ФОРУМ "ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ"

Внимание! При регистрации нового пользователя, прошу отправить мне сообщение "РЕГИСТРАЦИЯ" на адрес temple.today@gmail.com Спасибо. Админ.
Текущее время: 22 июл 2017, 03:06

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 22 сен 2013, 21:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Арье Бродкин
«Спасение утопающих во многом дело рук самих утопающих»
(продолжение)


Сегодня мы продолжим тему духовных дыхательных упражнений. Для тех читателей, которые не смогли прочитать предыдущий номер газеты, я коротко повторю упражнения, которые приведены там, а также приведу новые.

Тем читателям, у которых есть основания опасаться за своё здоровье в связи с психологическими практиками с дыханием – перед началом практики рекомендую проконсультироваться с врачом. Хотя физически упражнения не трудные, и с этой стороны усилий практически не требуют. Также не будет необходимости изменять естественный ритм, глубину дыхания, и т.д. А продолжительность может быть любая – от нескольких мгновений, до любой удобной Вам.

Дыхание тесно связано с эмоциями, с протеканием мыслительных процессов, с состоянием тела. Как сообщает нам Тора, дыхание неким особым образом связывает нас с Б-гом и с нашей духовной природой, с душой (смотри, напр., Брешит 2:7). Кроме этого, одним из первых «занятий», которыми мы занялись, родившись – это стали дышать.

Примеры упражнений.

Упражнение 1.
Предварительное упражнение.
Научиться наблюдать за дыханием. Это можно делать различными способами: наблюдая за дыханием
“внутренним” взором, ощущая или слушая его, и т.д. Возможны и комбинации различных методов. Можно наблюдать за воздухом, движущемся в нас, а можно наблюдать и за дыхательными движениями самого тела - например, за движением живота или грудной клетки при дыхании. Поза здесь решающего значения не имеет, но лучше, чтобы она была удобна для Вас.

Упражнение 2.
Начните наблюдать за дыханием. При этом, наблюдая, имейте в виду то, что каждое дыхание произносит Имя Б-га (или Его различные Имена) на своем “дыхательном” языке. У этого упражнения существуют различные варианты. Обычно за одно дыхание принимают цикл, состоящий из вдоха, задержки дыхания, выдоха и новой задержки. Приведенное выше упражнение можно выполнять, ориентируясь или только на вдохи, или только на выдохи, или на вдохи и выдохи с задержкой дыхания. Возможен также вариант, когда не одно полное дыхательное движение, состоящее из вдоха - задержки - выдоха - задержки, рассматривается как содержащее или произносящее Имя, а несколько или много дыхательных движений подряд. Похожим образом мы всю свою жизнь произносим одно длинное Имя Б-га от рождения до последнего момента. И наше дыхание обязательно должно содержать подобным же образом наше истинное имя. (Истинное имя нашего “я” – не обязательно наше теперешнее имя. Это то имя, обозначение, с которым к нам обращается Б-г, которым мы известны мирозданию. И это может быть не одно имя, а «набор» имён). Данное пояснение необходимо для следующего упражнения.

Упражнение 3.
Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно произносит наше настоящее (истинное) имя.

Упражнение. 4
Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно содержит комбинации нашего привычного и настоящего (истинного) имени, а также Имена Б-га.

Упражнение 5.
Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно каким-то образом связывает нас с Б-гом. То, что эта связь существует следует уже из слов Торы о том, что Б-г «вдунул» в ноздри человека дыхание (см. Брешит 20:7).

Упражнение 6.
Наблюдайте за дыханием, как за самостоятельным, не зависящим от Вас процессом: как бы как за неким существом, произносящим или Имя (Имена) Б-га, или молящимся Ему, или прославляющим Его, или просто общающимся с Ним на своем языке (языке дыхания). Вы лишь присутствуете при этом как некий третий. Обратите внимание, что Ваше дыхание ни на мгновение не прерывает свой контакт с Ним и всецело подчиняется Ему. Будьте свидетелем этого.

Упражнение 7.
Выполняйте предыдущее упражнение 6. В какой-то его момент, естественным образом для Вас – это должно быть естественно! - начните тоже обращаться к Нему. Молча, без слов; есть трое: Вы - дыхание - и Он. Потом забудьте обо всем и общайтесь с Ним: только Вы и Он. Забудьте о дыхании. В какой-то момент можете забыть о себе.

Упражнение 8.
Выполняя упражнение 7, если это будет правильно и естественно для Вас - можете включить в свое общение с Ним все, что хотите: свое дыхание, тело, все, что видите, слышите вокруг себя, весь мир…

Упражнение 9.
Если Вы выполняли упражнение 8, то запомните, как это было. И потом сразу переключитесь на подобную молитву, или прославление, общение с Ним своим телом, внутренними ощущениями, зрением, слухом и т. д. Сообразите сами. Это упражнение можно выполнять также отдельными частями своего тела, восприятия или мироощущения.

Упражнение 10.
Наблюдая за дыханием, сосредоточьтесь на границе области, которая ощущается как граница дыхания - на границе своего “дыхательного я” . Эта область - пограничная между “я” и “не я”. То, что внутри её - Вы ощущаете как себя; то, что вне её – уже воспринимаете как “не я”. Сосредоточьте внимание на этой относительно тонкой пограничной области и проделывайте в ней предыдущие упражнения.

Упражнение 11.
Если в процессе практики у Вас появится ощущение, что дыхание как бы разлито по телу (а оно может появиться через некоторое время после начала практики упражнений с дыханием), то представьте себе, что внутри тела, ощущения тела, которое у Вас есть в данный момент, есть участки (как бы дырочки, поры) через которые легче осуществляется связь со Все-вышним. Дышите через эти “поры” молитвой или обращением к Нему.

Упражнение 12.
Воспринимать дыхание как обращение Б-га к нам, выраженное на языке дыхания (или находящееся внутри дыхания). Общаться с Ним через дыхание.

Упражнение 13.
Воспринимать дыхание как нечто, идущее в наше внутреннее “я”, существующее «внутри» тела. Это внутреннее “я” может быть разных типов и уровней. Например, это может быть “образ я”, то есть наше “я - ощущение”, наше внутреннее восприятие, ощущение самого себя. А может представлять из себя и чистое ощущение собственной субъективности, того, кто воспринимает всё: мысли, чувства, ощущения, внешний мир, себя, и проч. – но сам при этом этими ощущениями, восприятиями и проч. не является. (Своеобразное «истинное “я”» - того, про кого нельзя сказать «что это», но только «Кто»). В целом, в зависимости от уровня “я” - восприятия, данное упражнение разбивается на целую группу похожих по методике, но разных по смыслу упражнений.

Несмотря на кажущуюся сложность в описании некоторых упражнений, они будут получаться легко и естественно – если Вы к этому внутренне готовы. Кроме того, кажущаяся простота или лёгкость не связаны напрямую с эффективностью. Простое упражнение может быть более эффективным для Вас, чем более «сложное».

Несколько важных замечаний. Я рекомендую прекращать занятие или упражнение, если появляются какие-то неприятные ощущения или восприятия. Далее – не надо доводить себя до усталости - любого рода. Занятие должно быть приятным, или, по крайней мере, не неприятным и не требовать больших усилий. Заниматься не следует в местах с плохим запахом, плохим воздухом, а также там, где нельзя думать о Б-ге, Торе и святости. Если Вы делаете озвученное дыхание, то это можно только там, в таких помещениях, где можно молиться. По крайней мере, на первых порах я рекомендую стараться выделять для занятий такие место и время, где Вас никто не будет отвлекать и тревожить – хотя бы те минуты (или секунды!), что Вы занимаетесь. Примечание. Дыхание на любом этапе и в любых упражнениях может «представляться» как чистое Имя или как бы «духовная энергия», если это естественно и легко получается. Многие из упражнений можно делать с озвученным дыханием. При этом возникающий звук и вибрацию можно рассматривать как естественные процессы, произносящие Имя (Имена) Б-га на своём языке вибрации и т.д. - общающиеся с Ним, славящие Его, выражающие нашу молитву, и соединяющие нас с Ним. Это относится также и к речи, и к словам Торы.

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Последний раз редактировалось Обозреватель 22 сен 2013, 21:48, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 22 сен 2013, 21:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Арье Бродкин
ЭТО МОЖЕТ КАЖДЫЙ

Вот метод, который является одновременно и духовной практикой, и своего рода «самопсихотерапией». То есть он, помимо духовных результатов, может многим помочь при нетяжёлых формах депрессии, потери интереса к жизни, эмоциональной усталости и некоторых других психологических «недомоганиях». По крайней мере, таких, где не требуется вмешательство врача или специалиста. (Хотя бывает, что они помогают и в более тяжёлом случае).

Суть метода состоит в следующем. Нужно слушать нравящуюся Вам песню, музыку, или читать нравящуюся Вам книгу, или делать что-нибудь ещё. Оно - Ваше занятие, должно быть такое, чтобы вызывать у Вас чувства, эмоции - одним словом, волновать Вас. Но волновать не неприятным образом. Скорее, наоборот. И когда Вы, например, слушая нравящуюся музыку, начинаете испытывать какие-то чувства - то этими чувствами и этой музыкой поделитесь с Б-гом. Это похоже на то, как если бы Вы слушали музыку вместе с Вашим хорошим другом, которого тоже эта музыка не оставляла бы равнодушным. Ничего специально как бы делать не надо - просто представьте, что Б-г слышит то же, что слышите в этот момент Вы. И вместе с Вами. И что подобно словам песни, или звукам музыки, это относится также и к тому, что Вы сейчас чувствуете и переживаете. Вот и всё. Как видите, ничего сложного. Это «упражнение», которое и упражнением-то язык не очень поворачивается назвать, способно в корне изменить Вашу жизнь, впечатление от прожитого дня.

Я, например, очень люблю так слушать бардовские песни. Хотя и не только их. Здесь важно понять принцип - делиться, разделить с Б-гом переживания, раздумья... А пищей, источником для переживаний может быть
что угодно (положительное, по крайней мере, пока Вы не станете «мастером» в этом). Догадливый читатель, наверное, сообразил, что также можно поступать и со своими мыслями, да и не только с ними. Но это - более высокий пилотаж, хотя и ничего «заоблачного» тут нет. Что же касается эмоций, то это, в общем, доступно всякому и практически без предварительной подготовки. Так что те, кого данный метод заинтересовал - вперёд, действуйте!

Интересно, что изложенный выше способ подходит очень хорошо именно для бывших «советских» людей. Ведь многих из нас учили, что духовность связана с культурой, искусством, музыкой, театром, литературой, и т.д. Как видим, определённая доля правды в этом есть. Но нужно «разделить», уметь поделиться тем, что нас искренне волнует и задевает - в том числе и от достижений культуры, искусства - с Б-гом. А если человек не верит в его существование - то пусть хотя бы на время (этого «упражнения») забудет о своём атеизме и представит как бы понарошку, что он не атеист, и Б-г внимает его впечатлениям и переживаниям вместе с ним.

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем-либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 02 окт 2013, 09:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
ЭТО МОЖЕТ КАЖДЫЙ

Вот метод, который является одновременно и духовной практикой, и своего рода «самопсихотерапией». То есть он, помимо духовных результатов, может многим помочь при нетяжёлых формах депрессии, потери интереса к жизни, эмоциональной усталости и некоторых других психологических «недомоганиях». По крайней мере, таких, где не требуется вмешательство врача или специалиста. (Хотя бывает, что они помогают и в более тяжёлом случае). Суть метода состоит в следующем. Нужно слушать нравящуюся Вам песню, музыку, или читать нравящуюся Вам книгу, или делать что-нибудь ещё.

Оно – Ваше занятие, должно быть такое, чтобы вызывать у Вас чувства, эмоции –одним словом, волновать Вас. Но волновать не неприятным образом. Скорее, наоборот. И когда Вы, например, слушая нравящуюся музыку, начинаете испытывать какие-то чувства – то этими чувствами и этой музыкой поделитесь с Б-гом. Это похоже на то, как если бы Вы слушали музыку вместе с Вашим хорошим другом, которого тоже эта музыка не оставляла бы равнодушным. Ничего специально как бы делать не надо – просто представьте, что Б-г слышит то же, что слышите в этот момент Вы. И вместе с Вами. И что подобно словам песни, или звукам музыки это относится также и к тому, что Вы сейчас чувствуете и переживаете. Вот и всё. Как видите, ничего сложного. Это «упражнение», которое и упражнением то язык не очень поворачивается назвать, способно в корне изменить Вашу жизнь, впечатление от прожитого дня. Я, например, очень люблю так слушать бардовские песни. Хотя и не только их.

Здесь важно понять принцип – делиться, разделить с Б-гом переживания, раздумья… А пищей, источником для переживаний может быть что угодно (положительное; по крайней мере, пока Вы не станете «мастером» в этом). Догадливый читатель, наверное, сообразил, что также можно поступать и со своими мыслями, да и не только с ними. Но это – более высокий пилотаж, хотя и ничего «заоблачного» тут нет. Что же касается эмоций, то это, в общем, доступно всякому, и практически без предварительной подготовки. Так что те, кого данный метод заинтересовал – вперёд, действуйте!

Интересно, что изложенный выше способ подходит очень хорошо именно для бывших «советских» людей. Ведь многих из нас учили, что духовность связана с культурой, искусством, музыкой, театром, литературой, и т.д. Как видим, определённая доля правды в этом есть. Но нужно «разделить», уметь поделиться тем, что нас искренне волнует и задевает – в том числе и от достижений культуры, искусства – с Б-гом. А если человек не верит в его существование – то пусть хотя бы на время (этого «упражнения») забудет о своём атеизме и представит как бы понарошку, что он не атеист, и Б-г внимает его впечатлениям и переживаниям вместе с ним…

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (http://www.abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 02 окт 2013, 10:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
ПОГОВОРИМ ОТКРОВЕННО

Великая русская поэтесса Анна Ахматова как-то сказала удивительные слова: «Можно быть хорошим поэтом и писать плохие стихи». Помню, как поразила меня эта фраза, когда я впервые её прочитал. Я то, ещё со школы, думал, что поэзия это только стихосложение, и что если рифма хорошая, то и стихи должны быть хороши. И хотя я чувствовал, что это ещё не всё, что есть ещё что-то неуловимое и невыразимое в стихах, и в настоящих произведениях искусства, и что этого «что-то» в стихах (и проч.) хороших гораздо больше, чем в «обычных», - но я полагал, что просто в хорошее произведение автору больше удалось вложить свою душу, чем в стихи и произведение посредственные. Наконец, есть же и стихи в прозе, белый стих.
Столкнувшись со словами Ахматовой, я как бы пошёл вглубь. Вдумавшись и вчувствовавшись, я понял, кажется, что она имела в виду. Суть поэзии не исчерпывается и не выражается полностью её внешней, да и внутренней тоже, формой, в том числе и стихом. Эта суть – сама поэзия – всегда больше и глубже, чем то, чем и как её стараются выразить.

«Был в Париже до войны старый учёный аббат Анри Бремон, автор многотомной «Истории сентиментальной религиозной литературы Франции», открывающий новую, неведомую Францию, о существовании которой до него знали только специалисты… Он воскрешает богатейшую, разнообразнейшую литературу, полную углублённой мысли и красочной образности. Бремон известен теорией «чистой поэзии». Он находит, что глубокая суть поэзии – это неуловимая рассудком аксиома – «то», что остаётся после отсеивания и музыки строк, и образности, и смысла, но без чего – грош им цена… «Чистая поэзия» - это та неуловимая разница между строками произведения в том виде, как они вышли из под пера автора, и их смыслом.» (Из материала статьи Эммануила Райса о творчестве Мандельштамма, 1963).

К чему я всё это пишу? В том числе, и к тому, что мы можем увидеть, почувствовать какие глубины скрываются и открываются пытливому и искреннему читателю даже в произведении, где автор – человек. Пусть, возможно, даже и прекраснейший, возвышенный и достойнейший во всех отношениях. (Допустим это хотя бы теоретически). Но – человек. У нас же есть тексты, которым не без основания приписывают Б-жественное происхождение, авторство, или, в определённом смысле, Б-жественное соучастие. Это Тора – письменная и устная. (Кстати, слово Тора на литературный русский по смыслу наиболее уместно, по-моему, перевести как «Просвещение от Б-га»). Соответственно, и уровень совершенства тут невообразим и несопоставим.

Есть заповедь изучения Торы. Статус её такой, что она приравнивается к остальным заповедям, вместе взятым (кенегед кулам). Кроме этого, есть заповедь произнесения слов письменной Торы вслух. (Кстати, говоря на иврите, много слов которого взято из Торы, евреи, по крайней мере, если они это знают, не являются атеистами и признают её, Торы, Б-жественное происхождение, и хоть чуть – чуть боятся Б-га, – они эту заповедь уже, по-видимому, выполняют).

Будет очень правильно и полезно во многих отношениях, если человек возьмёт себе за правило хоть чуть – чуть, хоть понемногу, но заниматься Торой. Хоть минуту в день. Вполне возможно и правильно делать это дома (желательно осведомившись у компетентного человека, как это делать наилучшим образом). Если есть возможность, можно посещать какие-либо серьёзные занятия, или курсы. Многому сегодня можно учиться в Интернете. Если говорить о «практической пользе», то думаю, что многие люди будут ощущать изменения в своей жизни. Естественно, в лучшую сторону, если не делать каких-то глупостей. Полагаю, что для многих это ощутимое изменение качества жизни наступит примерно в течение месяцев двух от начала занятий, особенно если до этого человек Торой не занимался, и есть некая регулярность в занятиях. В первую очередь это касается мужчин, так как изучать Тору это «их» заповедь.

Я советую во время занятий, по возможности, помнить и иметь в виду, что самим занятием Торой, изучением, пониманием и т.д. - Вы связываетесь с Б-гом. Самим процессом и тем, что происходит. Если сложно это делать во время самого занятия, изучения – сделайте это после Вашего урока, независимо от его продолжительности. Посвятите этому несколько минут или секунд. Можно также сделать это перед уроком.

Хочу упомянуть о некоторых ошибочных мнениях, которые связаны с предметом нашего обсуждения. Первая ошибка это то, что некоторые думают, что Тора и её изучение – удел датиим, харедим – людей, ведущих сугубо религиозный образ жизни. Отнюдь нет, и никто Вам не мешает проводить своё изучение. Более того, Вам хорошо и нужно это делать независимо от Вашего отношения к так называемым религиозным или нерелигиозным секторам.

Вторая ошибка – думать, что если, например, у Вас есть трудности в понимании языка текстов, то и браться за это не стоит. Это не так, к тому же сейчас много действительно хороших и заслуживающих доверия переводов, в том числе и на русский. Плюс – возможности Интернета и т.д.

Третья ошибка – это вбрасываемая периодически идея о том, что к «религиозным» стоит относиться, если уж не плохо, то, по крайней мере, как-то с элементами недоверия и т.д. Не желая много говорить на эту тему, отмечу лишь, что по меньшей мере глупо и неблагодарно плохо относиться к людям, которые трижды в день (а то и чаще) молятся за Ваше благополучие, здоровье и всяческие блага, а также за здоровье, благополучие и всё хорошее Вашей семьи и близких. Как, впрочем, и всего еврейского народа, а также, в конечном счёте, всего мира. Заметим, что помимо молитвы, эти люди делают это и другими путями и способами, в частности, своим изучением Торы. Если же есть какие-то социальные проблемы и вопросы (а они есть на сегодня в каждом обществе), то их разрешение совсем не обязательно требует разжигания ненависти и лжи. В конце концов, если у Вас вдруг есть чувство соперничества к религиозным – то соревнуйтесь с ними в делании добра и изучении Торы. Станьте мастером в этом, превзойдите их, и тогда все только выиграют от этой Вашей победы.

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем-либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (http://abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 13 окт 2013, 10:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Что скажете, уважаемый читатель!

Размышляя, что мне написать для этого номера газеты, уважаемый читатель, я решил, что неплохо бы поделиться опытом и переживанием одного моего хорошего знакомого. Он – этот опыт – покажется необычным для большинства сегодняшних читателей, но уверяю Вас, у меня нет совершенно никаких оснований сомневаться в том, что это правда. (Тем более сделайте поправку, что я как профессиональный психолог и психотерапевт, занимающийся в этом качестве и духовными вопросами, много лет провел в духовных и религиозных организациях, и не только; видел людей разных, в том числе не вполне адекватных. Так что, как говорится, опыт имею.) Но вернёмся к теме. Этот мой приятель занимался специфической духовной практикой – он пытался приучить своё тело, а заодно и психику, к тому, что он – существо духовное, а не только материальное. Делал он это разными способами, в том числе и так, что учился двигаться и ощущать своё тело таким образом, чтобы оно – тело и телесные ощущения - не просто двигались и существовали, а своим существованием и движениями как бы обращались к Б-гу, молились Ему на своём «двигательном» языке, языке ощущений. Или чтобы они «произносили» на языке движений и переживаний (не вслух) Имя Б-га, выражали идею Его существования.

Получалось у него неплохо, и вот однажды, в один прелестный момент, он, вспоминая себя ребёнком, попытавшись вспомнить моменты своего рождения и первые моменты после того, вдруг вспомнил – ощутил, как его тогда удивило, что окружающие обращаются к его телу так, как будто это он сам. Хотя он был нечто другое, а тело было как бы «с ним». Жившие уже в этом мире обращались не к нему, а к телу, как будто оно было им! И он, чтобы как-то наладить с ними контакт, связь, постепенно стал отзываться, откликаться на такое обращение. (На такое «опосредованное» обращение!). Постепенно, по-видимому, он так вошёл в роль, что и сам стал считать себя – и других, телом, потому что высшая, более настоящая его часть – в дело не вовлекалась, в общении и в той жизни, в общем-то, никак не участвовала.

Правда, что касается этого моего приятеля, так получилось, что нечто, события жизни заставили его вспомнить о том, кем он является на самом деле, причём произошло это ещё в детстве - но это скорее исключение, чем правило, если говорить о большинстве живущих людей.

Да, вот ещё что. Вспоминая ещё раз своё рождение, этот мой приятель вдруг увидел ангела – своего, который находился рядом с ним – новеньким в этом мире, и который был с ним и до этого. Хотя раньше мой друг никаких ангелов не видел и с долей недоверия относился к рассказам тех, кто говорил ему о них. А здесь… Надо сказать, что на естественный вопрос, как он выглядел, ответ будет таков – естественно он выглядел, и не так, как себе, похоже, представляют. Такая вот история.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Да, и в заключение, совсем на другую тему. Я тут прочитал, что муниципалитеты должны выделять деньги на деятельность клубов или чего-то подобного для гомосексуалистов - так называемых сексуальных меньшинств (ЛГБТ сообществ). Не будучи уверенным на все сто процентов, что это действительно так, хочу, с этой оговоркой, отметить всё же следующее. Возможно, не все знают, что именно после того, как люди возвели подобные отношения в ранг социально приемлемых (допустимых), было принято решение о всемирном потопе, который уничтожил всё дышащее на нашей планете Земля кроме Ноаха (Ноя) – нашего предка и его семьи. В Торе Б-гом такие отношения названы мерзостью. (Кстати, многие другие серьёзные преступления этим словом не обозначаются). Можно было бы многое сказать по этому поводу, но я ограничусь лишь тем, что отмечу: что касается меня лично, то я никому не давал ни поручения, ни разрешения использовать любые мои средства, деньги и т.д. таким образом (см. начало абзаца) – ни в виде поступления от налогов, ни как либо ещё. Поэтому если есть вдруг там какая-то моя часть, то я считаю её … взятой у меня против моей воли и без моего ведома, не исключено, что как будто насильно.

Всего вам доброго!

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 16 окт 2013, 22:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Я думаю, что Он пробудился

Есть основания полагать, что мы живём в другое – новое время, по сравнению с тем, что было в последние много веков. Нет, я не собираюсь писать о компьютерах, технологиях, экологии и т.д. – хотя и это, конечно, признаки того «обновления», о котором пойдёт речь. Я хочу сказать о другом. О вещах значительно более серьёзных и важных, в чём-то таинственных и страшных. Предмет нашего разговора, уважаемый читатель, будет таков. Тора говорит нам о том, что во времена египетского рабства нашего народа, Все-вышний, благословен Он, услышал его крик и жалобы на те мучения, которыми подвергали их египтяне. И что Он вмешался, и что Он предпринял, чтобы спасти свой народ и вывести его из Египта. И так далее – в связи с краткостью газетной статьи не стану, к сожалению, писать здесь об этом подробно. (Интересующийся читатель может посмотреть в текстах сам). Я же хочу провести параллель между теми событиями и событиями нашего времени – века двадцатого, двадцать первого.

Невозможно, да и неэтично, неправильно сравнивать и соизмерять страдания, но страдания людей – массовые - в веке двадцатом, похоже, «побили все рекорды» и превзошли все рамки. Это касается не только евреев, но и других людей. Я же, всё-таки, остановлюсь на одном всем известном эпизоде этой вселенской эпопеи страданий века минувшего – катастрофе европейского еврейства и гибели шести миллионов. Причём, страданий и гибели открыто циничной и варварской, которые учинили над ними их мучители. Не может быть, чтобы Все-вышний не откликнулся на это злодейство, не услышал их вопль (да и вопль их родных, близких) – подобно Его деяниям в Египте. Полагаю, что Он стал вмешиваться в историю и в ход развития и пути человечества более открыто – теперь ход «цивилизации» идёт не так, возможно, принципиально не так, как это было до того. Люди же «по старинке» делают всё и ведут себя так, как привыкли раньше – как будто Б-га нет, и лишь одни они сами определяют, что есть. И как будет. Это же касается и политики, и прогнозов на будущее, науки, человеческих отношений, экономики, да и многого другого. (Это совсем не значит, что они атеисты. Просто «де факто» отвыкнув от того, что Б-г здесь, рядом, и что Он, между прочим, руководит всем, да и вообще делает всё – то есть является Эло-ким, Все-сильным и, что ещё очень важно, – моральным, человечество в своём сознании «поместило» Б-га «на небеса», в другие миры, в область веры и ещё в тому подобную «даль», принявшись вершить дела на Земле лишь с номинальной оглядкой на Него. Конечно, речь идёт не обо всех, а о усреднённой тенденции.) Примеров и знаков, указывающих, что за последние сколько-то десятилетий управление Б-га и участие Его приблизились к нам, сколько угодно. Прежде всего, это видно на том, что касается еврейского народа и того, что с ним связано (хотя, конечно, и не только).

Я коротко перечислю лишь малую часть из них. Это и появление еврейского государства, и расцвет Земли Израиля, включая и изменение климата в ней, и чудесные победы в войнах, и удивительная малоэффективность смертоносных вооружений (ракет, в первую очередь, посылаемых врагами евреев потив них), и массовый выезд из СССР, и прочее. Наконец, не забудем, как «де факто» Все-вышний расправляется с врагами евреев. Самый яркий пример: животноподобный нацистский режим (а это война евреев с нацистами – с определённой точки зрения) сокрушается, причём, руками не только евреев (их в армиях антигитлеровской коалиции было около полутора миллионов), но – в основном, неевреев. Да и то, что происходит сегодня, направляет наши мысли в подобном направлении. На самом деле примеров, что в мире сейчас действует «Рука Все-вышнего», на мой взгляд, очень много. Не исключено, что и Вы, уважаемый читатель, ощутили это на себе.

Размышление в данном направлении позволяет сделать в числе прочего и вывод (предположение) о том, что, похоже, концепция, идея «время работает не на Израиль» не имеет под собой серьёзных оснований. Она основана на материалистическом взгляде на вещи и историю. Например, это может касаться опасений типа «враги многочисленны», нет большого (пока?!) количества материальных и природных ресурсов, и т.д. Полагаю, что всё, возможно, совсем наоборот. Время работает на Израиль, еврейский народ. Б-г «пробудился».

Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 23 окт 2013, 09:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Это, как минимум, умно

Историю эту я услышал довольно давно, лет тому этак примерно двадцать - двадцать пять назад. Дело было в Ленинградской (Петербургской) синагоге, и рассказал её мне один из шамесов Малого молитвенного зала (Малой синагоги). Кто из них именно это был, я тоже точно за давностью лет не помню. То ли это был благословенной памяти реб Авром-Аба Эздрин, то ли реб Зуся Гуревич (да продлит Все-вышний его годы). Суть истории в следующем. Когда-то, во времена активной борьбы с религией и антирелигиозной пропаганды в СССР (а было это в двадцатые - тридцатые годы), в один небольшой населённый пункт приехал лектор из районного центра с антирелигиозной лекцией. Ну, всех, как водится, собрали в клубе, лектор успешно выступил. Слушали внимательно. Никто, естественно, не возражал (а и попробовали бы!). Под конец лектор и говорит: «Ну, а теперь давайте проголосуем, что Б-га нет. Кто за?». Все, естественно, подняли руки. И тут лектор – а он находится наверху, на возвышении на сцене, сверху-то виднее - вдруг видит, что на последнем ряду старичок – еврей руку не поднял!

– «Ну, а Вы что же?» - обращается он к старичку.
- «А я воздержался» - отвечает тот.
- «Как, почему?..»
- «Понимаете» - прищурившись отвечает тот, - «если Его нет, то как я проголосую – неважно. А если есть?..».

Такая вот история. Позже я подумал, уже через много лет, что, может быть, это не реально случившийся факт, а просто история типа притчи, анекдота. Может быть и так. Но это смысла не меняет: лучше жить и вести себя таким образом, как будто Он есть… Это, как минимум, умно. (Хотя мы то знаем, что Он есть ).

Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 05 ноя 2013, 14:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
А ну ка!

В первом веке по европейскому исчислению жил великий еврейский мудрец Гилель (הלל). Среди прочего, ему принадлежит удивительное высказывание: «Если нет «я» у меня кто я, и когда я для себя что я, и если не сейчас когда» - Авот 1:14. (Я намеренно не поставил другие знаки препинания, кроме разделяющих предложения запятых, так как от их расстановки могут меняться и, возможно, теряться смыслы). Вдумаемся. Что значит «если нет «я» у меня»? Такое вообще бывает? По крайней мере, если человек жив?.. А что такое, вообще, «я», моё я? Кто я?

Не будем вдаваясь в теории, слова о мозговой деятельности и т.д. - поставим этот вопрос так, как его, возможно, мог бы задать себе ребёнок. Или человек, который, что называется, подходит к вещам прямо и просто (яшар), а не через призму научного или какого-либо другого знания. (Большая часть такого знания, по сути, реальным знанием не является, а является лишь придумыванием и использованием других названий и ярлыков для вещей и явлений – по крайней мере, это так для большинства людей). Тогда – если подойти к вопросу «кто я?» непредвзято, то получаются очень интересные маленькие (или не совсем?) открытия. Например, такое: если я смотрю на что-то, то это что-то – не я. В самом деле: раз Я смотрю на нечто, то есть, со стороны, значит, есть я, и есть это нечто. И это не одно и то же.

С другой стороны, если я вижу что-то, или слышу, ощущаю и т.д. – значит, между мной - моим я и этим предметом есть какая-то связь. И эта связь может быть разного характера. Например, я могу смотреть и воспринимать отдалённые предметы, а могу и свою руку, ногу, тело. Зрительные ощущения - как ощущения - при этом будут одинаковыми (но объекты разными), а другие ощущения – например, кинестетические или тактильные - различными. Тело я ещё и чувствую – не так, как отдалённую гору, например. Но ведь эти чувства тела и ощущения – ведь их тоже Я – ОЩУЩАЮ. То есть, есть я, и то, что я ощущаю. Значит, они не я? Или «не совсем «я»?

И так далее. Добавим, что мы ведь ощущаем, воспринимаем и проч. – не только внешний мир, но и так называемый мир внутренний. Всё наше богатство мыслей, чувств, эмоций, переживаний и т.д. – ведь есть тот, КТО это переживает, думает, чувствует и т.д.

А есть и то, ЧТО мы переживаем.

Этот КТО и есть наше действительное (в пределе окончательное?) Я, а то, что переживается, это как бы не КТО, но ЧТО. Впрочем, между ними есть связь.

Но вернёмся к тому, что сказал Гилель. Возможно, Вы видели, как кто-то двигается или находится как бы в полусне. Или что он как бы здесь и не здесь. Такого человека позовёшь – он может не откликнуться, он как бы Вас не слышит. Его я, точнее, его самоощущение не здесь. Где? Возможно, он глубоко задумался над чем-то, или переживает, «ушёл в себя». А возможно – просто устал, что называется, спит на ходу. Есть много примеров и случаев таких состояний, они могут быть разными. Многие из них нормальны, но некоторые есть результат заболеваний и являются неадекватными. Обычно, или по крайней мере часто, современный человек сам не осознаёт, где он, где его я, или, хотя бы, его ощущение своего я (это не одно и то же). То есть человек как бы теряет свое «я». (Кстати, таким человеком значительно легче манипулировать, управлять и т.д.) Что же делает Гилель? Я понимаю так, что он говорит: «У тебя нет сейчас я? Тогда вдумайся, задай себе вопрос «КТО Я?». Полагаю, что это надо делать с искренностью. Это метод – задавать себе этот вопрос. Не хочу прогнозировать, но есть основания считать, что рано или поздно Вас ждут удивительные и радостные открытия при этом и на этом пути.

Но Ваше «КТО», то есть Ваше «я» живёт и пребывает в мире физическом, а также в мире Вашей психологической реальности. И как часть этого мира оно вступает в отношения с ним, с его частями, с другими. И с этой точки зрения, как часть мира, оно является не только субъектом, но и объектом, «ЧТО». Возможно, про это и говорит Гилель во второй части своего высказывания. Например, так: «Если и когда ты сосредоточен только и исключительно на самом себе – это тоже неверно» (примером подобного является уход исключительно в свои интересы и эгоизм) – «так вот тебе средство от этого: говори, спрашивай себя «ЧТО Я?»». Старайтесь делать это искренне, по возможности.

В частности, вопрос «что я» означает: как ваше «я» - Вы - выглядит и чем является в этом мире (или в мире психики и т.д.). Этот вопрос включает в себя не только обычную, но и другие составляющие, например, этическую и проч. «ЧТО ВЫ?»
Наконец, «если не сейчас, то когда?»

Это не только призыв делать сразу, не откладывать на потом всё то, о чём писалось ранее (или что-то другое хорошее). Например, как только заметил, что «потерял себя», или ощутил, что не знаешь, где сейчас твоё чувство «я» - сделать предложенное выше. Или, заметив, что сосредоточен исключительно или чрезмерно на себе, начать спрашивать себя «Что я?».

Есть в этом «если не сейчас, то когда?» и другой, дополнительный, очень важный аспект. Это тоже как бы психологическая и духовная техника. Это вопрос, который надо задать самому себе – подобно предыдущим вопросам «Кто я» или «Что я». Это фраза, которую Вы должны задать и задавать себе: «Если не сейчас, то когда?»

Данный вопрос даёт Вам особое отношение с временем. Как с явлением. И оказывается, что он имеет также особое отношение к «я». Тот, кто искренне делает это, имеет шанс выйти за рамки времени. Хотя бы на мгновение. Хотя, что оно такое, это мгновение…
И всё это имеет отношение к Б-гу.

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся.

Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)

P.S. Обратите внимание, уважаемый читатель: «я», в конце концов, это слово. Или мысль, или стоящее за ними чувство, ощущение. За которыми может наблюдать и воспринимать «кто».


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 16 ноя 2013, 21:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Не рабы, рабы не мы!?

Дорогие читатели, все знают про египетское рабство нашего еврейского народа. Хотя, возможно, некоторые не в курсе ряда деталей. Например, про массовое убийство детей, запрещение супругам жить интимной жизнью и прочие «прелести». (Объём газетной статьи не позволяет много говорить об этом, и интересующихся я «отсылаю» к источникам: Торе, комментариям, Пасхальной агаде и проч.) Естественно, работа у них была всегда – в том смысле, что они обязаны были работать. Работать тяжело, и заставляли их работать жестоко. В этом – в тяжести подневольной работы, превращающей человека в некое подобие скота, животного; животного послушного, контролируемого, когда от усталости и угнетённости он уже ничего не может и не хочет, был один из основных мотивов и смыслов того рабства. Но так было не всегда. В первый, первоначальный период рабства всё было более-менее сносно, «как у людей». Евреи работали на фараона, так ведь и египтяне работали тоже. Причём, евреям даже платили больше, как сообщает ряд источников.

Теперь давайте немного пофантазируем. А что было бы, если бы египтяне и дальше сохранили период «цивилизованного» отношения к еврейским рабам? Ведь такое, в принципе, могло бы быть, ибо решение находилось в свободной воле фараонов и египтян. То есть не было бы мучений, издевательств, зверского принуждения к работе и т.д. А было бы только то, что евреи обязаны были бы трудиться, делать положенную норму (не чрезмерно обременительную) и получать зарплату, на которую могли бы жить… Правда, они всё равно были бы несвободны – обязаны работать, но наверняка допускалось менять место работы, по крайней мере, если была производственная необходимость. Или если хозяева были не против.

Правда, прожить совсем без этой работы им было бы трудно, может быть – даже невозможно, так как тем, кто бы не работал, хозяева вряд ли бы платили. А кушать-то и всё остальное надо… Что-то это напоминает, не правда ли? – Ну конечно, это «кто не работает, тот не ест». Так было при так называемом якобы социализме. Если же мы добавим сюда ещё немного свободы – тот, кто не хочет, может и не работать, то тогда это похоже уже на так называемый капитализм. Да и зачем силой заставлять работать, - сам человек придёт проситься, искать работу – надо жить, кормить себя, детей… И лишние работники тоже не нужны – платить приходится. Так что подневольное состояние раба по сути сохраняется, но поддерживается не грубой силой, в основном, а экономическими рычагами и социальным устройством общества.

Конечно, для спокойствия «работников» и собственной совести, социального мира хозяева – если они цивилизованные люди - могут отделять что-то и неработающим: пенсии старикам, пособия детям, нужна какая-то медицина, необходимый для работы уровень образование и т.д. (Плюс – система образования должна воспитывать лояльность). Ничего не напоминает? Это уже и не про древние времена вроде…

Но ведь так вполне могло быть в Египте, если бы фараоны и их приспешники не «перегибали палку». Опять таки, евреи были отданы в руки египтян. Но последние отнюдь не обязаны были издеваться и относиться к ним с жестокостью. Это, так сказать, их личная инициатива (за что они впоследствии были наказаны). Улавливаете? Так ли уж сильно человек отличается от раба, если он вынужден работать на других? Кстати, в ТаНаХе неоднократно высказывается мысль, что зависеть от другого человека – плохо. А как быть? – трудиться, зависеть от Б-га и полагаться на Него. В частности, для этого после исхода из Египта семьям в Земле Израиля были даны наследственные земельные наделы. Чтобы люди могли в своём пропитании не зависеть от других людей. (Были и другие социальные формы помощи существования, в частности, для слабых слоёв общества - сирот, вдов, бедных, геров и т.д.).

Предусматривалась и поддержка тех, кто занимался деятельностью, не связанной с производством, торговлей и земледелием – священнослужителей-левитов, учителей… Кстати, левиты даже в Египте не были рабами, так как тем, кто занимался духовной деятельностью (сюда относились священнослужители), содержание выплачивало государство. Но всё это так, к слову. Меня же интересует в первую очередь то, что есть некоторые аспекты психологии и даже физического состояния раба, которые, как читатель уже, наверное, заметил, присущи многим и в современном обществе. (Оставим в стороне вопрос, как и кому это выгодно). Это, прежде всего, не ощущение себя хозяином своей собственной жизни. Да и жизни вообще. Отсюда следуют страх, неуверенность - в себе, в своём сегодняшнем и завтрашнем дне, чувство зависимости от «сильных мира сего», ощущение, что нет полноты, реализации, и т.д. А также попытки имитировать и компенсировать их отсутствие внешней демонстрацией, противоположными качествами и прочим. Люди становятся как бы «туповатыми», духовно и эмоционально невосприимчивыми, их перестают тревожить беды и положение других («моя хата с краю», «надо жить и не высовываться», и т.д.), стремящимися к примитивным наслаждениям.

Физически тоже они часто чувствуют неудовлетворённость – разного рода. Одновременно с этим часто ощущают усталость и раздражительность, ощущение, что жизнь не складывается, «что-то не так». Ими легко управлять и манипулировать, так как чем больше у человека психологических комплексов, тем больше «верёвочек», за которые его можно дёргать. И – наконец, их совершенно не интересуют духовные идеи и понятия, вопросы смысла жизни. Не только из-за усталости и упадка сил после работы. Но также и потому, что это своеобразная форма психологической защиты от того, что их жизнь не достаточно полна, интересна и духовна. И в ней недостаёт смысла, цели. Как и вообще полноты красок, ощущений, радости и полёта. Выходов они не видят.

Отсюда и многие негативные явления: от депрессий и алкоголизма до взаимной ненависти, роста преступности. Как же быть? Что делать? Проблема многоплановая, у неё и психологические, и исторические, и социальные, и духовные корни. (Помните, Тора говорит, что евреи не слушали Моше из-за «короткого духа и тяжёлой работы»?) Но, что важно, так это то, что тогда - после трудного переломного года люди всё же вышли из рабства и услышали Моше, услышали Б-га. Тора нам говорит, что нужно каждый день выходить из дома рабства. Из Египта на свободу, имея Б-га впереди себя. Это, в частности, значит, что каждый день нужно находить время и силы для чего-то духовного. (Я бы сказал – каждый день делать что-то настояшее. Как повседневное упражнение.) Не идти на поводу у самого себя – раба (той своей части), и у тех, кто по своему заблуждению хочет сделать нас таковыми.

«Если нет у меня «я» – «кто мне», и если я только для себя – «что я», и если не сейчас, то когда?» - из дней древности говорит нам еврейский мудрец Гилель.

Если найдёте нужным, давайте эту статью почитать своим друзьям.
Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арье Бродкин. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Новое сообщениеДобавлено: 20 ноя 2013, 21:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2011, 09:57
Сообщений: 413
Подумаем, или помечтаем?

В прошлом номере, уважаемые читатели, Вашему вниманию был представлен материал относительно «подобного рабскому» состояния нашего современника. То, что это касается, во многом, тех, кто вынужден продавать своё время жизни для того, чтобы выжить, просто жить физически в нашем мире, то это более – менее очевидно. Не так очевидно, что эта проблема затрагивает также и тех, кто может жить не нуждаясь. Особенно если он способен обеспечивать средствами к существованию кого-то другого, например, используя для этого своё богатство, влияние и т.д. - то есть «давая» работу, определяя политику и прочее.

Понятно, что фактически он в той или иной степени может влиять на жизнь «простого человека». Вот в этом-то и кроется причина ответственности «богача» и вообще того, кто может влиять на жизнь других людей. В самом деле: как известно, человек голым – то есть без всего – приходит в этот мир. И скорее всего, что со временем он уйдёт из этого мира тоже - покинет этот мир. Причём, как и раньше - «голым», без всего, в том числе и без своего богатства, влияния и проч. То есть получается, что оно, богатство, власть и остальное были даны ему во временное пользование. Для чего? Ответ более – менее очевиден. Скорее всего, для того, чтобы сделать этот мир, в который он пришёл, лучше. Приблизить его к тому, каким бы хотел его видеть Б-г. А поскольку в мире есть люди с меньшим влиянием, деньгами и т.д., то Б-г, наверное, хотел, чтобы этот человек правильно использовал свою власть, возможности и перераспределил богатство.

Как? Да, наверное, так, чтобы люди могли реализовать свою лучшую и высшую человеческую природу, и не дать проявиться своим слабостям, негативным качествам, злому изнутри себя. Это как бы задание по перераспределению ресурсов. Ну, и как «богач» их перераспределяет? Кто как. Обратим внимание на то, что тяжёлые условия жизни и тяжёлый труд не только являются страданием сами по себе и приносят другие страдания, но они также делают человека плохо восприимчивым к вопросам духовным, к вопросам смысла жизни. Про это прямо говорит нам Тора, описывая духовную невосприимчивость еврейских рабов от их тяжёлой работы. Так что тот, кто не так «распределяет» богатство, например, чрезмерно оставляя для себя, или разбазаривая, тратя не по назначению то, что он должен был бы правильно «разделить» между людьми, - выступает не только в роли источника и причины страданий, но и как ставящий людям преграду на пути духовном. Как Вы думаете, что спросят у него там, куда он попадёт после жизни в этом мире? - «На что ты потратил свою жизнь?» – этот вопрос, полагаю, возникнет наверняка. (Я сейчас рассуждаю чисто логически, потому что о чём ещё можно спросить человека по прибытии куда-либо? - «Кто ты и что сделал?») Ну и что, он, к примеру, расскажет? Как построил себе несколько домов, яхту и загрузил работой по восемь часов в день такое-то количество человек? Причём, так, что они уставали на его работе и уже ничего не хотели не только в духовном отношении, но и от этой жизни? Что он заработал кучу денег? И т.д. Наверное, участь его в этом случае будет не очень завидная.

Поэтому правильный путь – это правильно распорядиться тем счастьем, богатством, и удачей, которые «выпали» тебе. Но как же быть? Ведь мир, общество сегодня устроено людьми определённым образом. Нельзя, например, вот так сразу взять и всем увеличить зарплату, или уменьшить рабочий день, скажем, часов до четырёх – чтобы люди не так уставали. Потому что, во-первых, многие из них не знают, что делать с собой и освободившимся временем. И будут использовать его по-старому, а вовсе не на развитие, совершенствование, добрые дела и т.д. То есть, надо людей научить, показать, напомнить им, что есть истинные приоритеты, ценности и цели в жизни, и т.д. А это требует перестройки всей системы образования, и не только её. (Вспомним, что в Египте евреев после их угнетения ждали Б-г и его посланец Моше).

Во-вторых, если предприниматель резко увеличит зарплату сотрудникам, или сократит рабочее время, то он рискует разориться и потерять бизнес – по крайней мере, это касается многих из них. А тогда и его работники окажутся без средств существования на улице.

В третьих, начнётся инфляция со всеми её прелестями – подорожание, социальная нестабильность и т.д. Так что вопрос, поднятый нами, не такой простой, как мог бы показаться. Но не решать его тоже нельзя. Да и время как-то так подошло такое, что многие понимают, чувствуют, что цивилизация пришла к какому-то поворотному моменту, барьеру – что-то надо менять, а то «что-то будет»…

Я не являюсь специалистом в экономике. Поэтому то, что мне приходит в голову в связи с темой нашего разговора, вполне может оказаться и не работающим. А приходит в голову мне следующее. А почему бы не уменьшить (возможно, постепенно) рабочий день часов до четырёх, с одновременным сохранением и увеличением зарплаты тем, кто это время согласится посвятить обучению смыслу жизни, духовным вещам, как использовать своё время и т.д. На освободившиеся места на оставшиеся четыре часа принять других сотрудников (зарплата сохраняется на жизнеприемлемом уровне), которые также будут учиться, как использовать время своей жизни. Это решит и проблему безработицы.

Конечно, подобный подход потребует гуманистической перестройки всего общества, или той его части, которая решится на подобный эксперимент. Бизнесы, чтобы не разориться, должны будут получать поддержку со стороны более обеспеченных бизнесменов и государства, должны быть изменены приоритеты жизни, система образования и т.д. Но средства должны найтись. Б-г даёт людям достаточно. Да и тратят люди порой огромные деньги на какую-то ерунду и вещи недостойные. Конечно, при этом богатые будут получать и иметь меньше, но зато им будет, что ответить на суде после жизни, и они не попадут в ад, или что-то подобное. Плюс – чистая совесть и реализация при жизни. В обществе же уменьшится расслоение между богатыми и бедными и социальная напряжённость. Причём, это будет только начало. Конечно, это всё не сразу, но… Плюс – можно распределять землю между людьми, природную ренту за полезные ископаемые и т.д. Всё дело в человеке – сможет ли он совладать со своей жадностью и плохим в себе, дать выразиться и реализовать доброе и хорошее… И не надо никаких революций.

Если найдёте нужным, давайте эту статью почитать своим друзьям.

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3