ФОРУМ "ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ"

Внимание! При регистрации нового пользователя, прошу отправить мне сообщение "РЕГИСТРАЦИЯ" на адрес temple.today@gmail.com Спасибо. Админ.
Текущее время: 24 ноя 2017, 16:52

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 29 авг 2013, 14:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
«Секрет» для тех, кому трудно заставлять себя, и не только для них

Эта моя заметка, вы первую очередь, для тех, кто интересуется духовными вопросами и духовной практикой.
Один из главных «секретов» в духовной практике (и я полагаю, что не только в ней) – в регулярности занятий. Мне встречались многие люди, способные – в том числе и в духовном отношении - и как люди очень хорошие, но они не занимались регулярно, и поэтому, я думаю, часто не могли добиться тех успехов и реализаций – в том числе и в «обычной» жизни - какой могли бы. А всего-то дело было в регулярных занятиях без больших пропусков.
Сейчас я хочу «открыть» читателю небольшой «секрет», который обнаружил в процессе своих занятий и в своих попытках и старании преодолеть собственную лень, слабость, имеющиеся порой недомогания и прочее, что препятствует тому, чтобы приступить к духовным занятиям. Приступить прямо сейчас, сразу, и не откладывая - конечно, если условия это позволяют. (Не откладывая «на потом», пусть это «потом» и будет довольно скоро). Секрет состоит в следующем: Всегда можно найти такой способ, метод практики, изучения, тип упражнения и т.п., который – В ДАННЫЙ МОМЕНТ – не будет вызывать у Вас усилий. По-крайней мере – неприятных или серьёзных усилий; таких, чтобы из-за них духовно направленное действо отложить. Другими словами, можно найти, подобрать ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС такую практику или такой способ начать, которые не потребуют от Вас НИЧЕГО ТАКОГО, что препятствовало бы тому, чтобы просто взять и начать заниматься немедленно. Конечно, для этого требуется некоторый опыт, знание себя – в том числе и со стороны упражнений, изучения, и проч.; также надо представлять себе хотя бы немного типы и принципы духовной работы - что само по себе может потребовать некоторой подготовки.
Выше я написал о том, что при таком подходе можно заниматься практически без усилий, или с минимумом усилий. Теперь добавлю, что с какого-то момента правильные занятия приносят наслаждение (иногда сразу). Таким образом можно не просто начинать заниматься без усилий, но и получать наслаждение.
Важным моментом является то, что этот принцип – возможность вести своё занятие или «упражнение» так, что оно не потребует неприятных усилий – распространяется не только на начало занятия, но и на любой момент во время его протекания. Иными словами, Вы во всякий момент можете попробовать подыскать такое течение или поворот, аспект в Вашей практике, упражнении, или изучении, чтобы это приносило не изнурение, а продвигало бы Вас по правильному пути. При этом можно менять и тип упражнения - и вообще, что угодно; - даже переходя к совершенно другому виду деятельности, даже к обычной «обыденной жизни». Важно чтобы смысловое содержание при этом было духовным. Тогда и самая «обычная» жизнь имеет возможность превратиться в духовную практику и путь. «На всех путях твоих познавай Его» - говорят нам в Мишлей. «На всех» - имеются в виду не только внешние пути, события и поступки, но и «внутренние».
В качестве примеров «упражнений» и действий, которые может делать с минимальным усилием даже и «светский» человек, приведу слушание музыки, которая Вам нравится, или лёгкое наблюдение за дыханием, практически без концентрации (в том числе и без концентрации на какой-либо духовной каване), или просто ничегонеделание, отдых, наслаждение, но – имея в виду, что Вы делаете это ради Б-га, или ради того, чтобы сейчас, или потом (возможно позже) делать или жить так, как надо, идти по жизни и в своей практике правильным путём; или просто без усилия читаете, изучаете Тору, и… и - это может быть многое, в том числе и что-то лично Ваше…
Замечу ещё в данной связи, что если нам что-то нравится, интересно, или важно, то мы склонны заниматься этим без усилий, или не замечая их.
Всё вышесказанное, естественно, не означает, что никогда и нигде не нужно напрягаться, делать усилия, преодолевать трудности, стараться и т.д. – в том числе и в духовных вопросах. Иногда это просто необходимо. Я лишь написал о подходе, который может помочь, особенно если трудно начать… Удачи Вам на Вашем хорошем пути!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. «Секрет» для тех, кому трудно заставлять себя
Новое сообщениеДобавлено: 03 сен 2013, 10:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Арье Бродкин
Практика духовной психологии читателю
О «борьбе» со страхом, и не только

Многие думают, что наука и еврейская религия находятся если не на противоположных полюсах человеческой жизни, то, во всяком случае, они достаточно далеки друг от друга. Не вдаваясь сейчас – в силу ограниченных возможностей газетной статьи – в очевидную для меня спорность этого утверждения, хочу предложить уважаемому читателю несложные, но эффективные методы, помогающие справляться (если для кого-то не сразу – то постепенно) с чувством страха. Методы эти, с одной стороны, являются частью прикладной психологии (и психотерапии), а с другой стороны, - имеют своим происхождением еврейскую религию. Итак: Если Вы почувствовали страх, то попробуйте не изгонять его, и не бороться с ним, а просто представьте, подумайте, скажите - внушите себе, что этим чувством – страхом - Вы боитесь не кого-либо, или чего-либо, что послужило (перво)причиной страха, а что этим имеющимся у Вас страхом Вы боитесь Б-га. Про «истинную» же, первоначальную причину, вызвавшую страх, в это время забудьте, по крайней мере, постарайтесь это сделать. Если Вам это удастся, то страх тут же, или достаточно скоро может превратиться в другое, специфическое и совсем даже не неприятное чувство (и даже наоборот, в некое особое наслаждение). Кроме этого, Вы в этот момент перестанете бояться того, что Вас изначально испугало. Если так приучать себя реагировать на страх, то постепенно Вы будете всё меньше и меньше бояться чего-либо - кроме Б-га; то есть, в пределе - станете бесстрашным. А даже если и нет, то продвинетесь в этом направлении, заметно перестав зависеть и бояться своего страха и того, что с этим связано. (Кстати, для верующего человека возможна и другая формулировка – говорить и внушать себе, что это страх греха, боязнь согрешить). Данный способ работы со страхом лучше выполнять не только тогда, когда Вы действительно чего-то испугаетесь, а заранее «тренировать» его, так сказать, в «тепличных» условиях. А именно, как, своего рода, приём аутотренинга – например, дома, в безопасной обстановке, в удобной для этого позе, желательно, чтобы при этом Вас не мог кто-либо отвлечь – подумайте или вспомните, представьте что-либо, что может вызвать у Вас лёгкий страх. Именно лёгкий, ни в коем случае нельзя представлять, думать и т.п. что-то такое, что важно, или сильно и действительно пугает или может встревожить Вас. Ни в коем случае не стоит думать или представлять что-то серьёзное! Это должно быть что-то почти несущественное, почти совершенно неважное. Например, для меня здесь бы подошло представление, что я - может быть - могу промокнуть под тёплым небольшим недолгим дождём в тёплое время недалеко от своего
дома. Далее – оставив в себе, переживая это чувство ЛЁГКОГО страха – опасения, отвлекитесь, забудьте о причине, его вызвавшей, и представьте, или внушите, говорите себе, что этим страхом Вы боитесь Б-га, это Вы так, таким способом боитесь Б-га. Если Вы делаете это искренне, то в какой-то момент всё изменится – Ваш страх, и Вы – всё. Более подробно об этом методе я пишу в своих книжках (прошу читателя не рассматривать приведённую здесь статью как их рекламу).
Подобный «аутотренинг» я советую делать регулярно, например один раз в день, или раз в два дня. Но не часто (и здесь у каждого свои нормы и мерки). Критерием служит то, что после упражнений и в течение остального времени Вы не должны чувствовать себя повышенно тревожным или испуганным, а наоборот, более уверенным в себе (но - самоуверенности надо избегать). Кроме того, поскольку «обычный» страх, помимо неприятного чувства и переживания, несёт в себе ещё и защитную функцию – не позволяя нам в жизни излишне рисковать, «лесть на рожон», и т.д., то «обретение бесстрашия» обязательно должно сопровождаться с нашей стороны ростом разума и осмотрительности, внимательности. Не надо самоуверенности. Это уже сфера нашей ответственности. И, в заключение, скажу вот ещё что. Человек (да и животные тоже) – существа сложные. И всё в человеке взаимосвязано и «взаимоувязано». И если Вы развязываете и «распрямляете» в себе узелки и болезненные комплексы, связанные с неправильным, «негативным» страхом, то это приводит и способствует улучшению всей «системы».
Из отзывов на данную методику: … Впервые я познакомился с Арье (заочно ) через его книгу «Введение в духовную практику еврейской медитации» - «Ученик привратника» и «Серебристое крыло мелькнувшей птицы».
Эта книга стала моим верным попутчиком в моих странствиях по миру. Она помогала мне в реальных ситуациях. Например, работа со страхом – когда я должен был окунуться в океане на побережье Флориды, зная, что в воде есть акулы…

Внимание! Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных упражнений и подходов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся.

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М.)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. «Секрет» для тех, кому трудно заставлять себя
Новое сообщениеДобавлено: 03 сен 2013, 10:37 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Арье Бродкин
Чувство вины и стыд

Практически и у каждого из нас бывают моменты, когда мы чувствуем вину. Свою или чужую. И точно также каждому нормальному человеку приходилось переживать стыд за что-либо, или за кого либо. Эти два чувства, не являясь одинаковыми, тем не менее, в чём-то родственны и возникают - или могут возникнуть по схожему поводу, например, если что-то кажется нам неправильным или не таким, как должно быть в данных обстоятельствах. При этом существенно, что мы не остаёмся эмоционально невовлечёнными, равнодушными – события или отношения как-то трогают и эмоционально касаются нас, задевают наше «я» – причём, это может быть не только если мы их непосредственные участники, но бывает, что стыд и ощущение вины возникают, даже если мы в этих событиях непосредственно и не участвуем. Важным здесь также является то, что мы ощущаем каким-то образом свою ответственность – даже в тех случаях, когда объективно нашей вины, а иногда даже и участия - нет; и даже если сами рассудком понимаем, что невиновны. Но бывают ситуации, когда разум говорит одно, а чувства переживают другое… Причём, иногда стыд и чувство вины правильны и продуктивны, а иногда – они являются результатом нашего заблуждения, неправильного взгляда на мир и на своё место в нём.
Вообще, стыд и чувство вины необходимы человеку для того, чтобы исправлять допущенные ошибки (а кто их не делает!), а также для того, чтобы, по возможности, не допускать их впредь. Но тут нужно сделать, как минимум, два пояснения. Первое – это то, что кроме, так сказать, действительных, настоящих наших ошибок и просчётов, за которые уместно переживать, существуют ошибки и «вины», провинности - мнимые, в которых мы не виноваты и за которые никак не можем и не должны нести ответственности. Даже перед своей совестью. И тем более, если никаких ошибок и просчётов нет объективно вообще, а они есть - или возникают - лишь в нашем воображении (например, вследствие чьего-то влияния, или как результат воспитания, мировоззрения). Хорошие примеры здесь даёт реклама и СМИ. Так, есть люди, которые чувствуют себя виноватыми и им стыдно, что у них нет собственного автомобиля – лишь потому, что по телевидению это преподносится как вариант нормы (а выходить за рамки «нормы» - «стыдно»). Или что нет последней модели мобильного телефона. Или что их заработок не позволяет им жить такой жизнью, какой живут герои понравившихся им фильмов… И так далее. Хотя понятно, что реклама проплачена производителями телефонов, автомобилей и т.д. Вот и тратит такой бедолага силы и время своей жизни лишь бы соответствовать придуманному (причём не им!) идеалу. Проходит время – человек оглядывается на свою жизнь и понимает, что он, во многом, потратил её не так…
Второе пояснение касается того, что неисправленные, нереализованные чувства вины и стыда становятся хроническими, и порождают психологические комплексы и ощущения неблагополучия и страдания в жизни человека, в его ощущении своего бытия. Это, помимо того, что плохо и тяжело само по себе, - имеет и различные вторичные, третичные и прочие последствия в виде испорченного характера, трудностей в общении, иногда поломанных судеб, и т.д. Плюс – человеком с комплексами – любыми, легко управлять и манипулировать. Чем и пользуются сплошь и рядом – от отношений торговли до любви и политики. Именно про таких людей говорили власть предержащие ещё в древнем Риме: «разделяй и властвуй». Ниже я приведу один из хороших способов, который может помочь освобождаться или не поддаваться чувствам вины и стыда, если они не являются «настоящими». Несмотря на его внешне «религиозную» форму, он подходит всем, как людям верующим, так и неверующим (почему – надеюсь написать в следующих статьях) – хотя последним хотя бы на время придётся представить, что они не атеисты. Итак, если Вы почувствовали стыд или вину, представьте себе, что эти чувства Вы испытываете перед Б-гом, как бы раскройтесь с этими чувствами перед Ним, покажите их Ему. Побудьте так, в таком состоянии некоторое время. Если причина для стыда или вины «не стоящая», искусственная, и т.п. то Вы должны это увидеть. Она должна «уйти», Вы поймёте, что «оно того не стоит». А если настоящая – то Вы это тоже увидите. И тогда нужно что-то делать. Что-то исправлять (как – кратко будет написано ниже). Естественно, подобный «самоотчёт» требует определённой искренности и готовности что-то изменять. Кроме того, стоит отметить, что даже если у Вас данный метод с первого раза получится и не очень хорошо, то в дальнейшем, полагаю, со временем Вы будете всё лучше и лучше делать это. Но хоть какая-то искренность важна.
А теперь, если действительно есть причина для чувства вины и стыда, то: Поняв, что Вы сделали не то и не так, нужно сделать несколько вещей – 1) нужно попросить у Б-га прощения 2) исправить причинённый ущерб, если можете (например, вернуть украденное с компенсацией), а если это никак, то посоветоваться с действительно мудрыми и знающими людьми как быть (я бы сказал – со знающими Тору) 3) попросить прощения у обиженного (потерпевшего), если это возможно и разговор не приведёт к ещё худшему результату, - постараться это сделать и добиться прощения 4) принять решение и постараться так больше не делать. (Основано на рекомендациях Маймонида). Удачи!

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем–либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. «Секрет» для тех, кому трудно заставлять себя
Новое сообщениеДобавлено: 03 сен 2013, 10:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
духовная психология и практика:
В помощь читателям

Концепция сокрытия Б-га и уменьшения этого сокрытия (т.е. раскрытия Б-жественного присутствия) состоит в том, что Б-г, сотворивший все, и осуществляющий творение мира каждый момент, сокрыл себя так, что в нашей (то есть физической и психологической) реальности Его присутствие и роль не только не очевидны, а практически почти полностью не ощутимы. Я хочу сказать этим то, что наши обычные органы чувств такие, как зрение, слух, обоняние и проч., а также мышление, чувства – эмоции и т.д. - сами по себе обычно присутствие Б-га не обнаруживают. А для обнаружения ( раскрытия) этого присутствия нужна работа интеллекта и внутреннего “я”. О некоторых доступных методах возможного уменьшения Его сокрытия для нас я кратко – объём газетной статьи иначе не позволяет – и хочу рассказать читателю.
Известно из традиции, что Б-г, лишенный любого несовершенства, один и единый, является источником
всякого добра, в том числе и того, что мы считаем таковым. Таким образом, всякий раз, когда с нами происходит что-то хорошее, независимо от причины и природы этого хорошего, мы можем считать, что стали как - бы “поближе” к Б-гу, или Он стал ближе к нам в этот момент; что Б-г как бы “раскрылся” навстречу нам, уменьшая свое сокрытие. Это уменьшение сокрытия мы и воспринимаем как “добро” и “хорошее” в том или ином виде, например, как удачу, наслаждение, счастье и т. п. (Строго говоря, понятие “добро” более широко и включает в себя не только то, что мы рассматриваем и считаем таковым, но мы сейчас об этом здесь говорить не будем, так как объём статьи ограничен, а также потому, что она - статья - имеет «практическую» направленность).
Таким образом, если сокрытие Б-га уменьшилось, то именно поэтому, а точнее - именно это мы ощущаем как добро и связанное с этим наслаждение. Причем, разная природа причины, вызвавшей это наслаждение ( например, радость при получении хорошего известия, вкусная еда или питьё, или наслаждение, вызываемое интеллектуальным процессом
при постижении чего-либо, чувство облегчения от неудобств, чувства удивления, восхищения, радость при встрече с близкими, и т.д.) - связана с различными аспектами Его воздействия на нас.
Другими словами, различные типы наслаждения и радости связаны, соответствуют разным аспектам раскрытия нам Б-га (разным аспектам уменьшения Его сокрытия).
Суть данного метода состоит в осознании, представлении и размышлении о том, что сами ощущения наслаждения, счастья, удачи, добра и т. д., - есть уменьшение сокрытия, “приоткрытие” Б-га; подобно тому, как находясь в
густом тумане, где ничего не видно, мы попали, встретились с областью, где туман реже.
К сказанному надо добавить, что при этом Б-г как бы “раскрывается” навстречу нам, уменьшая свое сокрытие, и мы иногда даже можем начать как бы чувствовать Его присутствие (и даже более того).
В практическом же плане для духовной практики особенно важно и легко использовать то, что не оставляет нас равнодушными и, в частности, затрагивает сферу наших эмоций и чувств.

Примеры практического применения (упражнения)
Почувствовав в действительности, или представив что-либо приятное, отвлечься от причины, которая вызвала это приятное ощущение или чувство, как бы забыть о ней, и думать о том, что данное чувство, переживание наслаждения, удовольствия есть частичное уменьшение сокрытия, то есть частичное раскрытие Б-га – для Вас. А вот другой способ: самим этим переживанием как бы молиться Б-гу, используя само это наше чувство вместо слов, обращаясь к Нему самим чувством. Третий вариант несколько отличается от первых двух: – не забывая и не отвлекаясь от первопричины чувства - эмоции, просто как бы поделиться своим переживанием с Б-гом, подобно тому, как мы делимся своими переживаниями с другом или с кем-то, действительно близким нам (человеком), позволяя ему быть свидетелем и соучастником наших переживаний и разделять их (и нас), и не таясь от него; слова могут быть здесь и не нужны – речь идёт о такой степени близости, когда понимание и близость происходят без слов. Впрочем, если естественным образом родились и вырвались слова, то это тоже хорошо.

В заключение добавлю, что «инициировать» чувство можно и специально. Например, можно вспомнить что-нибудь хорошее, или послушать любимую музыку, посмотреть нравящийся фильм – и во время или после этого делать описанные выше «упражнения». Которые, кстати, могут и помочь Вам улучшить жизнь и яснее ощутить её смысл, воспрять духом…

Половина успеха – в регулярности занятий
Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. «Секрет» для тех, кому трудно заставлять себя
Новое сообщениеДобавлено: 03 сен 2013, 10:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Арье Бродкин
Как быть? Вопрос к психологу

Вопрос: бывает, что выходцы из бывшего СССР стесняются говорить по-русски, иногда даже не хотят признаваться, что они приехали из России, Украины и т.д. Как это с точки зрения психологии?

Ответ: Ну, во-первых, что бы ни говорили некоторые, это говорит о наличии в обществе определённого негатива по отношению к «русским». Вряд ли такой же вопрос, по крайней мере, с той же степенью остроты, возникает у тех, кто говорит, например, по-английски или по-испански. Вы когда-нибудь слышали о подобной проблеме у тех, кто приехал из Великобритании или США? Я - нет. Это проблема, с этой стороны, так сказать, социально – психологическая, связанная со многим, в том числе, и с боязнью конкуренции – в разных областях, и с желанием добиться хорошего будущего именно для «своих» детей, и с тем, что – будем говорит прямо - мы люди в чём-то другой культуры; с тем, что нас много, и т.д. Причём, я сейчас не касаюсь именно конкретной специфики представителей именно «русской» алии - как «плюсов», так и «минусов», а также первого поколения их потомков, – потому что, в какой-то, хотя и меньшей степени, подобные проблемы касаются и их. Я отмечаю только наличие социально – психологической проблемы. Если же говорить на «индивидуальном» уровне, то подобное отношение к самому себе (такой стыд себя) - по сути – деструктивно (разрушительно). Потому что наше «я», личность, во всех её проявлениях и свойствах, психика - суть и явление сложное и многоплановое, но, одновременно с этим, объединённое и взаимосвязанное. И объединяет и взаимосвязывает её, не в последнюю очередь, именно чувство и существование нашего «Я» - как с маленькой, так и с большой буквы. Не вдаваясь сейчас в теорию и тонкости, скажу лишь, что негативное отношение к своему «я» (а именно об этом, по сути, идёт речь) имеет и негативные последствия. Это провоцирует чувство вины, которое трудно исправить и от которого трудно, да и некуда убежать. В самом деле, куда можно убежать от себя самого? И заметьте, это отличается от наличия, скажем, определённых негативных качеств – например, плохих черт характера. Потому что последние можно (да обычно и нужно) исправлять, что-то с ними делать. Почему это возможно? – Да потому что это, в каком-то смысле, не я сам, а лишь мои свойства, то, что, в принципе, я могу изменить… На самом деле, и чувство «я» не однородно, и в нём есть то, что способно к изменению, но сама его суть, «сердцевина», сущность жизни – это уже нечто другое… И хотя вопрос, поднятый в данной статье её, казалось бы, не затрагивает (да её вообще трудно чем-то затронуть или задеть), но всё-таки, из-за взаимосвязанности различных частей нашей психики мы получаем – как и в результате всякого покушения на что-либо истинно святое и дорогое для нас, а также на справедливость, доброту, и т.п. – а внутри нашего психического эти вещи отслеживаются и с этим очень разбираются - мы получаем очень глубинную психологическую травму. Причём, такую, которая ведёт к депрессии, влияет на ощущение смысла жизни, успешность, энергичность, отношения и т.д. Это похоже на «покушение» на ребёнка внутри нас, который, в сущности, является одной из наших частей и никогда нас не покидает. Поэтому не следует поддаваться влиянию внешних обстоятельств, говорящих, что Вы какой-то не такой, и что с Вами не всё в порядке только потому, что Вы говорите, или наоборот, недостаточно хорошо и свободно говорите на каком-либо языке, или что Вы приехали из какой-то страны. Помните – никакой ВИНЫ в этом нет. Не взращивайте в себе чувство неполноценности. Вину – объективно – определяют поступки. Если Вы что-то сделали плохое, то это надо исправлять. То же самое относится и к качествам характера. Но нет никакой вины в том, чтобы родиться где-то, или чтобы говорить на каком-то языке, тем более, родном. Обвинять в этом нельзя – ни других, ни себя. В конце концов, это не только несправедливо, но и глупо. Как говорится, «не по своей ты воле рождён и т.д.» («Пиркей авот»). И там же сказано – «Не будь грешником в своих глазах». Тем более, если ты ничего плохого не сделал. Завершая наш разговор, скажу, что, конечно же, нужно стараться вжиться в культуру, жизнь и быт страны в которую Вы приехали. Точно также как нужно учиться, в том числе и языку, изменяться к лучшему и т.д. Но – при этом не нужно стесняться и тем более стыдиться того хорошего и того богатства, которое есть в Вас, знания языка, культуры и т.д. Ведь это – часть Вашей личности – кроме всего прочего. Более того: для того, чтобы не «потерять себя» я рекомендую даже стараться специально сохранять и поддерживать эту часть своего внутреннего ядра: смотреть старые нравящиеся Вам кинофильмы, слушать музыку, читать книги, говорить по-русски там и тогда, когда это хорошо и уместно, и т.д. Развиваясь, сохранять себя, чувство своей идентичности.

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья также не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. «Секрет» для тех, кому трудно заставлять себя
Новое сообщениеДобавлено: 03 сен 2013, 10:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Арье Бродкин
Об искренности

Хотя все мы понимаем и интуитивно чувствуем, что искренность очень важна - в жизни, в общении, в отношениях с самим собой, в духовной практике и т.д., тем не менее, когда мы пытаемся определить, что же это такое, то оказывается, что не так-то просто это сделать. Мне лично кажется, что самым близким по смыслу определением искренности будет что-то вроде «поступать по совести», вложив в то, что ты делаешь (или говоришь, думаешь и проч.) самого себя целиком, всего себя. Однако здесь мы сталкиваемся с понятием «совесть», которому дать рациональное определение, пожалуй, ничуть не легче. Наверное, наиболее удачным определением русского слова «искренность» будут слова: «Всей душой своею и всем сердцем своим» - и подобные, или близкие им. Например, слова Торы из следующего отрывка: «И … станете Вы искать Б-га, Все-сильного твоего, и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всей душой твоей. В невзгодах твоих, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце … возвратишься ты к Б-гу, Все-сильному твоему, и будешь слушаться голоса Его» (из Дварим 4:29,30).

Чрезвычайно важным представляется здесь то (помимо разговора об искренности), что, по сути, «венцом» исполнения Торы и целью жизни человека в этом отрывке обозначается нахождение Б-га. Который, как известно из ТаНаХ, и как говорит нам разум, есть Истина (Эмэт), и все слова, которого – Истина. (Также и сама Тора назывется Эмэт).
Получается, что искренность и совесть связаны с Эмэт – Истиной, или Торой. Но это значит, что искренность и совесть – по крайней мере, в своём совершенном и очищенном от человеческих заблуждений, несовершенств характера и т.п. виде - это своего рода Тора внутри нас. Что не удивительно, ведь, по крайней мере, изначально, человек задуман его Творцом по Его образу и подобию и, в какой-то мере мы несем в себе Его качества и черты. Это значит, что в нас обязательно должна быть заложена Истина, Эмэт, и механизмы для связи с ней (Например, в сороковом псалме так и сказано, что Тора Все-вышнего «внутри меня» - см. Тегилим, 40:9).

Все это представляется и весьма логичным, если идти путем логики и рассуждения. И не очень странным.
Также сказано, что Он отвечает обращающимся к Нему в истине, истинным способом (буквально – бээмэт), то есть в Торе и через Тору. А это также значит – с использованием слов и языка Торы. И искренности. И ещё говорят и пишут наши мудрецы, что ответ Б-га зависит от Имени, с которым обращаются к Нему.

Тора говорит, что Б-га можно найти, если искать Его всем… сердцем и всей душой. Это означает с полной искренностью, самоотдачей. Но как добиться полной искренности? Как мы можем быть уверены, что искренни до конца? Ведь это означает, в том числе, и то, что нам удалось познать себя до конца. Но кто столь совершенен, что действительно знает себя до конца? И, если найдется такой человек – познавший в такой степени себя - то разве может он при этом быть отделенным от Б-га, который его сотворил и творит каждое мгновение; разве может не знать Его и не быть в контакте с Ним? Раз он познал себя «до конца»? Нет, такой человек не будет оторван, отделен от Б-га – он должен знать Его. Следовательно, Тора в приведенном выше отрывке из Дварим 4:29, 30 – раз там говорится, что человек, при определённых своих качествах, ещё только может найти Его - говорит не о таком совершенном или близком к совершенству человеке, а о человеке более «обычном», который не стал ещё таким совершенным. Но тогда мы пришли к тому же, с чего начали – как стать полностью искренним – искать Б-га всей душой и сердцем. Казалось бы, круг замкнулся. Но мне кажется, что ответ находится в следующих за приведёнными выше словах Торы, а именно в словах из Дварим 4:31-37 о том, что … Го-сподь, Б-г твой милосерден; и что Он не оставит и не погубит тебя, и не забудет союза с отцами твоими, о котором клялся им. Слова же о милосердии Его в теме нашего разговора, мне кажется, можно понимать и так, что: «Хотя ты и не можешь быть полностью искренен в поисках Меня, ибо ты не совершенен, ты все равно найдешь Меня, при условии, что будешь изо всех сил стараться быть искренним в своих поисках. Найдешь, потому что Я милосерден. И, несмотря на твои ошибки, Я в этом процессе не погублю тебя и не оставлю, и не забуду мой союз с твоими отцами, о котором поклялся».

Как же можно начать этот процесс? Как постараться быть максимально искренним – настолько, насколько мы можем в данный момент? В каждый момент? Мне известно здесь два пути, два подхода. Первый – как бы более рациональный, естественный и очевидный. Второй – более возвышенный и тесно связанный с Именами Все-вышнего, заповедями, медитацией и молитвой. Хотя, на самом деле, оба они являются гранями одного и того же процесса, а именно – старания делать хорошее всей душою и сердцем, и всем, что у нас есть.

Первый (естественный) метод развития искренности состоит в том, чтобы человек старался быть максимально искренним всегда. Это не значит, что при этом он должен быть наивным. Скорее это, помимо всего прочего, означает как можно более правильно оценивать ситуацию и реагировать наилучшим, адекватным обстоятельствам и своей совести образом.

Обстоятельства бывают внутренние и внешние. И обычно искренность начинается с искренности перед самим собой. Впрочем, к искренности мы можем побуждаться и кем-то извне: друзьями, фильмами, книгами, музыкой и т.д. Несомненно, что искренность содержит в себе элемент правдивости. Это так же верно, как и то, что правда, сама по себе, и, в частности, стремление всегда и везде говорить правду – не является искренностью. Мне кажется, что искренность представляет собой некую гармонию между правдой и добротой. Сама эта гармония и есть искренность. На практике для развития искренности можно, например, начать с правдивости перед собой и «разбавлять» её – правдивость добрым взглядом на мир и на самого себя. Но, если перед самим собой правдивость должна обычно превалировать над добротой, то в отношениях с другими доброта должна идти впереди, быть более важной. Собственно, сама практика и заключается в том, чтобы стараться быть наиболее искренним, максимально искренним в каждый момент, в данный момент – как с другими, так и перед самим собой; и когда ты один, – и когда нет – даже в толпе.

Постепенно это становится все более и более нормальным и привычным состоянием. Что касается второго (возвышенного) способа развития искренности, то он заключается в выполнении заповедей в состоянии искренности. Частным и очень эффективным примером этого является использование методов, опирающихся на содержание Имен Все-вышнего внутри естественных процессов. Особенно это относится к методам, где Имя как энергия, или в любом другом виде, идет прямо в наше «Я».


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. «Секрет» для тех, кому трудно заставлять себя
Новое сообщениеДобавлено: 03 сен 2013, 10:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Арье Бродкин
«Необычное» о животных и не только о них

Размышляя на тему, что отличает человека от животных, я вспоминаю некоторые факты, которые, возможно, известны не всем читателям. Вот они: животные пользуются орудиями труда - в первую очередь, конечно, обезьяны – так как они могут пользоваться руками, хотя и не только они. Конечно, речь идёт о «простых» предметах типа палки или камня. (С другой стороны, а что будет, если их учить и чему-то другому?). У животных развита сфера эмоций и чувств. Всем известно про собак, но, может быть, не все знают, например, что изгнанный пришлыми более сильными и молодыми самцами из стаи старый лев перед смертью может возвращаться к своим самкам в родную стаю - фактически, возможно, рискуя жизнью, - чтобы проститься. Значит, он их любит и помнит о них. Или, что встретив останки своего умершего ранее собрата – из своего стада – слоны собираются около них, стоят, касаются его хоботами, - полное впечатление, что молчат, вспоминают, переживают.

Есть документальные фильмы об этом – это надо видеть. Кот приходит на то место, где закопан его брат, сбитый машиной, и долго сидит там – я сам видел это неоднократно. Или вот факт – самка собаки (дворняги) по-разному относится к своим щенкам: есть у неё любимчики, которых она никогда не наказывает и которым прощается всё, или почти всё, а есть такие, которым достаётся, даже если они ничего особенного и не делали. Кстати, по моим наблюдениям, это зависело также от цвета щенков (впрочем, возможно, что и не только и не столько от этого – цвет может быть связан с разным характером, запахом и т.д.). Или вот очередной миф: животные не учатся и не изменяются. (Вообще странная идея и непонятно на чём, кроме предвзятости, основанная). Очень даже учатся, причём и не только в детстве, а, следовательно, и изменяются - я имею в виду их характер, умения, привычки и проч. Мои наблюдения за животными как психолога - в том числе и за животными разных видов - позволяют высказать предположение о том, что у них у всех есть два языка. Точнее, это как бы один язык, но он реализует и проявляет себя по-разному. О чём здесь речь? Сейчас поясню. Первый язык – это как бы понимание само по себе, без «слов», то есть без слышимых звуков, жестов, телодвижений и прочего. Фактически как телепатия. (Так и у людей бывает – люди, особенно близкие, молчат и понимают друг друга. Это особый тип внутренней близости). Так животные – в том числе и разных видов - понимают друг друга. Так они могут понимать и людей. (Это объясняет, в частности, то, что животные могут сразу – «с первого взгляда» хорошо относиться к кому-то, и наоборот). Другой язык – это когда то же понимание облекается в форму жестов, звуков, движений тела. Здесь он у каждого вида свой. Так, помахивание хвостом у собаки и у кошки означает не одно и то же. Собака при этом радуется. Помимо движений тела (например, поворот головы у пса в сторону чего-либо может говорить Вам о том, что он рассказывает Вам о чём-то, связанным с этим предметом, в том числе и в «прошедшем времени», и т.д.) – так вот, помимо движений тела, речь, по-видимому, может идти и о других языках как «носителях смысла» и сообщений. Это языки запахов, эмоций, и проч. То, что у обычного человека чувствительность к запахам и остальному тому подобному ниже, чем у животных – это должно являться причиной, что часть таких «языков» и сообщений мы просто не замечаем. В принципе, говоря об упомянутом выше «телепатическом» типе языка, можно было бы предположить, что и он имеет свои знаки и «носителей», просто они вне возможностей нашего восприятия – однако я убеждён, и на это у меня есть и теоретические, и практические основания, что это не так, и дело не только в этом.

То, что животные умеют мыслить и делать свои выводы, сейчас, в общем-то, не вызывает сомнений. Любой, кто более-менее долго и серьёзно общался с ними, полагаю, сможет подтвердить это – со своими примерами и т.д. Особый вопрос представляет – не удивляйтесь - вопрос о духовности, эстетическом восприятии животных, и т.д. Многие, я думаю, наблюдали, как собаки реагируют на звуки некоторых музыкальных инструментов. У меня была кошка, которая, когда я насвистывал – именно насвистывал «Марш тореадора» - помните это место? – «тореадор, смелее в бой» - именно это место! – так вот, кошка каждый раз подходила ко мне и кусала (не очень сильно) за лодыжку, пока я не переставал. Мой пёс, когда я собирался заниматься медитацией приходил и старался всегда быть рядом, даже из другого помещения и т.п., – видимо, считал, что раз я «не вполне в этом мире», то более беззащитен и нуждаюсь в охране. А может, что-то ещё. Когда я один, или с друзьями, или кто-то из друзей занимались специальной – очень духовной – практикой (еврейской), связанной с телом, движениями и т.д. – неоднократно животные, в том числе и птицы, и даже пауки, приходили и смотрели, или как-то реагировали. В заключение напомню, что разные источники пишут о взаимном понимании и, обычно, хорошем отношении животных и праведников.

Чем же мы отличаемся от животных? Кроме биологичности, то есть того, что мы другого биологического вида? Честно сказать, если порою посмотреть на ценности и стремления современного общества, то…

Однако Тора нам говорит, что человек – по крайней мере, нечто в нём… или его далёкий предок созданы «по образу и подобию Б-га». Видимо, в этом и есть уникальность человека. А теперь – как её реализовать? На практике.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 04 сен 2013, 09:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Арье Бродкин.
Прочтите эту заметку. Она – о нас.

Представьте себе, дорогой читатель, что стул, на котором Вы сидите сейчас, может сломаться. Что Вы сделаете, если наверняка знаете об этом? - Встанете, скорее всего, и перестанете на нём сидеть. А если крыша, или потолок дома, в котором Вы сейчас находитесь, начнут обваливаться? Или пол? Стены? - Будете ли Вы продолжать находиться в этом помещении? - помещении, где грозит опасность? А если узнаете, что воздух, которым Вы дышите, непригоден для дыхания, — не захотите ли перейти в более безопасное место и «сменить» его? И т.д., и т.п. - Но Вы не делаете этого сейчас (скорее всего). Почему? - Да потому, что Вы молчаливо полагаете, что пребываете в безопасности, в безопасном месте*. И что так же будет и в будущем, по-крайней мере, в будущем ближайшем, пока Вы там (здесь) будете находиться. Если бы это было не так, то, не будь у Вас особых причин быть там, где Вы есть, Вы ушли бы (и думаю, что быстро) — при условии, конечно, что Вы нормальный человек. Что я хочу сказать? Да то, что мы обычно молчаливо полагаем, что мир, в основных своих проявлениях, БЕЗОПАСНО УСТОЙЧИВ и устроен так, что в нём возможно жить (в смысле «существовать»). Иначе говоря, - мы полагаемся на некую устойчивость мира — что он, в принципе, такой, что мы можем в нём находиться, быть. Другими словами, мы ДОВЕРЯЕМ, что мир вокруг и внутри нас таков, что мы можем в нём жить и пребывать. Без этой веры жить невозможно. В каком-то смысле, можно сказать, что эта вера есть неотъемлемая часть самой жизни; может быть, даже составляет саму жизнь — не в биологическом, конечно, смысле, а в смысле психики, «жизни души». (В своей ОСНОВЕ, конечно. И этим я вовсе не хочу сказать, что мы не осознаём потенциальные или реальные опасности, которые могут случаться и существуют в мире.). Скажу больше — мы доверяем той же верой нашим знаниям (тому, что мы ими считаем) и опыту — в самом широком смысле этих слов. В противном случае мы не являлись бы тем, что мы есть, знания не были бы знаниями, и т.д. Также у нас есть доверие своим мыслям, воззрениям, переживаниям, доверие органам чувств, и т.д. И неважно, что мы можем при этом сознательно, специально «не доверять им» и не полагаться на них — это только значит, что есть нечто другое, на что мы полагаемся и доверяем больше. (Например, человек, ЗНАЯ, что Земля круглая, может не доверять своим глазам, которые говорят ему, что она плоская. Доверие, о котором мы говорим, есть и осталось - просто оно принадлежит и направлено не на то, что видят наши глаза - мы доверяем теперь не им, а нашему знанию о том, что Земля круглая — т.е. мыслям; а также, возможно, что и своему предыдущему опыту: если раньше, поднимаясь высоко, например, на самолёте, мы видели округлость земли, и т.д.).

Для нашего рассмотрения существенно то, что везде первичным фактором выступает СПЕЦИФИЧЕСКОЕ изначальное доверие (готовность положиться на информацию, или на органы чувств, самоощущение, и т.д.). Иными словами, МЫ ВСЕГДА ВЕРИМ. С этой точки зрения неверующих людей нет. Эта вера должна предшествовать восприятию нами чего бы то ни было, чего угодно, восприятию всего - внешнего или внутреннего, восприятию любого рода, «восприятию» в самом широком смысле этого слова. Другими словами, всякому восприятию, каждому акту познания и опыта, всякому знанию ПРЕДШЕСТВУЕТ ВЕРА. Вера хотя бы в наши способности восприятия или «обработки» информации — доверие к ним, и т.д. Но это значит, ЧТО НЕВЕРУЮЩИХ ЛЮДЕЙ (КСТАТИ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО И НЕ ТОЛЬКО ЛЮДЕЙ) НЕТ ВООБЩЕ!

Мне могут попытаться возразить — но ведь это не религиозная вера, не вера в Б-га. На это есть очень легкий ответ. Во-первых, сам факт наличия этой веры говорит, что ВЕРЯТ - во что-то, или в кого-то (или чему-то). Во-вторых, если Вам не нравиться признать, что при наличии такой веры Вы верите в кого-то, то считайте, что Вы верите «во что-то», можете назвать это «в устойчивость мироздания», или как-то ещё (а, кстати, не пробовали поставить вопрос: «кто это так всё устойчиво устроил, образовал и поддерживает?»). По сути, это дела не меняет, потому что про Б-га всё равно сказать что-либо определённое всё равно нельзя — Он выше и вне всякого понимания. Так что наши оценки и эпитеты, относящиеся к Нему, скорее объясняют что-то нам, чем описывают Его. Ведь, по-большому счёту - о Нём вообще сказать ничего нельзя. Но это именно то, во что мы и верим — это доверие к ЧЕМУ-ТО, что трудно, а, может быть, и невозможно выразить словами.

Попробуйте сформулировать и «указать» на это ЧТО — ТО: оно ускользает. Впрочем, для того кто полагает, что доверие всегда направлено на КОГО-ТО, а не на «безжизненный неодушевлённый предмет», или «нечто», это доверие ЧЕМУ - ТО легко превращается в доверие к КОМУ. (И я, например, отношусь к числу людей, которые считают также). Ещё раз замечу, что про сущность, самого Б-га (а не про то, как Он являет себя нам), вообще говоря, трудно, если не невозможно, сказать «Кто» или «Что», поскольку и то, и другое являются языком понятий и слов, а Он — первичнее и выше их (как и вообще всего), и уже потому - неописуем. Получается, что то доверие, о котором мы говорим, ЕСТЬ ВСЕГДА ДОВЕРИЕ Б-ГУ, как бы человек себе его не представлял, и как бы к Нему ни относился. Причём отмечу, что речь здесь идёт именно о настоящем Б-ге, а не о тех представлениях о Нём, которые могут быть у человека или у группы людей (в том числе, и искажённые и неверные, сложившиеся под влиянием мыслей, воспитания, и проч.), - поскольку та вера, о которой мы ведём речь, является вообще первичным «первоотношением», а всё остальное — мысли, знание, представления и прочее — зиждется и отстраивается на ней. Эта же вера рождается и появляется на свет вместе с человеком (и, полагаю, животными тоже) а, возможно, даже и ранее.

Далее. Естественная вера, о которой мы говорим, предполагает в своей сути, что ОН (или ОНО) – то, или тот, кому мы доверяем — ДОБР; ПОТОМУ ЧТО ТОЛЬКО ДОБРОМУ по отношению к нам — причём, независимо от нас, независимо ни от каких наших поступков, независимо ни от чего – слышите - НИ ОТ ЧЕГО — мы и можем БЕЗРАЗДЕЛЬНО доверять и на Него БЕЗРАЗДЕЛЬНО полагаться. - А ведь та первичная вера, о которой мы говорим, - она именно такова.

Только на то, что (или кто) хорошо к нам относится (любит безотносительно ко всему, независимо ни от чего), помогает, опекает — только на Такое, на Такого мы можем БЕЗРАЗДЕЛЬНО полагаться и только такому — БЕЗРАЗДЕЛЬНО, по сути – бесконечно - ДОВЕРЯТЬ. Только тому, кто, или «что» НЕ ПРЕДАСТ И НЕ ОБМАНЕТ. И в Нём, поэтому, не должно быть НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Невозможно даже помыслить, чтобы полностью положится, например, на лжеца. Или вручить свою жизнь и вообще, всё, что у нас есть, в том числе и самого близкого и дорогого — негодяю и злодею.

Сделаем следующий шаг. Как и предыдущий, он представляется мне достаточно очевидным. Этот Кто-то или Что-то должен быть только один, и именно Он должен управлять миром, и даже больше, чем миром, но — всем. И психикой, и историей, и вообще - тем, что есть, и тем — что будет. (И поэтому Он должен быть ГОСПОДИНОМ времени и вообще — всего. Даже больше — Он должен быть создателем всего, потому что иначе Его власть и могущество (добрые по отношению к нам) могут быть временными и, потому, не абсолютными — а, значит, на него нельзя будет полностью и всецело положиться. Но та наша вера, о которой мы говорим, не такова: она — всецела. И ясно, конечно, что Он должен быть Господином и над тем, что мы знаем, и чего не знаем; и как над тем, что узнаем и поймем потом, так и над тем, что мы не узнаем и не поймём никогда... ВСЕВЕДУЩИМ И ВСЕМОГУЩИМ. ГОСПОДИНОМ над всем, что есть, что будет, что было, что может быть, и над тем, чего нету... Иначе говоря, ОН — в своей сути и «природе» должен быть абсолютен, а потому - непознаваем и абсолютно непредставим. И, ещё раз напомню — только один и един, без разных «отличающихся» частей, которые были бы хоть чуть — чуть самостоятельными — ведь иначе пришлось бы полагаться, хотя бы иногда, на какую-то его часть больше, чем на другую, а это уже не тотальное, не полное доверие. Но та наша вера, о которой мы говорим, не такова — она тотальна.
Обратите внимание, уважаемый читатель, что эта не та вера, о которой говорят, когда, например, кто-то говорит другому: «Поверь мне», или: «Поверь в то-то и в то-то». Такая вера, по отношению к тому изначальному доверию, о котором мы говорим, является «вторичной», и, в отличие от него, допускает согласие и несогласие, - тогда как изначальная вера тотальна, и самого понятия несогласия в ней просто нет.


*Очень надеюсь на это и желаю читающему эти строки всяческого настоящего благополучия.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 04 сен 2013, 10:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Арье Бродкин.
Прочтите эту заметку. Она – о нас.
(продолжение, начало в предыдущем номере)


Итак, в прошлом нашем очерке мы увидели, что человек всегда верит или доверяет чему-либо. Например, своим переживаниям, восприятиям, чувству бытия, и проч., и проч…. Или даже своему отрицанию или неверию чему-либо. Из этого мы увидели, что это значит, что внутри у нас обязательно и всегда есть некий «механизм», а также, и точнее – объект, или субъект веры – которому мы доверяем – сознательно, или нет. И более верно последнее, что это именно Субъект. Потому что, если быть последовательным, то поскольку каждый из нас ощущает себя живым, то мы и доверять, устремить своё доверие можем действительно только к кому-то, или к чему-то живому. Собственно, Субъект этого нашего тотального и естественного доверия и есть Б-г. И ясно, что Он должен быть только один, и именно Он должен управлять миром, и даже больше, чем миром, но — всем. И психикой, и историей, и вообще - тем, что есть, и тем — что было и что будет, и даже тем, чего нет. И что Он должен быть добр по отношению к нам. Потому что в противном случае наше естественная способность и стремление полностью и всецело доверять не имела бы смысла – доверие кому-либо одному из двух, скажем, - это уже не всеобъемлющее тотальное доверие; как и невозможно доверять злодею – может предать.

В каком-то смысле можно сказать, что в этой изначальной вере — доверии мы абсолютно и всегда как дети, безраздельно полагающиеся и доверяющие. Да и действительно — ведь Он же наш родитель — как и всего сущего.
В общем-то, речь здесь, подспудно, в этой статье идёт и о том, что мы должны, по идее, всегда и всецело полагаться на Него — и поступать в соответствии с этой нашей верой — это выглядит весьма «логично» и последовательно, если принять во внимание её тотальный характер.

Практически же это означает, что мы должны также исправить наше миро- и самоощущение в соответствии со всем вышесказанным, а также поступки и всё остальное, если они ещё не таковы. Потому что в противном случае мы всегда будем разделены внутри себя и не будем обладать полным сознанием и самосознанием. Если эта наша вера (являющаяся предосновой всего) останется в бессознательном, неосознанной; или, даже будучи осознанной - если мы не будем жить и поступать в согласии с ней (а это вершина поступков и жизни «по совести»), - то этим мы провоцируем и вызываем внутренний конфликт и противоречие, которые являются и ведут к недовольству и непринятию самого себя и всего, что с нами связано. Иными словами, это приводит, в том числе, и к комплексам, невротическим состояниям (постоянным или «острым»), и к неудовлетворённости жизнью — как в целом, так и в отдельных её аспектах. Неудовлетворённости, которую никак и ничем невозможно удовлетворить, унять и успокоить, как бы и чем бы мы ни старались её компенсировать, заменить, или забыть. (Тем больше, чем эта неудовлетворённость - сама по себе, или её причины - неосознанны). Можно сколько угодно искать счастья и удовлетворения, сколько угодно ходить к психотерапевтам, но без осознания в себе веры в Б-га и жизни с учётом этого знания ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ И НАСТОЯЩЕГО СЧАСТЬЯ быть не может. В частности, исходя из того и потому, что у нас, на самом деле, три родителя — папа, мама и Б-г, а не два, как привыкли думать и считать многие. Эта ошибка — отсутствие отношений или недостаточно близкие отношения с родителем - влечёт за собой большую психическую травму, накладывающую свой отпечаток на течение всей жизни; травму, которую многие не замечают или осознают не вполне, но пытаются исправить или компенсировать чем-то другим, как правило, вполне безуспешно - испытывая чувство неудовлетворённости и неполноты, а также пустоты, недостатка любви и тепла; да и вообще - общего несовершенства жизни, в которой недостаёт доброты и справедливости. Чувство недоразделённости, одиночества и недопонимания. К этому же относится и страх, неуверенность в себе — подобно тому, как не уверен в себе маленький ребёнок, если он не чувствует рядом (и вообще) поддержку и присутствие родителя, помощь и готовность папы и мамы придти на помощь и подержать в трудную минуту, обнять, защитить, прижать к себе (двекут!), похвалить и порадоваться вместе, погладить по голове при успехе! Прижать к себе и защитить. Этот страх и неуверенность, сопутствуя нам по жизни, отравляет её и заставляет делать много ошибок. «Трусость приводит к подлости»...

В каком-то смысле мы все, или, по крайней мере, многие – как сироты со всеми вытекающими отсюда психологическими и жизненными последствиями. Подобно ребёнку, который не ощущает существование и присутствие родителя.
Вот чего человек лишён и не ощущает — и ещё многого - если он, вольно или невольно, не ощущает своих отношений со своим родителем — Б-гом. С третьим родителем, который также является родителем папы и мамы, а также дедушки и бабушки ... и всех остальных...

Не забудем, что, с точки зрения психологии, внутри нас всегда живёт ребёнок — мы сами. Думаю, что с этим согласится каждый - по зрелом изучении самого себя и окружения.

Но, я полагаю, что путь исправления и излечения самого себя, в принципе, здесь очень короток; хотя, может быть, и покажется кому-то необычным — надо просто найти Б-га и вступить с Ним в отношения (честные и адекватные Вашему теперешнему состоянию, и правильные в принципе). Как это сделать — вопрос особый, но вполне, по-моему, решаемый. Поскольку обсуждаемой проблемой люди «озадачились» впервые не сейчас, то за всю историю человечества накоплен немалый опыт и рекомендаций, а также достаточно путей и способов, как найти близость Б-га. Да и в наше время ведутся «работы» в данном направлении. Кроме того, и, быть может, это главное, ЭТО ВСЕГДА ВАШ ЛИЧНЫЙ ПОИСК и Ваше личное дело — ведь Вы ищете СВОЕГО родителя и СВОЕГО друга.

Своего...

И каждый может сказать так, ведь Он - есть папа и мама всех!

Например, Вы всегда можете, обнаружив в себе ту веру, о которой мы говорили, начать обращаться к Нему, даже сначала не слыша и не понимая ответа. Можете не сомневаться - Он слышит Вас и понимает всегда.

Найти эту веру в себе не так уж трудно.

Попробуйте, и я думаю, Вы сможете убедиться в этом!

Да, напоследок хочу добавить вот ещё что. Я считаю, что именно та «тотальная» вера, о которой мы говорили — и есть та вера, которую, в частности, открывал Авраам и которая была знакома и известна людям издревле... Праведники и духовно смелые люди раскрывали её в себе и жили в соответствии с её законами. Это и есть, полагаю, та древняя и естественная религия, которая не прерывалась никогда и присутствие которой можно найти везде, во все времена..., в лице тех, кого называют настоящими людьми...

Хочется в завершение предостеречь читателя от ограниченного взгляда на то, что бытие Б-га есть лишь психологический феномен. Он отнюдь не ограничен психологией и действует и в нашей реальности (как и везде). Об этом говорит еврейская религия и традиция - вспомните историю исхода из Египта и т.д. Также говорит об этом и разум с логикой.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 09 сен 2013, 12:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Арье Бродкин
«Спасение утопающих во многом дело рук самих утопающих»

В прошлом номере газеты мы говорили о том, что получается, что у любого человека не два родителя, а три: папа, мама и создавший нас Б-г. И что отсюда обязательно следует, что пока мы не наладили контакта, то есть не можем общаться с Ним на ощутительном уровне – не ощущаем Его присутствия – то мы оказываемся в положении, похожим на положение сироты. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: типом миро- и самоощущения, «комплексами», а также искривлениями характера, присущими ребёнку без родителя. То есть с целым «букетом» психологических и прочих проблем. Представьте себе – поколениями закомплексованные отдельные люди (за небольшим исключением), народы, и человечество в целом. Неудивительно, что в течение истории «наломали дров»! Причём, скорее всего, человек забывает, что он духовное существо и «отключается» от ощущения духовного существования и ощущения присутствия Б-га уже после рождения. По крайней мере, многие. Тогда люди начинают жить – дышать, ходить и т.д. – функционировать – как те самые «дети, не чувствующие любви и поддержки родителя».

Одним из способов исправить и изменить это положение является начать жить так, как будто этого «забывания» духовного бытия и Б-га не происходит. Тогда происходит постепенное «вспоминание» того, кто мы, и каково истинное положение вещей. Конечно, для человека, который всю, или большую часть жизни вёл себя по иному, это – обычно – тоже нужно делать постепенно. Как правило, такой «возврат» происходит так, что мы лишь часть времени суток стараемся жить «духовными занятиями», а остальное время проводим в более «привычном» стиле жизни. Например, часть времени дня уделяем изучению Торы и духовным изысканиям. Я здесь хочу предложить читателю способ, основанный на наблюдении за дыханием как за духовным процессом. Сразу хочу предупредить тех читателей, у которых есть основания опасаться за своё здоровье в связи с этим – перед началом практики проконсультироваться с врачём. Хотя упражнения абсолютно не тяжёлые физически и, с этой стороны усилий практически не потребуют. Также не будет необходимости изменять естественный ритм, глубину дыхания, и т.д. А продолжительность может быть любая – от нескольких мгновений, до любой удобной Вам. Но сначала – несколько вводных слов. Дыхание представляет собой одну из наиболее удобных и подходящих систем тела для духовной практики. Это связано с рядом следующих факторов. Дыхание является источником жизненной энергии, доставляя в организм воздух, необходимый для химических и физических процессов, протекающих в теле (в первую очередь – доставляя кислород и удаляя углекислый газ). Прекращение дыхания в большинстве случаев опасно для жизни, поэтому существует естественная склонность обращать на него внимание за счет инстинкта самосохранения. Дыхание сравнительно легко поддается нашему контролю (в первую очередь, его ритм). Дыхание - процесс постоянный, пока мы живы; поэтому мы можем использовать его в качестве “материала” для упражнений тогда, когда нам это удобно. Дыхание тесно связано с эмоциями и протеканием мыслительных процессов, также как и с состоянием тела. Как сообщает нам Тора, дыхание неким особым образом связывает нас с Б-гом и с нашей духовной природой, с душой (смотри, напр., Брешит 2:7). Кроме этого, одним из первых «занятий», которыми мы занялись, родившись – это дышать. В этом смысле, упомянутое выше забывание, тоже началось, в какой-то мере, с дыхания. Так что уместно и исправлять его тоже.

Примеры упражнений.

Упражнение 1
Предварительное упражнение. Научиться наблюдать за дыханием. Это можно делать различными способами: наблюдая за дыханием “внутренним” взором, ощущая или слушая его, и т.д. Возможны и комбинации различных методов. Можно наблюдать за воздухом, движущемся в нас, а можно наблюдать и за дыхательными движениями самого тела - например, за движением живота или грудной клетки при дыхании. Поза здесь решающего значения не имеет, но
лучше, чтобы она была удобна для Вас.

Упражнение 2
Начните наблюдать за дыханием. При этом, наблюдая, имейте в виду то, что каждое дыхание произносит Имя Б-га (или Его различные Имена) на своем “дыхательном” языке. У этого упражнения существуют различные варианты. Обычно за одно дыхание принимают цикл, состоящий из вдоха, задержки дыхания, выдоха и новой задержки. Приведенное выше упражнение можно выполнять, ориентируясь или только на вдохи, или только на выдохи или на вдохи и выдохи с задержкой дыхания. Возможен также вариант, когда не одно полное дыхательное движение, состоящее из вдоха - задержки - выдоха - задержки, рассматривается как содержащее или произносящее Имя, а несколько или много дыхательных движений подряд. Похожим образом мы всю свою жизнь произносим одно длинное Имя Б-га от рождения до последнего момента. И наше дыхание обязательно должно содержать подобным же образом наше истинное имя (истинное имя нашего “я” – не обязательно наше теперешнее имя). Это составляет содержание следующего упражнения.

Упражнение 3
Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно произносит наше настоящее (истинное ) имя.

Упражнение 4
Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно содержит комбинации нашего привычного и настоящего ( истинного ) имени, а также Имена Б-га.

Упражнение 5
Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно каким-то образом связывает нас с Б-гом. То, что эта связь существует следует уже из слов Торы о том, что Б-г «вдунул» в ноздри человека дыхание (см. Брейшит 20:7 ).

Упражнение 6
Наблюдайте за дыханием, как за самостоятельным, не зависящим от Вас процессом: как бы как за неким существом, произносящим или Имя ( Имена ) Б-га, или молящимся Ему, или прославляющим Его, или просто общающимся с Ним на своем языке (языке дыхания). Вы лишь присутствуете при этом как некий третий. Обратите внимание, что Ваше дыхание ни на мгновение не прерывает свой контакт с Ним и всецело подчиняется Ему. Будьте свидетелем этого.

Несколько важных замечаний. Я рекомендую прекращать занятие или упражнение, если появляются какие-то неприятные ощущения или восприятия. Далее – не надо доводить себя до усталости - любого рода. Занятие должно быть приятным, или, по крайней мере, не неприятным и не требовать больших усилий. Заниматься не следует в местах с плохим запахом, плохим воздухом, а также там, где нельзя думать о Б-ге, Торе и святости. Если Вы делаете озвученное дыхание, то это можно только там, в таких помещениях, где можно молиться. По крайней мере, на первых порах я рекомендую стараться выделять для занятий такие место и время, где Вас никто не будет отвлекать и тревожить – хотя бы те минуты (или секунды!), что Вы занимаетесь.

Примечание. Дыхание на любом этапе и в любых упражнениях может «представляться» как чистое Имя или духовная энергия, если это естественно и легко получается. Многие из упражнений можно делать с озвученным дыханием. При этом возникающий звук и вибрацию можно рассматривать как естественные процессы, произносящие Имя (Имена) Б-га, общающиеся с Ним, славящие Его, выражающие нашу молитву и соединяющие нас с Ним. Это относится также и к речи, и к словам Торы.

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3