בס''ד
|
Ту-бишват 5770 (2010):
|
Аня Антопольская со товарищи из амуты "Место встречи" продолжает радовать незабываемым событиями. Вот какое объявление я получил и разослал своим подписчикам: На этот раз мне довелось присутствовать на седере в честь "нового года деревьев" Ту-бишват. До этого я понятия не имел о глубоких волнующих смыслах этого замечательного праздника. Во время седера мы прошли путём сотворения миров - от высших к низшим... Ниже фотографии с места события и статья о празднике, найденная на "ру.хабад.орг". Аудиозапись всего седера (22 МГБ)
Михаил Польский.
|
1. р. Менахем Яглом рассказывает...
Семь плодов |
Основано на трудах Любавического Ребе Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в страну хорошую, в страну водных потоков... в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда. (Пятикнижие, книга Дварим, 8:8) Наши мудрецы рассказывают, что вначале все деревья были плодоносящими (то же самое будет и в эпоху Машиаха). Деревья, не дающие плодов - это признак несовершенного мира, потому что смысл жизни любого дерева - это его плоды. При том, что Тора называет человека "деревом полевым" (Дварим, 20:19), а фрукты являются главным достижением дерева, существуют семь видов плодов, которые являются венцом плодоношения. Это семь плодов, которые выделены Торой как основные символы плодородия святой Земли Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. В 15 день еврейского месяца Швата мы отмечаем Новый Год Деревьев. В этот день мы отмечаем праздник не только деревьев вокруг нас, но и "дерева" нашей души, используя семь вышеперечисленных растений в качестве символа различных компонентов человеческой жизни.>>>
|
Пища и корм |
В Каббале говорится, что у каждого из нас есть две души: животная душа, воплощение наших естественных эгоистических интересов, и Б-жественная душа, воплощение наших духовных желаний - стремления выйти за пределы собственного "Я" и соединиться с тем, что неизмеримо выше. >>>
|
|
Животная душа присуща всем живым существам и несет в себе инстинкт самосохранения и продолжения рода. Но человек - это не просто чрезвычайно развитое животное, некоторые его свойства уникальны. Это те самые качества которые мы получаем от нашей Б-жественной души. Там, где мы выходим за рамки естественных эгоцентричных потребностей и желаний (как выжить в этом мире, как обзавестись едой, убежищем, деньгами, властью и уважением), мы перестаем быть всего лишь представителем животного мира и начинаем осознавать свою уникальность. >>>
|
4.
|
Но это не означает, что мы должны отвергнуть животную душу ради Б-жественной.
Обе эти души являются необходимой частью смысла и цели нашей жизни.Развивая в
себе Б-жественное, чтобы возвыситься над сугубо животным, мы должны также
совершенствовать и очищать нашу животную сущность, развивая конструктивные
аспекты собственной "самости" (такие как уверенность в себе, храбрость,
настойчивость), и одновременно выводя из себя все эгоистичное и скверное.
|
|
Радость
|
6.
Радость - это раскрытие. Человек в радости или без нее обладает одними и теми же
душевными качествами: те же знания и умственные способности, та же любовь и
ненависть, те же желания и страсть. Но когда человек испытывает чувство радости,
все это становится гораздо ярче: сознание интенсивней, любовь глубже, ненависть
острей, желания более агрессивны. Эмоции, которые в обычное время не очень-то
заметны, проявляются в полной мере. Как говорит Талмуд: "Входит вино - выходит
наружу сокрытое". |
Безрадостная жизнь может быть полной, но это будет мелкая жизнь: все, вроде бы, на месте, но очень поверхностно. Обе души содержат огромный запас понимания и ощущений, которые могут никогда не выйти наружу, потому что их ничто не стимулирует. Виноград символизирует элемент радости в нашей жизни - той радости, которая стимулирует наши возможности и добавляет глубину, цвет и энергию всему, что мы делаем.>>>
|
|
Сопричастность
|
8. Михаил Сандигурский, Мирьям Гурова
|
Фига, четвертый из "семи растений", это также "плод Древа Знания Добра и Зла",
который съели Адам и Ева, совершив тем самым первый в истории грех. Как
объясняется в учении хасидизма, знание (Даат) какого-то объекта предполагает
тесную сопричастность с этим объектом (как в словах "и Адам познал свою жену").
Грех Адама произошел из-за того, что он не мог примириться с тем, что существуют
некоторые вещи, от которых он должен держаться на расстоянии. Он хотел связать
себя со всем, что создано Всевышним, познать каждый уголок Б-жественного мира.
Даже зло, даже то, что Творец объявил лежащим за пределами дозволенного.
|
|
Действие
|
10.
|
Гранат - это очень ячеистый фрукт: в каждом гранате есть сотни семян, закрытых мякотью, разделенных между собой толстой мембраной. Аналогично этому, человек может делать добрые дела, много добрых дел, и тем не менее они могут быть изолированными действиями, не влияющими на его сущность и характер. Он может обладать многими хорошими качествами, и все же они не становятся его сутью. Он может быть переполнен хорошими поступками, при этом оставаясь морально и духовно пустым. >>>
|
11. Меир Антопольский
|
И если инжир представляет собой возможность полного
сопереживания и отождествления себя с нашими поступками, то гранат - это его
противоположность. Он символизирует нашу возможность перехитрить самих себя и
действовать на уровне, превосходящем наш внутренний духовный уровень. Это
способность добиваться вещей, несовместимых с нашим состоянием на данный момент.
|
Для большинства из нас, жизнь - это борьба. Мы боремся, стараясь
проявить свое я, вырываясь из под влияния родителей и нашего окружения. Мы
боремся, пытаясь найти подходящего супруга, а потом боремся за то чтобы
сохранить семью. Мы боремся, воспитывая наших детей, а потом боремся с ними,
когда они взрослеют. Мы боремся, стараясь заработать побольше денег, а потом
боремся с комплексом вины за наше благополучие. И все это накладывается на
постоянный процесс борьбы животного и духовного в нас, борьбы между нашими
внутренними инстинктами и стремлением превзойти себя и прикоснуться к Б-жественному.
|
14.
|
Совершенство Как сказано в Псалмах (92:13): "Цадик (праведник) расцветет как финиковая пальма".В книге Зогар говорится, что некоторые виды финиковых пальм начинают плодоносить только после 70 лет жизни. Человеческий характер состоит из семи основных качеств, каждое из которых в свою очередь состоит из десяти подклассов. Таким образом, цадик, который "расцветает" после 70 лет - это плод абсолютного спокойствия, продукт души, каждый аспект и нюанс которой был очищен и доведен до полной гармонии с самим собой, с ближними и с Б-гом.>>>
|
15.
|
Хотя маслины и финики описывают противоположные особенности
характера, обе эти особенности уживаются в каждом человеке. Ибо даже когда мы
боремся изо всех сил, мы можем найти утешение и поддержку в невозмутимом
совершенстве, таящемся в глубине нашей души. И наоборот, находясь в состоянии
полного спокойствия, мы всегда можем бросить вызов самим себе, который
подтолкнет нас к еще большим достижениям.
|
16.
|
17. Учим Тору (Каббалу)
|
18.
|
20. Аня и Меир Антопольские
|
21.
|
24. Учим Тору (Каббалу)
|
25. Учим Тору (Каббалу). Михаил Сандигурский и Мирьям Гурова
|
27. Аня Антопольская
|
28. Учим Тору (Каббалу)
|
|
30. р. Менахем Яглом отвечает на вопросы
|
31. Эстер, жена Менахема, с дочкой Аделью. Адель родилась 3 недели назад.
|
32.
|
Прослушав лекцию, выпив вина во всех надлежащих комбинациях и закусив плодами Земли Израиля в надлежащем порядке, я вспомнил о переведённом мною стихотворении Ури Цви Гринберга, явно имеющем отношение к событию. Однако, когда я его переводил, понятия не имел о том, какой великолепной традицией связаны его образы. И вот теперь открылось...
До новых встреч!
|
|
|
|