ФОРУМ "ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ"

Внимание! При регистрации нового пользователя, прошу отправить мне сообщение "РЕГИСТРАЦИЯ" на адрес temple.today@gmail.com Спасибо. Админ.
Текущее время: 22 окт 2017, 01:00

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Недельный раздел «Бешалах» от д-ра Линеца и р. Гитика
Новое сообщениеДобавлено: 01 фев 2012, 21:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 май 2011, 04:39
Сообщений: 35
בס"ד

Суббота 4 февраля 2012 года – 11 швата 5772 года
Книга «Шмот» («Имена»)
Недельный раздел «Бешалах» («Когда послал...»)

Песня Мирьям

«И взяла Мирьям-Навия (пророчица), сестра Аарона, тоф (музыкальный инструмент, род бубна) в руку свою, и вышли все женщины за нею с тофами и в хороводах. И ответила им Мирьям: пойте для Ашем, потому что вознесясь вознёсся, коня и всадника его бросил в море!» (Шмот 15, 20-21).
Мы не поем, когда нам страшно и мы в отчаянии, когда хочется спать или на полный желудок. Мы поем, когда сердце стремиться к любимому, когда тоскуем по лучшим временам или празднуем, чего-то достигли, предвкушаем что-то особенное.
Мы не поем, когда умиротворены. Мы поем, чего-то жаждая, когда испытали радость и она возносит нас на небеса.
Песня – сестра молитвы, попытка подняться над повседневными хлопотами, припасть к Источнику. Песня – это поиск Спасения.
Мидраш приводит десять важнейших песен в истории Израиля, когда спасение было воплощено в мелодии и текстах: песня, которую пели в ночь исхода из Египта (Ишайау 30, 29), «Песнь у моря» (Шмот 15, 1-21), «Песнь у колодца» (Бамидбар 21, 17-20), песнь Моше, когда он закончил писать Тору (Дварим 31-32), песня, с помощью которой Йеошуа остановил солнце (Йеошуа 10, 12-13), песнь пророчицы Деборы (Шофтим 5), песнь царя Давида (Шмуэл II 22), песнь освящения Храма (Теилим 30) и Песнь песней царя Шломо.
Десятая песнь, как утверждает мидраш, это песнь новая, она – о высшем Спасении, всеобщем и абсолютном, которое уничтожит все страдания, невежество, зависть и ненависть, сотрет их с лица земли. Это спасение так грандиозно, что потребует особой песни, совершенно нового музыкального выражения.
Среди этих песен есть песни мужчин (песнь Моше, Йеошуа или Давида), песни женщин (песнь Деборы), песня мужского хора (песнь освящения Храма), песня смешанного хора (песнь у колодца), дуэт (Песнь песней). Сегодняшняя «Песнь у моря» - сначала хор мужчин, а потом – хор женщин. Мужчины пели хвалу избавлению, пели о том, что видели их глаза египтян мёртвыми, пели о том, что жаждут высшего Спасения. Но не было в их пении чего-то такого, что могли восполнить только женщины – ликования.
Мирьям, старшая сестра Моше и Аарона, возглавила женский хор, спевший песнь у моря еще раз.
Имя Мирьям происходит от «мара»-горькая, потому что когда она родилась, народ Израиля переживал самую тяжелую пору египетского рабства. И когда младенца Моше отправляли в корзинке по течению реки Нил «встала сестра его издалека узнать, что сделано будет ему» (Шмот 2, 4). Это была еще юная Мирьям, но исполненная глубоких женских чувств, пережившая всю горечь изгнания и рабства. Мирьям, полная терпения, стойкости и надежды стояла в одиночестве и смотрела, как качается в камышах на воде нежная, едва теплящаяся жизнь. Надежда на спасение в её сердце была крепче горечи изгнания. Эта картина заставляет вспомнить еще одну великую женщину – Рахэль. По описанию пророка Ирмияу, именно Рахэль оплакивает своих детей, страдальцев изгнания, и именно её вмешательство, её обращение к Творцу приносит спасение: «Так сказал Ашем, удержи голос свой от рыдания и глаза свои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой…. Возвратятся они из вражьей страны, возвратятся сыны в пределы свои» (Ирмияу 31, 15-16).
Мирьям и её хор наполнили песнь у моря сильнейшими чувствами и глубокой верой, так свойственными женщинам. Испытания их были куда тягостней, чем у мужчин, но вера их была крепче и сильнее. И жажда спасения была более пронзительной, как и радость, когда это спасение пришло, как и стремление к высшему Спасению.
Выдающийся кабалист, рабби Ицхак Лурия (Ари) пишет: «последнее поколение перед приходом Машиаха – это воплощение поколения Исхода».
Сегодня мы стоим у порога Спасения, и, как и тогда, спасение принесет «женщина-праведница» (Талмуд, Сота 11б). Сегодня, как и тогда, тоска женщины по Машиаху куда более глубока, чем у мужчин. Тоска вдохновляющая и созидающая, которая зазвучит лейтмотивом в мелодии Спасения.
Д-р Ури Линец

Кричать то зачем?

«И сказал Моше народу: «Не бойтесь! Стойте и наблюдайте Избавление Всевышнего, которое сделает Вам сегодня. Ибо египтян, которых Вы ныне видите, не увидите более вовеки. Всевышний будет сражаться, Вы же умолкните». И сказал Всевышний Моше: «Что ты кричишь ко мне?»
Шмот, 14:13-14, 15:1
После длинного объяснения, имеющего целью успокоить народ, весьма неожиданно мы обнаруживаем «успокоителя» - кричащим Создателю?! Это тем более удивительно, что слова Моше, которыми он успокаивал еврейский народ, - это «в оригинале» слова Творца: «И сказал Всевышний Моше так: «Скажи сынам Израиля: пусть вернутся... и скажет фараон о сынах Израиля: заблудились они... А я укреплю сердце фараона, и погонится он за ними, и приобрету славу Я через [гибель] фараона и всего его войска» (Шмот, 14:1-4)
Следовательно, кто лучше Моше знал, что именно должно произойти, и насколько страхи евреев, увидевших своих мучителей-египтян, необоснованны! Вышеприведённое рассуждение заставляет вспомнить ещё более непонятное место. В самом конце первой главы «Шмот» Моше задаёт Всевышнему вопрос, смысл которого, мягко выражаясь, не очень понятен: «И вернулся Моше к Всевышнему, и сказал: «Почему сделал ты зло этому народу? Зачем ты меня послал?» (Шмот, 5:22). Собственно, объяснение крика Моше будет также ответом на вопрос: «Как мог Моше, переживший Откровение у «неопалимого куста», вопрошать Творца о смысле происходящего?»
Раби Исраэль Липкин из Саланта так объясняет поведение Моше у Крайнего моря: «Не хотел Моше быть праведником за счёт евреев!» Это объяснение перекликается со следующим комментарием раби Цадока Коэна из Люблина: «Моше лишь потому стал Моше Рабейну, что чувствовал боль любого еврея как свою».
Нежелание нашего Учителя Моше рационально (понимающе) отнестись к происходящему связано с его безмерной любовью и эмпатией к нашему народу. Евреям страшно, евреям плохо – Моше кричит. Нет, ему лучше, чем кому-нибудь, известно, что создавшаяся ситуация послужит на благо самим евреям. Но сейчас они испытывают страдания и боль, значит, Моше реагирует эмоционально!
Р. М.-М. Гитик


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3