בס''ד

На главную

к оглавлению раздела
БИБЛИОТЕКА

ФЕДЕРАЦИЯ СОЮЗОВ ПИСАТЕЛЕЙ ИЗРАИЛЯ
СОЮЗ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

ВЕСТНИК №9

Свои отзывы и материалы шлите через эту почтовую форму (все поля обязательны, не более 2-х сообщений подряд с одного компьютера). Или пишите на адрес temple.today@gmail.com  

Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:

 

  Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Михаил Польский

ФЕДЕРАЦИЯ СОЮЗОВ ПИСАТЕЛЕЙ ИЗРАИЛЯ
СОЮЗ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ИЗРАИЛЯ



ВЕСТНИК №9 (25)

АПРЕЛЬ-МАЙ – ИЮНЬ, 2011 года


Александр Каневский награждён «Золотой медалью Франца Кафки»

Поздравляем!!!

ВЫШЛИ В СВЕТ:

АЙЗЕНШАРФ Алла, «И этот день», Стихи, Библиотека альманаха «Юг», Ашкелон, 2011 г.
БАУХ Ефрем, Гомберг Леонид, «Апология небытия. Шломо Занд: новый миф о евреях», «Библиотека «Единая книга», 2011. Предисловие Дины Рубиной.
БАЦАЛЬ Арье, «Божий дар», роман, том первый, том второй,Издательский дом «БЭТ», Израиль, 2011

ЗНАКОВСКАЯ Любовь,, «На парусах страниц. Избранное», стихи.
Издательство «Лира», Иерусалим, 2010-2011

ЗНАКОВСКАЯ Любовь, «Подвиг ветеранов», очерки о ветеранах
Второй мировой войны г.Тверии. Издательство «Гуттенберг», Хайфа, 2011

КАНОВИЧ Григорий, «Облако под названием Литва», рассказы, «Библиотека Иерусалимского журнала», 2011 г.

КИКОИН Константин, . «По обе стороны свободы». Эссе, очерки, воспоминания. Филобиблон, Иерусалим, 2011, 238 стр.

КЕЛЕЙНИКОВ Иосиф, «Над порогом», стихи, Издательство Э.ра, Москва, 2011

КЛЁНОВА Людмила, «Планета любовь», поэзия, Ашкелон-Тель-Авив, 2011

КРУМЕР Аркадий, «Изя Кац и другие русские» («Зебра-Е», Москва, 2011)

КРУМЕР Аркадий, «Нескушная книжка навырост» («Зебра-Е», Москва, 2011)

КРУМЕР Аркадий, «Смешные хроники прошлого века», («Зебра-Е», Москва, 2011).

РОЗЕНФЕЛЬД Любовь, «По камешкам», рассказы, Ашкелон, 2011

ЧАЙКОВСКАЯ ВАЛЕНТИНА, «Поцелуй» (на украинском языке), предисловие Леонида Финкеля, «ВК-2000»,Ришон ле-Цион, 2011

ШАПИРО Татьяна, «Стихи детворе», Изд-во «Еврейская община», Самара, 2011

ШЕХТЕР Яков, «Поцелуй Большого Змея», «Время» М., 2011, тираж 10000 экз.


АЛЬМАНАХ «ЮГ».№11 (гл.редактор Леонид Финкель), Авторы: Айзеншарф Алла, Баух Ефрем, Бацаль Арье, Богуславский Вильям, Вейхман Владимир, Дынкин Леонид, Заяч Лидия, Каневский Александр, Келейников Иосиф, Крумер Аркадий, Малкин Юрий, Максимов Эдуардж, Подольская Галина, Розенфельд Любовь, Краковская татьяна, Ульчина Римма, Финкель Леонид, Фрухман Лев, Щерба Ефим, Щерба Саша.

«РУССКАЯ ПОЭЗИЯ АШКЕЛОНА», Изд-во Ileknif, 2011, Предисловие Леонида Финкеля. Авторы: Айзеншаоф Алла, Бацаль Арье, Вейхман Владимир, Верховский Яков, Гительсон Аркадий, Гитина Инна, Дынкин Леонид, Заяц Лидия, Келейников Иосиф,Клёнова Людмила, Маслов Олег, Немировская Дина, Полонский Геннадий, Розенфельд Любовь, Рострам Александр, Тублин Яков, Фридман Иосиф, Цванг Семён, Щерба Аркадий, Щерба Саша, Щерба Ефим

«В1ДЛУННЯ» , №1, 2011, (на украинском языке, гл.редактор Игорь Барах). Авторы: Ефрем Баух, Григорий Усач, Игорь Барах, Александр Каневский, Иоханан (Иван) Потёмкин, Давид Левин,

«РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО» № 13 , (гл.редактор Григорий Окунь), авторы:
Кривин Феликс, Малкин Геннадий, Зорин Фредди, Бацаль Арье, Ульчина Римма, Добин Владимир, Максимов Эдуард, Тепловодская Ася, Файнберг Авраам, Финкель Леонид, Подольская Галина, Агаронова Галине.
«Кастильский ключ» (Литературный альманах, Хайфа) , №8,(главный редактор Борис Теплицкий), Авторы: Добин Владимир, Чайковская Валентина, Крашенный Игорь, Келейников Иосиф, Айзеншарф Алла, Халупович Вадим

СРПИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

АЗОВ Марк, Цивилизация, «Заметки по еврейской истории» (редактор Евг.Беркович), №4, апрель 2011 г.,»Ангел хранитель», №1 (68), январь 2011, «Двое и автор этих строк», 24.04.11, «Машина времени», «Секрет»,1.05.11, «Башня», «Еврейская старина», №2 (69), апрель-июнь, 2011 г.

АКСЕНОВА-ШТЕЙНГРУД Светлана, «Несколько эпизодов из жизни свободного человека», «Окна» (приложение к газете «Вести»), 7.04.11

АКСЕЛЬРОД Елена, «Собранные строки», «Интернет-журнал «Семь искусств» (гл.редактор Е.Беркович). №4 (17)

БАУХ Ефрем, «Нелёгкая ноша нового романа мне ещё под силу», интервью с Михаилом Давидзоном, «Окна» (приложение к газете «Вести», 7.04.11

БАНГИЕВ Роберт, «Муза празднует свои именины». «Менора» №481, «Вечер юмора в «Музе», «Менора», № 488,»Муза чествует двух корифеев отчизны», «Менора», №490, 24.04.11

ВЕЙЦМАН Марк, "22" №159 Расклад. Стихи;

"Время м место" Нью-Йорк. Выпуск 1(17) Стихи;

"Евр камертон".14.04. О романе Давида Гая "Средь круговращенья земного".

«Открытие» (стихи для детей) и «Другие дети» (Сайт «Букник-младший»), «Проза поэта» (Риталий Заславский), «Еврейский камертон» (приложение к газете «Новости недели»), 09.06.11

ГАММЕР Ефим, "Мнения" портала zahav.ru, Электронный журнал "Мы здесь», роман "Амдерма - лежбище моржей", опубликован в российском журнале "Вологодская литература", номер 10.


ГАММЕР Ефим , стихи из цикла "Стиходжаз", опубликованы в международном сборнике поэзии “Планета поэтов 5“, Латвия, Рига.

ГЕЛЬБАХ Игорь, «Играющий на флейте», «Окна» (приложение к газете «Вести», 14.04.11

ГЛЕБОВА Римма, «Безутешная орхидея»,»Секрет», 24.04.11, «Соседка», «Секрет», 01.05.11

ДАВИДЗОН Михаил, «Апрельские чтения», «Окна» (приложение к газете «Вести»), 28.04.11,
«Летние забавы», 16.06.11

ЗНАКОВСКАЯ Любовь, «Ваши руки бессонны и святы», «Секрет», 25.12.10
«Морская фамилия еврея по имени Маркс», «Секрет», 19.02.2011,
«Всем смертям назло», «Секрет», 15.05.11., «Шаул, его жизнь и крымские сонеты», эссе и переводы 9 сонетов.
В журнале «Симферополь» №2, 2010. Крым, Украина. Этот пронзительный свист паровоза», «Хота в испанском дворике», стихи в молодёжном журнале «Луч» («Кэрэн») №2(33),
Челябинск, Россия, 2010, «Стихи», журнал «Оазис» (Германия), декабрь 2010 г., «Наши горы», «Живопись», стихи в Международномлитературно-публицистическом и культурологическом журнале «Меценат и Мир» №45-48, Москва, 2010.,«Графика», «И это со мной непременно случится», стихи в Международной литературно-публицистической газете «Провинциальный интеллигент», №2 (19) февраль, Карелия, 2011, «Мы из Тверии», «На сцене Кинерета», «Прощание славянки», эссе и стихи в газете «Санкт-Петербург. Интеллигент», №2(2), «Россия», март, 2011 г., «Улетай на крыльях ветра» (рассказ»,»Секрет», 17.04.11 г, «Да разве об этом расскажешь», «Секрет», 24.04.11, «Всем смертям назло», «Секрет»,15.05.11.Подборка из девяти стихотворений в альманахе «Золотая книга», Изд-во, «Русский анонс», Дюссельдорф, Германия.

ЗОРИН Фредди, «Два ежегодника в одном»,(«Год поэзии 2009-2010), еженедельная рубрика в «Еврейском калейдоскопе « (приложение к газете «Новости недели»), Стихи: Марка Азова, Марии Войтиковой, Любовь Знаковской, Рины Левинзон, 12.05.11,» Семьдесят лет спустя»,»Еврейский камертон» (приложение к газете «Новости недели»,09.06.11
КАНЕВСКИЙ Александр, «Я ещё и снайпер» (Из книги «Идущие на смерть»), «Секрет», 10.04.11, «Кровавая Мэри», 26.06.11

КАНОВИЧ Григорий, «Тет-а-тет по Интернету», «Окна» (приложение к газете «Вести», 23.06.11

КИКОИН Константин, . Журнал «22», №159, 2011 – 9 стихотворений, . Журнал «22», №159
КОРАБЛИКОВ-КОВАРСКИЙ Сергей,«Стихи и слёзы», журнал «Луч»(Кэрэн»)№2(33), Челябинск, Россия, 2010., «За надеждой», «И вновь под прицелом», стихи в журнале «Меценат и Мир» №45-48, Москва, 2010., Предчувствие», «Ах, ленинградская весна…», «Как мчится время…», стихи в газете «Санкт-Петербург.
Интеллигент» №2, Россия, март, 2011.

ЛЯХОВИЦКИЙ Юрий, «Праздник с кровью на руках», «Мост», 18.05.11

МАЛКИН Геннадий, Афоризмы, «Секрет»,17.04.11, «Секрет», 01.05.11, «Секрет», 15.05.11, 29.05.11? 26/06/11

МИНИН Евгений, «Парад пародий», «Секрет», 3.04.11,»Секрет»,17.04.11, «Секрет»,
01.05,11, 15.05.11, 29.05.11,26/06/11

МИНИН Евгений, «Танец на углях», стихи, «Информпространство», июнь 2011

МАКСИМОВ Эдуард, Стихи, «Оазис» (Германия), декабрь 2010 г.

МООР-МУРАДОВ Юрий, «Израиль как неоценённый арабами дар божий», «Мост»,
6.04.11, Фельетон "История болезни известного журналиста" - сайт zman.com 9 телеканала и сайт "Мнения" портала zahav.ru, газета "Новости недели", газета "Мост", 7.03.11, Фельетон "Бравый лексикон израильских лидеров" – сайт zman.com 9 телеканала и сайт "Мнения" портала zahav.ru, газета Новости недели (31.03.2011) 25 марта 2011 "Израиль как неоцененный арабами Божий дар" – сайт zman.com 9 телеканала и сайт "Мнения" портала zahav.ru,25.03.11, "Юмор – высшая инстанция искусства" – сайт zman.com 9 телеканала и сайт "Мнения" портала zahav.ru 01.04.11, интервью радиостанции "Решет Бет" по случаю скорого выхода в свет книги "Прогулки с ивритом или Занимательный иврит-3", 8.04.11, 8 апреля 2011 Фельетон "Репортаж из радиостудии" - сайт zman.com 9 телеканала и сайт "Мнения" портала zahav.ru., 8.04.11, 12 апреля 2011 "Как полюбить еврейских ортодоксов и остаться в живых" – статья, сайт zman.com 9 телеканала и сайт
Ефим Гаммер, рассказ "Присказка", опубликован в журнале "БЕГ", номер 11, Россия, Санкт-Петербург.ь", сайты "Русская улица", "Лицо Израиля" и мн. другие,  газета "Мост" (21.04.11), газета "Наш Иерусалим" (18.04.11), 24 апреля – выступление на 9 канале в передаче "Открытая студия" – о типичных жестах израильтян, статья об этом же на сайте zman.com 9 телеканала и сайте "Мнения" портала zahav.ru., 27 апреля – статья "Речь в защиту правозащитных доносчиков и Подоплека арабских "наждачных" революций" - сайт "Мнения" портала zahav.ru.» «Русский» иск к Израилю…»,»Мост», 11.05.11, «Израиль – жестокая страна», «Мост», 15.06.11
РАХЛИН Феликс, «Кто сложит оду воробьям», «Окна» (приложение к газете «Вести», 28.04.11, «Два «Яра» Евгения Евтушенко, «Еврейский камертон» (приложение к газете «Новости недели», 12.05.11, «Грозное предупреждение «русским политикам», «Мост», 18.05.11

РОЗИНА Маргарита, «Портрет, написанный сердцем», «Секрет», 10.04.11

РОЗЕНФЕЛЬД Любовь, Новый друг», «Секрет», 3.04.11, «Листая старый дневник», 10.04.1 ,»Другие», «Секрет», 24.04.10, «Свечки», «Секрет», 01.05.11, «Ушла», 15.05.11,
25.05.11, «Визит Дамы-2», «Секрет», 5.06.11

СЛОВИН Леонид, «Чем тупее угол зрения, тем шире кругозор», «Окна» (приложение к газете «Вести»), 14.04.11, «По Японии», 28.04.11, «Литературный автобус глазами москвичей», 19.05.11, «Цена стремительных сближений», «Окна» (приложение к газете «Вести»), 5.06.11, «Днём деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья…», 16.06.11

ТАМАРКИНА Елена, Круглые даты. Переводы израильских поэтов. (Лия Гольдберг), журнал «Заметки по еврейской истории» и «Семь искусств», №4 (17), апрель2011, стихи из книги «И помнит мир спасённый», издательство «Рунет»,2011

ФАЙНЕБЕРГ Авраам, «Народ в искусстве», «Еврейский камертон» (приложение к газете «Новости недели»), 09.06.11

ФИНКЕЛЬ Леонид, «В раю хороший климат, а в аду – хорошая компания» (предисловие к очерку М. Пархомовского «Поющие ветры Баку»), «Секрет», 17.04.11, «Жди меня» (История одного стихотворения), «Секрет», 5.06.11, «В трудные минуты – живу этим» (к юбилею Аллы Айзеншарф), «РИФ», 2.06.11, «Вокруг романа» (Жизнь и судьба Василия Гроссмана), «Секрет», 26.06.11, «То, что вы живы, ваша проблема, сэр», «Мост», 22.06.11, «Ах, Пушкин, вы любви не стоите!», «Окна» (приложение к газете «Вести», 3-.06.11
УСАЧ Григорий, «Увидеть Иерусалим – и жить», Стихи, «Еврейский камертон» (приложение к газете «Новости недели»), 14.04.11

ХАЛУПОВИЧ Вадим,»Поколение пустыни», «Еврейский камертон», (рубрика Ф.Зорина)14.04.11
ШАЛИТ Шуламит, «Адмирал океана» (Эммануил Казакевич и его пьеса о Колумбе»)
“Еврейская сана семьи Житницких», «Еврейский камертон» (приложение к газете «Новости недели»,), 09.06.11

ЩЕРБА Ефим, «Слабая», «Секрет»,1.05.11, «Мысли вслух», «Секрет», 15.05.11.11,
«Эта нога, у кого недо…» (Истории из жизни советского инвалида», 26.06.11, «Киноманам – киноманка», 26.06.11

ЧЕЧИК Феликс, «Отечество в квадрате», «Новая юность», №6 (99), 2010,
«Отныне и навеки», «Крещатик №1, 2011

ЦВАНГ Семён, «Вечер памяти поэта» (Михаил Беркович), «Мост», 6.04.11

ШАПИРО Татьяна, Стихи для детей, Журнал «Рюкзачок»(Минск)-номер 1,6,7,8,11,12-2010год,И номера 1,2-2011год(в них песни на диске), Журнал» Книжки,нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»-номер1-2011год(песня 8марта), «Провинциальный интеллигент» номер1-2011год(город Костомукша), журнал «Мамино счастье» номер2-2011год(стихи для детей).ШНЕЕР Арон, «Слово об учителе», «Секрет», 05.06.11

ШЕХТЕР Давид «Евреи «Стран Домино», «Окна» (приложение к газете «Вести»),09.06.11


ЩЕРБА Ефим, «Тоска объявлений», «Секрет», 3.04.11, «РЫК ЛАМЫ», «Секрет», 29.05.11
ЭСКИН Борис, «Исход», «Еврейский камертон» (рубрика Ф.Зорина)

ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ

БАТКИН Вильям, Довериться замыслу Бога. О поэзии Наума Басовского,»Заметки по еврейской истории» и «Семь искусств», №4 (139), апрель 2011 г.
ПОРТНОВА Н., Реплика на сборники стихов «Другой глобус», «Детали картины» и «После битвы».

ПЕРЧИКОВ Александр, «Рождённый в Самаре. Реальность и мифы Владимира Фромера»., апрель, №4, «Взлёт и падение Эхуда Ольмерта», Переса», №6,2011, «Даруй мне тишь своих библиотек. Книжная вселенная Клары Эльберт», №7, 2011

«ЮБИЛЕЙНЫЙ ФИНКЕЛЬ», редакция газеты «Секрет», 26.06.11

ЮДСОН Михаил, “Окна Кикоина» (О книге К.Кикоина «По обе стороны свободы»),
«Окна» (приложение к газете «Вести»), 2.06.11 г.

ФРУХТМАН Лев, «Божий дар повествования» (Вспоминая Ширу Горшман), переводы из творческого наследия Ширы Горшман, «Секрет», 10.04.11

18-й ПУШКИНСКИЙ ПРАЗДНИК (К юбилею Леонида Финкеля), «Мост», 29.06.2011

.
ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА

18.02.11, Бат-Ям. Центр культуры бухарско-еврейской интеллигенции «Муза». Основатели и руководители центра – поэт Роберт Бангиев и оперная певица Мирьям Юсупова-Бангиева. Празднование двухлетия центра. На вечере выступали мастера слова и поэты, певцы и музыканты, знатоки Торы и другие деятели общины.

26.03 Бат-Ям. Центр культуры бухарско-еврейской интеллигенции «Муза». Руководители центра – поэт Роберт Бангиев и оперная певица Мирьям Юсупова-Бангиева. Вечер юмора на разных языках.

9.04.11,Бат-Ям. Центр культуры бухарско-еврейской интеллигенции «Муза». Руководители центра – поэт Роберт Бангиев и оперная певица Мирьям Юсупова-Бангиева. Две знаменательные даты – 100-летие со дня рождения выдающегося поэта современности Мухиба (Мордехая Бачаева) и 125-летие со дня рождения Народного артиста Узбекистана Михаэля Толмасова. 7.05.11 Выступление в центре культуры «Муза» вместе с Мирьям Юсуповой с литературной программой на тему «Язык мой – друг мой». Бат-Ям

28.5.11 Вечер поэзии в центре культуры «Муза». Бат-Ям

5.06.11, Презентация книги Любовь Знаковской «Подваиг ветеранов» (49 очерков, инвалидов, узников гетто, второй мировой войны г.Тваерия). Русский-иврит, перевод И.Явчуновской. Изд-во «Гуттенберг», Хайфа,2011

7.06.11, Радиопередача “Золотой возраст». Поэтесса Илана Вайсман. Ведущий программы Евсей Тростан.

12.06.11, Ашкелон, зал театра «Менора», Киновечер, посвящённый столетию со дня рождения Виктора Некрасова. Вступительное слово – Леонид Финкель

14.06.11, Ашкелон, библиотека матнаса Неве-Илан», Вечер памяти поэта, лауреата премии им.Давида Самойлова – Якова Тублина. Вступительное слово – Леонид Финкель.

15.06.11. Ашкелон, библиотека матнаса «Неве-Илан», Юбилейнве поздравления поэтессе Алле Айзеншарф, лауреату премии «Олива Иерусалима» и премии им.Давида Самойлова. Вступительное слово – Леонид Финкель.

16.06.11. Тель-Авив, Каплан,6. Вручение премий имени Виктора Некресова.Выступили Эфраим Баух, Леонид Финкель, лауреаты премии им.Некрасова- Арон Шнеер, Исраэль Левин, Михаил Юрис.

19.06.11 Ришон ле-Цион. Неделя ивритской книги. Бейт Ам. Творческий вечер Леонида Финкеля

23.06.11., Ашкелон, «Яд ле-Баним», 18 пушкинский праздник. «Слово «Мой Пушкин»
Леонид Финкель

23.06.11, Иерусалим, Дом наследия Ури Цви Гринберга. Вечер памяти Юрия Марголина. Ведущие вечера Владимир Гершович, Владимир Фромер.

ДЛИННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА»-2011




6.Гаммер Ефим. Укрылась женщина в снегах. – Журнал «Север», 2008. – №5,6.
25.Полищук Рада. Семья, семейка, мишпуха. По следам молитвы деда. – М.: КЛ, 2010. – 208 с.
.
37.Шишкин Михаил. Письмовник. – М.: Астрель, 2010 – 416 с.
38.Эппель Асар. Латунная луна. – М.: Corpus, 2010. – 384 c.


III Международный конкурс
имени Сергея Михалкова

Российский фонд культуры и Совет по детской книге России объявляют III Международный конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Конкурс проводится под патронатом Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел России и Российского авторского общества.

Задачи конкурса – возрождение лучших традиций русской и советской литературы для подростков, выявление и поддержка одарённых российских и зарубежных авторов, пишущих на русском языке для читателей в возрасте от 12 до 17 лет.

В жюри Конкурса вошли известные российские писатели, литературоведы, критики, представители издательского и библиотечного дела. Председатель жюри – Заслуженный художник России Виктор Чижиков.

Участником конкурса может стать любой автор, достигший 18-летнего возраста. Произведения, направляемые на конкурс, должны быть оригинальными (переводы не рассматриваются) и ранее не опубликованными.

Приём рукописей на конкурс завершится 30 ноября 2011 г. Итоги конкурса будут подведены 13 февраля 2012 г. Торжественная церемония награждения его лауреатов состоится 13 марта 2012 г., в день рождения Сергея Михалкова.

Победители конкурса, занявшие 1, 2 и 3 места, помимо диплома лауреата и лауреатской золотой медали, получат денежное вознаграждение. Их произведения пополнят собой книжную серию "Лауреаты Международного конкурса им. Сергея Михалкова", которая издаётся по итогам конкурса.

Подробности и контактная информация – на официальном сайте конкурса: http://www.svmihalkov.ru

К столетию со дня рождения Виктора Платоновича Некрасова
 
 
НАШ ВЫБОР - ВИКТОР НЕКРАСОВ!
(Вручение премий имени Виктора Некрасова  
в Союзе русскоязычных писателей Израиля)
  
     Тепло, задушевно и празднично (и даже озорно) отметил Союз русскоязычных писателей сто летний юбилей замечательного русского писателя Виктора Платоновича Некрасова, удивительного человек, дворянина, офицера, мушкетёра. Советский Союз имел возможность получить своего Хемингуэя, или Ремарка Виктор Некрасов не уступал каждому из них по масштабу дарования. 

     Столь ясного, лаконичного, весёлого или печального  письма не встречал ни у кого. Даже, страшно сказать! У классиков? Он всегда писал в подчёркнуто реалистической манере (даже своё свидание со Сталиным). Его проза это рассказ обычного человека, адресованный такому же обычному человеку, без нарочитой сниженности языка. Так разговаривают воспитанные, интеллигентные люди без ругательств, без заумных слов. Но именно этот разговорный язык вызывает особый эффект достоверности, живого общения, правды?Юмор его всегда направлен на самого себя и только потом на собеседника?.

И всё же главное его достоинство не только знаменитый роман «В окопах Сталинграда» (точнее «Сталинград»), не повести и рассказы он был очень, ну очень хорошим человеком. Это единодушное мнение почти всех (а может быть и всех) кто его знал. Он был красивым  той душевной красотой, что делает достоинства внешности совершенно незначимыми. Какой там нос, какие глаза хотя и нос и глаза и даже ? были замечательными. Просто стоило ему появиться рядом, только попасть в поле зрения, и?понимаешь, что жизнь без этого человека скучна, бесцветна и пуста.

     Более симпатичной, более обаятельной фигуры в литературе прошлого столетия просто не сыскать. И понять это очень легко достаточно раскрыть  книгу Виктора Некрасова. Любую. Наугад. Нельзя читать его повести равнодушно. Я точно не могу. Сердце вибрирует. Тоскует душа.

     Обычный человек. С необычной судьбой. Как пишет писатель Надеждин (который читает его без очков, с любой страницы, потому что очень хорошо знает):?абсолютно не героический. «Обыкновенный (но не заурядный), совершенно земной (но удивительно талантливый),?
     Начать знакомство с Некрасовым можно с любой его вещи. Думаю, что для многих наших современников это писатель или малознакомый, или незнакомый вовсе. Во всяком случае, один мой приятель, которому по роду службы надо бы готовить юбилей Некрасова, сказал: «конечно, непременно, я его, Виктора Платоновича, ещё в школе учил, ну это?самое? «Кому на Руси жить хорошо»! Эхма! Стоит ли удивляться: не в те руки попадает юбилей. Не тому памятник поставят. А ведь поставят! Потому что велика вина перед ним родины. А сегодня уже и родин: России, Украины. Возьму на себя смелость сказать и Израиля. Потому что если хотим, чтоб нас любили (а хотим!), надо любить и тех, кто в суровую годину был тебе  большим другом?.
«Он вошёл в русскую литературу рано и сразу со своей темой, военной. Повесть в «Окопах Сталинграда» была напечатана сразу после войны, был громадный успех, потом кратковременная опала, потом опять успех, и вновь опала уже серьёзная, с исключением из партии. Как раз в это время готовился очередной том Большой советской энциклопедии. И опальный Некрасов оттуда без всяких разговоров вылетел. Будто и не было такого писателя в советской литературе. Но энциклопедический том "ответственное государственное дело" был уже свёрстан. Чем заполнить дыру? Нужен был срочно кто-то на букву «Н». И вот тогда неожиданно повезло  эмигранту Владимиру Набокову: редакция моментально заказала статью о нём. Точно по размеру дыры. И ничего не подозревавший Набоков попал в начале 1974-го года в главный советский справочник. Так два писателя  исторически поменялись местами. Это, кстати, будет не единственный их обмен, но об этом попозже. Скоро и Виктор Некрасов эмигрировал, оставив по себе самые лучшие воспоминания и у читателей и в профессиональной литературной среде» (Иван Толстой).
 
? В прошлом году СРПИ  впервые наградил премиями имени Виктора Некрасова большой отряд ветеранов войны, которые внесли вклад в литературу о второй мировой. Это легендарный Ион Деген, автор одного из лучших стихотворений, написанных в годы войны. Это бесстрашный Макс Привлер,  12-летнмй мальчишкой, его заслонил от расстрельной ямы отец. А мать повесили на воротах гетто, на его глазах. Рядом с гетто была мастерская зеркал. И в каждом зеркале он видел повешенную мать? Что сказал бы, Виктор Платонович?!
А 19-летний Ефим Гольбрайх, который добровольно пошёл в штрафную роту! И про книгу которого  написал проникновенные слова сам Василь Быков!
Аркадий Днепров, Иосиф Гуммер, Семён Цванг, Михаил Дендзе, Лидия Заяц все они достойно отразили «вторую мировую» в своих стихах и прозе?      
 
     ? На войне Виктор Некрасов был сапёром. Всю Сталинградскую эпопею провёл на Мамаевом кургане. Когда второй раз был ранен и демобилизован в самом конце войны, сел и честно написал книгу, в традициях «Севастопольских рассказов « Толстого. Василий Гроссман писал в традициях «Войны и мира». В общем, оба несли свою толстовскую службу. Положительную рецензию на книгу написал А.Твардовский. Понравилась она и Всеволоду Вишневскому, который был редактором «Знамени». Некрасову повезло, если бы он на номер опоздал, дорогу бы ему непременно преградило постановление ЦК  о журналах «Звезда» и «Ленинград». И книга пошла. Её похвалили Чуковский, Симонов. Журнал «Знамя» представил книгу к Сталинской премии, а руководство Союза писателей книгу отвергло: дескать, ничего не сказано о руководящей и направляющей силе товарища Сталина. Но Сталин лично вписал эту повесть в список лауреатов Сталинской премии. Каприз? Конечно!  Хотя точно всей этой истории никто не знает. Но у фронтовиков книга ведь имела ошеломляющий успех. Это была первая книга настоящей правды о войне. И создала некую традицию в литературе. И Бакланов, и Быков, и Кондратьев все они потом говорили: «Мы вышли из некрасовских «Окопов».
     По сути, повесть «В окопах Сталинграда» - солдатский дневник лейтенанта Некрасова. Дневник, который он на войне не вёл: это было строжайше запрещено. Он вспоминал день за днём позже, находясь на больничной койке в госпитале в Баку. В повести нет придуманных людей, придуманных судеб. Это самая настоящая война. Хроника нескольких месяцев 1942 года.
О книге писал и Андрей Платонов: «Некрасов придаёт, всему движению чувств и действиям человека, пребывающего в огне боя, необыкновенно ощутительную, живую, непосредственную, конкретность,; читатель всё время живёт в том потоке событий, в который вовлёк его автор».
Некрасов был тут же принят в Союз писателей. Полученную премию целиком, без остатка Некрасов передал на приобретение колясок для инвалидов войны. И нигде этот шаг не афишировал, хотя после войны, в годы опалы, получал пенсию как инвалид войны 120 рублей. Как все, кто доживал до пенсии?
А книга жила своей жизнью. Была переведена на 36 языков мира и выдержала более 120 (!) изданий. Общий тираж несколько миллионов экземпляров. Но от многократных переизданий миллионером Некрасов не стал?
 
В нынешнем году лауреатами премии имени Виктора Некрасова Союза русскоязычных писателей Израиля стали  писатели Арон Шеер, 

 
 автор двухтомного  исследования «Плен», писатель Исраэль Левин,

  
 автор остросюжетной саги «Последняя надежда» и «Ложный след» ( Москва, АСТ-Астрель,2009-2010), писатель Михаэль Юрис,

 
 автор  книги «Герой в силу обстоятельств» и двухтомной рукописи.
 
Годы второй мировой войны на советско-германском фронте в немецком плену оказалось более 5 млн.солдат и офицеров. Подробно рассматриваются причины, приведши к этой трагедии. Среди советских военнопленных было до 80 тысяч евреев и их судьба была куда трагичней всех остальных.

В бывшем СССР изучение проблемы плена, трагедии военнопленных было запрещено, тем более изучение судеб евреев-военнопленных. Автор начинал работу над этой темой ещё в Латвии, где встречался с бывшими военнопленными и записывал их воспоминания, работал в местных архивах.

В Израиле автор продолжал работу над темой, получив возможность использовать ранее недоступные материалы. Автор, сотрудник Яд ва-Шем, использовал в работе документы,  а также материалы из ныне доступных архивных фондов Латвии, России, Украины и Яд ва-Шем. Беседы и интервью (всего более 50) с бывшими евреями-военнопленными, проживающему в Израиле, неопубликованные воспоминания и дневниковые записи бывших военнопленных, сделанные как во время, так и после войны, существенно расширили источниковую базу работы.

Книга снабжена научным аппаратом: подробной библиографией, включающей работы на русском, английском, немецком, польском и других языках.

Эмоциональное ощущение от книги потрясающее?.
Это трагическая книга, нужная всем поколениям» (писатель М.Зорин, Латвия),
СВаш плен работа бесценная. Для меня стала откровением. Плен это пласт трагический и страшный, который можно поставить в один ряд с геноцидом». (Писатель Л.Коваль, Латвия, лауреат премии Ф.Кафки).
Таких отзывов очень много? И книга, поистине, уникальная, страшная, нужная и, конечно, не для слабонервных и не для тех, кто хочет забыть о тех, по чьей вине эти 5 миллионов попали в плен?.
 
Союз русскоязычных писателей Израиле впервые включил в шорт-лист тех, кто внёс свой вклад в израильские войны. А ведь эти войны не прекращаются уже более шестидесяти лет. Без перерыва.  Книги Исраэля Левина основаны на Реальных событиях и, написаны человеком, хорошо знающим, о чём и о ком он пишет.
 

 Исраэль Левин, предприниматель, президент компании, занимающейсяразработками медицинских технологий, кандидат медицинских наук, майор запаса Армии обороны Израиля. Участник военных действий на Ближнем Востоке, занимал ведущие посты в Медицинской администрации Израиля. Автор 19 книг и 70 научных работ. На страницах романа читателя ждут тайны политики и загадки истории, авантюрные приключения и повседневная жизнь международных спецслужб. Как бы отнёсся к таким произведениям Виктор Платонович? Думаю, увлёкся бы. Он было озорником. Терпеть не мог зелёную тоску. Но главное, ему уже тогда было ясно, что в ХХ веке мир по горло искупался в крови. Утопии обернулись кошмаром. Его страна успела последовательно разочароваться: в монархии, социалистическом строительстве, в демократии, а теперь, пожалуй, в твёрдой руке. Правда, этого он уже не застал. Но предвидел. Понимал, что если СССР развалится, не потому, что был, слаб, а потому, что был подл. И к нему, Некрасову, в первую  очередь?Мир стал предельно циничен. Зло оправдано в сознании большинства. Идёт тайная война и люди должны знать её ход, хотя бы для того, чтоб их не застали врасплох?
 
Тоже можно сказать о книгах Михаэля Юриса. Он, можно сказать, из «книжной семьи». Это его родственник Юрис написал «Эксодус», книгу, которую знают все поколения государства Израиль и прежде всего новые репатрианты. Чаще всего со знакомством с «Эксодусом» начинался первый шаг к новой родине?
Михаэль пишет по-другому, энергично, я бы сказал темпераментно, изобретательно. И у него романы построены на реальных историях, о которых в своё время (и уже при нас) говорил весь Израиль. Он проявил недюжинное интеллектуальное мужество. Его правда часто страшна. Эта правда заставляет человека разоблачиться совершенно снять перед зеркалом не рубашку, не пиджак, а кожу?.
И у каждого из названных авторов есть удивительная черта, которая роднит их с Некрасовым. Ведь Некрасова совершенно было невозможно представить в виде знаменитости. Такими же я знаю его украинских друзей, последователей и учеников Евгения Сверстюка, Ивана Дзюбу, покойного Вячеслава Черновила, Леся Танюка, Нелли Корниенко, Аду Рыбачук, земля ей пухом?
  
     Киевский портрет Виктора Некрасова рисует известный украинский правозащитник и писатель Евгений Сверстюк: «Некрасов был нетипичной личностью среди киевских писателей?». Действительно, это было нетипично подать руку дружбы и помощи украинским писателям и деятелям культуры, которых зачислили в разряд «украинских националистов» - тому же Сверстюку, Вячеславу Черновилу, Ивану Дзюбе. В это означало, - продолжает Сверстюк, - что он  предлагает дружбу, со всем кругом диссидентов? Словом он демонстративно отвернулся от официального Союза писателей и присоединился к тем, кто не согласен»?.
     В 1960 году в «Литературной газете» появилась статья Некрасова «Почему это сделано». Вот цитата из этой статьи: «Сейчас  в Архитектурном управлении города Киева мне сообщили, что Бабий Яр, предполагается «залить», засыпать, сравнять, а на его месте сделать сад, соорудить стадион? Возможно ли это? Кому это могло прийти в голову засыпать овраг глубиной 30 метров и на месте величайшей трагедии резвиться и играть в футбол? Нет, этого допустить нельзя!»
     Виктор Платонович стал первым, кто в полный голос заявил о том, что память о страшной трагедии Бабьего Яра пытаются уничтожить, вымарать из истории, стереть из голов миллионов советских граждан. Он первым поднялся на защиту бабьего Яра. Власти глухо промолчали. А на Некрасова обрушились нешутейные неприятности.
     С самого начала войны раздавались голоса, (начал Илья Эренбург), что в Бабьем Яру надо поставить памятник. Уроженец Киева, он одним из первых прибыл на место массовых казней евреев. И тогда написал одно из первых стихотворений «Бабий Яр». Но в ЦК КПСС и в ЦК КП Украины были другого мнения. В 1957 году украинский ЦК, под водительством Николая Подгорного принял то решение, о котором писал Некрасов.: не засыпать овраг, а замыть способом гидромеханизации..
     29 сентября 1966 года в Бабьем Яру состоялось несанкционированное властями мероприятие, переросшее в стихийный митинг, выступили уцелевшие свидетели расстрела евреев фашистами. На трибуну поднимается и Виктор Платонович Некрасов. Он о послевоенной судьбе Бабьего Яра знает больше других. И говорит прямо, горько, отчаянно. Это выступление стало последней каплей, переполнившей чашу терпения властей?
     Опустим многочисленные печальные подробности. Это материал для большой и горькой книги. 17 января 1974 года к Некрасову на квартиру пришли с обыском. Обыск длился 42 часа. Девять человек из КГБ унесли с собой семь мешков рукописей, книг (Зайцева, Шмелёва, Цветаеву, «Один день Ивана Денисовича» на итальянском языке, на русском не взяли, даже Пушкина на  иврите),, газет, фотографии, в особенности Бабьего Яра на всех этапах его разрушения, пишущую машинку, магнитофон с кассетами. По их мнению, это была «литература антисоветского и клеветнического содержания».
     Что должен был думать, чувствовать старый солдат? Тоску? Бесконечную усталость? Стыд?
     12 сентября 1941 года в киевском аэропорту Борисполь Виктор Некрасов прощался с друзьями?
     Рассказывает вдова Андрея Синявского Мария Розанова: «Приехав во Францию, первое время Некрасов жил в моём доме. До сих пор на одной из комнат моего очень старого, очень потрёпанного и очень большого дома висит бумажка: «Уголок Некрасова». Она выгорела, но как-то снять её и выбросить рука не поднимается. А 1 июля 1975 года умирал русский писатель Виктор Некрасов. 27 мая его положили в госпиталь?и больше трёх часов оперировали, пытаясь спасти от перитонита. Хирург сказал, что любой француз умер бы за пять дней до такой операции и хотя операция прошла хорошо, положение безнадёжно. 1 июня врачи объявили, что положение резко ухудшилось, что надежды нет?
? и вот тогда Андрей Синявский, а они очень дружили в тот первый для Некрасова год эмиграции, сказал, что есть одно средство крайнее средство и страшное средство, но что он попробует. И Синявский написал Некрасову некролог при жизни. Это была попытка хоть чем-то помочь, мысленно, словесно  заговорить смерть в те роковые часы. Эти беглые строки не очерк и не статья, не письмо и не дневник. Скорее это полуплач-полузаклинание, что-то вроде колдовства. И, вместе с тем, попытка сказать самому Некрасову, что такое Некрасов. Потому что всякому писателю очень важно знать, что же он написал в жизни своё, незаменимое, за что мы все и чтим, и любим, и помним его ,как слово нашей эпохи. Не перечисление заслуг, а уяснение лица, стиля жизни и речи.
    А к утру, Некрасов очнулся, вопреки всем  медицинским прогнозам и правилам. Очень медленно он стал поправляться. Что его тогда спасло? Могучий ли организм или антибиотики, или напряжённая, сосредоточенная любовь друзей, которая тоже иногда не даёт отлететь человеческой душе в иные дали. Не знаю. Но Некрасов выбрался из той могилы и прожил ещё 12 лет. Это были очень тяжёлые для него годы, годы эмиграции. И скрашивались они бесчисленными путешествиями. Как он любил ездить! Встречами с друзьями из той, из прошлой жизни:»А ты знаешь, кто приехал?!» А в последний год новой оттепелью дома. Как он надеялся на неё, как следил и как радовался каждому новому слову оттуда. Даже послал в один из московских журналов статью о Корбюзье.
А тогда в том далёком 1975 году, 17 июня, в день рождения, когда Некрасову исполнилось 64 года, ему был преподнесен прижизненный некролог, как очередная медаль за отвагу. Некрасов прочёл и сказал: «Как жаль, что такие про меня слова нельзя напечатать сегодня. Сделайте это после моей смерти».
     А вот слова писателя Андрея Синявского: «Странно, что среди наших писателей, от рождения проклятых, удручённых этой выворотней, отвратной церковностью, прохаживался между тем светский человек. Солдат, мушкетёр, гуляка Некрасов. Божья милость. Пушкинское дыхание слышалось в этом вольном зеваке и весёлом богохульнике. Член Союза писателей, недавний член КПСС, вычеркнутый из Большой энциклопедии, он носил с собой и в себе этот вдох свободы. Человеческое в нём удивительно сочеталось с писательским. Он был человеком свободы»?
     О смерти Некрасова сообщили лишь одна советская газета «Московские новости». Некролог в «Литературной газете», подготовленный Василём Быковым, был запрещён Егором Лигачёвым, вторым после Горбачёва человеком в партии. Публикацию небольшого некролога в «Московских новостях» Лигачёв на заседании Политбюро назвал «антисоветской выходкой»?
     В Киеве, на Крещатике, на доме номер 15, в котором Некрасов прожил 24 года, висит мемориальная доска. На ней Виктор Платонович изображён с окурком сигареты в правой руке. Окурок этот не случаен.
     «Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются.
Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
     Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымящийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас смерть».
     Прозу такого масштаба сегодня встретить трудно.
     Не знаю, чувствуем ли мы себя сегодня настолько свободными,  чтобы поддержать Виктора Платоновича Некрасова?
Во всяком случае, власть предержащие и не только в моей стране, этого не доказали?
А вручение премий прошло вдохновенно, сердечно. У каждого есть право выбирать своих гениев. Мы выбрали Виктора Некрасова.
 

 
Леонид Финкель
ВЕСТНИК, №9 Тепль-Авив, Каплан,6

Опубликовано здесь 01.07.2011.

Источник: прислано автором

Ответить

вверх