ФОРУМ "ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ"

Внимание! При регистрации нового пользователя, прошу отправить мне сообщение "РЕГИСТРАЦИЯ" на адрес temple.today@gmail.com Спасибо. Админ.
Текущее время: 18 авг 2017, 05:16

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: «И нахожу я, что горше смерти женщина...» (Эккл. 7:26)
Новое сообщениеДобавлено: 09 июн 2012, 21:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Антология Аггады
издания института р. Штейнзальца с его же комментариями. Хочется заинтересовать наших читателей этим уникальным изданием, три тома которого стоят на моей книжной полке.

Изображение

Материал организован следующим образом. Берётся тот или иной фрагмент из Талмуда. Мы видим оригинал на иврите-арамите, перевод на русский, а также комментарии под рубриками: "ПРИМЕЧАНИЯ", "ЭТИКА И ПОЭТИКА", "ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ". На полях приводятся сведения под рубриками "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ" и "ПЕРСОНАЛИИ", РЕАЛИИ, ЯЗЫК ТАЛМУДА...
Таким образом, мы получаем знания не только о самом тексте, но и об отражениях-влияниях этого текста на мировую литературу, а также об истории толкований и влияний его на различные философские школы напротяжении тысячелетий. Завершается глава обобщающим комментарием рава Штейнзальца.
На титульном листе читаем, что перевод и комментарии Ури Гершовича и Аркадия Ковельмана под общей редакцией раввина Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца) и Сергея Аверинцева.

ЙЕВАМОТ
63А


Изображение
Изображение

Когда Рав прощался со своим учителем р. Хией, тот сказал ему:
— Да спасет тебя Всемилостивый от того, что страшнее смерти!
«Разве есть что-то страшнее смерти?» — удивился про себя Рав. Пошел, вчитался и нашел: «И нахожу я, что горше смерти женщина...» (Эккл. 7:26)
Изводила Рава его жена. Если просил ее: «Приготовь чечевицу» — готовила ему горох. Просил: «Приготовь горох» — готовила чечевицу. Его сын Хия, повзрослев, стал просить все наоборот, и отец получал желаемое. Сказал Рав сыну:
— Добра к тебе мать твоя, делает, что ты просишь.
— Я прошу ее о противоположном, — ответил сын.
— Это то, о чем говорят в народе: «Ты его родил, а он тебя научил!» — воскликнул Рав, — но больше так не делай, ибо сказано: «Приучили язык свой говорить ложь...» (Иер. 9:5)
Изводила р. Хию его жена. Но он, найдя красивую вещь, непременно заворачивал ее в платок и приносил жене.

Изображение
Изображение

— Она же изводит тебя! — говорил ему Рав.
— Довольно того, что они воспитывают наших сыновей и спасают нас [63б] от греха, — ответил р. Хия.
Как-то раз р. Йегуда читал с р. Ицхаком, сыном своим, стих: «И нахожу я, что горше смерти женщина...»
— Какая, например? — спросил отца р. Иц-хак.
— Например, твоя мать.
Так ли это? Ведь известно, что р. Иегуда учил р. Ицхака: «Радость приходит к человеку с женой юности его, ибо сказано: "Да будет источник твой благословен, и имей радость от жены юности твоей"» (Прит. 5:18). [Как же он мог сказать о своей жене, что она горше смерти?] Здесь нет противоречия: она была сварлива, но слова смягчали ее.
Какова она, плохая жена? Сказал Аббайе:
— Та, что на стол накроет, да и рот раскроет. Рава сказал:
— Та, что на стол принесет, да и спину повернет.

Изображение
Изображение

Сказал р. Хама б. Ханина:
— Когда человек женится, его грехи перестают препятствовать благоволению Господа, ибо сказано: «Нашел жену — нашел благо и снискал благоволение Господа» (Прит. 18:22).
На Западе [в Земле Израиля], когда человек женится, спрашивают его:
— Нашел или находишь?
«Нашел» — согласно сказанному: «Нашел жену — нашел благо». «Находишь» — согласно сказанному: «И нахожу я, что горше смерти женщина...»

Сказал Рава:
— Прогнать злую жену — это заповедь, ибо сказано: «Прогони кощунствующего — и кончатся раздоры, и прекратятся тяжба и посрамление» (Прит. 22:10).
И еще сказал Рава:
— Жена плоха, но цена велика — возьми вторую, пусть с ней воюет. Как говорят в народе, «не палкой, а товаркой».
И еще сказал Рава:
— Злая жена словно ненастный день, ибо сказано: «Беспрерывная капель в дождливый день и сварливая жена — равны» (Прит. 27:15).

Изображение
Изображение

И еще сказал Рава:
— Какое благо — жена добрая, какая беда — жена злая! Сказано: «Нашел жену — нашел благо...» [Кто здесь назван «женой»: женщина или Тора?] Если женщина — даже Писание восхваляет ее. Если же Тора, то и тогда добрая жена — благо, раз Тора уподоблена ей. Какая беда — жена злая! Сказано: «И нахожу я, что горше смерти жена...» [Кто здесь назван «женой»: женщина или преисподняя?] Если женщина — даже Писание порицает ее. Если же преисподняя, то и тогда злая жена — беда, раз преисподняя уподоблена ей.
«Вот, Я наведу на них бедствие, от которого не смогут избавиться...» (Иер. 11:11)
Сказал р. Нахман со слов Раббы б. Авуги:
— Это о плохой жене, актубба которой велика [так, что нет возможности развестись с ней].
«Господь предал меня в руки тех, кто не даст мне подняться» (Плач. 1:14).
Сказал р. Хисда со слов мара Уквы б. Хии:
— Это о плохой жене, ктубба которой велика [так, что нет возможности развестись с ней].
А на Западе [в Земле Израиля] говорят:
— Это о человеке, которому приходится покупать себе съестное за деньги [а земли своей нет].

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Йевамот 36а
2см. Сукка 46б
3Сангедрин 22б
4Сангедрин 22а
5Брахот 8а
6Эрувин 41б
7см. Киддушин 306
8Эйха рабба 1:43

ЭТИКА и ПОЭТИКА
Изводила р. Хию его жена. Р. Хия удивительно напоминает Сократа, терпеливо сносящего злобную Ксантиппу. «О Ксантиппе, жене Сократа, философа, рассказывают, что она была своенравна и сварлива. Гнев и досада извергались из нее денно и нощно. Алкивиад, пораженный ее несдержанностью по отношению к мужу, спросил Сократа, почему тот не выгонит столь свирепое существо. "Потому, — ответил Сократ, — что, терпя ее у себя дома, я приучаюсь и упражняюсь сносить наглость и несправедливость других людей за пределами моих стен"» (Авл Геллий, «Аттические ночи» I, 17, 1-3).
Анекдоты о Сократе и Ксантиппе были исключительно популярны, равно как и образ мудреца, сносящего любые оскорбления (ср. в этой антологии Шаббат 31а: «Будь осмотрителен, ибо таков Гиллель: и четыреста монет потеряешь, и еще столько же, а разозлить его не сумеешь»; т. 1, с. 90). Но Сократ и р. Хия по-разному разъясняли смысл терпения. Еврейский мудрец занят не самоусовершенствованием, но исполнением заповедей, в данном случае — «плодитесь и размножайтесь» и «не прелюбодействуй». Жена, даже сварливая, позволяет мудрецу не преступать эти заповеди — и довольно с нее.

ПЕРСОНАЛИИ
Р. Хия. Р. Хия Великий - таннай, известный галахист поколения р. Йегуды га-Наси. Считается одним из редакторов так называемых «внешних» барайт. В Талмуде подчеркивается, что барайты р. Хии согласуются с Мишной (Таанит 21а). Однако есть и принципиальные расхождения. В Мишне (Ктуб-бот 5:5) перечисляются семь видов работ, которые женщина обязана выполнять для мужа. А по мнению р. Хии, «женщина только для красоты, для сыновей, для украшений» (Ктуббот 596). На вопрос Рава, чем женщины заслуживают места в грядущем мире, он отвечал: «Тем, что приводят сыновей в синагогу и отправляют мужей в дом учения, и терпеливо ожидают их возвращения» (см. в нашей антологии Брахот 17а). Р. Хия расходился с Рабби и в другом вопросе. Рассказывается, что Рабби постановил не преподавать Тору «на рынке», поскольку «слова Торы должны быть сокрыты» (ср. Сукка 49 в данной антологии). Р. Хия не побоялся вызвать гнев Рабби и стал учить своих племянников Рава и Раббу б. Бар Хану именно «на рынке», считая, что Тору следует всячески распространять (Моэд катан 166). В своем стремлении основать центры изучения Торы в диаспоре р. Хия также противоречил линии р. Йегуды га-Наси (Сан-гедрин 5а).

Рав. Р. Абба б. Айво - один из первых амораев Вавилона. Почетное прозвище «Рав», по-видимому, связано с тем, что он воспринимался как главный учитель диаспоры (Раши, Бейца 9а). По одному из мнений, его родословная восходит к царю Давиду (Ие-рус. Талм., Таанит 4:2). Вместе со своим дядей и наставником р. Хией переехал в Палестину, где учился в йешиве р. Йегуды га-Наси. Затем по настоянию р. Хии, несмотря на возражения со стороны Рабби, Рав возвратился в Вавилон и основал йешиву в Суре, которая просуществовала несколько сотен лет, вплоть до периода гаонов.
Рав был высокого роста (Нидда 24б) и обладал приятной наружностью (Бава ба-тра 58а). В литературе гаонов есть свидетельство об особо благочестивом образе жизни Рава (Тшувот га-геоним, Шеарей тшува, 178). Вместе с тем он высказывался против аскетизма и злоупотребления постом. Рав также замечал: «Запрещено жить в городе, в котором нет врача и бани» (Иерус. Талм., Киддушин 4: 12).
Приведем его установления, касающиеся брака: «Запрещено совершать помолвку с женщиной, прежде чем увидишь ее...» (Киддушин 41а); «Запрещено выдавать замуж дочь в детском возрасте, до тех пор, пока не вырастет настолько, чтобы могла сказать: "Я хочу за такого-то"» (там же).

РЕАЛИИ
Платок. Ивритское слово סודר (судар) происходит от латинского sudarum или греческого ****** — платок для вытирания пота.

ЯЗЫК ТАЛМУДА
«Нашел» — согласно сказанному: «Нашел жену нашел благо. «Находишь» — согласно сказанному: «И нахожу я, что горше смерти женщина...» Может быть, מצא означает «уже нашел» (уже нашел благо), а מוצא — «еще только найдет» (что горше смерти женщина). То есть не стоит радоваться преждевременно. Возможно, различие между «нашел» или «находишь» связано с разницей в использовании временных форм в Танахе и в языке Мишны. Библейская форма, условно называемая «прошедшим временем» (פעל, в рассматриваемом примере מצא, «нашел»), использовалась для обозначения прошедшего времени и в языке Мишны; форма же, называемая «настоящим временем» (פועל, в рассматриваемом примере מוצא, «находишь»/«нахожу»), использовалась в языке Танаха в основном как причастие настоящего времени (иногда и как глагол, например, в нашем фрагменте; но в «Когелете» есть много признаков позднего этапа развития иврита), в языке же Мишны она применялась для обозначения как настоящего, так и будущего времени.

ПРИМЕЧАНИЯ
Жена плоха, но цена велика — возьми вторую. Согласно галахе, еврей мог иметь столько жен, сколько был в состоянии содержать. Однако мало кто мог позволить себе многоженство. Римское право многоженство запрещало, но галаха игнорировала этот запрет.
Возьми вторую, пусть с ней воюет. Если нет возможности развестись с плохой женой, заплатив положенное ей по брачному договору, то ситуацию можно поправить, взяв еще одну жену. Вторая жена на языке Мишны и Талмуда — צרה. Буквальное значение этого слова — «беда», «забота». Это отражает отношения между двумя женами.

Ктубба. Документ, перечисляющий обязательства мужа по отношению к жене, в частности, выплаты им определенной суммы в случае развода. Минимальная сумма (иккар ктубба) составляла 200 монет (зуз) в случае, если невеста была девственницей, и 100 монет для той, что была вдовой или разведенной. В ктуббе отмечалась также добавочная сумма (тосефет ктубба), стоимость приданого невесты (недунъя) и прибавка жениха к приданому (тосефет недунья).

ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ
Какое благо — жена добрая, какая беда — жена злая! Сказано: «Нашел жену — нашел благо... [] Сказано: «И нахожу я, что горше смерти жена... В средневековой еврейской философии соответствие «женщина — материя, мужчина — форма» является общим местом. Уже у Аристотеля мы находим утверждение о том, что пассивная материя подобна женщине и влекома формой так же, как женщина мужчиной («Физика» 192а 22-25). Аристотель говорил и об ином уподоблении: «женщина — тело, мужчина — душа» («О происхождении животных» 738b 25). Арабские и еврейские перипатетики широко использовали уподобления такого рода в толковании сакральных текстов.
В предисловии к своему философскому комментарию к «Песни песней» Моше ибн Тиббон (XIII в.) пишет: «Издревле принято у мудрецов и пророков уподоблять материю женщине или женскому началу, а душу — мужчине или мужскому началу, или же душу — женщине, а разум — мужчине, или же человеческий разум — женщине, а отделенные интеллекты — мужчине. Также в обычае мудрецов уподоблять то, что получает форму, женщине, а то, что наделяет формой, — мужчине... ибо отношения между сторонами каждой из пар подобны; в каждой паре одна сторона — материя или носитель... а другая — форма или цель».
Один из крупнейших ученых средневековья, математик, астроном и наиболее последовательный перипатетик среди еврейских философов р. Леви бен Гершом (Ралбаг, 1288-1344) комментирует фразу «Нашел жену — нашел благо» следующим образом: «Это означает, что силы души достигнут того уровня, когда душа будет служить своему мужу, любить его и обслуживать разум всеми силами. И такой человек "нашел благо", ибо ему дано достичь совершенства и снискать благоволение Господа, и Провидение будет с этим человеком».
Известно, что аллегория и метафора — приметы средневековой философской экзегезы. Метод же интерпретации текста в Талмуде часто характеризуется исследователями как неаллегорический (Д. Боярин). Что касается метафоры, то, казалось бы, мудрецы Талмуда не чужды ей. Разве не находят они, что в «Мишлей» и «Когелет» под «женой» мо-
жет иметься в виду Тора или преисподняя? Однако на примере нашего фрагмента можно видеть, насколько различны функции метафоры в Талмуде и в средневековой философии. Средневековые философы вычитывают в тексте метафору, чтобы от конкретного перейти к абстрактному, выяснить соотношение абстрактных понятий. Существенным в метафоре для них является ее содержание (tenor). Напротив, мудрецов Талмуда интересует не содержание метафоры (Тора, преисподняя), а ее носитель (vehicle) — в данном случае «женщина», «жена». То, что в метафоре обычно считается целью, парадоксальным образом становится средством. Возможно, за этим стоит ироническое снижение философически-поэтического тона Писания. Даже если царь Шломо (а именно ему приписывается традицией авторство книг «Мишлей» и «Когелет») говорит в этих стихах о Торе и преисподней, мудрецы Талмуда заключают: «Какое благо — жена добрая, какая беда — жена злая!» (Напомним, что царя Шломо, согласно традиции, погубили его многочисленные жены.)

КОММЕНТАРИЙ р. ШТЕЙНЗАЛЬЦА
Этот фрагмент так же, как и предыдущий, посвящен теме отношений между мужем и женой. Но здесь подчеркивается сложность этих взаимоотношений, рассматриваются случаи, когда муж с трудом ладит с супругой, или же та не помогает мужу, а, напротив, изводит его. Такая супруга называется в Талмуде «злой женой». По словам р. Хии, злая жена хуже смерти. Чем объясняется столь крайняя позиция? Дело в том, что связь между супругами состоит из очень многих компонентов физического, эмоционального, экономического характера. Злая жена — эта женщина, с которой человек очень многим связан, но вынужден терпеть дисгармонию в отношениях с ней, ибо по тем или иным причинам не может разорвать этот союз. Женщина, до которой мужчине нет никакого дела, с которой он может с легкостью расстаться, не может быть «злой женой». Именно сложность разрыва брачных уз порождает такое явление как «злая жена». Успешное взаимодействие в рамках такой многоплановой системы связей, как брак, может обеспечиваться лишь глубоким взаимным доверием. Если в каком-то аспекте супружеской жизни — в плане эмоциональной связи, в сфере половых отношений, в области распределения ролей при ведении домашнего хозяйства или во взаимных имущественных обязательствах — возникает брешь и пропадает доверие, то рушится вся система взаимоотношений, хотя при этом зачастую остается множество нитей, удерживающих мужа и жену от окончательного разрыва.
Как мы видели в предыдущем фрагменте, с точки зрения мудрецов Талмуда, по большому счету ответственность за отношения между супругами возложена на мужчину: «Каков смысл сказанного: "Сделаю ему подмогу супротив него" (Быт. 2:18)? Удостоился — подмога, не удостоился — супротив него». Однако и от женщины зависит немало. Женщина может внести дисгармонию в супружеские отношения. И в нашем фрагменте приводятся примеры подобного поведения. Гемара спрашивает: какую жену можно назвать злой женой? Аббайе говорит, что это жена, которая накрывает для мужа стол, но при этом кроет супруга бранью. А Рава говорит, что это жена, которая накрывает для мужа стол, но показывает ему спину, то есть не дает ему прикоснуться к себе.
Как же вести себя мужчине, если у него злая жена? В Гемаре приводятся в пример мудрецы, которые несмотря ни на что проявляли терпимость по отношению к своим женам и теплым отношением старались и, по-видимому небезуспешно, внести мир в семейную жизнь. Так, рассказывается, что у р. Хии была жена, жить с которой было очень не просто. Именно ему принадлежит высказывание о том, что злая жена хуже смерти. Однако он вел себя по отношению к супруге с подчеркнутой теплотой и часто дарил ей подарки. Когда Рав с удивлением спросил р. Хию, почему он это делает, ведь жена изводит его, тот ответил: «Довольно того, что они воспитывают наших сыновей и спасают нас от греха». То есть, по мнению р. Хии, даже жена, которая изводит мужа, играет положительную роль в его жизни. В рассказе о р. Йегуде мы также видим, что, несмотря на скверный характер и сварливость его жены, он умел смягчить ее добрым словом.
Но есть и другой выход. Согласно Раве, человек не должен зря страдать. По его словам, прогнать злую жену — это заповедь, а если развестись нет возможности (ибо нет денег, чтобы заплатить ей сумму, определяемую брачным договором), то следует взять еще одну жену, ограничив тем самым роль первой.
Заметим, однако, что даже в этом контексте приводятся слова р. Хамы б. Ханины о важности брака: «Когда человек женится, его грехи перестают препятствовать благоволению Господа». Но может случиться, что по вине мужчины или женщины их союз не приносит радости. На этот счет Гемара приводит народную поговорку. Когда человек женится, его спрашивают: нашел или находишь? В этом вопросе скрыт намек на два стиха, имеющих, как мы видели, противоположный смысл: нашел — «нашел благо», находишь — «нахожу я, что горше смерти женщина».
В конце фрагмента приводятся несколько характеристик «злой жены», которые мудрецы Талмуда находят в Писании. Она сравнивается с беспрерывной капелью и с преисподней. А та, с которой не удается развестись, — с бедствием, от которого нет спасения.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3