בס''ד
к оглавлению раздела Давид Генис
Шило – древний город Израиля |
|
|
|
Часть 1. Причем же тут арабы? Недавно прочитал о беспорядках арабов в Израиле: «Израильтянин получил ранения на шоссе, когда арабы забросали камнями его автомобиль недалеко от поселения Шило. Солдаты ЦАХАЛа прочесывают местность в поисках камнеметателей». И еще одно сообщение: «Израильтянин был ранен вечером в районе поселения Шило. Арабские террористы обстреляли автомобиль, в котором он ехал. Прибывшие сотрудники "скорой" оказали раненому первую помощь, после чего доставили его в больницу. На место теракта прибыли усиленные воинские подразделения. Они прочесывают местность в поисках террористов. Ави Роэ, глава регионального совета Биньямин назвал теракт результатом снятия блокпостов на дорогах. Он подчеркнул, что обстрел автомобиля - четвертая террористическая атака за пару месяцев». ZMAN. Шило – городок из Библии В данном случае меня привлекло название поселения – Шило. Кто хоть немного знаком с древней историей Израиля, как говорится, не пройдет мимо. Евреи, после Исхода из Египта и 40-летних скитаний в пустыне Синая, начали заселение территории Ханаана, которую с подачи греков и римлян до сих пор называют Палестиной. И первым общинным центром для всех колен здесь стало поселение Шило (в русской традиции Силом), это библейский город в Самарии, в 20 км к югу от Шхема. В Книге Шофетим (Судьи) 21:19 сказано: «Шило, что на севере от Бэйт-Эйла, к востоку от дороги, ведущей от Бэйт-Эйла в Шехэм, и южнее Левоны». Больше всех арабы кричат о том, что евреи не имеют отношения к земле Израиля. Вот что в Коране: Сура 17:104 «И вслед за этим Мы сынам Исраиля сказали: «Живите на земле (как должно вам)...». В указанной Суре говорится об исходе евреев из Египта (В других переводах: «живите в стране», «живите (спокойно) в этой стране», «живите в этой земле»). Ключевая фраза этой суры во всех переводах однозначна: Аллах предписывает еврейскому народу, сынам Исраиля (Израиля) жить на предназначенной им земле. Это не пожелание, это прямое указание Аллаха! И еще одна Сура «10:93. Сынов Исраиля Мы наделили Прекрасным местом проживанья И даровали им все блага». Автор перевода ученая-арабист мусульманка Порохова комментирует этот стих: «... Речь, несомненно, идет о земле Ханаанской, куда Муса (Моисей) вывел свой народ». Археологи, «докопавшись», выяснили, что поселение на месте Шило существовало еще в 19-18 веках до н.э. (среднебронзовый период). Но поселок был маленьким, о чем говорит отсутствие защитных стен. Жители покинули этот поселок в те же «бронзовые» времена. И только в период заселения евреями Ханаана поселение приобрело «вторую» жизнь. Чем же памятен этот городок в истории еврейского народа и почему его называют библейским? Заселение Ханаана (около XIII в. до новой эры). Перешли израильские племена Иордан, завоевали, а скорее, расселились на незанятых территориях Ханаана. Надо учитывать, что местное население (ханаанеяне) были земледельцами, а евреи – скотоводами, и потому жизненные ниши у них вначале оказались разными. Кстати, и Тора, и писания пророков многократно обращаются к евреям не перенимать языческие обряды у местных жителей и не родниться с ними. Значит, жил народ не в контрах, а добрососедски, что совсем не похоже на поведение «завоевателей». Мы знаем, что вождь народа Йегошуа (в христианской традиции – Иисус Навин) первым делом собрал глав колен в Шило и разделил ханаанскую землю на участки (наделы) между всеми коленами. Притом, вполне демократично: «18:10. И бросил им Йегошуа жребий в Шило перед Господом, и разделил там Йегошуа землю сынам Исраэйля по делению их». Итак, в этом месте произошел очень важный, судьбоносный, шаг в организации жизни израильского народа. Они были наделены Землей, которая на все будущие тысячелетия стала их Землей, землей Обетованной, названной Б-гом и Народом Эрец-Исраэль (Земля Израиля). Напомню, это произошло примерно за 1200 лет до новой эры, когда в стране Ханааан, в том числе и в Шило, поселились евреи. Три колена обосновались в Заиорданье (ныне это Иордания). После раздела самое крупное колено Эфраима получило в надел всю среднюю полосу Ханаана, между Иорданом и Средиземным морем. Йегошуа поселился во владениях родного колена Эфраима, избрав для этого Шило. В Шило установили скинию с ковчегом Естественно, вождь племен позаботился и о важнейшей святыне народа – переносной Скинии Ковчега. Эта Скиния была «участницей» всего 40-летнего пребывания израильтян в их походах. После завоевания и разделения Ханаана она была перенесена в город Шило (Силом). «И собралась вся община сынов Исраэйля в Шило, и поместили там шатер собрания, ибо земля была покорена ими» («Пророки», Иерусалим, 1978. «Йеошуа, 18:1»). Здесь долгое время стояла скиния с ковчегом и алтарем для жертвоприношения. Что такое скиния ковчега? «Когда израильтяне жили в пустыне Синайской, Моисей велел им построить переносный шатер (палатку), который бы служил храмом Божьим для странствующего народа. С радостью взялись израильтяне за эту работу... Вскоре шатер был готов. В глубине его стоял ковчег, в ковчеге хранилась величайшая святыня народа – каменные плиты с десятью заповедями. Шатер был окружен двором, а посреди двора стоял алтарь для жертвоприношений. Вся эта постройка называлась Скинией собрания (скиния – шатер). Арон и его сыновья были назначены священниками в этом храме, а многие левиты состояли там прислужниками. Для священнослужителей была установлена особая одежда. Скиния стояла в середине израильского стана. Тот стан был устроен в виде военного лагеря. Все колена размещались вокруг Скинии в походных палатках». (Дубнов С.М. Краткая история евреев. М., 1996). Шило – духовная столица древнего Израиля Итак, в Шило была установлена Скиния. Она, построенная еще в пустыне по указаниям Моисея, фактически стала предшественницей будущего Храма в Иерусалиме. Вместе с тем, Шило не был и не мог стать в те времена разобщенности колен политической или административной столицей. Но в то же время, Шило стал именно первой столицей, духовной, религиозной, столицей израильтян. Этот статус придала городу именно Моисеева Скиния Ковчега. Она в духовном значении объединяла и держала вместе племена бывших кочевников, создавая основу их единения, прежде всего, перед Б-гом и перед врагами. «В истории еврейского народа Шило, по своей важности, уступает лишь Иерусалиму. Здесь, согласно летоисчислению еврейских мудрецов, на протяжении почти четырёхсот лет (369 лет) находился Храм - Скиния со скрижалями Завета. Ещё Йеошуа бен-Нун (Иисус Навин), ученик и последователь Моисея, перенёс сюда духовный центр еврейского народа» (Арье Парнис, http://toldot.ru/blogs/aparnis ). На праздники Суккот, Шавуот и Песах сюда приходили евреи из окрестных поселений для праздничных жертвоприношений. Это был центр, где могли встречаться главы колен. Старейшины обсуждали здесь межплеменные дела, заключали договоры и совместные решения. Скиния в Шило давала возможность встреч и тем объединяла колена в единый союз. В Книге Шмуэйла I (Самуила) (Танах, Пророки) достаточно подробно рассказано о священнике Скинии в Шило по имени Эли. Многие приходили паломниками в храм (скинию) помолиться и за советом или благословением этого уважаемого всеми старца. Он же воспитал здесь, при храме, своего преемника, пророка Шмуэйла, ставшего и духовным вождем израильтян, и давшего народу первого царя Шауля (Саула) и царя Давида. Шило в эпоху Судей (XII – XI в. до новой эры). После смерти вождя завоевания Ханаана Йегошуи все колена стали жить как бы сами по себе. У каждого из них был свой старейшина или вождь. Два столетия народ не имел постоянных руководителей, не было единства колен. Основным объединяющим центром оставался в течение всего этого периода Шило с расположенной там Скинией. Но, когда нет твердой руки, вполне могут вспыхивать и межплеменные распри. Одним из таких происшествий в Книге Шмуэйля описана трагедия, которая вспыхнула в городе Гивея. Жили здесь люди из колена Вениамина. Однажды на ночевку тут остановился приезжий левит. Нашлись какие-то похабники, насильно увели его жену, изнасиловали и убили. Такое не прощается. Выдать убийц жители города отказались. И отряды из многих других колен объявили войну вениамитам, которым досталось настолько сильно, что возникла угроза вообще исчезновения этого колена. В наше время «правозащитники» зашумели бы о «непропорционально сильном ответе». У древних израильтян, как и вообще у всех древних народов, такого понятия не было, но все же пожалели недобитых. Встал вопрос: что делать? Ведь они дали клятву не выдавать своих дочерей за женихов из колена Вениамина. Но не выдавать – значит, обречь колено на вымирание, ибо там очень многие погибли в междуусобной войне. И старейшины предложили вениамитским юношам устроить засады в виноградниках во время ежегодного праздника урожая в Шило и «похищать» там для себя невест. Так не дали исчезнуть племени вениамитов и не нарушили клятву об их наказании. К концу жизни священника Элии на израильтян напали филистимляне. В сражении при Афеке израильтяне были разгромлены. Враги захватили и Ковчег завета. Они также захватили, разрушили и сожгли город Шило и храм скинии. «В течение раскопок был найден толстый слой пепла – последствие пожара, полностью уничтожившего город» (Арье Парнис «Экскурсии по Израилю»). Эта трагедия оказалась невосполнимой. Город Шило (Силом) потерял роль религиозного центра и, соответственно, колено Эфраима потеряло свое преимущество перед другими коленами. А воспитанник Элии пророк Самуил будет собирать народ для богослужения уже в городе Мицпе (колено Вениамина). Возвращенный через семь месяцев ковчег Завета установят в городке Кириат-Иеарим. Урок поражения Это поражение послужило тяжелым уроком для народа. Оказалось, что Ковчег со скрижалями, на которых были высечены десять заповедей, не является талисманом, который может автоматически обеспечить победу. «Это было трудное время в истории еврейского народа. Однако, внутри трагедии и разрушения было заложено зерно нового подъёма жизни. Ведь народ признал Шмуэля как верного пророка Всевышнего, как своего духовного вождя. Шмуэль возглавил народ Израиля в эту непростую эпоху, а в конце жизни помазал на царство двух первых еврейских царей – Шауля и Давида». (Арье Парнис). И только через два поколения царь Давид окончательно покорит филистимлян, после чего они постепенно исчезнут со страниц истории. Шило во времена царей Правда, позднее, в период царствования Саула, Шило вновь приобретет религиозную роль, но административный центром он уже не станет. При царях Давиде и Соломоне народ будет почитать Шило как древний культовый центр. Но только и всего. На сцену вышел Храм Соломона в Иерусалиме. Краткое упоминание о Шило я встретил в книге пророка Иеремии (41:4). После смерти царя Соломона во время царствования его сына Рехавама древние священнические роды из Шило попытались возродить роль Шило. Однако после раскола царства культовый центр Северного царства (Исраэйля) все-таки обосновался в Бет-Эле и Дане. Шило, как и другие города Исраэйля, был разрушен ассирийцами в 721 г. до н. э. «Однако в народной памяти и религиозной традиции Шило как некая аналогия Иерусалиму и Иерусалимскому храму остался на многие столетия. Пророк Иеремия неоднократно упоминает Шило, предостерегая от восстания (Иер. 7:12, 14). Возможно, именно в связи с этой аналогией в период возвращения в Сион восстанавливался и возрождался Иерусалим и Храм в нем, а Шило пребывал в руинах, хотя выходцы из Шило упоминаются среди вернувшихся из пленения вавилонского (Нех. 11:5). Город не был восстановлен и в последующие периоды, хотя память о нем сохранялась. Евсевий (4 в.) упоминает Шило «в 12 милях южнее Шхема». Шило изображен на мозаичной карте из Медвы (7 в.) и неоднократно упоминается в Талмуде». КЕЭ, т.10, ( http://www.eleven.co.il/article/14824 ) Часть 2. Шило вчера и сегодня Хочу напомнить о древнем Шило. К великому сожалению, побывать мне в городе, где в далекой древности шумели на сходах представители племен израильтян и где они, думаю, также шумно cообща отмечали религиозные праздники, не удалось. Всё, что мне досталось от той великой истории, это разглядывать немногочисленные развалины на фотографиях, с коими я смог повстречаться в интернете. Да еще почитать некоторые статьи, авторы которых смогли узнать и описать конкретные «дела давно минувших дней». После публикации первой части этой статьи прошла неделя. Освежу память. Евреи, после Исхода из Египта и 40-летних скитаний в пустыне Синая, начали заселение территории Ханаана (Палестины). И первым общинным центром для всех колен стало поселение Шило (Силом), библейский город в Самарии к югу от Шхема. Вождь народа Йегошуа (Иисус Навин) собрал представителей колен в Шило и разделил между ними ханаанскую землю на наделы. Святыню народа Скинию Ковчега, где хранились моисеевы каменные скрижали с божьими заповедями, «участницу» 40-летнего странствования израильтян, установили в городе Шило. Здесь долгое время (примерно лет четыреста) она стояла с алтарем для жертвоприношений. Город стал как бы первой столицей, духовным, религиозным центром для израильтян. В сражении с филистимлянами при Афеке израильтяне были разгромлены. Враги захватили Ковчег завета, разрушили и сожгли Шило и храм скинии. При раскопках археологи обнаружили слой пепла на месте, где находился город. Шило потерял роль религиозного центра. Возвращенный через семь месяцев ковчег Завета установят в городке Кириат-Иеарим. Но Шило всё же не исчез на полях истории, восстановился, позже его опять разрушили, но уже ассирийцы. Он остался в памяти как библейский город, как город древнего и современного Израиля. Теракты арабов не обошли этот город и его окрестности. Они всё тут считают своим. Потому меня и заинтересовала история этого древнего города. Развалины древнего города На месте древнего Шило со временем вырос курган. Рядом возникла арабская деревня. И все они стали называться по-арабски. Вот эту местность арабы назвали Хирбет-Сейлун (руины Шило). Вообще, арабы, всё, что можно было, переиначили на свой язык, и уверяют, что так было со времен каменного века и никаких евреев, мол, тут никогда не было. И это тоже для меня повод «копаться» в истории. В первой половине XIX века (1838-й год) Э. Робинсон высказал мнение, что на Хирбет-Сейлун могут быть руины Шило. Но только в 1915 году здесь впервые была проведена археологическая разведка под руководством А. Шмидта. Серьезные раскопки провели датчане только в 1926–1932 гг. И уже во времена Государства Израиль, в 1981–84 гг., работы возобновила экспедиция Университета Бар-Илан под руководством И. Финкельштейна. Что же нашли ученые? Можно сказать, и много, и мало. Например, откопали остатки поселения среднебронзового периода (19 в. до н. э.), остатки стен, жилых и складских помещений, виноградных давилен позднебронзового периода. Было установлено время разрушения Шило филистимлянами (11 в. до н. э.), подтверждено возобновление жизни в городе в период Царств и окончательное уничтожение города ассирийцами в 721 г. до н. э. (КЕЭ, т.10). Но, к сожалению, например, останки разрушенной Скинии до сих пор не найдены. Есть предположения, но нет общепринятых доказательных находок. Вполне вероятно, что Скиния была сооружена из дерева и попросту сожжена филистимлянами. С другой стороны, если был алтарь для жертвоприношений, где сжигали туши жертвенных животных, значит, где-то должны быть захоронения костей. В Краткой Еврейской Энциклопедии упоминается, что при раскопках было найдено предполагаемое место расположения Скинии Ковчега. Но это опять же предположение. Церкви и мечети Были найдены остатки и более поздних построек. Это развалины трех византийских церквей, датируемых 5-м веком. Во времена византийского господства на руинах Шило построили две церкви с мозаичными полами, одна из них на предполагаемом месте расположения Скинии Завета. «На полу одной из церквей была найдена мозаичная надпись, упоминающая название города (Арье Парнис «Экскурсии по Израилю»). Ну, и конечно, тут же оказались и мечети. «Мечеть Джамиа ас-Ситтин, возможно, стоит на том самом месте, где когда-то стоял Ковчег Завета (И. Торик."Cайт «Мой Израиль»). Кстати, арабы-завоеватели очень любили строить мечети на месте древних синагог, дабы стереть память о предшественниках и утвердить свое «верховенство». Одна мечеть построена на руинах сооружения римского периода, другую византийскую церковь переделали в мечеть. Между прочим, в интернете я встретил и такое важное сообщение: «По свидетельству еврейского путешественника Эштори ха-Пархи (14-й век), евреи продолжали посещать Шило для молитвы у могилы священника Эли» (КЕЭ, т. 10, http://www.eleven.co.il/article/14824 ). Обращаю внимание на это сообщение из 14-го века: в Шило жили евреи. Значит, были и до, были и после. Традиции Шило – День Любви Сюда приезжают молиться бездетные женщины, в надежде, что их просьбы к Богу будут услышаны. Дело в том, что когда-то молитвы бездетной женщины Ханы именно здесь услышал бог. И она родила сына, будущего пророка Шмуэля (Самуила). «ТаНаХ рассказывает об интересной традиции, которая зародилась в Шило: девушки города ежегодно, в течение многих лет, выходили танцевать и водить хороводы в виноградниках. Это стало началом одного из радостных праздников еврейского народа, праздника любви – ту бэ-ав (15 числа месяца Ава). В последние годы, во время еврейских праздников, здесь проходят большие фестивали, привлекающие тысячи людей. Улицы древнего города как будто заново оживают» (Арье Парнис, http://toldot.ru/blogs/aparnis ). «15-е число месяца Ав помечено в еврейском календаре как праздничный день. Хотя никаких особых обычаев, ничего необыкновенного, обычный рабочий день... А ведь когда-то «...не было в Израиле праздника прекраснее 15 Ава. Еврейские девушки выходили в сады в белых платьях. В садах они водили хороводы, и всякий, кто искал себе невесту, шел туда». Праздник этот существовал с глубокой древности. Уже тогда девушки, желающие выйти замуж, выходили танцевать в виноградники в окрестностях Храма в Шило. Праздник этот был очень важен. Дело в том, что в те времена каждое из колен Израиля жило на своей территории и народ скорее походил на коалицию двенадцати «кантонов», связанных между собой только общей религией и соглашениями о военной помощи в час опасности. При этом все колена следили за своим наделом земли, стараясь не дать представителям других колен осесть на своей территории. Закон того времени разрешал девушкам, владевшим недвижимостью, выходить замуж только за представителя своего колена, чтобы земля не переходила во владение другого колена и чтобы не было анклавов одного колена внутри другого» (Левинов М., День любви Ту бе-Ав). Долина у Тель-Шило была названа арабами Мардж-ал-Ид (Долина празднеств) или Мардж-ал-Банат (Долина девушек), очевидно, в память о похищении девушек Шило юношами из колена Биньямина. ь» (КЕЭ, том 10, кол. 199–201., http://www.eleven.co.il/article/14824 ) В Шило арабы захватили синагогу Седьмой канал (Израиль): «Три арабские семьи вселились в здание старинной синагоги "Гейхал Шломо" в Шило (Силуане). Евреи требуют от муниципалитета вернуть им синагогу. "Если не вы, то мы сами выселим арабов из здания", - заявили они. В течение сотен лет, до 1921-го года, в Шило проживала большая община йеменских евреев. В 1921-м евреи были вынуждены спасаться бегством от арабских погромщиков, бросив свои дома и синагоги. За последние несколько десятилетий, евреям удалось вернуть себе часть узурпированного арабами еврейского имущества - путем выкупа или судебных исков и вернуть Силуану его настояшее имя - Шило (по названию родника, из которого поступала вода на жертвенник иерусалимского Храма). На территории Шило в данный момент развивается квартал Град Давида и запланирован Национальный парк» (http://www.jewish.ru/news/Israel/2010/06/ ). Министр И. Кац: возвращаемся к строительству в Иудее и Самарии «Министр Исраэль Кац на приёме в честь праздника Суккот у себя дома в Кфар Ахим сказал: «Мы находимся символически и фактически в момент завершения моратория на строительство на территориях. Уже с полночи поселенцы, у которых есть разрешение на строительство, могут строить свои дома в Иудее и Самарии. Я убеждён, что даже Обама знает, что такие места, как Хеврон, Бейт Эль и Шило являются частью наследия еврейского народа». Министр также поддержал Биньямина Нетаниягу в его стойкой борьбе за свою позицию, согласно которой переговоры ведутся без предварительных условий. Кац добавил, что Израилю следует продолжать вести переговоры согласно следующим принципам. Мы должны добиться установления защищённых границ государства с урегулированной безопасностью, сохранив святые места, поселения и поселенцев как часть страны. Также мы должны настоять на том, чтобы у палестинских беженцев не было права на возращение в Израиль. Около 3500 человек присутствовали на приёме. Среди присутствующих – министры Юлий Эдельштейн, Дан Меридор, Лимор Ливнат, Йоси Пелед, председатель правящей коалиции Зеэв Элькин, депутаты Кнессета Офир Акунис, Кармель, Цион Финьян, Дани Данон, десятки мэров городов» (http://www.vestnik-news.com/2010/09/27/ ). Жизнь продолжается Я постарался коротко пересказать то, что я прочитал в интернете о древнем городе Израиля Шило. В голове не укладывается, когда древнейшую Землю еврейского народа, Ханаан (Эрец Исраэль), а именно Иудею и Самарию, отдают завоевателям-арабам. Заиорданье англичане, дабы наказать евреев, сами, без всяких международных решений, отрезали и отдали арабам, назвав страну Иорданией. То же хотят сотворить с Голанами. Хеврон – первая столица царя Давида, вдруг оказалась владением арабов. Иерусалим – столица Давида и Соломона, столица Иудеи, вдруг оказалась «святым» городом для арабов. Шило – первая духовная столица израильских племен времен заселения Ханаана, тоже... Беспредел, да и только... Давид Генис Развалины Шило - древней столицы еврейского народа. Останки города находятся на холме, над просторной живописной долиной. Во время археологических раскопок на кургане были найдены стены города, построенные 3500 лет назад. (Арье Парнис. Экскурсии по Израилю, 2010. http://toldot.ru/blogs/aparnis ).
Развалины Шило (Арье Парнис. http://toldot.ru/blogs/aparnis ).
Первосвященник Эли благословляет маленького Шмуэля, Jan Victors, 17 век.
|
|
Опубликовано здесь 24.10.2010.
|
|
|