Лаг ба-Омер 5770 (2010) в Ткоа
Часть 1. ШЕСТВИЕ
Часть 2. ТЕАТР И АУКЦИОН
(чтобы перейти во вторую часть, внизу страницы нажмите на слово "ПРОДОЛЖЕНИЕ")

18 ияра 5770 г. (2 мая 2010)  состоялось традиционное празднование замечательного еврейского праздника Лаг-баомер. Этот праздник имеет много смыслов и аспектов, о чём вы узнаете из текстов, приведённых ниже (взяты с сайта "Мидраша Ционит". Но главное, что было декларировано на большом транспаранте, возглавлявшем шествие: любовь еврея ко всем детям Израиля. Известно, что наш Храм был разрушен беспричинной ненавистью внутри народа, а отстроен будет беспричинной любовью.

На этой странице размещены следующие статьи.

- рав Зеев Мешков. Тридцать третий день
- д-р Пинхас Полонский. Грани праздника Лаг ба-Омер
- Тайна рабби Шимона

Ниже фотографии шествия по улице посёлка Ткоа  и, во второй части, из нашего лекционно-концертного зала, где продолжился праздник. Были и костры, но они отгорели накануне ночью.
 

См. также раздел:
ЭТО НАША ЗЕМЛЯ

Михаил Польский

Хабадский рав Давид Даган, организатор и вдохновитель праздника
1. Хабадский рав Давид Даган, организатор и вдохновитель праздника

 рав З.Мешков.
ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ ДЕНЬ



18 число месяца Ияр — 33-й день отсчета омера — день смерти рабби Шимона бар Йохая. Для еврейского народа этот день стал торжественной датой. Такое удивительное, казалось бы, отношение ко дню кончины великого мудреца объясняется тем, что рабби Шимон бар Йохай достиг при жизни предельно возможного духовного совершенства, чего не смог сделать ни один другой человек ни до него, ни после. Постижение Торы и умение с ее помощью воспринимать материальный мир как выражение духовной структуры, повсеместно раскрывающей величие Б-жественного замысла, преобразило рабби Шимона и сделало его человеком из исправленного будущего. Он ушел из этого мира, не прекращая раскрывать великие тайны Торы, полный сил, энергии и радости. >>>
 


2
.

«В тот день, когда рабби Шимон пожелал уйти из мира, он хотел продолжить говорить, чтобы раскрыть высокие принципы Торы, и ученики собрались возле Учителя. Пришли к нему и его сын рабби Элазар, и рабби Аба, и другие товарищи. Сказал рабби Шимон перед самой смертью: «Этот час благоприятный, и я хочу войти в будущий мир без стыда. И вот хочу я сегодня раскрыть перед Лицом Всевышнего то скрытое, что не раскрыл до сих пор. Пусть никто не говорит, что ушел я из мира с изъяном, не достигнув совершенства»... >>>


3

Пока они сидели, открыл глаза рабби Шимон и увидел то, что увидел, и когда он созерцал то, что невозможно передать словами, огонь окружил дом. Все вышли. Остались только рабби Элазар, сын его, и рабби Аба, а другие товарищи, покинувшие дом, сели снаружи... И молился он, и был радостен, и позвал в дом всех, кто и раньше слушал из его уст великие тайны: рабби Йегуду, рабби Йосея и рабби Хию. Позже вошел рабби Ицхак... Завернулся рабби Шимон в талит и начал говорить: «Не мертвым хвалить Б-га и не тем, кто спускается в мир молчания» (Теилим, 115:17). Хотел он сказать, что злодеи и при жизни мертвы, а праведники, умирая, остаются живыми. Рабби Шимон поведал своим ученикам, что в этот последний час его пребывания на земле Всевышний спустился в нижний мир, окруженный душами праведников, чтобы быть вместе с теми, кто удостоился слушать великого учителя. Рассказывал рабби Аба: «Я все время писал и хотел продолжать писать, но в какой-то момент не услышал больше голоса, а голову не поднимал, потому что свет был велик. Весь день дом полыхал огнем — и никто не мог подойти к нему — к рабби Шимону бар Йохай, потому что свет и огонь окружали его*. Весь тот день я пролежал ничком на земле, а когда прекратился огонь, увидел я Великое Светило, Святая Святых Рабби Шимона, который ушел из этого мира. И лежал он в накинутом на голову талите, и опирался на правую руку, и лицо его было радостным» (Зоар, глава Наса). >>>


4
.

Огонь — символ устремленности ввысь, а свет — стремления распространять добро. Учение рабби Шимона, похожее на свет и огонь, в конце жизни мудреца превратило его самого в источник небесного света.

«А люди умудренные будут светиться небесным свечением», — это сказано про Рашби (рабби Шимона бар Йохая) и про его товарищей: его сына рабби Элазара, рабби Аба, рабби Йосея, рабби Хию, рабби Ицхака и других (Зоар, Ахарей мот, 79а).

Рабби Шимон завершил дело жизни своего великого Учителя рабби Акивы, который хотел устранить из еврейского народа самый страшный грех, ставший причиной разрушения Второго Храма, — беспричинную ненависть сынов Израиля друг к другу. Сказал рабби Акива, сведя все учение Торы к одному принципу: «Самое общее правило в Торе — возлюби своего ближнего, как самого себя».>>>


5

Постижение тайн Торы невозможно без любви, и чем выше поднимается человек по ступеням познания, снимая покров за покровом с величайших тайн, тем сильнее должна быть его любовь к своим товарищам, к своим близким и ко всему еврейскому народу. Ученики рабби Акивы, стремясь постичь тайны Учения, не раскрыли своих сердец полностью и потому не сумели преодолеть гордость и пренебрежение друг к другу. Когда человек поднимается высоко в знании Торы, черствость сердца не позволяет ему правильно воспринимать тайные аспекты, и это приводит к дисгармонии, а иногда — к гибели. Поэтому Тору называют «эликсир жизни и яд смерти» (Таанит, 66). Все ученики рабби Акивы умерли в один и тот же период: они погибали в разные годы, но время смерти каждого из них приходилось на дни между праздниками Песах и Шавуот. В еврейском календаре каждый отрезок времени обладает своей особенностью. >>>


6

Отличительная черта промежутка времени между праздником исхода из Египта и праздником дарования Торы в том, что в эти дни происходит интенсивное формирование еврейской души по воле Небес. Недаром дни отсчета омера соответствуют определенным духовным качествам: милость в сочетании с милостью, милость в сочетании с непреклонностью, великолепие в сочетании с царским достоинством и т. д. Все эти качества должны сложиться в единое целое. >>>


7.

Начиная с праздника освобождения, душа еврея с каждым днем становится все более совершенной, и к празднику дарования Торы она подходит готовой получить великий свет. Талмуд подчеркивает, что смерть учеников рабби Акивы пришлась на этот период, чтобы обратить наше внимание на то, насколько может быть опасным для человека, стремящегося к высоким знаниям Торы, недостаточное понимание важности развития своих духовных качеств. Рабби Шимон бар Йохай исправил недостаток учеников рабби Акивы. Он сумел сочетать высочайший уровень постижения Торы с величайшей любовью к своему народу и к каждому еврею в отдельности. В большинстве историй, в которых рассказывается о рабби Шимоне бар Йохай, он представляется человеком требовательным к себе и к другим, но в одном из рассказов раскрывается образ человека, прилагающего все усилия, чтобы из-за непрекращающихся бед и страданий не ослабело чувство любви в народе Израиля. >>>


8

«Одна женщина из Цайдана была замужем десять лет и не родила ребенка. Пришла супружеская пара к рабби Шимону с тем, чтобы развестись. Сказал им рабби Шимон: «Как вы устроили пир, когда заключили брачный союз, так вы должны устроить пир, расставаясь друг с другом. Послушались они его и устроили праздник. И пили много вина. И сказал муж: «Любовь моя, все драгоценное, что есть в доме, возьми с собой в дом отца твоего». Что же сделала жена? Когда муж уснул, дала она знак своим слугам и сказала: «Отнесите его вместе с кроватью в дом отца моего». Когда проснулся муж и узнал, что находится в доме отца своей жены, то спросил: «Зачем мне быть здесь?» Ответила ему жена: «Разве не так сказал ты: «Все драгоценное, что есть в доме моем, возьми и иди в дом отца твоего?» Но ведь нет у меня в мире ничего более драгоценного, чем ты». Пошли они к рабби Шимону бар Йохай, и молился он за них, и родился у них ребенок» (Мидраш Шир а-Ширим). >>>


9.

В груди великого мудреца билось великое сердце, и если даже и бывал он строг, то только по великой любви к людям и во имя приближения их к духовному совершенству.

День смерти рабби Шимона бар Йохая также приходится на дни отсчета омера. Но уход рабби Шимона из мира не был наказанием за неполностью раскрытое сердце, а исправлением недостатка всех учеников рабби Акивы, не сумевших сочетать высокие знания Торы с добрыми намерениями по отношению к людям.
Лаг ба-Омер (33 день отсчета омера) прочно вошел в еврейский календарь, и нет ни одной общины, которая бы не считала его особой датой. В общинах стран рассеяния принято в этот день выезжать за город и устраивать прогулки.>>>


10

Детям покупают игрушечные луки, и они с увлечением стреляют из них. Многие считают, что этот обычай связан с тем, что ивритское слово кешет одновременно означает и «лук», и «радуга», а известно из Талмуда: «Все дни жизни рабби Шимона не появлялась радуга в облаке» (Йерушалми, Брахот, 9:2).

Радуга — знак союза и как бы напоминает Всевышнему, что Он обещал не приводить больше потоп на землю. Однако, когда по земле ходит такой праведник, как рабби Шимон, Всевышнему не нужно напоминание — один такой человек оправдывает существование всего мира. В Израиле в Лаг ба-Омер ежегодно собирается множество людей возле могилы рабби Шимона бар Йохая на горе Мерой. Вечером принято разжигать большие костры, напоминающие огонь Торы рабби Шимона. К этому дню часто приурочивают первую стрижку мальчиков **. А также в этот день устраивается множество свадебных торжеств ***.


11

ПРИМЕЧАНИЯ.

* Речь идет о духовном огне.

** Широко распространен обычай не стричь мальчиков до трех лет.

*** Все дни отсчета омера свадьбы не устраивают , т. к. эти дни считаются днями траура по ученикам рабби Акивы, а также по евреям ашкеназских общин, погибшим в годы первого Крестового похода. Сефарды прекращают траур после 33 дня омера. В случае необходимости (когда обстоятельства не позволяют провести хупу позже) в ашкеназских общинах также устраивают хупу после Лаг ба-Омер.

Источник


12

д-р Пинхас Полонский
Грани праздника Лаг ба-Омер


Праздник Лаг ба-Омер состоит из двух разнородных элементов. С одной стороны, он связан с мистическим учением рабби Шимона Бар-Иохая (2 в.н.э.), С другой же стороны, в обычаях Лаг ба-Омер есть и совсем иной, исторический и национальный аспект. Обычай, согласно которому дети уходят в лес стрелять из лука, связывают с памятью о восстании Бар-Кохбы (135 г. н.э.), – событием "материального плана" еврейской истории, хотя и очень важным, но весьма далеким, казалось бы, от мистических тайн Торы. >>>

 


13

Два аспекта: исторический и мистический

Праздник Лаг ба-Омер, который еврейский народ отмечает в наши дни зажиганием костров и стрельбой из луков, очень интересен тем, что состоит из двух разнородных и даже, на первый взгляд, противоречащих друг другу элементов. С одной стороны, Лаг ба-Омер связан с мистическим учением рабби Шимона Бар-Иохая (2 в.н.э.), одного из лучших учеников рабби Акивы, автора книги "Зоар", которая является основой тайного учения Торы. Сам праздник приходится на день смерти рабби Шимона и носит характер воспоминания о праведнике, достигшем небывалой духовной высоты. Обычай зажигать костры находит свои корни в каббалистической книге "Зоар". Когда рабби Шимон Бар-Йохай умер, его дом наполнился неземным светом в заслугу его глубоких познаний в Торе и открытия ее глубоких тайн, ибо Тора уподобляется свету (как сказано в книге Мишлей: "Ибо заповедь - это свеча, а Тора - свет"). Не менее интересный мистический смысл зажигания костров заключается в том, что так же, как на первый взгляд огонь не виден в дереве, но на самом деле "в потенциале" содержится в нем, ибо дерево может гореть, – точно так же в Торе, на первый взгляд, изложены лишь истории, случившиеся с нашими предками, и законы, но внутри нее на самом деле горит мистический огонь. >>>


14

С другой же стороны, в обычаях Лаг ба-Омер есть и совсем иной, исторический и национальный аспект. Обычай, согласно которому дети уходят в лес стрелять из лука, связывают с памятью о восстании Бар-Кохбы (135 г. н.э.), – событием "материального плана" еврейской истории, хотя и очень важным, но весьма далеким, казалось бы, от мистических тайн Торы.

Связь между аспектами

На самом деле два этих аспекта Лаг ба-Омер очень близки один к другому. И оба они связаны с личностью рабби Акивы – величайшего из мудрецов, человека, заложившего основы Талмуда и всей еврейской жизни, и определившего в большей степени, чем кто-либо другой из еврейских мудрецов, весь характер иудаизма последних двух тысяч лет. Он же, рабби Акива, был мистиком и учителем рабби Шимона бар Йохая, и именно его тайное учение изложено в книге "Зоар". В то же время нельзя не отметить, что рабби Акива был одним из самых активных сторонников борьбы за еврейскую независимость - он не только поддержал восстание Бар-Кохбы, но и объявил Бар-Кохбу "потенциальным Машиахом" (дело в том, что с приходом Мессии евреи традиционно связывают свои надежды на обретение полной физической и духовной свободы, признание человечеством всевластия Б-га и наступление эры мира). Да и самой причиной траурного характера дней счета Омера (траурности, на фоне которой празднуется Лаг ба-Омер), является, согласно Талмуду, "смерть 24 тысяч учеников рабби Акивы". >>>


15

В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что между Песахом и Шавуотом, во время счета омера, они умерли от эпидемии в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Эпидемия длилась тридцать три дня. Смерть учеников рабби Акивы, будущих учителей всего Израиля, принесла огромный духовный ущерб еврейскому народу. Их гибель создала реальную угрозу того, что народ израильский забудет Тору, так как некому будет обучать ей людей. И не была ли смерть 24 тысяч учеников рабби Акивы следствием поражения восстания Бар-Кохбы? >>>


16

Связь Лаг ба-Омера с личностью рабби Акивы

Рабби Акива был выдающимся еврейским ученым, жившим в третьем поколении периода таннаев. Он начал изучать Тору лишь в возрасте 40 лет под влиянием своей жены Рахели. Несмотря на лишения и бедность, он с беспримерной самоотверженностью и усердием постигал Б-жественную мудрость, пока не приобрел славу крупнейшего знатока Торы в своем поколении. Рабби Акива не раз говорил, что своими успехами он обязан, в первую очередь, своей преданной жене. В личности рабби Акивы гармонично сочеталась, с одной стороны, удивительная способность подниматься в высокие сферы духа и мистики и, с другой стороны, самое что ни на есть материальное стремление возродить еврейскую национальную жизнь на своей земле. Нужно заметить, что в наше время Лаг ба-Омер всегда приходится на период между Днем Независимости и Днем Освобождения Иерусалима, двумя сионистскими праздниками еврейского календаря. Сионизм, по сути своей, стремится сделать именно то, что не удалось когда-то Бар-Кохбе, а религиозный сионизм представляет собой (как мечтал рабби Акива) именно тот удивительный сплав каббалистической мистики и материального желания возродить еврейскую национальную жизнь. Не зря, видимо, молодежное религиозно-сионистское движение взяло себе имя "Бней Акива" – в память о рабби Акиве.>>>


17

Когда и почему начали праздновать Лаг ба-Омер

Стоит отметить, что в течение последних столетий Лаг ба-Омер больше, чем какой-либо другой еврейский праздник, был символом еврейского национального возрождения. В течение тысячелетия после Талмуда Лаг ба-Омер, хотя и считался особым днем, реально не праздновался. Активное празднование Лаг ба-Омера с зажиганием костров и т.п. было установлено группой раввинов и каббалистов, сформировавшейся в середине 16 века в Цфате. Ситуация тогда в чем-то напоминала сегодняшнюю – начало восстановления еврейской жизни в Земле Израиля после катастрофы, постигшей диаспору. Незадолго до этого, в 1492 году, евреи были изгнаны из Испании. Это изгнание унесло около трехсот тысяч жизней и уничтожило ведущую еврейскую общину, процветавшую более тысячи лет. (Современники даже сравнивали изгнание из Испании с катастрофой разрушения Храма). И вот некоторые изгнанники достигли Земли Израиля; многие из них обосновались в Цфате и ощущали свое переселение в Святую Землю как первый шаг к возрождению еврейского присутствия в Стране Израиля. >>>


18

И действительно, с "цфатской группы" началась и уже не прерывалась до нашего времени еврейская жизнь в Эрец Исраэль. Но раввины Цфата были не просто выдающимися учителями (их книги определили развитие еврейской традиции вплоть до нашего времени). Они были прежде всего каббалистами и мистиками, считавшими, что возвращение евреев в Землю Израиля неразрывно связано с "обновлением лика Торы", что выразится в более широком изучении Каббалы, которая до того времени была доступна лишь единицам. И, действительно, каббалисты Цфата смогли придать еврейскому мистическому учению новую форму, в психологическом отношении более близкую и понятную для современников, и на их работах базируется все дальнейшее развитие Каббалы: хасидизм, школа Виленского Гаона, религиозный сионизм рава Кука. И в качестве знака возрождения еврейской жизни в Земле Израиля мудрецы Цфата акцентировали свое внимание на праздничном характере Лаг ба-Омер. >>>


19

Именно они установили традицию паломничества на гору Мерон, где находится могила рабби Шимона Бар-Йохая, разжигания костров и все остальные современные элементы этого праздника.
Согласно взгляду на нацию как на единый организм, возвращение еврейского народа в Эрец Исраэль подобно процессу воскрешения из мертвых – событию самому по себе чудесному. И здесь идут параллельно неразрывные процессы воскрешения национального тела (т.е. построение еврейского государства) и воскрешения и пробуждение национальной души. Этим "элексиром воскрешения национальной души" является внутреннее, мистическое измерение Торы, т.е. Каббала. Сегодня этот подход каббалистов Цфата продолжен в учении рава Кука и в концепциях религиозного сионизма.

Источник


20

рав Зеев Мешков
Тайна рабби Шимона


Лаг ба-Омер (33-й день отсчета омера), годовщина смерти рабби Шимона бар Йохая, прочно вошел в еврейский календарь, и нет ни одной общины, которая бы не считала его особой датой. В общинах стран рассеяния принято в этот день выезжать за город и устраивать прогулки. Детям покупают игрушечные луки, и они с увлечением стреляют из них. Многие считают, что этот обычай связан с тем, что ивритское слово кешет одновременно означает и "лук", и "радуга", а известно из Талмуда: "Все дни жизни рабби Шимона не появлялась радуга в облаке" (Йерушалми, Брахот, 9:2). >>>


21

Радуга - знак союза. Она как будто напоминает Всевышнему, что Он обещал не приводить больше потоп на землю. Однако в эпоху, когда по земле ходит такой праведник, как рабби Шимон, Всевышнему не нужно напоминаний – один такой человек оправдывает существование всего мира.

В Израиле в Лаг ба-Омер ежегодно собирается огромное число людей возле могилы рабби Шимона бар Йохая на горе Мерон. Вечером принято разжигать большие костры, напоминающие огонь Торы рабби Шимона. К этому дню часто приурочивают первую стрижку мальчиков, устраивается множество свадебных торжеств. >>>


22

Рабби Шимон ушел из этого мира, не прекращая раскрывать великие тайны Торы, полный сил, энергии и радости. Об этом подробно рассказывает книга «Зоар», в которой изложено его учение.

"В тот день, когда рабби Шимон пожелал уйти из мира, он хотел продолжить говорить [чтобы раскрыть высокие принципы Торы], и ученики собрались возле учителя. Пришли к нему его сын рабби Элазар, и рабби Аба, и другие товарищи. Сказал рабби Шимон [перед самой смертью]: "Этот час благоприятный – и я хочу войти в будущий мир без стыда. И вот хочу я [сегодня] раскрыть перед Лицом Всевышнего то скрытое, что не раскрыл до сих пор. Пусть никто не говорит, что ушел я из мира с изъяном, не достигнув совершенства..." Пока они сидели, открыл глаза рабби Шимон и увидел то, что увидел, и [когда он созерцал то, что невозможно передать словами] огонь окружил дом. Все вышли. Остались только рабби Элазар, сын его, и рабби Аба, а другие товарищи, [покинувшие дом], сели снаружи.
 >>>


23

...И молился он, и был радостен, и позвал в дом всех, кто и раньше слушал из его уст великие тайны: рабби Йегуду, рабби Йосей и рабби Хию. Позже вошел рабби Ицхак... Завернулся рабби Шимон в талит и начал говорить: "Не мертвым хвалить Б-га и не тем, кто спускается в мир молчания" (Тегилим, 115:17). Хотел он сказать тем самым, что злодеи и при жизни мертвы, а праведники, умирая, остаются живыми. Рабби Шимон поведал своим ученикам, что в этот последний час его пребывания на земле Всевышний спустился в нижний мир, окруженный душами праведников, чтобы быть вместе с теми, кто удостоился слушать великого учителя. Рассказывал рабби Аба: "Я [все время] писал и хотел продолжать писать, но [в какой-то момент] не услышал больше голоса, а голову не поднимал, потому что свет был велик. Весь день дом полыхал огнем – и никто не мог подойти к нему [к рабби Шимону бар Йохаю], потому что свет и огонь окружали его. Весь тот день я пролежал ничком на земле, а когда прекратился огонь, увидел я Великое Светило, Святая Святых [Рабби Шимона], который ушел из этого мира. И лежал он в накинутом на голову талите, и опирался на правую руку, и лицо его было радостным" (Зоар, раздел «Насо»). >>>


24

Учение рабби Шимона, похожее на свет и огонь, в конце жизни мудреца превратило его самого в источник небесного света. "А люди умудренные будут светиться небесным свечением", - это сказано именно про РаШБИ (рабби Шимона бар Йохай) и про его товарищей: его сына рабби Элазара, рабби Абу, рабби Йосея, рабби Хию, рабби Ицхака и других (Зоар, Ахарей Мот 79).

Рабби Шимон завершил дело жизни своего великого учителя – рабби Акивы, который хотел устранить из еврейского народа самый страшный грех, ставший причиной разрушения второго Храма, - беспричинную ненависть сынов Израиля друг к другу. >>>


25

Сказал рабби Акива, сведя все учение Торы к одному принципу: "Самое общее правило в Торе - возлюби своего ближнего, как самого себя". Постижение тайн Торы невозможно без любви, и чем выше поднимается человек по ступеням познания, снимая покров за покровом с величайших тайн, тем сильнее должна быть его любовь к своим товарищам, к своим близким и ко всему еврейскому народу. Ученики рабби Акивы, стремясь постичь тайны Учения, не раскрыли своих сердец полностью и потому не сумели преодолеть гордость и пренебрежение друг к другу. Когда человек поднимается высоко в знании Торы, черствость сердца не позволяет ему правильно воспринимать тайные аспекты, и это приводит к дисгармонии, а иногда и к гибели. Поэтому Мудрецы называют Тору "эликсир жизни и яд смерти" (Таанит, 6б). Все ученики рабби Акивы умерли в один и тот же период: они погибали в разные годы, но время их смерти приходилось на дни между праздниками Песах и Шавуот. >>>


26

Отличительная черта времени между праздником Исхода из Египта и праздником дарования Торы в том, что в эти дни происходит интенсивное формирование еврейской души по воле Небес. Недаром дни отсчета омера соответствуют определенным духовным качествам: милость в сочетании с милостью, милость в сочетании с непреклонностью, великолепие в сочетании с царским достоинством и т.д. Начиная с праздника освобождения, душа еврея с каждым днем становится все более совершенной, и к празднику дарования Торы она подходит готовой получить великий свет. Талмуд подчеркивает, что смерть учеников рабби Акивы пришлась на этот период, чтобы обратить наше внимание на то, насколько может быть опасным для человека, стремящегося к высоким знаниям Торы, недостаточное понимание важности развития своих духовных качеств. Рабби Шимон бар Йохай исправил недостаток учеников рабби Акивы. Он сумел сочетать высочайший уровень постижения Торы с величайшей любовью к своему народу и к каждому еврею в отдельности. День смерти рабби Шимона бар Йохая также приходится на дни отсчета омера. Но уход рабби Шимона из мира не был наказанием за неполностью раскрытое сердце, а исправлением недостатка всех учеников рабби Акивы 

Источник


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49


50


51


52


53


54


55


56


57


58


59


60


61


62


63


64


65


66


67


68


69


70


71


72


73


74


75


76


77


78


79


80


81


82


83


84


85


86


87


88


89

К продолжению >>>

Комментировать

Опубликовано 20.04.2010

См. также раздел:
ЭТО НАША ЗЕМЛЯ

К оглавлению раздела

Иерусалимский ХРАМ СЕГОДНЯ

ЕВРЕЙСКОЕ МУЖЕСТВО СЕГОДНЯ: ФОРПОСТЫ, ПОСЕЛЕНИЯ, ПОСЕЛЕНЦЫ, ЖИЗНЬ ЗА "ЗЕЛЁНОЙ ЧЕРТОЙ"
      

ВВЕРХ