בס''ד

На главную

к оглавлению раздела
ПОЛИТИКА и КОНТРПРОПАГАНДА

Овадья Шохер

Еврейское государство без Мессии

Свои отзывы и материалы шлите через эту почтовую форму (все поля обязательны, не более 2-х сообщений подряд с одного компьютера). Или пишите на адрес temple.today@gmail.com  

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Ваше сообщение:

 

  Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Михаил Польский

Ультраортодоксальным евреям не нужно еврейское государство. Их религия обращена вовнутрь, практикуется либо индивидуально, либо в небольших группах. Они давным-давно отказались от подлинного, коллективного иудаизма – веры воинов, кровавых жертв и репрессий против неверующих.

Харедим доказывают, что нынешнее государство не еврейское. Любимый аргумент сатмаров – туманный запрет Талмуда возвращаться в землю против воли народов. Не будем останавливаться подробно на очевидном контраргументе: поскольку эту землю нам выделила ООН, ни о каком восстании против народов не может быть и речи. Важнее то, что этот запрет противоречит многим пророчествам и комментариям, говорящим о мессианских войнах с народами. Запрет не только не основан на Торе, но явно противоречит стихам 30-й главы Второзакония: евреи завоюют землю (с. 5), и ненавидящие нас народы будут наказаны (с. 7). Тем более, сами же раввинистические комментаторы подробно обсуждают, что запрет возвращаться вопреки воле народов обусловлен параллельным запретом народам притеснять Израиль: народы нарушили свою обязанность, и Израиль свободен от своей, даже если она имела место быть.

Никто не требует от еврейского государства особого благочестия. В своей истории евреи не раз обращались к язычеству, но никто не будет спорить, что древнее царство было еврейским. Мессианская 30-я глава Второзакония ясно учит, что завоевание предшествует обрезанию сердца (стихи соответственно 5 и 6). Это очень разумный порядок: сначала людей охватывает патриотизм, и лишь затем они обращаются к своим корням.

Некоторые считают монархию обязательным критерием еврейской сущности государства. Но как сегодня может появиться законный монарх? Рамбам подробно рассматривает эту тему и приходит к логичному заключению: мы узнаем царя по его делам. Если он преуспеет в борьбе с врагами и строительстве Храма, тогда он царь. Тогда получается, что единственный способ найти царя – пойти на Храмовую гору и построить Храм. Это вовсе не требует сверхъестественного вмешательства.

Раввинистические комментаторы допускали, что царь может не принадлежать к роду Давида, так что нет смысла ломать головы над неразрешимыми генеалогическими задачами. Хотя Маймонид и предполагал, что Мессия определит священство и семя Давида, это крайне маловероятно. Славный еврейский парень объявляет себя Мессией, называет монарха – но при этом отказывается совершить чудо в подтверждение своих притязаний. Даже Моисей признавал, что евреи не поверят в него без чуда. Но, согласно Маймониду, Мессия не будет творить чудес.

Впрочем, требование монархии вовсе не самоочевидно. Согласно Втор. 17:14, когда евреи попросят царя, чтобы быть как все народы, им должен стать еврей. Это единственное требование, других нет. Мы не обязаны иметь царя, что особенно видно из того, что боговдохновенный пророк Самуил открыто осудил монархический строй. Подобно рабству, монархия – это больше уступка преобладающим в мире обычаям, чем обязательная заповедь. Это скорее разрешение, чем обязательство. Оно было обусловлено тем, что царей имели соседние народы. Поскольку сегодня царей у них нет, это разрешение утратило силу. И действительно, современному еврейскому обществу монархия не подходит: раввинистический совет назначил бы благочестивого царя, который направил бы налоги неработающим пожизненным религиозным студентам.

Многие ортодоксальные евреи приводят отсутствие Мессии в доказательство того, что сегодняшнее еврейское государство не имеет божественной санкции и за него не стоит бороться с правительством родефов и малшинов. Их подход находит поддержку у израильтян-атеистов, ненавидящих ненавидеть. Они не могут заставить себя расстреливать предателей еврейского происхождения, которые капитулируют перед арабами или изгоняют евреев. В компактном и глубоко взаимосвязанном израильском обществе мессианский аргумент – удобное и универсальное оправдание бездействия.

Учение о Мессии в Торе отсутствует. Самое большее, что можно найти на эту тему, это обещание послать «кого-то, подобного Моисею» – но раввины постоянно применяют это пророчество к сами себе в оправдание своей власти. Между различными комментаторами царит полная разноголосица относительно статуса Мессии и подробностей его прихода. Хотя многие ожидают от него сверхъестественных способностей, Маймонид считал подобные взгляды глупыми и невежественными. Он был уверен, что Мессия не будет менять законы природы и во всем будет подобен простым людям, а единственным мерилом его божественного происхождения станет успех в начинаниях. В иудаизме даже Бог не изменяет законы природы ради чудес; скорее, он управляет вероятностями. Если подброшенная монетка падает на ребро, это правомерное чудо, но зависание в воздухе – уже нет. Требование ортодоксов, чтобы Мессия чудом низвел Третий Храм с неба, не просто абсурдно, но неприлично с точки зрения нормативного иудаизма.

Между тем Мессия вовсе не обязательно должен преуспеть. Учение о двух Мессиях подразумевает, что враги должны убить Мессию бен Йосефа: на эту роль вполне подходит рабби Меир Кахане. Если Мессия придет сегодня, кто ему поверит? Он не совершит чудес – в чем разница с рабби Кахане?

Тора не связывает окончательное избавление с Мессией. Это не похоже на забывчивость, потому что другие обещания очень подробные и точно соответствуют текущей ситуации. Евреи будут собраны со всех концов света: это произошло только что, а остатки еврейства Диаспоры почти полностью ассимилировались. Евреи будут жить в безопасности: мы невероятным образом победили мусульманские орды, вооруженные христианами. Еврейские границы охватят всю Обетованную землю – это исполнилось до последнего сантиметра: из Трансиордании, данной нам Мандатом, рукой подать до Евфрата, мы захватили Ливан до реки Литани, Синай до Суэцкого залива, и все побережье.

Единственная проблема – обещание, что все сердца обратятся к Богу. Но это должно произойти только после того, как мы овладеем землей (Втор. 30:6). Аналогичный стих 30:2 просто не соответствует хронологическому порядку, что комментаторы с готовностью допускают для многих мест Торы. Это очень разумный текст: победив врагов, евреи начнут искать теоретическую основу для своего патриотизма и найдут его в иудаизме.

Другие священные книги полностью подтверждают такой подход. Как и пророчествовал Захария, треть евреев погибла в Европе, другая треть сгинула в американском ассимиляционном котле и последняя треть очищается многими испытаниями в Израиле. Как и утверждал Маймонид, единственным различием между мессианской эрой и эрой предыдущей станет отсутствие иностранного ярма над Израилем – что, несмотря на все старания шайки ООН, уже осуществилось.

«Все во власти неба, кроме страха неба». Бог может поворачивать колеса вероятности, но он не может сделать всю работу за нас. Налицо все предпосылки, но евреи все равно должны самостоятельно разделаться с внешними врагами и собственными предателями. Тогда и Мессия не потребуется.
 

Опубликовано здесь 30.10.2010.

Источник

Ответить

вверх