ФОРУМ "ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ"

Внимание! При регистрации нового пользователя, прошу отправить мне сообщение "РЕГИСТРАЦИЯ" на адрес temple.today@gmail.com Спасибо. Админ.
Текущее время: 22 окт 2018, 10:29

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: РАСКАЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА И РАСКАЯНИЕ НАРОДА
Новое сообщениеДобавлено: 03 дек 2013, 11:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 сен 2010, 07:39
Сообщений: 17
Зеев Мешков
РАСКАЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА И РАСКАЯНИЕ НАРОДА

Заповедь раскаяния в Мишне Тора

В общем своде законов, составленном Рамбамом (раби Моше бен Маймоном, 1138 – 1204), говорится, что «если кто-то умышленно или по ошибке нарушил одну из заповедей Торы: повелевающую или запрещающую – то, раскаявшись в своем грехе, он должен исповедаться перед Всевышним, как сказано (Бемидбар, 5:6,7): «Мужчина или женщина, совершив один из грехов, которым грешат люди, осквернив тем самым (имя) Всевышнего… должны исповедаться в грехе, который они совершили». Речь идет о словах признания, которые человек должен произнести перед лицом Всевышнего. И это повелевающая заповедь Торы. Говорят (примерно) так: «Б-г! Согрешил я пред Тобою, виноват я, преступил закон; совершил я то-то и то-то; я раскаиваюсь в своих поступках, и стыжусь их, и никогда более не поступлю так». Это – основа исповеди. Но всякий, кто скажет больше, сделает свою молитву более длинной, заслуживает похвалы» (Илхот тшува, 1:1).

Удивление раби Алкалая

Раби Йеуда Алкалай (1798, Сараево – 1878, Йерушалаим) в своей книге «Отверстие величиной с острие иглы» писал: «Мне трудно понять, почему Рамбам, говоря о заповеди раскаяния (иврит тшува, буквально: «возвращение»), остановился лишь на обязанности произнести исповедь... Ему бы следовало сказать, что эта заповедь требует от человека вернуться к Всевышнему». Для того чтобы восполнить пробел, который образовался в работе Рамбама, рав Алкалай обратился к Рамбану (раби Моше бен Нахман, 1194 – 1270).

Заповедь раскаяния в Торе

Рамбан говорит о том, что заповедь раскаяния (возвращения) упоминается в книге Дварим четыре раза: «… в конце дней… вернешься к Б-гу Всесильному твоему и будешь слушать голос Его» (Дварим, 4:30); «И когда сбудется для тебя все это… И вернешься к Б-гу Всесильному твоему, и будешь слушать голос Его…» (Дварим, 30:1,2); «А ты вернешься и будешь слушать голос Бога Всесильного твоего…» (Дварим, 30:8), «И вернешься к Б-гу Всесильному твоему всем сердцем твоим и всей душою твоею…» (Дварим, 30:10). И подчеркивает, что все эти стихи относятся к «концу дней» – к периоду собирания сыновей Израиля из стран рассеяния.

Объяснение раби Алкалая

Отсюда вытекает, что есть две заповеди раскаяния. Одна – та, о которой говорил Рамбам. Она относится к каждому человеку в отдельности, и ее следует исполнять каждый день. Раскаяние одного человека сводится к тому, что он сожалеет о плохих поступках, совершенных им, и признает свою вину перед лицом Всевышнего. «Вторая заповедь раскаяния относится ко всему народу и состоит в возвращении к Всевышнему – в землю наследного удела отцов наших. Всякий, кто живет за пределами святой земли, подобен тому, у кого нет Б-га» (Отверстие величиной с острие иглы, том 2, стр 324) – смотри сноску в конце текста. Этим, по мнению рава Алкалая, объясняется, почему раскаяние, о котором говорится в Торе, связывается с «концом дней» – временем возвращения сыновей Израиля из изгнания.

Этимология слова тшува («раскаяние, возвращение»)

Рав Алкалай писал: «Знай, что слово тшува прежде всего означает возвращение человека в то место, откуда он ушел… И общая тшува будет состоять в том, что мы вернемся в землю, из которой мы ушли…» (стр. 326).

Препятствия

Раби Алкалай писал, что один человек встречает много препятствий на пути к раскаянию в грехах и нехороших поступках, в то время как возвращению народа мешают только два обстоятельства: разрешение правителей на переселение в землю Израиля и недостаток средств на переезд.

План

Рав Алкалай предлагал добиваться разрешения правителей политическим путем. Таким образом, за пятьдесят лет до Теодора Герцеля он составил план борьбы за создание государства с помощью дипломатических каналов. Он подчеркивал, что началом раскаяния всего народа станет дипломатическая деятельность, направленная на создание государства: « «И будут искать Б-га…» – это стремление сыновей Израиля в конце дней (в период собирания рассеянных) выразится в том, что народ будет просить разрешения у царей земли» (Гораль леАшем). Т. е., по его мнению, подобная активность ни в коем случае не противоречит заповеди, обязывающей полагаться на Всевышнего. «Освобождение Израиля придет через царей народов… Но только у Всевышнего спасение. И Он направит через людей события так же, как Он это сделал в период возвращения сыновей Йеуды из Вавилона. Так же как в прошлом возвращение из плена стало возможно благодаря Корешу (Киру, персидскому царю, позволившему переселиться за Ярдэн и восстановить Храм), так и в будущем Всевышний пробудит у царей народов мира желание выслать сыновей Израиля из своих стран… Руководители еврейского народа откроют отверстие, величиной с острие иголки… А Всевышний откроет проход, как широкие двери, и склонит сердца царей, чтобы те благосклонно отнеслись к их просьбе» (Гораль леАшем).

Рав Алкалай призывал создать организацию, которая будет заниматься вопросами создания еврейского государства. Он писал: «Вначале присоединится не так много людей, но затем движение разрастется. Когда наша страна станет называться Израиль, пробудятся сердца всех евреев и многие захотят помогать и личным участием и своими деньгами». Он также отмечал: «Правители Британии будут первыми, кто будет наблюдать за домом Йосефа…» (Сэфер Хаим).

Противники

Первым шагом на пути к возрождению государства рав Алкалай считал создание сельскохозяйственных поселений, в которых труд будет сочетаться с изучением Торы. Он полагал, что освоение хотя бы некоторых областей земли Израиля позволит политикам говорить с властителями мира более предметно и обосновано. Мудрецы Торы, проживавшие в Йерушалаиме отрицательно восприняли план рава Алкалая, так как, по их мнению, Йерушалаим был сотворен только для того, чтобы в нем изучали Тору. И аргументы рава Алкалая, утверждавшего, что в этом мире нельзя вести себя как в в мире будущем, где нет потребности в еде и воде, остались без внимания. Напрасно он добивался обоснованных ответов – его просто не замечали.

Благоприятное время

Рав Алкалай исходил из того, что с 5600 г. от сотворения мира (с 1840 г.) начался период, благоприятный для возвращения народа на святую землю. Он был уверен в том, что эти годы являются временем машиаха. И очень боялся, что эта возможность будет упущена. В своей работе «Шалом Йерушалаим» он отмечал, что благоприятное время будет продолжаться около «ста лет: с сегодняшнего дня и до 5799 г. от сотворения мира (до 1939 г.). А затем, не дай Б-г, наступит 5700 г. (1940 г.)».

В 1860 году рав писал: «Если Всевышний пошлет нам дух, который повергнет нас в сон, и мы не сможем сплотиться вместе, чтобы продвигать дело заселения земли, мы упустим дни машиаха из дома Йосефа (призванного собрать рассеянных) в шестом тысячелетии. А в конце шестого тысячелетия придет машиах из дома Давида (призванный построить государство и Храм). И приведет его Всевышний сильной рукой, в гневе и в ярости. И он соберет изгнанников, взяв двух из города и одного из семьи. И будет народ бедствовать, и будет он терпеть удар за ударом, будет он страдать и будет растерян от зла, которое причинят ему. И все это потому, что не захотели отнестись с уважением к Б-гу Израиля, Который призывал вернуться под сень Шхины в земле Израиля» (Сэфер Хаим).

Эпилог

Убедившийся в том, что его призыв не нашел широкого отклика среди религиозных людей, в конце своей книги «Отверстие величиной с острие иглы» рав Алкалай писал: «А я пойду с тем четким пониманием, которое у меня есть. «Ибо прямы дороги Б-га. Праведники пройдут по ним, а преступники споткнуться» (Теилим, 14:10). А в Мелахим (II, 19:31) говорится: «…сделает это ревность Б-га воинств» (Иными словами: Всевышний в гневе претворит Свои планы в жизнь). И это даст мне успокоение. Ибо правда прокладывает себе путь. А то, что не сделает разум, совершит время».

рав Зеев Мешков

Источник


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3