ФОРУМ "ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ"

Внимание! При регистрации нового пользователя, прошу отправить мне сообщение "РЕГИСТРАЦИЯ" на адрес temple.today@gmail.com Спасибо. Админ.
Текущее время: 22 ноя 2017, 20:37

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: "Лех леха": ВСЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО ИЛИ ВАРИАНТЫ ВОЗМОЖНЫ
Новое сообщениеДобавлено: 23 окт 2012, 08:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 сен 2010, 07:39
Сообщений: 17
ВСЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО ИЛИ ВАРИАНТЫ ВОЗМОЖНЫ


Вывел его за пределы вселенной…

«И (Б-г) вывел его (Авраама) наружу и сказал ему: «Взгляни-ка на небеса и сосчитай звезды, если сможешь сосчитать их». И сказал ему (Всевышний): «Таково будет потомство твое» (Берейшит 15:5).
Раши поясняет, что Всевышний вывел Авраама «наружу» не из шатра, а за пределы вселенной.
Согласно агаде (Шабат, 156б), Авраам находился под влиянием живших в Ур Касдим халдеев, умевших предсказывать по звездам судьбы людей и мировые события. И, анализируя свой гороскоп, он пришел к выводу, что у него никогда не родится сын. И тогда Всевышний дал ему возможность посмотреть на мир другими глазами и увидеть, что все можно изменить. А еще пообещал, что его потомки никогда не будут подчиняться законам астрологии – они сами будут подобны звездам и от их «движения»: духовного роста и праведности – будет зависеть все происходящее в мире.

Гори, гори моя звезда…

Тогда встает вопрос, есть ли в мире предопределенность или такое понятие, как судьба, отсутствует полностью.
Прежде всего, следует убедиться, что и Талмуд, и галаха не объявляют астрологию «служанкой империализма», а относятся к ней серьезно.
В Шулхан Арух говорится: «Когда наступает месяц Ав, следует уменьшить радость. Еврей, у которого есть тяжба с неевреем, должен постараться протянуть время и избежать судебного разбирательства в этот период, так как созвездия не благоприятствуют ему» (Орах хаим, гилхот тэша бэав, 551). А в кратком Шулхан Арух говорится: «Когда наступает Адар, следует привнести в жизнь как можно больше радости. Еврей, у которого есть тяжба с неевреем, должен постараться решить ее в этом месяце...» (141:1).
Продолжая исследовать вопрос, мы можем убедиться, что Талмуд не только признает влияние созвездий на характер месяца, но и говорит, что звезда, под которой родился человек, определяет его способности и наклонности (Шабат, 156а).

Доверять Богу

Но хотя мудрецы Талмуда и не отрицали того, что по звездам можно определить будущие события в жизни человека, они утверждали: «Не следует обращаться к халдеям (астрологам), чтобы не нарушать заповедь «Прост будь с Богом твоим» (Псахим, 113б). Или иными словами: «Доверяй Ему во всем и не заглядывай в будущее». А Рамбан прокомментировал это высказывание так: «Иногда Всевышний… отменяет то, что предопределили звезды, и это можно назвать скрытым чудом... Поэтому не спрашивают их (астрологов), а придерживаются правила «прост будь с Богом твоим». А если узнал человек о каком-либо касающемся его предсказании, и он не хочет, чтобы оно сбылось, – пусть умножает заповеди и молится… И считаю я, что нельзя пренебрегать плохим предсказанием и полагаться на чудо» (Рашба, респонсы, 283).

Спор мудрецов Талмуда о том, как осуществляется свобода выбора

Так насколько же все предопределено и насколько человеку дано изменить ход событий?
Рассматривая этот вопрос, мудрецы Талмуда разошлись во мнениях. Когда раби Йоханану сказали, что от созвездия зависят и умственные способности, и богатство человека, он ответил: «Нет у сыновей Израиля созвездий» (Шабат, 156б), имея в виду, что звезды не властвуют над нами. И в доказательство своих слов привел стих Торы: «Так сказал Б-г: «Путям народов не учитесь, знаков небесных не страшитесь. Пусть народы боятся их» (Йирмеяу, 10:2).
А Талмуд, продолжая тему, говорит: «Даже Рав сказал: «Нет у сыновей Израиля созвездий».

Почему «даже»?

Это можно понять, только заглянув в другой трактат Талмуда: «Сказал Рав: «За сорок дней до того, как ребенок обретает форму в чреве матери, звучит голос и объявляет: «Дочь такого-то будет его женой (того, кто должен родиться), такой-то дом будет принадлежать ему, такое-то поле будет его земельным наделом» (Сота, 2а).
Выходит, что Рав считал, что все предопределено.
Вовсе нет. Ведь, как мы уже знаем, даже он говорил: «Нет созвездия у сыновей Израиля». Т.е. даже тот, кто утверждал, что жизненный путь человека предопределен еще до рождения, признавал, что нет у сыновей Израиля созвездий.
Но ведь это же противоречие! В трактате Шабат он говорит, что нет созвездий, а в трактате Сота, что все предопределено.
Рав не оставил нас без ответа, а сам объяснил, что имел в виду. «Так сказал Рав: «Так сказал Авраам: «Господин мира! Слуга мой будет наследником моим». Сказал ему (Всевышний): «Нет, не слуга, а тот, кто произойдет от тебя». Сказал Ему (Авраам): «Вот я посмотрел на свой гороскоп – и вот не таков я, чтобы родить сына». Сказал ему (Всевышний): «Выйди за пределы своего гороскопа, так как действие созвездий не распространяется на сыновей Израиля. Планета Цедек (Юпитер) должна появиться на западе, а Я верну ее и поставлю на востоке» (Шабат 156а).
Значит, по мнению Рава звезды предопределяют все, но Всевышний может изменить судьбу праведника.
А что же делать простому человеку?
Если он узнает от астрологов, что над ним нависла беда, пусть идет к праведнику своего поколения и просит молиться за него.

Мнение специалиста в области астрономии

Шмуэль, который говорил о себе: «Знаю я тропы небес, как улочки Нэардэи, придерживался другого мнения. И это видно из следующего рассказа. Однажды Шмуэль разговаривал с Авлатом (мудрецом-неевреем). Мимо них в сторону пруда прошли рабочие. Авлат посмотрел на одного из них и сказал: «Этот человек пойдет и не вернется – укусит его змея». Ответил ему Шмуэль: «Если он из сыновей Израиля, то пойдет и вернется». Через какое-то время рабочие пошли обратно и среди них был и тот, о ком они говорили. Авлат остановил его, взял у него сумку, развязал ее и нашел в ней мертвую змею. Шмуэль расспросил рабочего, и тот рассказал, что у тех, с кем он работает, принято, что кто-то один обходит всех и собирает хлеб, чтобы есть его вместе. И продолжил: «В этот день у одного из рабочих не было хлеба, и ему было стыдно признаться в этом. И я, подойдя к нему, наклонился и сделал вид, что беру его долю. И этот человек пришел и ел вместе со всеми». Сказал Шмуэль: «Ты исполнил заповедь цдаки. А цдака спасает от смерти» (Шабат, 156а).
Следовательно, по мнению Шмуэля, простому человеку не обязательно просить праведника избавить его от плохого предсказания. Любое хорошее дело поднимает человека, у которого нет особых заслуг, выше звезд.
Нельзя не заметить, что мнение Шмуэля отличатся от мнения Рава. Если Рав считал, что только Всевышний может внести «коррекцию в судьбу» в ответ на молитву праведника, то Шмуэль придавал большое значение добрым делам и был уверен, что любой может «перейти на другие рельсы и избежать аварии» – пусть только сделает что-нибудь хорошее.
Относительно того, предопределены ли браки на небесах, у Шмуэля также было свое мнение. Оно приводится в трактате Моэд катан, в котором рассматривается вопрос о том, можно ли жениться в полупраздничные дни. Многие авторитеты, исходя из принципа, что не следует смешивать одну радость с другой, считают, что все внимание следует уделить празднику и произвести обручение либо до, либо после него. Однако Шмуэль утверждает: «Разрешено произвести обручение в полупраздничные дни, чтобы другой человек не пришел и не сделал этого раньше (того, кто нашел себе невесту)» (18б).
Не будем останавливаться на нравственном облике невесты, которая в течение нескольких дней готова переменить свое решение. Нам важно, что, в отличие от Рава, Шмуэль считает, что женщина может достаться тому, кому она не предназначена Небесами. И если человек хочет, чтобы его суженая заключила брак с ним, ему надо приложить усилия.
А раби Йоханан?.. Он говорил: «Соединение пар – такое же «тяжелое» дело для Всевышнего, как рассечение моря» (Сота, 2а). Иными словами, при чем здесь созвездия? Такое великое дело, как соединение пар – в руках Всевышнего. Никаким законам любовь не подчиняется. Так что и в этом нет у сыновей Израиля созвездий.
Хорошо было раби Йоханану, великому праведнику, хранившему в своей душе остатки света Храма, говорить о том, что сыновья Израиля совсем не подчиняются созвездиям. Но Рав и Шмуэль, жившие в Персии среди гадателей и астрологов… Каждый из них должен был исходить из того, что созвездия в той или иной степени влияют на судьбу человека.

Рав Зеев Мешков


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3