Стр. 18.

2. Автор книги "Праздничные добавления" (в книге проекта Храма): "Велел Вс-вышний пророку, чтобы сказал народу Израиля, чтобы измеряли весь проект расчётом и чтобы хранили размеры в сердцах их, ибо может сегодня придти Машиах, и не будет строителя, который приступит к строительству Храма.
3. Абарбанель: разъяснил, что: повелено было сделать форму ощутимую ... заповедано было пророку показать её ощутимо.
4. Радак: "Изучите и приготовьте его,в знак того, что ещё сделают в будущем, когда придёт Избавитель и оживут мёртвые. Приготовьте его в знак того, что видящие его проект будут жить в строении будущем".
5. Радак и "Крепость Давида": "и устыдятся грехов семижды, (ибо из-за них) разрушен Храм.
6. Мальбим: Ради утешения, чтобы не пропала надежда их, что ещё вернутся к Земле и построят Храм.
7. Рабейну Бехаяй: благодаря этому пробудятся, и возжелают, и устремятся ко строительству Храма, ибо это влечёт приближение геулы ... и у пробуждающихся есть заслуга огромная, хорошая плата и большое воздаяние.
Напротяжении поколений занимались многие мудрецы народа Израиля сосредоточенным изучением проекта будущего Храма. Большинство из них опирались на разъяснения Раши (например: трактат "Проект Храма" автора "Праздничных добавлений", Рамхаля, "Добрый дар", "Шихуф эц", "Основание и корень служения" и т.д). Часть из них придерживлась взглядов отличных от Раши (как Виленский Гаон и Мальбим). Источник разногласий в том, о чём сказано нами выше: пророчество Ехезкеля о Храме неясно. Мы исследуем с Б-жьей помощью мнение Раши, ибо оно занимает центральное место среди комментариев, и также разъясним мнение Рамхаля и выводы из мнений Виленского Гаона и Мальбима.
Свиток Храма и различия в строении ХрамовНа каком основании возникли различия в строении Второго Храма по отношению к Первому и у Третьего по отношению к ним обоим.
Мудрецы разьясняют, что царь Соломон получил от Давида свиток,"Ссвиток Храма", и в нём проект его строительсва. Это учим из слов царя Давида сказанных сыну его Соломону, когда он наказал ему построить Храм: "Всё, что написано для меня рукой Б-га изучи все работы проекта". Говорят мудрецы на это место в иерусалимском Талмуде: "свиток, который передал Шмуэль Давиду тебует толкования: какой его смысл?
Всё, что написано, - это традиция,"от руки Ашема" - это дух святости,"чтобы я постиг" - отсюда следует, что она требует разъяснения". Разъясняет автор книги "Жертва общины": "Был изложен там план Храма, который передал Ашем Моше, а Моше - Еошуа, а Еошуа - старейшинам, а от старейшин к Шмуэлю, а Шмуэль передал её Давиду. И когда передавал её Давид Шломо, сыну своему, сказал ему: "всё написано рукой Ашема, чтобы мне постигнуть". И так, этот свиток получен Моше на горе Синай, и это план, в соответствии с которым построил Шломо Храм.
В "Мидраш Шмуэль" появляется дополнительный аспект: "Сказал Раби от имени раби Шмуэля бар Ицхака: свиток Храма , который передал Ашем Моше при стоянии (на горе Синай). И это то, что написано: "И ты здесь стой со Мной". Стал Моше и передал её Еошуа стоя и т.д., смотри в мидраше. Тайны Ашема, которые были переданы Им Моше, и он после передал их Еошуа стоя - это строение Храма. Кроме слов мудрецов в первой части трактата "Авот", что "Моше получил Тору на Синае и передал Еошуа", ещё одна дополнительная и особенная вещь, которая передавалась из поколения в поколение - это Свиток Храма! О способе передачи стоя говорит автор книги "Эзрат коаним": "Смысл передачи его стоя, кажется мне, что это для того, чтобы сказать, что на все тайны высшей колесницы есть намёки в строении Храма... и все тайны эти высказаны в этом свитке, и все эти тайны, сказаны в свитке этому достойно, чтобы была передача этого свитка стоя". И также он добавляет, что из слов, приводящихся в Мидраш Шмуэль: свиток передавался всегда перед самымй уходом из мира передающих, по причине "величия драгоценной тайны этой, которая тайна свитка Храма, которая скрыта в нём от всех глаз".
Очень важное уточнение по словам мудрецов, высказанное выше, что свиток "дан для толкования". Смысл в том, что возможно толковать его 13-тью правилами, по которым толкуют Тору, именно, как Тору. Автор книги "Наставник коэнов" рассуждал об этом аспекте и разъяснил, что сила свитка по крайней мере как галаха Моше, которую получил Моше на Синае. Автор святой книги "Свет жизни", также и он рассуждал об этом всвязи с размерами храмовой утвари, и сделал вывод, что показано тебе знать, что всё, что сделал Шломо в Храме - это галаха, переданныя через Моше на Синае, и всё написано открыто для тех, кто толкует Тору духом святости. А именно, также по его мнению, в свитке Храма сила галахи, полученной Моше на Синае. следовательно строение Храма чвляются основой и обязанностью. И, так разъясняются слова Рамбама в начале законов Храма, что Храм Второй построили по образу Первого, потому что это обязанность в поколениях.
Эти слова Раши в разъяснении пророчества Ехезкеля: "По-видимому, был приход второй Эзры подобен приходу первому, когда пришёл Еошуа, и аспект этот (разъяснённый в пророчестве Ехезкеля), что достоин был этот приход быть, как первый, когда поднялись из галута к вечному избавлению.
Конец стр. 18