ФОРУМ "ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ"

Внимание! При регистрации нового пользователя, прошу отправить мне сообщение "РЕГИСТРАЦИЯ" на адрес temple.today@gmail.com Спасибо. Админ.
Текущее время: 27 май 2018, 05:30

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: «РУССКИЕ» ЕВРЕИ, ХРИСТИАНЕ И ЕВРЕИ-ХРИСТИАНЕ
Новое сообщениеДобавлено: 03 ноя 2013, 23:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 ноя 2010, 13:10
Сообщений: 18
B”H
«РУССКИЕ» ЕВРЕИ, ХРИСТИАНЕ И ЕВРЕИ-ХРИСТИАНЕ
Е. Майданик
RUSSIAN JEWS…

«Библейские чтения, синхронный перевод на русский» - такое объявление было вывешено возле ИКЦ («Иерусалимского Культурного Центра») в феврале 1993 г.
«Пришествие Машиаха (Мессии) ... Вы имеете возможность встретиться с мессианскими евреями». И еще: «Душа твоя не умрет никогда! У тебя есть возможность получить бесплатно Библию (Ветхий и Новый Завет)». «Иисус Мессия пришел, чтобы стать жертвой за наши грехи. Во второй же раз Он придет как Царь и Судья. Примите Иисуса Мессию сегодня ... Получается, что не признав Иисуса Мессией, мы отвергаем авторитет Танаха?»
Эти выдержки из объявлений, которые периодически появляются в русскоязычных газетах в Израиле, дают представление о формах привлечения евреев к христианству. На центральной улице Иерусалима (ул. Яффо) к вам может подойти женщина и на ломаном русском языке спросить: «Не хотите получить Библию?» В сумке у нее - книжки «Ветхий и Новый Завет».
Цель всех этих мероприятий - обратить евреев в христианство. Иерусалим - центр трех главных религий. Здесь религиозная жизнь в буквальном смысле слова бьет ключом. Вот только один факт: в специальном «Справочнике по межрелигиозной деятельности в Израиле» (на английском языке), опубликованном в Иерусалиме в мае 1992 г., перечислены более 35 организаций. Среди тем, названных в справочнике, видное место занимает «Еврейско-христианский диалог».
Евреи, приехавшие в Израиль из СССР/СНГ, - предмет особого внимания миссионеров. Впрочем, последних можно встретить не только в Израиле Около десяти лет назад в Лондоне, на Лейстер-сквер ко мне подходили «евреи за Христа» и предлагали свою литературу. Из печати известно, что миссионеры всех мастей активно действуют и в США, и в России и других республиках СНГ.

Насколько успешна их деятельность? Представители организаций «Евреи за Христа» и «Мессианские евреи» называли цифру своих сторонников в Израиле - около 3 тыс. человек. Закон запрещает миссионерство в нашей стране, поэтому сами миссионеры не слишком откровенничают, опасаясь наказания. Сказанное иллюстрирует следующая выдержка из письма в редакцию ежемесячной газеты на английском языке «Ваш Иерусалим» (март 1993 г.).

Р. Моррис пишет: «В февральском номере газеты вы писали: ”В наше время лидеры «Церкви Христа» провозглашают, что они полностью воздерживаются от привлечения новых сторонников”. Это чепуха. Я сам слышал, как священник «Церкви Христа» заявил с амвона: ”Нам нужно добиться того, чтобы глаза и уши евреев открылись; тогда они смогут воспринять посыл Иисуса”. Если вы не видите в этом призыв к исполнению «предписания христианства» (букв. «христианского мандата» - ЕМ), вы явно свалились с Луны. Кроме того, «Церковь Христа» предоставляет помещения общинам мессианских евреев. . . Лидеры этой церкви могут утверждать: ”Мы не ищем приверженцев среди евреев”, однако они выступают в роли спонсоров тех, кто занимаются этим делом».

В упомянутом выше «Справочнике» тема «Борьба против миссионеров» не фигурирует. В Иерусалиме с миссионерами борются такие организации, как «Яд ле-Ахим» («Рука, протянутая братьям») и «Иерусалимский Институт библейской полемики».

Существует целый ряд обстоятельств, облегчающих деятельность
миссионеров в среде «русских» евреев, репатриировавшихся в Израиль недавно:
- они, в подавляющем большинстве, абсолютно невежественны в вопросах религии; более того, они испытывают к ней враждебность, особо выделяя иудаизм;
- они читают почти исключительно литературу на русском языке;
- они черпают сведения о религии почти исключительно из христианских источников;
- процент смешанных браков у «русских» евреев очень высок; .
процент иммигрантов, не являющихся евреями по Галахе, - в пределах 25-40% ; около 5% вообще не имеют отношения к евреям (такие цифры приводились в «Джерузалем пост»);
- они стишком «космополитичны» и «измучены» коммунистической
пропагандой и поэтому встречают в штыки любые попытки познакомить их с еврейским духовным наследием;
- приехав в Израиль, они оказываются в особенно бедственном положении и поэтому зачастую готовы принять помощь из любых источников;
- в бывшем СССР свободно действует множество миссионерских организаций;
- многие еврейские организации, имеющие своих представителей в бывшем СССР, - неортодоксальные (например, т. наз. «либеральные» и «прогрессивные»); они часто выполняют роль «моста» между евреями и христианами.

В газете «Наша страна» (1.1.19.93 г.) была опубликована статья Виктории Бар, посвященная, наряду с прочим, теме отношения иммигрантов из СССР/СНГ к религии. Вот отрывок из этой статьи.

«ЖУРНАЛИСТКА: Вы писали о том, что вы представитель западной культуры. В чем это выражается?
АРКАДИЙ (он просил не называть его фамилию; возраст - 41 год, инженер, в прошлом - главный инженер на крупном предприятии в Киеве, в Израиле с января 1990 г.):
- Я думаю, это можно не объяснять.
- Но тогда вам не удастся объяснить, почему вы не можете принять культуру древней земли.
- Ее здесь попросту нет. Я знаю, конечно, о том, что здесь была написана библия, но, может быть, ее основное назначение в том, чтобы дать начало христианству.
- Вы - христианин?
- Нет, но скорее приму христианство, чем иудаизм. Как западному человеку, мне оно ближе.
- Тогда вы потеряете праю на еврейство, вы знаете об этом?
- Зачем мне оно, я не знаю, что с ним делать. Это такой Восток, который я не воспринимаю.
- А ваш сын воспринимает?
- В школе он учит Тору, надеюсь, что у него это будет безболезненный процесс. Когда вырастет, сам решит.
- Вы хотели бы уехать из Израиля?
- Только на Запад (...) ну, буду я здесь диссидентом.
- Здесь нет диссидентов, есть оппоненты. Вам ничего не нужно никому доказывать, живите, как хотите.
- Это только так говорится, а попробовал бы я перейти в христианство, на меня бы ополчились. Я ведь знаю о детях, которых насилильно заставляют сидеть в иешивах. Для того и привезли.

О том, что происходит с евреем, переходящим в христианство или даже просто признающим Христа Мессией, написано много - и в еврейских религиозных источниках, и в законодательных актах, действующих в Израиле; об этом регулярно пишет русскоязычная печать.

«Иерусалимский Институт библейской полемики» делает очень много для разъяснения ситуации. Он выпустил ряд материалов на русском языке. Их назначение - предостеречь «русских» евреев, в особенности тех, кто приехали в Израиль недавно. «Олим, остерегайтесь! Возможно, к вам обращались христиане с предложением всякого рода помощи, такой как бесплатное лечение (в том числе зубов) , помощь в приобретении мебели, получении жилья и т. п. Некоторые из этих христиан - миссионеры, чьи добрые дела являются лишь уловкой, чтобы обратить вас в их веру», - этот текст входит в брошюру Шмуэля Гольдинга «Как еврей может спастить без ”Христа”?»

К великому сожалению, «русским» евреям - не до теоретических споров. С христианством они сталкиваются в некоторых специфических ситуациях. Как говорилось выше, христиане предлагают им конкретную помошь - денежную или иную материальную, содействие в поисках работы (порой - прямо работу), организуют для них культурно-просветительские мероприятия. Кроме того, евреям, уже вступившим или намеревающимся вступить в смешанные браки, приходится решать сложные юридические и финансовые проблемы, связанные со статусом нееврейских партнеров и их близких и их переездом в Израиль (порой - также и выездом отсюда), что порой приводит к их контактам с христианами.
Соображения морального порядка, а тем более какие-то религиозные нормы, крайне редко принимаются во внимание бывшими советскими евреями, которые привыкли строить свои отношения с государством и властями на принципе «нас всегда обманывают, так что и нам нечего стесняться».

Я хотел бы предложить несколько иной подход к проблеме отношения евреев к христианам, христианству и к своему еврейству. Этот подход, по моему убеждению, стоило бы принять во внимание иммигрантам из СССР/СНГ. Многие из них знакомы с историей еврейского народа в достаточной степени и поэтому могут дать оценку периодам изгнания евреев из Испании и преследования евреев во Франции (где судили Дрейфуса) и в России (где организовывались еврейские погромы и был проведен процесс Бейлиса). Общим для этих периодов было то, что от евреев требовали отказа от своей веры и перехода в христианство. Несогласие приводило либо к вечному изгнанию, либо к пыткам, нередко заканчивавшимся мучительной смертью. Однако, все это - история, более или менее далекая. Поэтому я предлагаю обратиться к более близким временам - а именно к периоду, известному под названием «Катастрофы европейского еврейства» (сам я употребляю этот термин только при цитировании, ибо речь идет о «геноциде европейского еврейства»).

Об этой чудовищной трагедии еврейского народа написано много. Здесь речь пойдет только об одной книге. Она была опубликована сначала на иврите и называлась «Вопросы и ответы из глубин». Позднее, в 1983 г., в свет вышел сокращенный перевод пятитомного ивритского издания под заголовком «Раввинистические ответы. Период Катастрофы». Автор, раввин Эфраим Ошри, переживший Катастрофу, описал множество случаев из жизни гетто в Каунасе (Ковно), Литва. Свои мотивы он сформулировал, несколько изменив слова пророка Иеремии: «Я - человек, который видел бедствие». Он был свидетелем той жизни, и она нашла отражение в вопросах и ответах, составивших содержание книги. Ниже описаны некоторые случаи.

Март 1942 г. Раввину Ошри задали вопрос: человек намечает побег из гетто, он намерен пробраться в леса, к партизанам, но опасается враждебного отношения к себе как еврею; может ли он купить свидетельство о крещении? Ответ: такое свидетельство означает только одно - его владелец, избави Б-г, отказался от своего Творца и оставил свой народ - народ, избранный Б-гом как свое сокровище.
Еврею абсолютно запрещено использовать такое свидетельство, даже в случае, если он надеется таким образом спасти свою жизнь.

Время - после освобождения от власти нацистов. Еврей, вместе с семьей скрывавшийся от немцев в доме неевреев, купил фальшивые документы, в которых было указано, что все члены его семьи - урожденные католики. По счастью, им ни разу не пришлось воспользоваться этими документами. Еврей спросил, не нарушил ли он законы еврейской веры. Раввин Ошри ответил, что поскольку этот человек не совершил вероотступничества публично (о его поступке не было известно десяти евреям), единственным его грехом была мысль о возможности использования этих документов.

Похожий случай. Еврей из Германии, оказавшийся в гетто в Каунасе, сохранил свой германский паспорт. Он собирался бежать из гетто в надежде, что ему удастся скрыться среди неевреев. Еврей спросил раввина Ошри: можно ли ему дописать в паспорт литеры «R.C.» - для неевреев это означало бы «принадлежащий к римско-католической церкви».
Раввин ответил: можно, потому что еврею достаточно было помнить, что на иврите эти две литеры означают совершенно иное, а что при этом думают неевреи - не имеет значения.

Что является меньшим злом - быть похороненным среди невреев или подвергнуться кремации, чтобы останки были погребены на еврейском кладбище? Такой вопрос задал смертельно больной еврей, скрывавшийся от нацистов в Бельгии среди неевреев. Ответ: кремация категорически запрещена; еврей не должен испытывать чувство вины из-за того, что его погребут среди неевреев.

Перед акцией по уничтожению еврейских детей в Каунасском гетто («киндеракцион», 27-28 марта 1944 г.) родители, знавшие о намерении проклятых убийц лишить жизни 1200 маленьких евреев, пытались любым способом спасти их. Были даже такие родители, которые соглашались поручить детей заботам священников, хотя это означало, что их воспитают как неевреев. Они надеялись, что если дети не погибнут, они сумеют – Б-жьей милостью - вернуться к еврейской вере. Раввину Ошри задали вопрос: существует вероятность того, что лишь немногие из родителей останутся в живых, и поэтому большинство детей будут навсегда потеряны для еврейского народа; можно ли отдать детей священникам? Ответ был: нет, нельзя отдавать малолетних детей, чтобы спасти их от немецких убийц. Хотя сами дети не обязаны исполнять мицву (заповедь) -- освящение Б-жьего имени, взрослым тем не менее запрещается передавать их идолопоклонникам. С другой стороны, передача еврейских детей неевреям - друзьям или соседям родителей - может быть разрешена, ибо существует возможность того, что после войны эти люди вернут детей в еврейские религиозные учреждения.

Еще несколько ситуаций. После войны в поисках детей, отданных ранее в христианские учреждения, евреи порой были вынуждены входить в церкви и другие подобные здания. Поскольку это делалось ради спасения детей, раввин Ошри разрешил подобные посещения. Ему самому удалось отыскать и спасти нескольких еврейских детей, и они в конце концов поселились в Эрец-Исраэль.

Одному еврею, который отважился накладывать тфилин в концлагере, немецкие палачи однажды, подвергнув его сперва различным пыткам, вытатуировали на левом бицепсе крест - чтобы он не мог обнажать руку. Раввин разрешил ему накладывать тфилин дома, перед тем, как он отправлялся в синагогу. Там после молитвы он мог снимать только верхнюю часть тфилина.

В те дни, когда немецкие убийцы делали свое черное дело, некоторые евреи принимали облик неевреев, чтобы укрыться от нацистов. Они посещали церковь, носили крестики и всячески скрывали свое еврейское происхождение. После войны они решили, что следует вернуться к своему народу. Был задан вопрос: следует ли принимать возвращение таких евреев прежде чем они совершат какие-то особые акты раскаяния, ТШУВЫ? Ответ: неевреи не заставляли никого ходить в церковь или носить крестик на шее. Те, кто так поступали, делали это по своей воле и намеренно, чтобы их не уничтожили, как других евреев. Как представляется, они должны были проявить какие-то признаки раскаяния, и лишь после того другие евреи могли принять их.

Один еврей, скрывавшийся от немцев в годы войны, носил крестик, приобрел свидетельство о крещении и посещал церковь. Однако позднее он искренне раскаялся. Ввиду того, что все его действия имели цель спасти жизнь, раввин Ошри принял решение, что этот еврей может даже писать свитки Торы.

Чтобы завершить этот раздел, стоит пересказать истории двух
коэнов. (Коэн - потомок Аарона, брата Моисея.)

В лагере для военнопленных находились муж и жена, называвшие себя евреями, хотя они были крещеными. Они хотели возвратиться в лоно еврейского народа. Позднее супругам удалось выбраться из лагеря. Они поселились в Каунасе. Мужчина приходил молиться в синагогу по утрам и вечерам. Возник вопрос: мог ли этот еврей-коэн благословлять молящихся, воздевая руки? Ответ: то, что этот коэн прошел обряд крещения, в данном случае не имело значения, ибо он сделал это в труднейших условиях, опасаясь за свою жизнь. Он молился искренне, утром и вечером. Более того, он хотел вместе с другими коэнами исполнять заповедь - благословлять еврейский народ. Раввин постановил, что этому человеку разрешается воздевать руки при благословении.

23 июня 1941 г. немцы вступили на территорию Литвы. В тот же день они убили родителей 16-летнего еврейского мальчика -- и он остался совершенно одиноким. Его спасла их служанка-нееврейка. Через некоторое время, опасаясь, что немцы обнаружат его и убьют их обоих, она привела мальчика к своему священнику. Была заключена сделка: мальчик крестится, а его за это укрывают среди неевреев. Оказавшись в безопасности, мальчик не мог найти душевного спокойствия. Перед его глазами проходили ужасные картины убийства его отца и матери. Даже ночью он не мог найти покоя; как мог он безмятежно спать в го время, когда его собратья страдали - а он не делил с ними страдания? И вот мальчик собрал всю свою отвагу и вышел из убежища. Он добрался до Каунаса, до гетто. Он пришел к своим братьям-евреям, чтобы разделить их судьбу. Позднее мальчик стал искренне служить Б-гу и глубоко раскаялся в том, что крестился. В 1944 г., когда немцы ликвидировали последних остававшихся в гетто евреев, этот мальчик погиб. Отвечая на вопросы: «Можно ли разрешить ему участвовать в миньяне? Можно ли вызывать его - коэна - к чтению Торы? Можно ли ему воздевать руки для благословения?» – раввин Ошри ответил утвердительно в обоих случаях.

Евреям, приезжающим в Израиль из различных стран, - и в первую очередь из СНГ, - не приходится сталкиваться с теми проблемами, с которыми сталкивались евреи в период Катастрофы. Перед ними встают другие вопросы: брать или не брать деньги и вещи у христиан? Посещать или не посещать их религиозные мероприятия? Вступать или не вступать с ними в смешанные браки, и как относиться к таким бракам? Помогать ли приезжать в Израиль тем неевреям, у которых нет для этого законных оснований? Отказываться ли от своего еврейства и/или религии или нет? И, в конце концов, ПРЕДАВАТЬ СВОЕГО Б-ГА ИЛИ НЕТ? «Быть или не быть евреем?» - если перефразировать Гамлета. А этот вопрос неизбежно приводит к следующему: зачем (или почему, или для чего) быть евреем? Но это уже другая история.

Книга под заглавием «Зачем быть евреем?» была написана раввином Меиром Кахане в 1977 г. Вот цитата из рецензии на нее в «Америкен джуиш уорлд»: «Важно, чтобы книгу прочитали все, кто задают себе вопрос ”Зачем быть евреем?” - это важно и родителям, и учителям, которых заботит проблема воспитания молодых людей, открыто заявляющих о своем еврействе».
Здесь, в Израиле время от времени в ходе опросов общественного мнения евреям задают вопрос: кем вы считаете себя – «евреями» или «израильтянами?» Хотя нельзя с уверенностью сказать, какой ответ преобладает, именно этот выбор определит, в конечном итоге, характер - и самое выживание - евреев и их страны - Государства Израиль.

Примечание (апрель 2013 г.): я написал эту статью 20 лет назад. В умомянутой выше организации (в «Гугле» вы можете найти упоминание о ней /например, «Шмуэль Голдинг из Иерусалимского института Библейской Полемики»/) мне любезно позволили набрать текст на компьютере и потом напечатали небольшое количество 8-страничного экземпляра статьи с подписью «Е. Майданик - переводчик и журналист, живуший в Иерусалиме. Он приехал в Израиль из СССР в конце 1975 г.». Распространить этот мат-л, увы, тогда и позднее не удалось.

С тех пор очень многое изменилось в Израиле, особенно статистика, но проблемы, перечисленные в статье, не исчезли.
Е. Майданик 17.2013 г. Иерусалим


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3