rav_chaim
Псак Рава Абарджиля по поводу пилегеш По просьбе eli_me тут приведён псак вкратце на русском.
Предупреждаю сразу я пишу укорочено и поэтому не привожу мелкие нюансы.
Начнём с случая приведённого в вопросе и на который дан псак:1. Спрашивающий не имеет со своей женой никаких интимных отношений по алахическим причинам очень длительное время.
2. Спрашивающий ещё не исполнил заповедь плодитесь и размножайтесь и возраст его подгоняет.
3. Жена спрашивающего не хочет разводится и не готова принять гет
4. Вопрос взять пилегеш, соблюдающую Тору и заповеди, которая будет ходить в микве для того, чтобы у спрашивающего были дети.
Мои примеч.: ситуация проблематичная и особенная. Поэтому сразу видно ответ не для всех ситуаций.
Ответ:1. Разбор вопроса каким образом человек берёт пилегеш - есть ли ктуба и нужно ли делать кидушин.Приведён спор между Иерусалимским и Вавилонскими Талмудами. Когда из Иерусалимского вроде видно, что пилегеш берут посредством кидушин, а спор между танаим в том есть ли ктуба без условий о заботе, сохраняя денежные обязательства или ктубы вообще нет. В Вавилонском талмуде ясно видно, что для того чтобы взять пилегеш кидушин не нужно. Правда не всё так просто и гладко в Иерусамлимском Талмуде, и есть те кто считает, что нет спора между талмудами и кидушин не нужны (Рамабам), а есть те кто считает, что есть спор между талмудами - по вавилонскому не надо кидушин, а по иерусалимскому надо (Курбан аЭда на Иерусалимский Талмуд).
Раши по пониманию Рамбана - кидушин надо и для пилегеш.
Сам Рамбан - не надо.
Рав Абарджиль - и по Раши не надо, ведь он послал смотреть Сангедрин в Вавилонском Талмуде, где чётко сказано, что кидушин не надо.
2.Разбор запрещена ли пилегеш или разрешена. И если разрешена, то на каких условиях и какие ограничения.
а. Рамбам - пилегеш разрешена только царям, а простому человеку запрещена. По примичаниям Райведа можно понят, что по Рамбаму для простого человека даже для пилегеш нужны кидушин.
б. Раавад - Даже простой человек если берёт женщину, которая только с ним, а "не переходит по мужикам", то она разрешена и без кидушин и это и есть пилегеш. Т.е. и простому человеку пилегеш не запрещена.
После этого приведён псак Рэма в Эвен аЭзер, в котором сначала ША говорит, что даже если делает себе женщину особенной (как муж и жена), но без кидушин, то это запрещено. Но Рэма объясняет ША, что это только когда женщина стесняется ходить в микве (Прим. от меня это мнение Роша и Рамбана, что запрет пилегеш только из-за хашаша, что женщина не будет ходить в микве). И Рэма приводит мнение Раавада с условием, что женщина ходит в микву . и она постоянно с этим человеком (как муж и жена), то без кидушин это разрешено и это и есть пилегеш. А потом в "есть те кто говорит" приводит запрещающее брать женщину без кидушин мнение Рамбама.
Рашаш доказывает что пилегеш разрешена и алаха как Раавад и Рамбан, через гмару в Йома, говорящую о том, что мудрецы приходя в город, брали себе женщин без кидушин, для того чтобы у них была как бы жена и йецер оставил бы их, что и есть пилегеш.
в. Риваш говорит, что Раавад сказал, что нет запрета Торы в пилегеш и нет малкот, но ведь есть гзера Царя Давида и его суда, запрещающая брать пилегеш из-за того, что произошло с Амнон и Тамар. А то что у Даваида были пилагшот, объясняет, что он их взял до гзеры. В следующем ответе Риваш говорит, что пилегеш берут без кидушин, доказывая это из того, что Ахотопель посоветовал Авшалому возлечь с пилагшот его отца Давида. Если бы были кидушин, такое посоветывать нельзя из-за запрета прелюбодеяния.
г. Рамбан в ответе Рабейну Йоне - пилегеш разрешена в принципе, но нельзя чтобы народ знал это разрешение, ибо они повязнут в блуде и будут спать с нидот.
- Рав Абарджиль - по Рамбану есть разрешение брать женщину, которая будет ему особой (как муж и жена, но без кидушин - мои примеч.), только есть опасения, что не будет ходить в микве. Поэтому если ходит в микве и есть в этом уверенность нет никакого запрета.
Шу"т Мишпатей Йешарим Рава Рафаэля Бардуго - нет никаких запретов в пилегеш и нет гзерот и нельзя придумывать гзерот от себя. Поэтому привёл случай, когда человек развёлся с женой, а та вышла за другого и тот тоже развёлся с ней и теперь превый муж не может взять эту женщину как жену. Рав Бардуго разрешил взять её как пилегеш есль она ходит в микве. Хотя Радбаз запрещает пилегеш простому человеку, но в шаат адхак можно разрешить.
В Шу"т Нофет Цуф - Нет принципиального запрета пилегеш, а есть хашашот (сомнения по поводу поведения людей) у мудрецов последних поколений, что люди воспользовавшись этим разрешением будут вести себя аморально с т.з. разврата и блуда. Поэтому можно разрешить по решению бейт дина в том месте где это необходимо, с условием, что и другие законоучителя с ним согласятся и что это для заповеди.
Йавец - не принимает постановление Рамбама и говорит, что многие великие брали себе пелагшот, и даже Риваш свидетельствует, что в Испании так делали. Более того на пилагшот нети херема Рабейну Гершом. Но чтобы это разрешить нужно спросить посека на месте можно ли положится на разрешение и это только с условием, что женщина предназначена только этому мужчине и она ходит в микве. И главное, чтобы женщина была верная мужчине, а также чтобы мог обзавестись потомством в случае, когда не может это сделать с женой, и чтобы все мысли были направлены к святости.
Таалумот Лев - Нельзя разрешать пилегеш с лёгкостью, но Йавец прав. Главное, чтобы женщина ходила в микве.
Из всего этого Рав Абарджиль делает вывод, что в случае спрашивающего и на условии, что женщина которую он возьмет будет ходить в микве, можно разрешить взять пилегеш.
--
Источник и обсуждение