6 июня 2010 года Место Встречи организовало встречу между Нахумом
Печником , жителем Сде-Боаз (еврейское поселение в Гуш-Эцион) и
Мухамедом Абу-Айш , жителем арабской деревни Бейт Умар, расположенной к
югу от Гуш Эциона. Встреча прошла в помещении организации"Якар" в Иерусалиме.
Краткий
конспект выступлений:
Выступление Нахума.
- Слово שלום («мир») - одно из имен Вс-вышнего. Поэтому надо стремиться к миру.
В Торе, как и в Исламе, есть разные подходы. Подходы, связанные с войной, и
подходы, связанные с миром. Каждый выбирает то, что ему больше подходит.
- То, что нам навязывают сверху политики, не имеет ничего общего с реальным
миром. Мир надо налаживать снизу, через общение с соседями.
- Наблюдая жизнь в поселениях и в их окрестностях, Нахум пришел к выводу, что
проблема не в недостатке места. Проблема в том, что мы друг друга боимся и не
любим. Поэтому надо прекратить заниматься дележкой земли, а начать искоренять
страх и недоверие.
- Практические шаги:
а) Встречи между поселенцами и арабами, причем встречаться надо прямо на месте,
т.е. там, где мы реально пересекаемся – за т.н. зеленой чертой. Встречи эти
проходят без особой помпы, СМИ на них не приглашают.
б) Учить язык друг друга
в) Создать на перекрестке Гуш-Эцион центр יד שרה (благотворительный центр,
снабжающий нуждающихся костылями, инвалидными колясками т.д.), в который смогут
обращаться как евреи, так и арабы. Этот проект находится в стадии разработки.
г) Совсем из области мечты: создание фонда экономического сотрудничества между
еврейскими поселениями и арабскими деревнями.
- В Торе есть слова – כי לי הארץ (…потому что земля Моя – ויקרא בה':כג'). Земля
принадлежит Б-гу, и Он нас послал сюда жить. Да, мы должны жить на этой земле,
цепляться за нее, но не потому что мы – собственники, а потому что мы –
посланники, выполняющие волю Вс-вышнего. И нам имеет смысл по-другому взглянуть
на другие народы, живущие здесь.
Вопрос из зала:
Почему Нахман не поддерживает идею двух государств?
Ответ:
Потому что это практически невозможно - по двум причинам. Невозможно переселить
из одного места в другое всех арабов, как невозможно и переселить из одного
места в другое всех евреев.
С другой стороны, даже если бы это удалось, то при тех отношениях, которые
сейчас имеются между нашими народами, создание двух государств сразу же приведет
к войне. Так, как это уже произошло с Газой.
Вопрос:
Что, по мнению Нахмана, арабы готовы дать для мира?
Ответ:
Это вопрос человека, который ощущает себя жертвой. Для того же, кто готов взять
на себя ответственность за происходящее, подобные вопросы не возникают. Надо
избавляться от такого подхода: если ты для меня что-то сделаешь, то тогда и я
тебе, глядишь, что-нибудь дам.
Выступление Мухаммеда:
- Надо уже признать тот факт, что оба народа здесь живут. И ни один из них
никуда не денется. Поэтому надо дружить с соседями, налаживать контакты.
- Очень важно, чтобы каждый выложил открыто то, что у него на душе, все свои
претензии к противоположной стороне.
- Основной интерес Мухамеда – это личная свобода. Свобода передвижения, свобода
торговли. В интонации можно было услышать, что ему важно чувствовать себя
уважаемым человеком.
- Мухамед предлагал сделку: безопасность в обмен на уважение.
Вопрос из зала:
Почему Мухамед не поддерживает идею двух государств?
Ответ:
Потому что для него лично это – лучшее решение. Маленькое нежизнеспособное
арабское государство его не интересует. А большое и хорошее невозможно, т.к.
здесь уже есть евреи. И он принимает евреев как данность.
Дискуссия после выступлений:
Замечания к Мухаммеду:
- Неоднократно было высказано, что безопасность не является главной еврейской
ценностью. Безопасность можно найти в других странах. Для нас самостоятельную
ценность имеет земля Израиля.
- Обращали внимание Мухаммеда на то, насколько меньше готовности к миру есть у
его народа, чем такая готовность у евреев. Это выражается, например, в СМИ и в
школьном образовании.
Замечания к Нахуму:
- Основная претензия: Нахум уводит от проблемы государственности, суверенитета,
от решения политических проблем.
- Политические структуры и правящая элита с обеих сторон, а особенно, с нашей,
не заинтересованы в успехе таких контактов. Не только не заинтересованы, но
будут всячески противодействовать их осуществлению. |