Шмуэль Азимов
ИерусалимСИМВОЛИКА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
методическая разработка школьного урока
Необходимый инвентарь: столы, стулья листы бумаги, карандаши. Наглядные
пособия преподавателя.
Вводная часть. Преподаватель рассказывает слушателям, как будет строиться
занятие – на основе вброса тем, их обсуждения и зарисовки. Преподаватель честно
предупреждает, что сам рисовать совершенно не умеет и этого не стыдится. Просит
поднять руку тех, что считает, что рисует неплохо. Предлагает условие проведения
занятия: свои рисунки показывает всем только тот, кто захочет, остальные не
подглядывают к другим.
1. Обсуждение жертвоприношения животных с позиций гуманизма.
Преподаватель на этом этапе всячески приветствует провокативные высказывания
типа «уродливый средневековый обычай», «варварское обращение с животными» ит.д.
Вывод: использование животных не для еды недопустимо. Антитеза: рассказ об
использовании лабораторных животных в современной науке.
Ссылки:
http://molbiol.ru/student/02_05.html#a1
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/4/49/1000313.htm
Демонстрация фотографий.
Предложение попробовать изобразить описанные опыты на бумаге.
Еврейская точка зрения.
Рассказ о красивой и трагической судьбе Рамхаля. Вывод Рамхаля из его книги
дерех Ашем: человек – главное создание, на которого возложена цель всего
творения. Прочие создания призваны ему помогать в достижении этой цели.
Резюме: гуманно любое использование животных, в котором есть необходимость.
Только доставление животным бессмысленных страданий является тяжким грехом.
2. Обсуждение форм человеческого восприятия.
Преимущество яркой картинки перед любым, самым умным рассказом. Рассказ о
социальной рекламе. Иллюстрации:
1) О вреде курения:
http://neky.ru/foto/351-detskie-risunki-o-vrede-kurenija.htm
2) Оригинальные дорожные знаки
Задание: нарисовать социальный плакат на одну из следующих тем: о вреде
курения, о безопасном вождении, о необходимости прибирать за домашними
животными, о пользе чтения книг, о вреде тратить время даром.
3. Жертвоприношение в храме, как яркое впечатление, помогающее человеку
раскаяться. Изложение на примерах принципа Кли Йокера о том, что жертвенное
животное подбиралось, так, чтобы оно было максимально похоже и на проступок, и
провинившегося, с тем, чтобы облегчить ему осознание, что вообще-то по его делам
стать жертвой следовало бы ему самому. Но только Б-г Израиля в милосердии своем
позволил заменить самого преступника столь похожим на него жертвенным животным.
Критерии этой схожести: подбор животного и тип принесения его в жертву в
зависимости от социального и имущественного статуса жертвователя, а также от
характера его вины.
|