Стр. 33.
Ибо строится Храм внизу только при множестве силы светов и усиления свечения со ступени на ступень и приходят в этот мир и в этом мире строят Дом, который строят.
Как объясняет Рамхаль тайну аспекта трёх Храмов: знай, что это Храм будущий, тот, который видел пророк Ехезкель сразу после разрушения Первого. И ты уже слышал, что не прервался Храм наверху, даже если разрушен внизу. Ибо строится Храм внизу только при множестве силы светов и усиления свечения со ступени на ступень, и приходит в этот мир, и тогда также в этом мире строят Храм. И когда не хватает этой силы, нет ещё до сих пор Храма внизу; но из-за этого не разрушается наверху, только затемняется и не светит, как в начале. Но тайна великая познаваемая из этого аспекта для того, кто привычен ходить дорогами мудрости и стоять в тайне В-севышнего и знает пути Его - это когда построил Шломо Первый Храм, если бы не его грех, если бы держались за Тору их, поднялись бы по ступеням и пришли бы к исправлению совершенному. И тогда бы был мир освобождённым от формы и принявшим форму, и открылось бы то, что не открылось. Но когда усилилось злодеяние и размножились грехи, и вот Первый Храм, который устроен первыми устоениями, разрушен. И тогда прежнее строение не осталось больше наверху, только в одно мгновение пришёл и построился (наверху Храм) в другой форме, по плану, которому быть в будущем. И находим два строения жто входит, а это выходит, и нет между ними промежутка. И строение это не раскрылось внизу, но только в будущем раскроется. Но наверху от того дня и дальше так было и так есть. И это видел Ехезкель, что Храм уже построен и уже стоит, и евреи были бы достойны, чтобы была Геула Эзры, как была Геула из Египта, их приход был бы как приход Еошуа. И тогда построили бы Храм по плану, который видел Ехезкель, и были бы два Храма - один наверху, другой внизу в соответствии один с другим".
О Третьем Храме пишет Рамхаль: "Но в будущем недостаточно, чтобы было подобие, но чтобы верхний Храм распространился и пришёл вниз. И это то, что сказали мудрецы что Третий Храм создание рук Б-га, ибо не искоренится Храм верхний из места его, но только распространится и придёт вниз; и тогда построится вокруг него строение материальное, как в этом мире, и соединится строение со строением, что быть единым, неразрывным одно с другим. И слава будет присутствовать в нём в раскрытии полном, и это то, что сказано про него: "и раскроется слава Вс-вышнего и увидят" и т.д.; и тогда будет полное спокойствие непрерывное совершенно. И вот, об этой тайне написано, "Храм Ашема построят руки твои", также Шхина, в следствии принятия её, также будет видно в ней исправление органов и украшения приятные и славные; и когда воссияет свет этот первый, увеличится слава короны её и вознесётся очень ... и все эти вещи глубокие очень, и коренятся в мудрости много более, чем это видно". А именно: Рамхаль сочетает мнения, изложенные выше. В будущем Храме раскроется святость от высших, которая достигнет нашего мира и вокруг святости этой построится сам материальный Храм. Не понятно со слов Рамхаля, каков порядок вещей, но на первый взгляд понятно с его слов, что святость распространится в мире прежде построения здания.
10. Объяснение Любавического Ребе
Раби разъясняет, что существуют два мнения в обсуждаемом: мнение Раши, основывающееся на Зоаре и мидрашах, и мнение Рамбама - на Иерусалимском Талмуде и мидрашах. Раби согласовывает изложенные выше мнения несколькими способами: 1. Храм спустится с неба, но ворота его погружены в землю и раскроются на своём месте. 2. О Машиахе говорится, что если удостоятся евреи, то он появится с облаками небесными, а если не удостоятся - он будет беден и приедет верхом на осле. Также и с Храмом: если удостоятся, то он раскроется и придёт с небес, если нет - построен будет руками людей. Раби добавляет, что нет противоречия между двумя мнениями, но со стороны Галахи - мицва (строить Храм) на всём народе Израиля, но если удостоятся - осуществится дополнительно, что верхний Храм раскроется внутри нижнего Храма. 3. То строение,которое разъяснено в трактате Мидот - это то, что построится руками человека, в то время как то что не объяснено, раскроется с небес. 4. Здание, которое внизу, будет от рук человека, и в этот Храм "оденется" Храм, который наверху.
11. Мнение последних (законодателей) относительно заповеди строительства Храма
Рав Тикочинский ЗЦ"Л, в книге "Святой город и Храм" часть 5: "заповедь "делай" - делать нам Дом для Ашема ... освобождены ли мы от этой заповеди до прихода сына Давида, или заповедь эта действительна для всех времён ... и сразу же по получении нами разрешения и возможности, следует нам приступить к работе, святому служению. И принять к сердцу, что действительно, обязанность (заповеди) не утратила силу, но прощается нам милостью Творца вынужденный простой, потому, что в заповеди этой - строить Мишкан и Храм написано: "и также делайте в поколениях" ... кто, однако, освободил нас от положительной заповеди этой? И если так, на нас возложено всегда "просить мира для Иерусалима" и просить "Цион", что, в общем случае (означает) расследование, пришло ли уже время, и (есть ли уже) разрешение осуществить, и придти в обиталище Его и поклониться подножию ног Его ... и вследствие того, что ростки геулы видны в Стране - нам следует приготовиться к ближайшему будущему, которое, во всяком случае, не далеко, и превратить возможность возведения в возведение Храма".
Раввин Калишер в своей записке Ротшильду
"... Да не подумает думающий, что вдруг спустится Ашем благословен Он, с небес Землю, говоря народу своему: выходите, или пришлёт Машиаха вдруг с небес ... но медленно придёт геула к Израилю ... вначале геула проявится по причине природной, человеческой, по воле царствующих собрать рассеянных сынов Израиля в Святой Земле ... и будет, что когда будут многочисленные изгнанники Израиля в святой Стране и в Иерусалиме, и вознест жертвоприношения приятные Всесильному, и излечится жертвенник разрушенный, тогда они будут для благоволения перед Господом и обратит Он Свет Лица Своего на народ Свой ... ибо как в дни Ноаха благоугодна была жертва его перед Ашемом ... также, когда вернёмся по воле Ашема посредством жертвоприношения и искупление нам будет за все грехи. Тогда вернётся и утешит милосердием нас совершенная Геула". По мнению его, высказанному в разных источниках, построение жертвенника руками нашими - это необходимый этап перед построением Храма и приходом Машиаха.
Рав Цви Песах Франк ЗЦ"Л - раввин Иерусалима
В книге "Храм Царя" разъясняет силу заповеди построения Храма в наше время.
Конец стр. 33.
|