ФОРУМ "ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ"

Внимание! При регистрации нового пользователя, прошу отправить мне сообщение "РЕГИСТРАЦИЯ" на адрес temple.today@gmail.com Спасибо. Админ.
Текущее время: 24 мар 2017, 10:06

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: rav_chaim. Псак Рава Абарджиля по поводу пилегеш
Новое сообщениеДобавлено: 25 июл 2012, 07:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 409
rav_chaim
Псак Рава Абарджиля по поводу пилегеш
По просьбе eli_me тут приведён псак вкратце на русском.

Предупреждаю сразу я пишу укорочено и поэтому не привожу мелкие нюансы.

Начнём с случая приведённого в вопросе и на который дан псак:

1. Спрашивающий не имеет со своей женой никаких интимных отношений по алахическим причинам очень длительное время.
2. Спрашивающий ещё не исполнил заповедь плодитесь и размножайтесь и возраст его подгоняет.
3. Жена спрашивающего не хочет разводится и не готова принять гет
4. Вопрос взять пилегеш, соблюдающую Тору и заповеди, которая будет ходить в микве для того, чтобы у спрашивающего были дети.

Мои примеч.: ситуация проблематичная и особенная. Поэтому сразу видно ответ не для всех ситуаций.

Ответ:

1. Разбор вопроса каким образом человек берёт пилегеш - есть ли ктуба и нужно ли делать кидушин.

Приведён спор между Иерусалимским и Вавилонскими Талмудами. Когда из Иерусалимского вроде видно, что пилегеш берут посредством кидушин, а спор между танаим в том есть ли ктуба без условий о заботе, сохраняя денежные обязательства или ктубы вообще нет. В Вавилонском талмуде ясно видно, что для того чтобы взять пилегеш кидушин не нужно. Правда не всё так просто и гладко в Иерусамлимском Талмуде, и есть те кто считает, что нет спора между талмудами и кидушин не нужны (Рамабам), а есть те кто считает, что есть спор между талмудами - по вавилонскому не надо кидушин, а по иерусалимскому надо (Курбан аЭда на Иерусалимский Талмуд).
Раши по пониманию Рамбана - кидушин надо и для пилегеш.
Сам Рамбан - не надо.
Рав Абарджиль - и по Раши не надо, ведь он послал смотреть Сангедрин в Вавилонском Талмуде, где чётко сказано, что кидушин не надо.

2.Разбор запрещена ли пилегеш или разрешена. И если разрешена, то на каких условиях и какие ограничения.

а. Рамбам - пилегеш разрешена только царям, а простому человеку запрещена. По примичаниям Райведа можно понят, что по Рамбаму для простого человека даже для пилегеш нужны кидушин.

б. Раавад - Даже простой человек если берёт женщину, которая только с ним, а "не переходит по мужикам", то она разрешена и без кидушин и это и есть пилегеш. Т.е. и простому человеку пилегеш не запрещена.

После этого приведён псак Рэма в Эвен аЭзер, в котором сначала ША говорит, что даже если делает себе женщину особенной (как муж и жена), но без кидушин, то это запрещено. Но Рэма объясняет ША, что это только когда женщина стесняется ходить в микве (Прим. от меня это мнение Роша и Рамбана, что запрет пилегеш только из-за хашаша, что женщина не будет ходить в микве). И Рэма приводит мнение Раавада с условием, что женщина ходит в микву . и она постоянно с этим человеком (как муж и жена), то без кидушин это разрешено и это и есть пилегеш. А потом в "есть те кто говорит" приводит запрещающее брать женщину без кидушин мнение Рамбама.

Рашаш доказывает что пилегеш разрешена и алаха как Раавад и Рамбан, через гмару в Йома, говорящую о том, что мудрецы приходя в город, брали себе женщин без кидушин, для того чтобы у них была как бы жена и йецер оставил бы их, что и есть пилегеш.

в. Риваш говорит, что Раавад сказал, что нет запрета Торы в пилегеш и нет малкот, но ведь есть гзера Царя Давида и его суда, запрещающая брать пилегеш из-за того, что произошло с Амнон и Тамар. А то что у Даваида были пилагшот, объясняет, что он их взял до гзеры. В следующем ответе Риваш говорит, что пилегеш берут без кидушин, доказывая это из того, что Ахотопель посоветовал Авшалому возлечь с пилагшот его отца Давида. Если бы были кидушин, такое посоветывать нельзя из-за запрета прелюбодеяния.

г. Рамбан в ответе Рабейну Йоне - пилегеш разрешена в принципе, но нельзя чтобы народ знал это разрешение, ибо они повязнут в блуде и будут спать с нидот.
- Рав Абарджиль - по Рамбану есть разрешение брать женщину, которая будет ему особой (как муж и жена, но без кидушин - мои примеч.), только есть опасения, что не будет ходить в микве. Поэтому если ходит в микве и есть в этом уверенность нет никакого запрета.

Шу"т Мишпатей Йешарим Рава Рафаэля Бардуго - нет никаких запретов в пилегеш и нет гзерот и нельзя придумывать гзерот от себя. Поэтому привёл случай, когда человек развёлся с женой, а та вышла за другого и тот тоже развёлся с ней и теперь превый муж не может взять эту женщину как жену. Рав Бардуго разрешил взять её как пилегеш есль она ходит в микве. Хотя Радбаз запрещает пилегеш простому человеку, но в шаат адхак можно разрешить.

В Шу"т Нофет Цуф - Нет принципиального запрета пилегеш, а есть хашашот (сомнения по поводу поведения людей) у мудрецов последних поколений, что люди воспользовавшись этим разрешением будут вести себя аморально с т.з. разврата и блуда. Поэтому можно разрешить по решению бейт дина в том месте где это необходимо, с условием, что и другие законоучителя с ним согласятся и что это для заповеди.

Йавец - не принимает постановление Рамбама и говорит, что многие великие брали себе пелагшот, и даже Риваш свидетельствует, что в Испании так делали. Более того на пилагшот нети херема Рабейну Гершом. Но чтобы это разрешить нужно спросить посека на месте можно ли положится на разрешение и это только с условием, что женщина предназначена только этому мужчине и она ходит в микве. И главное, чтобы женщина была верная мужчине, а также чтобы мог обзавестись потомством в случае, когда не может это сделать с женой, и чтобы все мысли были направлены к святости.

Таалумот Лев - Нельзя разрешать пилегеш с лёгкостью, но Йавец прав. Главное, чтобы женщина ходила в микве.

Из всего этого Рав Абарджиль делает вывод, что в случае спрашивающего и на условии, что женщина которую он возьмет будет ходить в микве, можно разрешить взять пилегеш.

--
Источник и обсуждение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: rav_chaim. Псак Рава Абарджиля по поводу пилегеш
Новое сообщениеДобавлено: 25 июл 2012, 08:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 409
rav_chaim. Что такое пилегеш и её статус.

После описания вкратце псака Рава Абарджиля было задано много вопросов, которые привели меня к выводу, что многие не понимают, что такое пилегеш, какова связь между мужчиной и женщиной, когда женщина пилегеш и как начинается пилагшут и как пилегеш расстается с своим "мужем".

Так что перед вами пост проливающий свет на эти вопросы. Я приведу разные мнения в ришоним, но не буду устанавливать алаху лемаасе в интернете.

Итак

Если мы говорим, что алахически состояние пилегеш возможно (По большей части мнений ришоним - любому еврею, по Рамбаму - только для царей) надо выяснить каков статус пилегеш и на это есть 2 понимания:

1. Пилагшут похоже на брак, но на более низком уровне и есть понятие определённого кешер ишути (связи похожей на кидушин в каком-то понятии) между мужчиной и женщиной.

2. Нет никакого киньян ишути между мужчиной и пилегеш, только Тора разрешила быть с этой женщиной в интимных отношениях, несмотря на то, что нет никакого брака даже на низком уровне.

А теперь вытекающие и последствия из разного понимания статуса.

1. Заключение связи с пилегеш.

Если мы говорим исходя из понимания, что есть кешер ишути, то скорей всего, чтобы создать такую связь между мужчиной и женщиной нужно действие чем-то похожее на обыкновенные кидушин и заключения брака. Если нет кешер ишути, то этого не надо и достаточно того, что мужчина и женщина будут жить вместе или хотя бы объявят всем, что они пара (не в понимании парень и девушка, а в понимании "гражданский брак или на иврите йедуим бецибур).
В Сангедрине 21а есть 2 версии в изречении Рабби Йеуда в разнице между обыкновенной женой и пилегеш - у пилегеш нет ктубы или у у пилегеш нет и кидушин.
Рамбам (млахим 4\4) постановил, что несмотря на то что нет кидушин у пилегеш, но нужен ихуд (специальное предназначение по средством уединения), и тогда можно понять, что нужно специальное действие параллельное алахическому понятию "хупа" (не балдахина, а именно уеденение мужа и жены после кидушин для нисуин). Понятно, что это не алахические простые хупа и кидушин, но есть специальное действие, которое делает связь и предназначение между пилегеш и её "мужем".
Раавад (ишут 1\4) говорит, что пилегеш это та кто "предназначает себя для одного мужчины". Можно понять из его слов, что не нужно особый действий, для этого предназначения.
Из этого можно сделать вывод, что по Рамбаму есть кешер ишути на определённом уровне между пилегеш и её "мужем", а по Рааваду - нет.

2. Задача\предназначение пилегеш

Раавад пишет (ишут 1\4) , что многда пилегеш для интимных отношений, а иногда "обслуживать " дом. Т.е. предназначение пилегеш, как "жены" в интимных отношениях, это всего-лишь часть из её задач. Из этого ещё раз подтверждается, что по Рааваду между пилегеш и её "мужем" связь не построена на кешер ишути.

3. Приумножение жён и наложниц.

Как известно царю запрещено брать больше 18 жён (Сангедрин 21а). Есть спор между Рамбамом и Раавадом включены ли пилагшим в это количество. По Рамбаму нельзя иметь больше 18 женщин и это включая пилагшим. По Рааваду пилагшим не включены в это количество - нельзя иметь больше 18 жен, а пилагшим сколько угодно, даже если у царя уже есть 18 жён. Из этого можно снова доказать, что по Рамбаму есть кешер ишути между пилегеш и её "мужем" и поэтому пилагшим включены в максимальное количество женщин, которое разрешила Тора царю. По Рааваду же нет кешер ишути, поэтому они не входят в понятие жен и из-за этого не ограничены в количестве.

4. Развод\ расторжение отношений с пилегеш и вопрос мамзерута (незаконнорожденных)

Если есть кешер ишути с пилегеш, то претполагается, что есть и алахические ограничения на понятие "ишут" (предназначение одному) и тогда нужен развод, чтобы прекратить связь с пилегеш, и без этого если пилегеш будет иметь связь с другим мужчиной и родит от него, то этот ребёнок будет мамзер А также без развода пилегеш не сможет выйти за другого.
Если же нет кешер ишути, то пилегеш может спокойно выйти за другого и без развода или если родит от другого находясь в "браке", то ребёнок не будети мамзером.
Рашба (Шу"т аРашба амеюхас леРамбан 284) считает, что пилегеш не запрещена другим - "Если захотел, чтобы у него была пилегеш, и не была "кнуя" (сильная связь) ему и не запрещена другим и не сделал кидушин - имеет право". Из этого понятно, что и Рашба считает что нет кешер ишути между пилегеш и её "мужем".
А вот мнение Роша несколько другое. С одной стороны в респонсе 35\10 Рош постановил, что расторгнуть "брак" с пилегеш можно только по средством развода. И из этого можно понять, что он считает, что есть кешер ишути. Но с другой стороны там же в респонсах (32\1) Рош говорит, что человек может взять пилегеш своего близкого родственника после того, как тот расстался с нею, несмотря на запрет Торы брать себе в жены бывшую жену близкого родственника. Можно объяснить это противоречие тем, что Рош действительного считает, что есть кешер ишути и нужен развод, но этот кешер не достаточно сильный, чтобы повлиять запретить эту женщину после расставания для своих близких родственников.

Из этого можно увидеть, что статус пилегеш зависит от спора между ришоним и есть разные вытекающие из этого спора.

Источник


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3