У меня накопилось несколько аудиозаписей рассказов основательницы города развития Текоа (Ткоа) Инны Винярской о том, как это было. По мере возможности буду их расшифровывать и публиковать в этой теме. Итак...
Текоа (Ткоа, Tekoa, תקוע) основан в 1975 году по идее Ш. Переса. Как это часто было принято в Израиле: на это место был прислан батальён солдат из подразделения "Ноар Халуцим Лохем"=НаХаЛ ("молодые борцы-первопроходцы") и оранизована военная база. Идея в том, что после того, как солдаты освоят этот участок земли его передают его в руки гражданскому населению, а сами уходят на новое место. Что и произошло в Текоа.
В 1977 году на суккот позвонил в Гуш Эмуним Арик Шарон, который был тогда министром сельского хозяйства. А одна из обязанносей этого министра отвечать за новые посёлки. Он спросил у Ханана Пората, нет ли у них группы людей, которые хотят высадиться на землю. Ему нужно было это очень срочно, потому что солдаты, сидящие там должны были быть переведены в Самарию для основания нового посёлка. Это произошло в 1977 году на второй день Суккота. Нам позвонили из Гуш Эмуним. Нас было две семьи и 8 холостяков. И мы сменили здесь солдат. Не сразу. Солдаты нас встретили песней, пляской, гитарой и аккордеоном и повели в свою Сукку. Наши мужчины обучали их пользоваться электрогенератором. А солдатки, котрорые тоже были тут, просили научить их новым рецептам, потому что солдатам уже надоело то, что они им готовили. Мы пробыли здесь месяц вместе. Помогал нам от Гуш Эмуним Ури Ариэль. Тогда совсем ещё молодой парень, который незадолго до этого занял точку на горе недалеко от теперешнего Маале Адумим - Кфар Адумим. И там у него жила группа людей, которые основали деревню Кфар Адумим, примерно такую же по размеру, как наша.
Наша поселенческая группа была основана женщиной по имени Рахель Инбар, семья которой живёт 7 поколений в Израиле, это рабаним Коэн, известные люди. Она родилась и выросла в Тверии и знала несколько языков, в том числе и арабский - нянька её арабка была. К тому времени, как мы с ней познакомились, она была ответственным работником в министерстве образования. Муж её Дуду Айхенбом приехал в Израиль в 1945 году после войны, он был физик по специальности. Последние годы он созавал специальный словарь "Арух амашмаим" - о каких-то определённых значениях слов. Это понимать доступно далеко не каждому.
Эта замечательная пара после шестидневной войны заняли один из домов в деревне из которой арабы бежали. А, поскольку они были люди "Лехи", то они приташили туда и всех своих знакомых леховцев: 7 семей там жили в одном доме.
Вот такие там были люди, в том числе и Рахель Дуду. Рахель создала это новое "ядро", потому что мы с мужем пришли в Гуш Эмуним и сказали, что мы хотим жить на поселниях.
А вот, с чего мы начали.
Идёт мой муж по улице Кинг Джордж со своим другом. и вдруг они слышат, что громко поют какую-то еврейскую песню. А время это было после войны Судного дня, год 74-ый - возможно, начало 75-го. И настроение в народе было очень тяжёлое: выигранную войну их заставили проиграть, отдать многое, то, что было завоёвано... Тяжёлая была война и настроение было плохое. Но тут собрались ребята религиозные, назвали себя "Гуш эмуним" и устроили демонстрацию. Мой муж с его другом увидели это и решили пойти за ними и посмотреть, куда они все идут в обнимку и тацуя. Они пошли по Бен Еуда, потом по Кинг Дэвид и дошли до гостиницы "Кинг Дэвид и там всё выяснилось: оказывается приехал Киссинджер в Израиль: он был тогда министром иностранных дел Америки и он инициировал отдачу того, что было завоёвано нами во время войны. И он собирался встречаться с правительством... Они устроили эту демонстрацию и не давали Киссенджеру выйти из гостиницы. Причём там были и профессора... Одна моя знакомая профессор, пожилая дама, легла со своим редикюлем прямо поперёк дороги.
Вобщем моему мужу очень понравилась эта публика. И оказалось потом, что эти люди собираются строить посёлки в Иудее и Самарии, на землях, отвоёванных у арабов, с тем,чтобы эти земли не отдавать. Потому, что они уже израильские, они уже наши. И были наши исторически, как Текоа, например. Текоа, в те времена, когда оно было исторически создано, изготовляло лучшее масло для Храма. Это родина пророка Амоса, как известно. И была прямая связь с деревней Бейтар, которая тоже знаменита своими героями. На Суккот люди залезали на Иродион и видели огни Бейтара и огни Ткоа... Вобщем, хорошее место.
И я с мужем - мы записались в группу, которую создала Рахель Инбар. И собирались на всякие встречи. А Рахель обожала русскую алию. И даже издавала для неё газету "Шаар лэматхиль" на лёгком иврите. Она и журналист хороший былат. И они оба умерли недавно - Рахель и Дуду. Рахель полтора года назад, а Дуду полгода назад. Была довольно большая группа. И, поскольку было известно, что "Гуш эмуним" собираются создавать новые посёлки, Рахель тоже вошла в Гуш Эмуним со всем своим поселенческим ядром.
И в последний раз мы были в Маале Адумим, которое было маленькой деревенькой - там было всего несколько кубиков-домиков. Люди там жили и мы с ними провели всю субботу и долго общались. Нам сообщили, что они хотят создать посёлок, в котором будут религиозные и нерелигиозные, потому что страна хороша для всех евреев и мы всех принимаем и т.д.
Так мы провели субботу, а потом мы с мужем поняли, что это всё-таки не для нас, потому что записалось туда около 100 семей - почти все русскоговорящие. А самое неприятное было то, что мы встретили там на улиц семью знакомых, которые спросили у нас: ну, вы уже записались на получение дачи? Мы поняли, что это не для нас: дача, и все русские... Мы хотим быть израильтянами. И на наше счастье Арик Шарон позвонил и спросил, нет ли группы, и Рахель нам рассказала, и мы вызвались поехать в Ткоа.
И тут произошло то, что я уже рассказывала: как солдаты нас приняли, и как было хорошо, и мы с ними прожили месяц... И от Гуш Эмуним нам дали руководителя - это был Ури Ариэль, которому было тогда 25 или 26 лет. Ребёнок по сравнению с нами. Это было в 77-ом году. Я родилась в 35-ом году, значит мне было уже 42, а муж был старше меня на 8 лет, так что ему було почти 50.
А этот замечательный парень Ури Ариэль жил с нами, пел с нами, учил нас всяким обрядам... И он это делал так мило, с такой с таким ныеучастием в нашей жизни, что мы просто были счастливы. И вместе с ним .... ходили на встречи с адвокатами, вместе с ...., чтобы понять, как можно сделать устав для смешанной группы, в которой есть и религиозные и нерелигиозные. И у нас до сих пор есть этот устав, который мы тогда создали и гродились им.
- А сейчас другой какой-то работает устав? Этот устарел?
- Нет, устав ..... лежит, как это у нас называется - .... баарон.

Но ничего абсолютно не изменилось: секритариат, комиссии...
- Это как устав амуты?
- Это и есть амута, мы и созавали её как амуту. Но кто принимает .... тогда мы строго проверяли. .... У кого есть деньги, тот ....
Есть приёмная комиссия ....
Через месяц после того, как мы приехали, подружились с солдатами, девочек обучали мы, женщины, чего варить и чего жарить, мужчины у них учились многому и их учили многому, солдатиков... Ури приезжал нам 2-3 раза в неделю, на субботу с женой, потом они вообще поселились здесь. Жена его уже беременна была первым ребёнком... И по субботам Ури учил нас петь субботние религиозные песни. Я и сейчас пою так, как он нас обучал.
Но самое главное было привести ещё людей. Потому что солдаты ушли, а у нас две семьи и 8 холостяков. И мы стали изобретать, как мы будем приводить сюда людей.
Мы создали три группы, которые будут заниматься сбором людей, объяснием, информацией в разных районах Иерусалима.
В Рехавии мы выудили замечательных людей. Оба профессора иерусалимского университета. Рахель .... Они приехали к нам жить довольно рано.
Так и американцы к нам попали ....
- Значит, вы разделились по районам и что? Стали там развешивать плакаты и раздавать листовки?
- Нет. Мы в районе где-нибудь на людном месте ставили стол, сидели за столом, пара плакатов у нас была. И люди подходили к нам, спрашивали, что вы тут делаете. И мы им рассказывали: вот у нас есть там-то и там-то... И кое-кого мы выудили так.
Продолжение следует - бээзрат Ашем и бли нэдэр.