоид, который станет мною, а мои будущие родители уже сказали это слово:
- Вот получим комнату  в горкомхозе,  поженимся, и у нас будет мальчик.
И вот, разрешите представиться, я тот самый мальчик.
И  у нас с женой вначале было слово, но уже более конкретное:
- Если у нас когда-нибудь родится мальчик, назовем его Миша, а если девочка – Маша.
Маша превзошла  своих предков. Она не ждала ни комнаты от горкомхоза, ни пары для женитьбы, она  свою  вселенную творила словом, не сходя с горшка. Стоило ей научиться говорить, как наша  малогабаритная квартирка в хрущевской пятиэтажке вся, снизу доверху,  « воскишела кишеньем живых существ»: птицы летали под потолком,  гады заползали в унитаз , рыбы  сновали в ванне, а скот и звери земные беспрепятственно резвились на паркете.
 Только нам, прямоходящим родителям, места не было.
- Не раздавите моего кротика!- вопило наше сероглазое божество, заливаясь слезами.
И мы жались по углам, хотя никакого  кротика и в помине не было, так же как  и ежика, любителя играть на металлофоне, двух черепах Паши и Даши, в метростроевских касках,  многодетной красавицы ласки, зайца Сашки в ковбойских штанах и  волка, поломавшего мои очки не нарочно…Все то были… даже не игрушки, а  слова, слова, слова…

Я думаю, что Бог создал человека все-таки раньше всего остального. Судя хотя бы по тому , что потребовал Он от человека, чтоб тот дал имена всему сущему. «Как назовет человек всякое живое существо, так и имя его». А дело Создателя  состояло лишь в том, чтобы вдохнуть в человека животворящую душу и дар речи, что одно и то же, а остальное уж наше дело. Живем в названом нами мире: все слова  наши  воплотились в клыки, рога. хвосты глаза и автомобили, а, может, чем черт не шутит, - в зубастые горы, молочные водопады, ленивое солнце, лукавую луну и  звездное рядно над головой.
И только одно слово так и осталось словом: Бог.
  Хотя, случается, и у людей порой, еще рождаются слова, не требующие воплощения в плоть. Я свидетель. В тот великий день  все семейство мирно сидело за столом, поглощая пищу,  как будто ничего не случилось, и мир не перевернулся. Маша, как всегда, совершала свои круговращения  в районе стола, заселенного взрослыми, и, как всегда, из  нее выпрыгивали слова , разбегаясь по комнате. Но одно ее слово  не  бегало, не летало, не плавало, а висело , не подчиняясь законам притяжения, а лишь позванивало в пустоте:
- Лямидинга. >>>

Камерный оркестр «Струны Галилеи» под управлением Леонида Фитерштейна.
21. Камерный оркестр «Струны Галилеи» под управлением Леонида Фитерштейна.

- Что это? – спросил дедушка,  самый старый из нас и потому уже кое-что смыслящий в  языке детей.
- Лямидинга, -ответила Маша.,- это слова такая.
- А что оно обозначает?
-  Я сказала: слова такая.
- Что-нибудь живое? Зайчик, белочка?
- А разве бывает неживое?
- Ну, как же? Чемодан например.
- Чемодан съел игрушки.
То, что мы сами при ней спрятали игрушки в чемодан, чтоб не разбрасывала, не имело значения.
- Наверно это птица, которая поет: «лям-лям, дин-дин…», - попробовал я вообразить.
- Папочка, ты что дурак? Ничего она не поет…
- Может, лает? Это, наверно, такая собачка беленькая…не иначе…
Рот принимает форму капризной трапеции – предвестницы рева.
-Ну, как вы не понимаете?! Лямидинга – это слова такая!...
Так в этот день родилось слово, которое для нас не означало ровным счетом ничего, а для Маши – все. И  весь день до  вечера она играла со своей «словой», как с  подружкой, и спать легла со «словой» в обнимку.
>>

Камерный оркестр «Струны Галилеи» под управлением Леонида Фитерштейна.
22. Камерный оркестр «Струны Галилеи» под управлением Леонида Фитерштейна.

*  *  *
И Он был словом, вмещавшим в себя все и ничего, но поступил, как взрослое неразумное существо ( если это было на самом деле) - взял да воплотился в человека.
Не от хорошей жизни Он так поступил.. Люди, которым доверил Он слово свое, как с цепи сорвались, сбивались в рычащие клубки, вгрызаясь друг другу в глотки, и, когда откатывался рычащий клубок, оставались на земле слабые, обращенные мордами к небу…Ему надоедало слышать их скулеж. Ведь Он так старался, чтоб слова лились прохладными струями, предназначенными напоить людей и землю. В ярости он рвал и комкал свое творение, комкал, рвал…и устроил Потоп
Так и я однажды, когда слова мои перестали слушаться и глядеть на меня, разинув рот , стал рвать их вместе с бумагой и топить в унитазе…Унитаз оказался не приспособленным для гнева, он забился , слова мои, всплывая,  заполнили его до краев, и мне пришлось, засучив рукава аж до подмышек,  выгребать бумажное тряпье из забитой канализации во избежание потопа .>>>


23. Поет Эмилия Юсим.

Ему тоже пришлось разгребать содеянное им сгоряча. И Он поклялся никогда более не доводить до потопа несчастное человечество.
И человечество отряхнулось, обсохло, и давай по-новой  соревноваться в искусстве причинять друг другу боль. А  он не мог спать спокойно, когда  слова его, воплощенные в людей, корчились от боли в корзине для бумаг…
Никогда не думай, что сотворенное тобой на самом деле существует, - беды не оберешься. Он этим правилом пренебрег - и «Слово стало плотию и обитало с нами», как  сказано в Евангелии от Иоанна. То есть  из полнозвучного, как удар соборного колокола, слова Бог  Он превратился в дурно пахнущую человеческую плоть, и это вызвало катастрофические опустошения в  идеально прописанном мире. На небе не стало Бога…( В то, что там остался Бог-отец, пославший на крестные муки своего единственного сына, вместо того, чтобы пойти самому, если уж очень надо, - разрешите не поверить. Я был о Боге лучшего мнения.) Небо опустело на тридцать лет и три года, минимум.   А на земле в это время творилось Бог знает что.>>>

«Маме-лошн» - песня на стихи М.Азова. Ш. Фингеров – автор музыки - аккомпанирует, поет Александра Ларкина.
24.  «Маме-лошн» - песня на стихи М.Азова. Ш. Фингеров – автор музыки - аккомпанирует, поет Александра Ларкина.

Начнем с того, что девушка забеременела.  Не дай Бог испытать такое, что дал Бог четырнадцатилетней девочке,  круглой сироте из  горной деревни  Нацерет, что в нижней Галилее.  Место забытое Богом - несколько обжитых пещер  среди белых  глыб известкового  камня – и , вот же, Бог не забыл.
Говорят, отец ее Иоаким  был пастухом и рано оставил этот мир. Скорей всего, сорвался со скалы. Отчего умерла  мать ее Анна, не догадываюсь, врать не буду. Важно, что росла девочка в храме до двенадцати лет, иначе не выжила бы. А после взяли над нею шефство  родичи Захарий и Елизавета из общины есеев, у которых пожизненное девичество почиталось служением Всесильному. Вот девочку и обрекли на вечную девственность. Но как? Как уберечь овечку, которая жмется одна в горах, когда вокруг волки бродят? Найти мужа, который «и сам не гам и другому не дам». Теперь бы это назвали фиктивным браком. И зря. Фиктивный брак  юридически определяется, когда не ведут общее хозяйство. А девчонке  пришлось ишачить на семью престарелого вдовца, с которым ее пока только обручили. От покойной жены у Иосифа оставалось  четверо сыновей: Иуда, Юст, Иаков, Симон,-  и двое дочерей: Ассия и Лидия. Готовь, убирай, обстирывай и ходи за водой  к источнику, который теперь именуется гордо «Фонтаном Марии». Хотя это был, скорее, фонтан слез:  пока наберется кувшин, наплачешься.
Но вся предыдущая жизнь показалась ей райским садом , как только обнаружилось горе, поразившее ее ни за что, ни про что. Как будто солнце мешком накрыли, мир  стал серым  злым, ненавистным, и она, как Ева, изгнанная из Рая, застыла в горестном созерцании постигшей ее беды…
>>>

Злата Зарецкая, доктор искусствоведенья, "азововед". :)
25. Злата Зарецкая, доктор искусствоведенья, "азововед". :)

А муж ее, Иосиф-плотник… Что разыгралось в нем, когда уже одежды 
из некрашеной овечьей шерсти  перестали скрывать обострившийся животик, словно прятала она под подолом кувшин?.. А ведь он ее любил, хотя об этом никто не знает.  Кто сказал, что мужик  не способен любить, когда уже не способен ублажить женщину? Именно тогда и просыпается в нем  она, прозрачная,  наливная, с розоватым бочком, упущенная и недостижимая, как запретный плод, - его последняя любовь.
Будь он похотливым старцем,  то хотя бы руки его погуляли на старости лет, но он  не позволял себе  на локоть приблизиться к своей святыне.
Так что же теперь мог  подумать Иосиф, глядя в эти детские глаза, распахнутые для плача?  В них он читал такое же удивление, какое мог прочитать и в своей душе. От подлости лживых лукавых и жадных родных и знакомых в памяти старого человека засело не меньше заноз, чем в его ладонях плотника, но от нее  он  ожидал предательства  не более, чем от бледного цикламена, который выглядывал из  щели в камне.
Кто посмел  забросать их обоих навозом? Уж не его ли козлы, повзрослевшие и похотливые : Иуда, или, может быть, Юст?... >>>

Семен Обрыдко - мастер идишской песни.
26. Семен Обрыдко - мастер идишской песни.

Иосиф уже сидел по горло в вонючей жиже….
  Иосиф, по-моему, единственный в мире святой, если стерпел все это. Но меньше всего церквей посвящено Иосифу.  Одна из них - в Назарете за собором  «Благовещения» через площадь, на которой  в те времена  умещался весь Нацерет. Посреди той мощеной площади – громадное раскидистое фикусовое дерево с широкими крепкими листьями, похожими на финикийские корабли. Не тот, хилый комнатный фикус, который рос у бабушки из горшка на блюдечке, а  рослый, уличный.  Его ветви пускают воздушные корни, которые душат ствол в объятьях, и этот ствол, витой, мускулистый, не уступил бы  дубовому , если бы не кожа у него , голая, беззащитная,  как у нас с вами. >>>

Школа бальных танцев под руководством Якира Когана.
27. Школа бальных танцев под руководством Якира Когана.

Думаю, этот фикус так же отличается от того, что на блюдечке, как подлинный Иосиф - от библейского.
А вот библейское древо Добра и Зла – смоковница, или фиговое дерево, - тоже, оказывается, из породы фикусов. Иосиф, а никто другой из вышеупомянутых персонажей, был из рода Давида, и поступи он, так, как чуть было не поступил, то есть не отправил беременную невесту обратно к Захарию с Елизаветой, - даже сам Бог, не смог бы объявить себя царем Иудейским.
А Бог, который уже  был не Словом, а сгустком кровавой плоти  в чреве суррогатной матери, столкнулся с предназначенной ему судьбой, когда Мирьям посетила Елизавету, которая полгода как уже носила будущего Иоанна Крестителя. Плод в животе ее возрадовался, говорила Елизавета. И зря : эта встреча стоила ее сыну  головы. >>>

Якир Коган и Виталь Онасу.
28. Якир Коган и Виталь Онасу.

Иешуа еще плотничал в мастерской Иосифа, а молодой Иоанн уже отмывал грехи всех желающих в Иордане. Он имел одежду из верблюжьего волоса, питался  кузнечиками и диким медом и говорил слова, типа  «имеющий две одежды да отдаст одну неимущему..»Хотя вряд ли тот бедняга до того ходил голышом,  значит у него теперь  будет  две одежды, а у отдавшего,  наоборот, останется одна единственная . И никак не получается: отнять и поделить.     Наверно, поэтому Иоанн называл себя «гласом вопиющего в пустыне» и рассчитывал на Иешуа,  который идет за ним. >>>

Дуэт «Вояж»: Лилия Зайцева и Феликс Щупак.
29. Дуэт «Вояж»: Лилия Зайцева и Феликс Щупак.

И окровавленная голова Иоанна, сына Елизаветы, с остановившимися глазами была подана на блюде царю Ироду.
Но и Иешуа, который шел за ним, ждала участь смертного, потому что  Бог уже не был Словом , а по-честному, воплотился в человека: мальчишкою прыгал босяком по горячим камням, ловил ящерок и удивлялся хамелеонам,  наловчился одним ударом вгонять  в доску гвоздь, не подозревая, что такими же гвоздями его самого прибьют к доскам. И до такой степени Он воплотился в человека, что даже,  вообразил, будто слово хоть что-нибудь значит, кроме того, что оно означает, и к тридцати годам  пошел по городам и весям проповедовать.
Пророков в своем отечестве и до него было хоть отбавляй, но для них мораль и право легко  укладывались в формулу: «Не пожелай ближнему своему, чего не желаешь себе». И это как-то находило отклик в людях. Особенно у законопослушных и обладающих воображением. >>>


30.  «Мадам Рабинович с сыночком Беней». Александр. Козак, Александра Капоровская.

А Иешуа уже тогда заглядывал далеко вперед и прозывал к тому, что мы с вами сегодня называем политкорректностью: «Возлюби ближнего, как самого себя». И даже врага возлюби и подставь ему вторую щеку… И, представьте, Симон с Андреем, а за ними братья Зеведеевы, Иаков с Иоанном, промышляющие на море Галилейском, да и папаша их, бросили свои челны и рыбацкие сети и пошли за ним «ловить человеков». Двенадцать апостолов, даже Фома Неверящий среди них, клюнули на такую приманку, как любовь к вонючему ближнему!
Почему? В этом секрет всех  революций, кровавых и бескровных. Никого они не собирались любить и  подставлять щеки не спешили. Они шли за сыном Иосифа из рода Давидова, объявившего себя царем Иудейским. Напрасно Он говорил им, что в царство войдут не все, и никто не войдет живым. Ему внимали и его не слышали. Хотели здесь и сейчас, при жизни.>>>


31. Шмуэль Хагин – скрипач.

И все, как в жизни бывает, так и было: нашелся предатель, Иешуа повязали, сторонники поспешили слинять. Самый преданный из них  Симон, которого вождь за твердость веры, назвал Петром , то есть камнем, отрекся трижды за одну ночь от своего учителя.
И Он понес на Голгофу изделие другого плотника – две доски, сколоченные крест накрест, к которым гвоздями прибивали обреченных медленно умирать под Израильским солнцем, не знающим жалости.
Сколько раз он успел позавидовать обезглавленному Иоанну, пока  иссушалась влага его тела, и кровь  выкипала в жилах?
И было ли спасительное копье, прервавшее муки , - не знаю.

Поет Александр Котов.
32. Поет Александр Котов.

Никто ничего не знает, приходится верить на слово. У меня своя версия – хотите верьте, хотите нет.
Предполагаю, что к месту казни римляне не пустили никого, Голгофу оцепили солдаты, и никто из его сторонников не видел, как он умирал, и даже  Мирьям  избежала  невыносимой пытки: смотреть,  как сын ее корчится на кресте.
Палачи, как положено, сняли умершего с креста  , сунули тело в одну из дыр в скале ,  привалили камень и ушли.
А когда сняли оцепление, две Марии, две  женщины: мать казненного и  некая Мария из Магдалы,  которые любили  не Царя Иудейского , а Иешуа из Нацерета - мальчика и  мужа , пробрались к той пещере, чтобы умастить тело и спеленать – словом, схоронить по-человечески . И, когда обнаружил, что камень отвален и пещера пуста, они решили, что это соратники выкрали тело, и поспешили к ним… Но те ничего не знали и терялись в догадках.
А Он воскрес из мертвых и если верить моему тезке, автору Евангелия  от Марка, первым делом направился к Магдалине. И она  побежала к одиннадцати его апостолам на конспиративную, как мы бы сказали, квартиру с этой радостной вестью. Но они не поверили бабе, в которой по их подсчетам сидело семь бесов.
Однако слухи, как говорится, ширились. Путники из сторонников Христа, встретив его на дороге,  не  поверили глазам своим, настолько это было невероятно, и лишь по тому, как Он преломил с ними хлеб, узнали и поспешили сообщить все тем же апостолам. >>>


33. Артисты и зрители.

И снова те не поверили.
Тогда Он пришел  к ним сам. Двери были накрепко заперты - соратники еще опасались стражи, но Он прошел сквозь засовы и сказал «шолом», что означало мир вам, но и они не  поверили очевидному, думая, что перед ними  привидение - дух убиенного, а не Он .
Тогда Он  дал им себя пощупать, и они нащупали, что Он  из живой плоти.
А Фоме, по прозвищу Близнец, который отличался особым недоверием, Он позволил даже совать пальцы в его раны.
>>>

Финал. Борис Рабкин- режиссер и ведущий, М.Азов, А. Козак, Ш.Хагин, П.Дворкин.
34. Финал. Борис Рабкин- режиссер и ведущий, М.Азов, А. Козак, Ш.Хагин, П.Дворкин.

И они, наконец,  убедились, что он живой…Но реакция их была неожиданной для него…Да и для меня…Подозреваю, что и для всего человечества. Они стали надвигаться на него,  вооруженные всем, что оказалось  под руками: тяжелой  глиняной кружкой, скамьей, ножом, которым кромсали мясо и обглоданной  берцовой костью.. Взгляды их не сулили ничего доброго, и в них он без труда прочитал:   мало того, что ты не принес нам избавленья, не построил для нас Царствие Божье на Земле, ты  и сам не умер, как обещал, за нас  в  муках и славе на кресте .  Вот полюбуйтесь, явился, как ни в чем не бывало, живой, здоровый, благоухающий, в белых ризах, и продолжает еще чему-то учить. Утверждает, что он не человек, а Бог, который подвигом своим «смертию смерть попрал». То есть на собственном примере доказал, что и смерть можно победить.>>>


35. Зрители приветствуют, стоя.

Уж не думает ли он, что мы до сих пор те самые несмышленые рыбаки с моря Галилейского?  Нет, мы уже тоже «ловцы человеков», и можем не только закидывать сети, но и пораскинуть умом: если  воскрешение из мертвых произошло с человеком ,-  то это, действительно, чудо из чудес. А если - с Богом, который бессмертен по определению, то  ничего тут нет сверхъестественного, и ничего ты не попрал. И  все это лишь халдейские фокусы : ты и не думал воскресать, потому что не умирал. А вот сейчас, посмотрим…
Все  скамьи, ножи и кружки  ударили в двери, а Он исчез, как вошел, не тронув запоров…
В том, что он исчез, растворился в воздухе, я ничего удивительного не нахожу. Просто он возвратился  к естественному состоянию – снова стал Словом. А в слово хоть ножи бросай, хоть горшки - слово бессмертно и неуязвимо, пока его не пытаются пустить в дело. >>>

А.Капоровская, Татьяна Митасова- пианистка, А. Ларкина, А. Руденко, Б. Рабкин, З. Давидович, М.Азов, А . Козак, Ш.Хагин.
36. А.Капоровская, Татьяна Митасова- пианистка, А. Ларкина, А. Руденко, Б. Рабкин, З. Давидович, М.Азов, А . Козак, Ш.Хагин.

Видимо, до них эта истина не дошла. Они подумали, подумали и опомнились , вспомнили, как слова его были хороши, встали, построились  и понесли его крест. Их снова стало двенадцать, когда освободившуюся вакансию предателя Иуды занял новый апостол Павел, в прошлом жестокий ненавистник - гонитель христиан, и они сомкнули свои ряды.
Что было дальше, вы знаете. Крестовые походы. Костры инквизиции. Варфоломеевская ночь.И все это при том,  что слово его было - Любовь.
>>>

З. Давидович, М. Азов и А. Козак.
37. З. Давидович, М. Азов и А. Козак.

 *  *  *
- Лямидинга – это слова такая и больше ничего, - сказала моя девочка Маша и пошла спать.
А я долго еще ворочался. Думал : для чего я пишу слова, много слов? Иногда, пускаю слюни над удачно найденным словом, мечтая: а вдруг мое слово западет в чью-то душу, и кто-то где-то встрепенется!..  Бред. Бумажный мир и мир настоящий похожи, но это параллельные миры. Не дай Бог им пересечься. Слово воплощенное – есть зло.  Кто бы из людей не пытался  засеять словом души, пожинал  боль и смерть: будь то страстный пророк Магомет, или тишайший Жан Жак Руссо, практичный европеец Карл Маркс и Пол Пот - марксист с мотыгой, Ленин, Сталин, Гитлер…
Почему даже всемогущему Богу не удается избавить мир от зла? Наверно, потому, что Он всезнающий.   

Марк Азов

Б.Рабкин, З. Давидович, Ш. Фингеров, М. Азов, А. Козак, Ш.Хагин.
39. Б.Рабкин, З. Давидович, Ш. Фингеров, М. Азов, А. Козак, Ш.Хагин.
П.Дворкин, Б. Рабкин, Ш.Фингеров, М. Азов, А. Козак.
41. П.Дворкин, Б. Рабкин, Ш.Фингеров, М. Азов, А. Козак.

 
Часть вторая. БАНКЕТ
А. Реак, М.Азов, Т. Фельдман, Г.Фридберг. Лехаим!
44. А. Реак, М.Азов, Т. Фельдман, Г.Фридберг. Лехаим!
Внук Яков и дедушка Марк.
45. Внук Яков и дедушка Марк.
«Братья юмористы» Марьян Беленький и Марк Азов.
46. «Братья юмористы» Марьян Беленький и Марк Азов.

48. Педагог Лариса Розенкевич, М.Азов, поэт Стела Подлубная.
Роман Цивин - писатель и критик, Грегори Фридберг- фотохудожник и поэт, Злата Зарецкая.
49. Роман Цивин - писатель и критик, Грегори Фридберг- фотохудожник и поэт, Злата Зарецкая.
Виталий Новик - драматург, Анатолий Розенфельд- общественный деятель, Марк Азов - виновник торжества, Валерия Барташник- редактор газеты "Индекс", организатор вечера
50. Виталий Новик - режиссёр актёр, сценарист, Анатолий Розенфельд- общественный деятель, Марк Азов - виновник торжества, Валерия Барташник- редактор газеты "Индекс", организатор вечера
В центре: Александр Бизяк – писатель и киновед, Б.Рабкин, М. Азов
51. В центре: Александр Бизяк – писатель и киновед, Б.Рабкин, М. Азов
Наташа-дочь А.Бизяка, Елена Минкина, Александр Бизяк, Марк Азов, Теодей Фельдман, Валерия Барташник, Анатолий- супруг Е.Минкиной
52. Наташа-дочь А.Бизяка, Елена Минкина, Александр Бизяк, Марк Азов, Теодей Фельдман, Валерия Барташник, Анатолий- супруг Е.Минкиной

Опубликовано 19.05.2010

До новых встреч!
 

вверх